Статистический анализ динамики и факторов развития малого предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является статистический анализ динамики и факторов развития малого предпринимательства в России.
Исходя из цели курсовой работы, мы ставим перед собой следующие задачи:
- Рассмотреть понятие и роль малого предпринимательства в экономике;
- проанализировать структуру и направления развития малого предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой;
- охарактеризовать развитие малого предпринимательства в России.

Содержание работы

Введение 4
1. Понятие и роль малого предпринимательства в экономике 6
2. Структура и направления развития малого предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой 9
3. Динамика развития малого предпринимательства в России 13
4. Направления совершенствования развития малого предпринимательства в России 31
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Файлы: 1 файл

Доработка.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

 В условиях ухудшения  воспроизводства крупные компании находят "отдушину" в виде экспорта капитала. Мелкие фирмы, как правило, не имеют такой возможности. Это вынуждает их для выживания интенсивно пересматривать свою производственную и сбытовую деятельность. Те из них, кто в обстановке 70-х начала 80-х годов сумели приспособиться - выжили, другие - просто разорились. Однако, в свою очередь, развитие малых предприятий при преодолении этого кризиса послужило важным средством оздоровления экономики4.

 

 

3. Динамика развития малого предпринимательства в России

 

Малый бизнес –  бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую  деятельность предпринимателей, небольших  фирм, малых предприятий. Он характерен для некоторых видов и форм производства, торговли, сферы услуг.

Малый бизнес в России обладает некоторыми отличающими  его от малого бизнеса большинства зарубежных стран особенностями. Отличает его совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на  однопродуктовую модель развития; стремление к максимальной  самостоятельности, в то время как значительная часть зарубежных малых предприятий работает на  условиях субподряда и т.п.; общий низкий   технический уровень и низкая технологическая оснащенность  в сочетании со значительным инновационным потенциалом.

      Российские малые предприятия  обладают высокой степенью приспособляемости  к сложной экономической  обстановке, усугубляемой дезорганизацией в  системе  государственного управления  и нарастающей криминализацией   общества. В то время как неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малых предприятий негативно сказывается на функционировании данного сектора.

      Важным экономическим условием  становления малого бизнеса, которое во многом зависит от эффективности методов государственного управления, регулирования и контроля, является наличие и степень развитости рынков факторов  производства, таких как рынок капитал, рынок труда, рынок инвестиционных товаров, включая землю и иные объекты недвижимости.

      При этом подразумевается не  просто существование в России  этих рынков и наличие соответствующей  инфраструктуры, обеспечивающей их  эффективную работу, но и возможность  доступа на них малых предприятий,  повышения их роли в формировании спроса, а также полной и достоверной  информации о состоянии рынков, причем в национальном масштабе.

Социальная  значимость малого бизнеса определяется  массовостью группы мелких собственников - владельцев малых   предприятий  и их наёмных работников, общая численность   которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка5.

Развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное  благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества. Также следует отметить, что занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности. Объективно неизбежная  реструктуризация экономики вынуждает все большее число   граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью. Сектор малого предпринимательства  способен  создавать новые рабочие места, а, следовательно, может  обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. Массовое развитие малых предприятий способствует изменению общественной психологии и жизненных   ориентиров основной массы населения, является единственной  альтернативой социальному иждивенчеству.

Политическое  влияние малого бизнеса в различных  странах достаточно велико, поскольку  эта социальная группа давно стала  основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного  по своей численности и  являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения. В условиях устойчивого   социально-экономического и политического развития общества  мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность, и даже  агрессивность при возникновении угрозы в отношении  собственности, так как в отличие от крупных и средних собственников для владельцев малых предприятий их  собственность зачастую является единственным средством к  существованию и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо  становится объектом борьбы различных политических сил за  голоса избирателей. Данный фактор определяет неразрывность     связи малого предпринимательства с интересами местных и  региональных сообществ, что обусловливает его зависимость от национальной основы и составляет питательную среду для его патриотических настроений. При этом, как свидетельствует исторический опыт России и ряда других стран, патриотические настроения в среде мелких собственников в условиях экономического спада и политической нестабильности могут принимать крайние формы и подталкивать их к поддержке наиболее экстремистских политических сил.

Существенная  роль малого предпринимательства в  экономической жизни стран с  рыночной системой хозяйствования определяется тем, что в этом секторе экономики  действует подавляющее большинство  предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина валового внутреннего продукта. Сектор малого бизнеса наиболее  динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса, и т.п. Важнейшими особенностями малых  предприятий являются способность к ускоренному освоению   инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных  средств.  Еще одной характерной чертой этого сектора является  активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех   секторах экономики.

      Присущие малому предпринимательству  гибкость и   высокая приспособляемость  к изменчивости рыночной конъюнктуры  способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране. Однако этому сектору свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе. Это приводит к постоянному обновлению в секторе МП вследствие массовых банкротств или переспециализации деятельности. Приведенные данные — при их сопоставлении с относительной стабильностью общей численности малых предприятий и объёмами производства (табл.1)- указывают на высокую интенсивность внутренних реорганизационных процессов внутри МП, способствующую   оптимизации использования их потенциала в условиях рыночной экономики.

