Классификация неблагополучных семей и особенности воспитания в них детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2015 в 00:01, курсовая работа

Описание работы

Всё выше сказанное обусловило выбор темы исследования: «Особенности неблагополучных семей, воспитывающих детей младшего школьного возраста.
Цель: на теоретическом уровне изучить особенности неблагополучных семей, воспитывающих детей младшего школьного возраста.
1,25Объект исследования- воспитание детей младшего школьного возраста.
1,25Предмет исследования- особенности воспитания детей младшего школьного возраста в неблагополучных семьях
1,25Гипотеза исследования- воспитание детей младшего школьного возраста в неблагополучных семьях будет иметь свои психологические и педагогические особенности.
1,25Задачи исследования:

Содержание работы

Введение……………………………………………………...………………..............…3
1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста…………………………………………………...…………………………........5
2. Понятие «неблагополучная семья»………………………………...................6
3. Классификация неблагополучных семей и особенности воспитания в них детей младшего школьного возраста……………….........…………………..................8
Заключение……………………………………...…………………………....................14
Список использованных источников……………………...…………………..............15

Файлы: 1 файл

Alexandra_Lebedinskaya_1 (1).doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……………………………………………………...………………..............…3

1. Психолого-педагогическая характеристика  детей младшего школьного возраста…………………………………………………...…………………………........5

           2. Понятие «неблагополучная семья»………………………………...................6

3. Классификация неблагополучных  семей и особенности воспитания  в них детей младшего школьного  возраста……………….........…………………..................8

Заключение……………………………………...…………………………....................14

Список использованных источников……………………...…………………..............15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В наше время неблагополучные семьи стали очень распространенным явлением. Но люди часто не замечают общественную опасность неблагополучных семей и важность семьи в становлении личности. Психика ребёнка формируется в раннем возрасте. Идеалом поведения служат родители, а так как родители не могут в неблагополучных семьях послужить примером для подражания, такие дети очень сложно социализируются в обществе. Чаще всего к ним плохо относятся сверстники и если не принять меры, то они могут вырасти озлобленными и бесчеловечными. Чтобы понять саму пагубность проблемы представим, сколько неблагополучных семей в наше время. Разводы участились, выросло количество детей, рождённых несовершеннолетними матерями. Некоторые родители рожают много детей только для того, чтобы получить льготы, и это естественно наркозависимые, алкозависимые. Дети не в силах справится со своими проблемами сами, а так как детей из неблагополучных семей становится всё больше и больше, всё общество может измениться в худшую сторону, ведь дети склонны поступать так, как поступает большинство их сверстников, а это может привести к пагубным последствиям детей из благополучных семей.

Исследуемая нами проблема отражается в работах М. М. Буянова, М. А. Галагузовой, И. Ф. Дементьевой, Т. А. Султанова, В. М. Целуйко и других.

Всё выше сказанное обусловило выбор темы исследования: «Особенности неблагополучных семей, воспитывающих детей младшего школьного возраста.

     Цель: на теоретическом уровне изучить особенности неблагополучных семей, воспитывающих детей младшего школьного возраста.

1,25Объект исследования- воспитание детей младшего школьного возраста.

1,25Предмет исследования- особенности воспитания детей младшего школьного возраста в неблагополучных семьях

1,25Гипотеза исследования- воспитание детей младшего школьного возраста в неблагополучных семьях будет иметь свои психологические и педагогические особенности.

1,25Задачи исследования:

1,251) Представить психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста.

1,252) Раскрыть сущность понятия «неблагополучная семья».

1,253) Рассмотреть виды неблагополучных семей и особенности воспитания детей младшего школьного возраста в них.

1,25Методы исследования- изучение литературы и других источников, теоретический анализ, обобщение.

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника.

 

В данном параграфе мы представим возрастные особенности развития                      

младшего школьника.

Возрастные особенности отражают общие свойства и качества личности, характерные для того или иного периода развития. Для того чтобы работать с ребёнком, надо знать его психологические особенности. Младшим школьным возрастом считается возраст с 6 до 10 лет. В эти годы ребёнок переживает переход из садика в школу. Происходит смена игровой деятельности на учебную. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе: качественно преобразуется познавательная сфера, формируется личность, складывается сложная система отношений со сверстниками и взрослыми.

