Экономика труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 11:29, курсовая работа

Описание работы

Заработная плата относится к группе методов прямого экономического стимулирования. Вместе с тем значение заработной платы гораздо шире. От ее размера зависит возможность удовлетворения человеком большинства потребностей и приобретения различных благ, в том числе и нематериальных. Заработная плата позволяет работникам ощутить свою значимость, как в трудовом коллективе, так и в семье, полноценно использовать свободное время. Поэтому в современных условиях возникает объективная необходимость поиска адекватных подходов к материальному стимулированию работников предприятия.

Файлы: 1 файл

1,2 (Автосохраненный).docx

— 91.67 Кб (Скачать файл)

2) По степени информированности  объекта управления о взаимосвязи  результатов деятельности и стимулов различают опережающую (Объект стимулирования еще до начала деятельности информируется о том, какие необходимо достичь результаты и что можно за них получить. Её достоинство в быстром стимулирующем эффекте.) и подкрепляющую формы стимулирования (При подкрепляющей, объект стимулирования узнает о том, что оказался ценным, признанным и поощренным в его труде только после завершения деятельности. Она не требует специальной нормативной базы для стимулирования.)

3) По результатам труда  – позитивную (премируется высокие  показатели труда – за превышение  нормы) и негативную (за отклонение  от нормы в меньшую сторону);

4) По степени и характеру  конкретности условий получения  стимула: общую, эталонную, состязательную (стимул вручается за занятое место).

5) По разнице во времени  между результатом и получением  стимула: непосредственную, текущую  и перспективную. 

Достоинством непосредственной формы является его оперативность  и очень ясная и непосредственная взаимосвязь между действием  и стимулом.

Перспективная форма способствует формированию единого, сплоченного  коллектива.

На сегодняшний момент материальное стимулирование труда  это одна из самых эффективных  систем для побуждения работников к  активной трудовой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Системы стимулирования  работников

 

Практически каждое отечественное  предприятие, так или иначе, сталкивается с вопросом стимулирования труда  сотрудников, поэтому вопрос о различных  системах стимулирования труда сотрудников  всегда актуален.

В специализированной литературе по теории систем в качестве исходного  тезиса отмечается, что системный  подход применим только для управления системными объектами. Управление персоналом, как институт в целом, а также  субъекты и объекты управления персоналом тоже можно классифицировать как  системы.

Однако, прежде чем перейти  к изучению сущности систем стимулировании труда, обратимся к самому понятию  «системы» и его характеристиках. Это позволит определить те специфические  требования к мотивации труда, которые  вытекают из его системности. В разных источниках под системой понимают:

  • такой объект, свойства которого не сводятся без остатка к свойствам составляющих его элементов [2, с.14];
  • все, состоящее из связанных друг с другом частей [12, с. 52];
  • комплекс взаимодействующих компонентов [5, с. 33];
  • множество связанных действующих элементов [5, с. 63];
  • не просто совокупность единиц, а совокупность отношений между этими единицами [9, с.59];
  • набор объектов, имеющих данные свойства, и набор связей между объектами и их свойствами [8, с. 98];
  • комплекс избирательно-вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношение приобретает характер взаимодействия компонентов, направленного на получение фокусированного полезного результата [2, с. 144].

Таким образом, можно выделить следующие свойства системы:

  • система представляет собой совокупность элементов;
  • при определенных условиях эти элементы могут рассматриваться как системы;
  • для системы свойственно наличие связей (взаимосвязей) между элементами, которые закономерно определяют интегративные свойства системы, отличающие систему от простого конгломерата, и выделяют ее как целостное образование из окружающей среды.

Изучение методической литературы по вопросам разработки и внедрения  систем стимулирования труда на предприятиях позволило выявить наличие трех взаимосвязанных компонентов (групп  методов) стимулирования труда. Среди  них административные, экономические  и социальные элементы. Общая структура  методов и форм стимулирования труда  приведена на рисунке 1.


Рисунок 1. Система стимулирования труда

 

Организационно-административные методы предполагают, прежде всего, привлечение  работников к участию в делах  организации, работе коллегиальных  органов: например, им предоставляется  право голоса при решении ряда вопросов. Важную роль играет также  мотивация перспективой приобрести новые знания и навыки. Она делает работников более независимыми, самостоятельными, придает им уверенность в завтрашнем дне.