Таблица 1

Количество  зарегистрированных малых предприятий

Федеральные округа

Количество зарегистрированных

МП на 1.01.07 в расчёте на 100 тыс.

человек населения

Прирост/сокращение

(-) количества  зарегестрированных

МП на 100 тыс.

человек населения

за 2006 год

РФ

Центральный

Северо-Западный

Южный

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

611,7

905,9

928,5

397,7

469,3

452,1

448,3

498,7

29,7

63,2

76,2

18,1

56,6

4,0

-38,7

-74,0


 

      За 2006 г. число зарегистрированных малых предприятий увеличилось на 5,1%, составив на последнюю дату 880,6 тыс. По всем показателям в 2006 г. относительно аналогичного периода предыдущего года зафиксирован рост, что позволяет надеяться на продолжение данной тенденции на протяжении и 2007 г.

 

 

 

 

 

Таблица 2

Распределение численности занятых на малых  предприятиях по отраслям экономики  и формам собственности в 2007 г6.

Показатель

Среднесписочная численность

Распределение по формам

собственности, %

Доля в общей

численности занятых  в отрасли, %

Тыс./чел.

%

Госуд-ая и муниципальная

Негосудар-ственная

Всего в том  числе по отраслям:

Промышленность

С/хозяйство

Строительство

Транспорт, связь

Торговля, общественное  питание, материально- техническое  снабжение

Общая коммерческая деятельность по обеспечению функциониров-я

рынка

Жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводит-е

виды бытового

обслуживания

Наука и научное

обслуживание

Др.отрасли

8479,9

 

 

2382,0

105,2

2631,9

156,2

2235,0

 

 

 

 

 

303,0

 

 

 

 

 

99,1

 

 

 

 

 

198,9

 

368,6

100

 

 

28,1

0,9

31

2

26

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

2

 

5

12

 

 

18

28

13

13

6

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

19

 

11

88

 

 

82

72

87

87

94

 

 

 

 

 

99

 

 

 

 

 

86

 

 

 

 

 

81

 

89

14

 

 

14,1

3

43

3

40

 

 

 

 

 

96

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

12

 

-


 

Малый бизнес без  поддержки государства и без  собственного внутригруппового взаимодействия не всегда способен успешно противостоять  в конкурентной борьбе  крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы. К определению целей и  задач  государственной  политики  в  отношении предпринимательства преобладает чисто прикладной фискальный подход, который обусловлен таким же утилитарным пониманием    места и значения предпринимательского сектора в экономике. Малый бизнес рассматривается лишь как один из возможных  дополнительных факторов, влияющих на сокращение безработицы, активизацию инновационных процессов, развитие  конкуренции, насыщение определенных сегментов рынка товарами и услугами и т.п., т.е. как инструмент решения   тех или иных социально-экономических задач, использование, которого зависит от множества объективных факторов и не является обязательным. В России прослеживается опасная  тенденция. Экономическая политика продолжает ориентироваться на поддержку крупных государственных и пост государственных хозяйственных структур и их объединений, в  первую очередь финансово-промышленных групп. В формирующейся государственно-монополистической хозяйственной системе малые предприятия представляются как некое инородное тело, а их существование допускается  в  основном для заполнения ниш, непривлекательных для крупного  капитала, установления финансовой зависимости или интегрирования в структуру крупного капитала, для выполнения наиболее тяжелых, трудоемких и наименее выгодных операций. Имея доступ к значительным материальным и финансовым активам, крупные предприятия имеют более благоприятные условия доступа к кредитным ресурсам и  возможности получения более льготных кредитов банков,   учредителями которых они являются. Новой малой фирме зачастую невозможно вырваться на давно уже поделенный   монополизированный рынок, получить доступ к государственным заказам, а также к средствам, идущим на так называемую "поддержку отраслей народного хозяйства". Руководителю    крупного предприятия, несомненно, легче "пробить" выгодное для него административное решение, особенно на местном уровне.

Наличие и значимость такого потенциально мощного и   динамичного социально-экономического феномена, как малое частное предпринимательство, предполагает формирование и   реализацию определённой государственной политики, обеспечивающей благоприятные условия для развития малого предпринимательства и включающей правовое регулирование,   налоговое и финансово-кредитное стимулирование, специальные  государственные институты, обеспечивающие проведение в  жизнь такой политики. В настоящее время государственная  политика по отношению к малому бизнесу в Российской Федерации только формируется, определяются ее цели,  направления, механизмы реализации. Сделаны лишь первые, не всегда верные и последовательные шаги на пути формирования  целостной политики поддержки и развития малого предпринимательства и создания механизмов её реализации.  Многие меры государственного регулирования деятельности малых предприятий носят противоречивый характер. Например,  в области налогообложения продление льгот по налогу на прибыль сочеталось с общим повышением как федеральных, так и местных налогов, а введение упрощенной системы налогообложения для микро предприятий-с тенденцией к общей отмене налоговых льгот для малого предпринимательства7.

Информация о работе Статистический анализ динамики и факторов развития малого предпринимательства в России