Изучив труды И. П. Подласого [4] можно выделить неустойчивость и неорганизованность восприятия младших школьников. Малая дифференцированность восприятия и слабость анализа отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью восприятия, любопытством. Опираясь на это, учителя  приучают школьника слушать, смотреть, наблюдать. Восприятие целенаправленно усложняется, принимает организованный характер. Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно  устойчиво, ограниченно по объёму.  

«Младший школьный возраст — период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются» — так характеризует этот возраст Н. С. Лейтес [6].

С поступлением в школу изменяется весь строй жизни ребенка, складываются определенные отношения с окружающими людьми, прежде всего с учителем, меняется режим. В этом возрасте дети с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Им хочется научиться правильно и красиво писать, читать, считать. Пока они только вбирают, впитывают знания. И этому очень способствуют восприимчивость и впечатлительность младшего школьника. Все новое вызывает немедленную реакцию. Повышенная активность, готовность к действию проявляется на уроках и в том, как быстро ребята поднимают руку, нетерпеливо выслушивают ответ товарища, стремятся сами отвечать.

Очень сильна направленность младшего школьника на внешний мир. Факты, события, детали производят на него сильное впечатление. При малейшей возможности учащиеся подбегают ближе к тому, что их заинтересовало, стараются взять незнакомый предмет в руки, фиксируют внимание на его деталях. Дети с удовольствием рассказывают об увиденном, упоминая много подробностей.

В то же время в младшем школьном возрасте стремление проникнуть в саму суть явлений, вскрыть их причину,  заметно не проявляется. Младшего школьника затрудняет выделение существенного, главного, основного. Например, пересказывая тексты или отвечая на вопросы по ним, учащиеся почти дословно повторяют отдельные предложения, фразы, слова, абзацы.

Важный источник успехов младших школьников в учении — их копирование. Учащиеся повторяют рассуждения учителя, приводят примеры, аналогичные примерам товарищей. Такое порой только внешнее копирование помогает ребенку в усвоении материала. Но в то же время оно может привести к поверхностному восприятию некоторых явлений, событий.

Таким образом, мы рассмотрели психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста. Данному возрастному периоду свойственна любознательность, активность, подражательность. Для дальнейшей работы мы будем учитывать эти характеристики.

 

2. Содержание понятия «неблагополучная семья».

 

В данном параграфе мы рассмотрим содержание  понятия «неблагополучная семья».

В научных исследованиях нет чёткого определения семейного неблагополучия. Изучением данной проблемы занимались и занимаются М.М. Буянов, М.А. Галагузова, Л.Я. Олиференко, Т. И. Шульга. Каждый автор, изучающий неблагополучные семьи, вкладывает свой смысл в это определение, поэтому во многих научных исследованиях понятие «неблагополучная семья» имеет разный смысл.

М.А. Галагузова характеризует неблагополучную семью как семью с низким социальным статусом, в какой – либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на нее функциями, её адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, мало результативно[2]. По-нашему мнению, неблагополучная семья – это не обязательно семья с низким социальным статусом. Например, в приличной семье может быть ребёнок обделённый вниманием (родители много работают, один из родителей не является родным).

М.М. Буянов: «Дефекты воспитания – это первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи, – а только отношение к ребенку»[1]. Мы считаем, что и материальные, и бытовые, и престижные показатели влияют, хоть и не самым большим образом, на благополучие семьи. Например, если у семьи возникают серьёзные материальные или бытовые трудности, ребёнок, зачастую, оказывается лишним грузом для родителей, которые не могут обеспечить даже своё достойное существование.

Т. И. Шульга считает, что неблагополучная семья – это семья, в которой ребёнок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению[5]. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребёнку, заботы о нём, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов. Нам кажется, что в неблагополучной семье необязательно присутствует отсутствие любви к ребёнку. Например, один из родителей может очень сильно любить ребёнка, а второй может унижать его достоинство (мать любит, а отец совершает побои ребёнка и его матери).        

Мы считаем, что наиболее точным, правильным определением «неблагополучная семья» служит понятие Л.Я. Олиференко: «Неблагополучная семья – это такая семья, в которой ребенок переживает дискомфорт, стрессовые ситуации, жестокость, насилие, пренебрежение, голод, т. е. неблагополучие. Под неблагополучием мы понимаем его разные проявления: психическое (угрозы, подавление личности, навязывание асоциального образа жизни и др.), физическое (жестокие наказания, побои, насилие, принуждение к заработку денег разными способами, отсутствие пищи), социальное (выживание из дома, отбирание документов, шантаж и др.)»[3].

