Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 22:33, курсовая работа
Целью курсовой работы является статистический анализ динамики и факторов развития малого предпринимательства в России.
Исходя из цели курсовой работы, мы ставим перед собой следующие задачи:
- Рассмотреть понятие и роль малого предпринимательства в экономике;
- проанализировать структуру и направления развития малого предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой;
- охарактеризовать развитие малого предпринимательства в России.
Введение 4
1. Понятие и роль малого предпринимательства в экономике 6
2. Структура и направления развития малого предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой 9
3. Динамика развития малого предпринимательства в России 13
4. Направления совершенствования развития малого предпринимательства в России 31
Заключение 32
Список использованной литературы 34
В условиях ухудшения воспроизводства крупные компании находят "отдушину" в виде экспорта капитала. Мелкие фирмы, как правило, не имеют такой возможности. Это вынуждает их для выживания интенсивно пересматривать свою производственную и сбытовую деятельность. Те из них, кто в обстановке 70-х начала 80-х годов сумели приспособиться - выжили, другие - просто разорились. Однако, в свою очередь, развитие малых предприятий при преодолении этого кризиса послужило важным средством оздоровления экономики4.
Малый бизнес – бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность предпринимателей, небольших фирм, малых предприятий. Он характерен для некоторых видов и форм производства, торговли, сферы услуг.
Малый бизнес в России обладает некоторыми отличающими его от малого бизнеса большинства зарубежных стран особенностями. Отличает его совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития; стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть зарубежных малых предприятий работает на условиях субподряда и т.п.; общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом.
Российские малые предприятия
обладают высокой степенью
Важным экономическим условием
становления малого бизнеса,
При этом подразумевается не
просто существование в России
этих рынков и наличие
Социальная значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наёмных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка5.
Развитие малого
предпринимательства
Политическое
влияние малого бизнеса в различных
странах достаточно велико, поскольку
эта социальная группа давно стала
основой сформировавшегося
Существенная
роль малого предпринимательства в
экономической жизни стран с
рыночной системой хозяйствования определяется
тем, что в этом секторе экономики
действует подавляющее
Присущие малому
Таблица 1
Количество зарегистрированных малых предприятий
Федеральные округа |
Количество зарегистрированных МП на 1.01.07 в расчёте на 100 тыс. человек населения |
Прирост/сокращение (-) количества зарегестрированных МП на 100 тыс. человек населения за 2006 год |
РФ Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный |
611,7 905,9 928,5 397,7 469,3 452,1 448,3 498,7 |
29,7 63,2 76,2 18,1 56,6 4,0 -38,7 -74,0 |
За 2006 г. число зарегистрированных малых предприятий увеличилось на 5,1%, составив на последнюю дату 880,6 тыс. По всем показателям в 2006 г. относительно аналогичного периода предыдущего года зафиксирован рост, что позволяет надеяться на продолжение данной тенденции на протяжении и 2007 г.
Таблица 2
Распределение численности занятых на малых предприятиях по отраслям экономики и формам собственности в 2007 г6.
Показатель |
Среднесписочная численность |
Распределение по формам собственности, % |
Доля в общей численности занятых в отрасли, % | ||
Тыс./чел. |
% |
Госуд-ая и муниципальная |
Негосудар-ственная | ||
Всего в том числе по отраслям: Промышленность С/хозяйство Строительство Транспорт, связь Торговля, общественное питание, материально- техническое снабжение Общая коммерческая деятельность по обеспечению функциониров-я рынка Жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводит-е виды бытового обслуживания Наука и научное обслуживание Др.отрасли |
8479,9
2382,0 105,2 2631,9 156,2 2235,0
303,0
99,1
198,9
368,6 |
100
28,1 0,9 31 2 26
4
1
2
5 |
12
18 28 13 13 6
1
14
19
11 |
88
82 72 87 87 94
99
86
81
89 |
14
14,1 3 43 3 40
96
4
12
- |
Малый бизнес без
поддержки государства и без
собственного внутригруппового взаимодействия
не всегда способен успешно противостоять
в конкурентной борьбе крупному
капиталу, отстаивать свои экономические,
политические и социальные интересы.
К определению целей и задач государственной
политики в отношении предпринимательства
преобладает чисто прикладной фискальный
подход, который обусловлен таким же утилитарным
пониманием места и значения
предпринимательского сектора в экономике.
Малый бизнес рассматривается лишь как
один из возможных дополнительных
факторов, влияющих на сокращение безработицы,
активизацию инновационных процессов,
развитие конкуренции, насыщение определенных
сегментов рынка товарами и услугами и
т.п., т.е. как инструмент решения
тех или иных социально-экономических
задач, использование, которого зависит
от множества объективных факторов и не
является обязательным. В России прослеживается
опасная тенденция. Экономическая
политика продолжает ориентироваться
на поддержку крупных государственных
и пост государственных хозяйственных
структур и их объединений, в первую
очередь финансово-промышленных групп.
В формирующейся государственно-
Наличие и значимость
такого потенциально мощного и
динамичного социально-