Экономико-статистический анализ эффективности производства молока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 09:36, курсовая работа

Описание работы

В своей курсовой работе я должен решить следующие задачи:
Оценка параметров и характера распределения единиц совокупности.
Экономическая характеристика деятельности предприятий.
Экономико-статистический анализ влияния факторов на результат производства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Экономические показатели условий и результатов деятельности с.х. предприятий ………………………………………………………..……………..5
2 Обоснование объема и оценка параметров статистической совокупности..12
2.1. Обоснование объема выборочной совокупности ……………….....12
2.2. Оценка параметров и характера распределения статистической совокупности ……………………………………………………………..13
3 Экономико-статистический анализ взаимосвязей между признаками изучаемого явления …………………………………………………………….21
3.1. Метод статистических группировок ……………………………….21
3.2. Дисперсионный анализ ……………………………………….….....24
3.3. Корреляционно-регрессионный анализ ……………………….…...27
Заключение ……………………………………………………………………....31
Приложения………………………………………………………………….......33

Файлы: 1 файл

Статистика а.docx

— 131.70 Кб (Скачать файл)

 

где Wобщ – общая вариация;

Wм/гр – межгрупповая вариация;

N – общее число вариантов (N=23)

Общую вариацию определяем по формуле:

 

где xi – варианты;

– общая средняя (=12,2 руб.)

Wобщ=

Вариация межгрупповая была ранее определена по формуле:

= 1057,3

 

  1. Определяем фактическое значение Фишера:

 

Фактическое значение F-критерия сравниваем с табличным, которое определяется при заданном уровне значимости (0,05) и числе степеней свободы для межгрупповой (Vм/гр) и остаточной (Vост) дисперсии.

Vм/гр=m-1=3-1=2;    Vост=(N-1)-(m-1)=(23-1)-(3-1)=20

Fтабл = 3,49

Если Fфакт > Fтабл, утверждают о значительном различии между группами, а если Fфакт  < Fтабл – различие между группами обусловлено влиянием различных факторов.

Поскольку Fфакт  > Fтабл , то удой молока существенно влияет на затраты на 1 корову.

Величина эмпирического  коэффициента детерминации, равная

 показывает, что на 29,86% вариация удоя молока объясняется влиянием затрат на 1 корову.

Оценим вариацию предприятий  по себестоимости 1ц молока, используя при этом результаты второй группировки (таблица 12).

Вначале определяем межгрупповую дисперсию:

 

Wм/гр=439327,11 

Определяем общую вариацию:

Wобщ=(319-629,3)2+(662-629,3)2+(709-629,3)2+(624-629,3)2+(506-629,3)2+(477-629,3)2+(428-629,3)2+(690-629,3)2+(588-629,3)2+(351-629,3)2+(332-629,3)2+(436-629,3)2+(486-629,3)2+(540-629,3)2+(941-629,3)2+(499-629,3)2+(534-629,3)2+(749-629,3)2+(1271-629,3)2+(1420-629,3)2+(471-629,3)2+(571-629,3)2+(576-629,3)2+(924-629,3)2=1393940,36

Определяем величину остаточной дисперсии:

 

Определим фактическое значение критерия Фишера:

 

При Vм/гр=3-1=2 и Vост=(24-1)-(3-1)=21  Fтабл=3,49

Поскольку Fфакт > Fтабл , то влияние удоя молока на уровень себестоимости 1ц молока следует признать существенным. 

Величина эмпирического  коэффициента детерминации равная

% показывает, что  на 31,52% вариация удоя 1 ц молока объясняется влиянием уровня себестоимости 1ц молока.

3.3. Корреляционно-регрессионный  анализ 

На основе логического  анализа и системы группировок  выявляется перечень признаков, факторных  и результативных, который может  быть положен в основу формирования регрессионной модели связи. Если результативный признак находится в схоластической (вероятностной) зависимости от многих факторов, то уравнения, выражающие эту  зависимость, называются многофакторными  уравнениями регрессии.

Для выражения взаимосвязи  между урожайностью (х1), ценой реализации 1ц зерна (х2) и окупаемостью (У) может быть использовано следующее уравнение:

Y=a0+a1x1+a2x2

Параметры a0, a1, a2 определим в результате решения системы трех нормальных уравнений:

 

Расчетные данные представлены в приложении 4

 

Преобразуем систему:

 

Вычтем из второго уравнения  системы первое, а затем из третьего второе, получим:

 

Преобразуем полученную систему:

 

Вычтем из второго уравнения  системы первое:

 

Подставим в уравнения системы и найдем и : ;

В результате решения данной системы на основе исходных данных по 24 предприятиям получаем следующее уравнение регрессии:

y=719,22-17,7x1+23,26x2

Коэффициент регрессии = -17,7 показывает, что при увеличении удоя на 1 ц себестоимость 1 ц молока  уменьшается в среднем на 17,7 руб. Коэффициент =23,26 свидетельствует о среднем увеличении себестоимости 1 ц молока на 23,26 руб при затратах на 1 корову.