Таким образом, под термином «неблагополучная семья» мы понимаем семью, имеющую низкий социальный статус в различных сферах жизнедеятельности; семью, в которой обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, присутствуют скрытые или явные дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети». Главной особенностью неблагополучной семьи является ее отрицательное, разрушительное, влияние на формирование личности ребенка, которое приводит к поведенческим отклонениям.

 

3. Классификация неблагополучных семей и особенности воспитания детей младшего школьного возраста

 

В данном параграфе мы рассмотрим виды классификаций неблагополучных семей и особенности воспитания детей младшего школьного возраста.

В настоящее время наметилось несколько подходов к типологии неблагополучных семей, их выделяют Л.С.Алексеева, Н.В.Вострокнутов, Н.М.Платонова, А. С. Спиваковская.

Н.М.Платонова делит такие семьи на три типа[7]:

- конфликтные;

- педагогически несостоятельные;

      - аморальные.

Л.С.Алексеева различает четыре вида неблагополучных семей[7]:

- конфликтные;

- аморальные;

- педагогически некомпетентные;

- асоциальные;

Н.В.Вострокнутов - три типа[7]:

- конфликтная (дисфункциональная);

- асоциальная с наркотическими проблемами и противоправным поведением члена семьи;

- распавшаяся.

А. С. Спиваковская рассматривает восемь типов неблагополучных семей[8]:

      - «внешне спокойная семья»;

- «вулканическая семья»;

- «семья-санаторий»;

- «семья-крепость»;

- «семья-театр»;

- «семья-третий лишний»;

- «семья с кумиром»;

- «семья-маскарад».

Автор выделил  эти типы, которые получили своеобразные метафорические названия на основании нарушения законов семейной гармонии. Рассмотрим эти типы более подробно.

«Внешне спокойная семья» - это семья, в которой не принято предъявлять друг другу искренние чувства. Чувство ответственности настолько превалирует над спонтанностью отношений, что негативные чувства существуют в подавленном, глубоко запрятанном виде. Отношения упорядочены. Обязанности выполняются педантично. Длительное блокирование эмоций приводит к состоянию депрессии, тоски, скуки [8].

Ребёнок в такой семье не чувствует себя личностью. Он не может проявить свои таланты. Он закомплексован, боится показать кому-нибудь свои истинные чувства. Плохо находит общий язык со сверстниками, потому что он кажется для них нудным и не интересным. Если вовремя не принять меры, его закомплексованность может перерасти в злобу, ребёнок не сможет реализоваться в жизни, т.к он плохо сходится с людьми, он вряд ли сумеет найти хорошую работу и создать благополучную семью.

«Вулканическая семья» - это семья, в этом типе семьи эмоциональная непосредственность и спонтанность преобладают над чувством ответственности. Отношения в семье изменчивы и открыты, супруги часто выясняют отношения (сходятся, расходятся, скандалят, чтобы после ссоры пылко признаваться в любви до гроба). В такой семье дети испытывают эмоциональные перегрузки, так как бурные ссоры между родителями воспринимаются ими как трагедия, угрожающая стабильности детского мира [8].

Школьник в такой семье не привык скрывать свои чувства. Он не знает границ своей раскованности, его стараются избегать, т.к он кажется психически неуравновешенным, взбалмошным. Если не принять меры, велик шанс, что он попадёт в плохую компанию и не сумеет реализоваться в будущем, потому что он слишком откровенен и люди могут использовать его в своих целях.

«Семья-санаторий» - это семья рассматривается как наиболее характерный пример семейной дисгармонии. Такая семья развивается как симбиоз, в котором один из членов семьи (это может быть и взрослый, и ребенок) заставляет близких окружать его вниманием, оберегать от тревоги перед неопределенностью внешнего мира. Все члены семьи объединяются для осуществления заботы, прилагая усилия для своеобразного коллективного самоограничения (например, уменьшаются контакты с друзьями, дискредитируются внесемейные ценности, ограничивается круг общения и т. п.). Закрытость семьи приводит к фиксации внимания на здоровье, подчеркиванию опасностей. Характерные признаки такой семьи — мелочная опека, жесткий контроль, чрезмерная защита от реальных и мнимых опасностей. У детей возникают невротические срывы из-за перегрузки нервной системы. В подростковом возрасте усиливаются реакции протеста и желание раннего ухода из семьи. Также может сформироваться ипохондрическая личность (со сверхценной идеей заботы о собственном здоровье)[8].

Информация о работе Классификация неблагополучных семей и особенности воспитания в них детей младшего школьного возраста