К данной группе также относится  мотивация обогащением содержания труда. Она заключается в предоставлении работникам более содержательной, важной, интересной, социально значимой работы, соответствующей их личностным интересам и склонностям, с широкими перспективами должностного и профессионального роста, а также позволяющей проявлять их творческие способности, осуществлять контроль над ресурсами и условиями собственного труда.

Экономические методы стимулирования включают в себя, в первую очередь, мероприятия, предполагающие получение  сотрудниками или лишение сотрудников  определенных материальных благ. Это  и различные виды премий, и различные  виды постоянных выплат и надбавок, льготы. Так же к данной группе относятся  предоставление таких материальных благ, как туристические путевки, оплата санаторно-курортного лечения  и т.д.

Социально-психологические  методы мотивации содержат следующие  основные элементы:

  • создание условий, при которых люди могли бы испытывать профессиональную гордость за то, что лучше других могут справиться с порученной работой, причастность к ней, личную ответственность за ее результаты, ощущали бы ценность результатов, конкретную их важность;
  • присутствие вызова, обеспечение возможностей каждому на своем рабочем месте показать свои способности, реализовать себя в труде, доказать, что он может что-то сделать;
  • признание, которое может быть личным и публичным;
  • постановка высоких целей, которые воодушевляют людей на эффективный труд;
  • атмосфера взаимного уважения, доверия, поощрения разумного риска и терпимости к ошибкам и неудачам; внимательное отношение со стороны руководства и коллег;
  • продвижение в должности, объединяющее все рассмотренные методы стимулирования, т.к. оно дает более высокую заработную плату (экономический мотив), интересную и содержательную работу (организационный мотив), а также отражает признание заслуг и авторитета личности путем перевода в более высокую статусную группу (социальный мотив). В то же время этот метод стимулирования является внутренне ограниченным: в организации не так много должностей высокого ранга, тем более свободных; не все люди способны руководить и не все к этому стремятся; продвижение по службе требует повышенных затрат на переподготовку;
  • похвала при завершении работы большого объема, освоении новых методов труда или новой продукции, внедрении рационализаторского предложения;
  • одобрение в ходе процесса, если работа выполняется качественно;
  • поддержка, когда работник сомневается, не уверен, не может определиться с выбором целей, задач, способов поведения и действия;
  • порицание, т.е. использование при общении с человеком приема обращения к совести.

Большое значение в организации  повседневного морально-психологического стимулирования должно быть отведено наиболее авторитетным членам коллектива. Похвала, одобрение, поддержка могут  исходить не только от руководителя.

Отметим, что каждый отдельный  элемент системы стимулирования труда личности определенно имеет  взаимосвязь с другими элементами. Просто наличие высокой заработной платы не способно стимулировать  персонал к работе. Если это было бы так, то управлять персоналом было бы чрезвычайно просто.

На уровне конкретных исследований можно определить людей, которые  руководствуются в своей деятельности весьма ограниченным кругом мотивов, например, только заработной платой, а остальные  либо не имеют никакого значения, либо их влияние чрезвычайно низкое. Другие же работники при обосновании  своего варианта поведения сопоставляют широкий спектр мотивов - и зарплату, и интерес к труду, и возможности  повысить свой квалификационный уровень, и отношения с коллегами, с  руководителем, и др. Разнообразие мотивов  зависит от развитости личности и  позволяет определить диапазон воздействий  на работников в процессе управления. Разнообразие мотивов, их взаимосвязей и способов проявления у отдельных сотрудников настолько значительно, что создать систему стимулирования, учитывающие все переменные этой системы на практике невозможно.

Одним из путей решения  практической задачи создания и совершенствования  системы стимулирования труда является разработка иерархии мотивов коллектива, отдельных профессиональных групп и конкретных работников.

При использовании данного  подхода вся совокупность мотивов  распределяется в порядке их значимости для человека, т.е. создается иерархия мотивов. В результате получается упорядоченная  совокупность, которая характеризует  приоритетную направленность внутренних детерминант человека. В процессе управления иерархия мотивов позволяет  расставить приоритеты в методах  стимулирования, выработать концепцию  и политику управления персоналом и  иные аспекты управления.