Теснота связи между признаками, включаемыми в модель, может быть определена при помощи коэффициентов  множественной корреляции:

 

где , , – коэффициенты парной корреляции между х1, х2 и Y

;         ;   

;  ;  ;  ; ;

; ; .

 

Проведем расчеты:

; ;  ;

=40,6 ;    =27,03; =1132,92

=12;  =8,75 ;

=267,12

=-0,55 ;  =0,49

=0,34

=0,64

Получены коэффициенты парной корреляции: =-0,55; =0,49;  =0,34. Следовательно, между удоем молока (x1) и себестоимостью 1 ц молока (y) связь обратная и средняя, между затратами на 1 корову (x2) и себестоимостью связь прямая и слабая. Связь между факторами прямая  (=0,34) и слабая.

Между всеми признаками связь  средняя, так как R=0,62. Коэффициент множественной детерминации Д=0,622·100%=38,44% вариации окупаемости определяется влиянием факторов, включенных в модель.

Для оценки значимости полученного  коэффициента R используем критерием  Фишера, фактическое значение которого определяется по формуле:

  , где n – число наблюдений, m – число факторов

=15,09

Fтабл = 4,35 определяется при заданном уровне значимости (0,05) и числе степеней свободы (ν1=n-m; ν2=m-1)

Поскольку Fфакт > Fтабл, значение коэффициента R следует считать достоверным.

Для оценки влияния отдельных  факторов и резервов, которые в  них заложены, наряду с коэффициентами регрессии и корреляции определяют коэффициенты эластичности, бета - коэффициенты, коэффициенты отдельного определения.

Коэффициенты эластичности показывают, на сколько % в среднем  изменяется результативный признак  при изменении факторного на 1% при  фиксированном положении другого  фактора:

Э1==-17,7=-1,14;  Э2=

Таким образом, изменение на 1% удоя молока ведет к уменьшению себестоимости на 1,14%, а изменение затрат на 1 корову на 1% - к увеличению себестоимости на 0,999%.

При помощи β-коэффициентов дается оценка различия в степени варьирования вошедших в уравнение факторов. Они показывают, на какую часть своего среднего квадратического отклонения (σy) изменится результативный признак с изменением соответствующего факторного на величину своего среднего квадратического отклонения (σxi):

==-0,8;  ==0,32

То есть, наибольшее влияние  на окупаемость с учетом вариации способен оказать второй фактор, т.к. ему соответствует наибольшая абсолютная величина коэффициента.

Коэффициенты отдельного определения используются для определения  в суммарном влиянии факторов долю каждого из них:

= -0,8·-0,55=0,44

=0,32·0,49=0,1568

Сумма коэффициентов отдельного определения равна коэффициенту множественной детерминации: Д=d1+d2=0,44+0,16=0,6

Таким образом, на долю влияния  первого фактора приходится 44%, второго – 15,68%.

 

Заключение

Объектом исследования послужили  предприятия Зуевского и Котельничского районов Кировской области.

В целом по совокупности предприятия обладают довольно высоким  ресурсным потенциалом. Зуевский район по сравнению с Котельнчским лидирует по следующим параметрам: материалоотдача, фондоотдача, выручка от продаж.

          Предприятия Котельничского и Зуевского районов специализируются на производстве продукции животноводства, т. к.  в общей структуре выручки от продажи с.-х. продукции на нее соответственно приходится 262818 тыс. руб. и 520197 тыс. руб. или на долю выручки приходится соответственно 94,7%  и 94,2% .

При совокупности, равной 24 единицам, фактический размер предельной ошибки составил 13,5%.

Анализ данной совокупности показал, что расхождение эмпирического  распределения предприятий по окупаемости  от классического нормального распределения  несущественно. Следовательно, исходную совокупность с.х. предприятий Кировской  области можно использовать для  проведения экономико-статистического  анализа эффективности производства молока.

Анализ первой группировки, целью которой было определение  влияния затрат на 1 корову на удой и поголовье скота, показал, что дальнейшее увеличение затрат от одной группе к другой приведет сначала к увеличению удоя молока, затем увеличению поголовья коров.

Анализ второй группировки, целью которой было определение  влияния удоя молока на уровень себестоимости 1 ц молока и окупаемость, показал, что с последовательным увеличением удоя молока наблюдается сначала увеличение окупаемости ( она будет выше среднего значения), одновременно происходит снижение себестоимости ( она будет ниже среднего значения).

При проведении корреляционно-регрессионного анализа  коэффициенты регрессии  показывают, что при изменении на 1% удоя молока ведет к уменьшению себестоимости на 1,14%, а изменение затрат на 1 корову на 1% - к увеличению себестоимости на 1%. Между удоем молока (x1) и себестоимостью 1 ц молока (y) связь обратная и тесная, между затратами на 1 корову (x2) и себестоимостью связь прямая и тесная.

В целом можно сказать, что предприятия Зуевского района, работают более эффективно, чем предприятия Котельничского района, т.к. основные показатели эффективности работы предприятий (таких как выручка от продажи, прибыль, рентабельность и т.д.) выше именно у них, они более масштабны, более эффективно используют свой ресурсный потенциал, что приводит к их более рентабельной работе и извлечению большей прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Расчетные данные к таблице 7

хозяйства

Удой молока на 1 корову, ц

Затраты на 1 корову, тыс.руб.

Себестоимость 1 ц молока, руб.

Х

Х2

Х

Х2

Х

Х2

1

39,67

1573,7089

25,960

673,921600

319

101761

2

41,53

1724,7409

29,108

847,275664

662

438244

3

48,77

2378,5129

34,831

1213,198561

709

502681

4

41,67

1736,3889

26,178

685,287684

624

389376

5

42,24

1784,2176

24,526

601,524676

506

256036

6

55,01

3026,1001

29,528

871,902784

477

227529

7

62,46

3901,2516

32,247

1039,869009

428

183184

8

33,84

1145,1456

28,017

784,952289

690

476100

9

46,75

2185,5625

30,764

946,423696

588

345744

10

37,71

1422,0441

15,275

233,325625

351

123201

11

60,4

3648,16

22,881

523,540161

332

110224

12

60,87

3705,1569

31,196

973,190416

436

190096

13

47,85

2289,6225

26,260

689,587600

486

236196

14

35,75

1278,0625

19,597

384,042409

540

291600

15

16,33

266,6689

18,533

343,472089

941

885481

16

26,42

698,0164

15,054

226,622916

499

249001

17

47,29

2236,3441

28,316

801,795856

534

285156

18

41,12

1690,8544

34,269

1174,364361

749

561001

19

42,5

1806,25

60,000

3600,00000

1271

1615441

20

17,98

323,2804

28,517

813,219289

1420

2016400

21

37,15

1380,1225

19,425

377,330625

471

221841

22

31,5

992,25

20,168

406,748224

571

326041

23

35,28

1244,6784

22,813

520,432969

576

331776

24

24,25

588,0625

25,320

641,102400

924

853776

Итог

974,34

43025,2026

648,783

19373,1309

15104

11217886


 

Удой молока:

Х==40,6 руб.

=-(x)2=-40,62=144,36

==12 руб.

=

 

 

Затраты на одну корову:

 

Х==27,03руб.

=-(x)2=-27,032=76,6

==8,75 руб.

=

 

 

 

Себестоимость 1 ц. молока:

Х==629,33руб.

=-(x)2=-629,332=71355,67

==267,12 руб.

=

 руб

 

 

 

Приложение 2

Сводные данные по группам (первая группировка)

Группы предприятий по затратам на 1 корову

Затраты на 1 корову, тыс.руб.

Удой молока, ц

Поголовье коров

до 21,644

15,054

26,42

130

15,275

37,71

579

18,533

16,33

217

19,425

37,15

181

19,597

35,75

149

20,168

31,5

184

Итого

108,072

184,86

1440

В среднем  по 1 группе

18,012

30,81

240

21,644 – 28,234

22,813

35,28

80

22,881

60,40

955

24,526

42,24

340

25,320

24,25

178

25,960

39,67

150

26,178

41,67

202

26,260

28,017

47,85

33,84

1300

177

Итого

201,955

283,57

3382

В среднем  по 2 группе

25,24

35,45

423

свыше 28,234

28,316

47,29

1600

28,517

17,98

58

29,108

41,53

316

29,528

55,01

774

30,764

46,75

229

31,916

32,247

34,269

34,831

60,87

62,46

41,12

48,77

940

947

238

325

Итого

279,5

421,78

5427

В среднем  по 3 группе

31,1

46,86

603

ВСЕГО

589,527

890,21

10249

В СРЕДНЕМ ПО СОВОКУПНОСТИ

25,63

38,7

446

Информация о работе Экономико-статистический анализ эффективности производства молока