Разработка иерархии мотивов  напрямую связана с такой категорией, как сила мотивов. Этот показатель определяет относительную значимость каждого  мотива в иерархии. Необходимость  использования категории силы мотивов  обусловлена тем, что величина разрыва  значимости между двумя близко расположенными в иерархии мотивами может быть различна.

Кроме того, для эффективного использования системы стимулирования труда необходимо учитывать, что  сила тех или иных мотивов постепенно меняется, а, соответственно, подвержена изменениям и сама иерархия мотивов. Конечно, мотивы и их изменение требует  значительного промежутка времени, поскольку они тесно связаны  с ценностно-нормативными механизмами. Сопоставление иерархии мотивов (абсолютную значимость) и силы мотивов (относительную  значимость) в динамике на различных  временных промежутках, а так  же в различных ситуациях позволяет  оценить устойчивость разных мотивов  и определить «якорные» мотивы, формирующие  мотивационное ядро личности и коллектива.

Перечисленные характеристики позволяют разрабатывать и эффективно использовать системы стимулирования труда. В частности, на основании этих показателей можно описать мотивационную структуру личности. В центре этой структуры выделяется мотивационное ядро, представляющее собой совокупность наиболее значимых, сильных и устойчивых мотивов, которые определяют характер проявления всех других мотивов. Далее, на втором уровне, располагается вторая группа мотивов, которые имеют существенное значение, но не вошли в состав мотивационного ядра.

Графическое изображение  мотивационной структуры может  служить очень наглядным и  информативным инструментом в управлении, рисунок 2.


Рисунок 2. Варианты мотивационной структуры персонала

 

Представленные на рисунке  варианты мотивационной структуры  наглядно демонстрируют основные ценностные ориентации работников и позволяют  охарактеризовать и спрогнозировать  результативность их труда, поведение  в различных ситуациях и выработать персонифицированные методы управления. Коротко прокомментируем представленные на рисунке варианты мотивационной  структуры персонала.

В мотивационном ядре первого  работника находится заработная плата, поэтому, что бы он не делал, какие  процессы бы не происходили, все воспринимается им через призму влияния на возможности  изменения заработной платы. Но для увеличения своей заработной платы он не расположен прилагать много усилий, для него важнее комфортные условия трудовой деятельности.

Вторым работником движет, прежде всего, интерес к выполняемым  функциям. Развитие этого интереса он видит в карьерных перемещениях. Чтобы реализовать эти два  условия, работник готов постоянно  совершенствоваться. Однако это не полный альтруист, ему важно и  то, как оплачивается его труд. В  качестве обеспечивающих можно назвать  условия: хорошие отношения в  коллективе и возможность самостоятельного выполнения функций.

Определив структуру мотивации  отдельных сотрудников и коллектива в целом необходимо использовать систему рычагов, активизирующих те или иные мотивы в зависимости  от конкретной ситуации. В данном случае целесообразно рассмотреть классификацию  видов мотивационного воздействия, рисунок 3.

В зависимости от основных групп потребностей различают мотивацию  материальную, трудовую и статусную. Материальная мотивация - это стремление к достатку, более высокому уровню жизни. Она зависит от уровня личного  дохода, его структуры, дифференциации доходов в организации и обществе, действенности системы материальных стимулов, применяемых в организации.

 


Рисунок 3. Классификация видов мотивационного воздействия

 

Трудовая мотивация порождается  непосредственно работой, ее содержанием, условиями, организацией трудового  процесса, режимом труда. Это внутренняя мотивация человека, совокупность его  внутренних движущих сил поведения, связанных с работой как таковой. Безусловно, каждый работник испытывает потребность в содержательной, интересной, полезной работе, заинтересован в  определенности перспектив должностного роста, чувствует самоуважение, если результаты его труда оцениваются  высоко. В целом трудовая мотивация  связана, с одной стороны, с содержательностью, полезностью непосредственно труда, а с другой стороны - с самовыражением, самореализацией работника.

Статусная мотивация является внутренней движущей силой поведения  человека, связанного с его стремлением  занять более высокую должность, выполнять более сложную и  ответственную работу, работать в  престижных, социально значимых сферах организации. Кроме того, человеку может  быть свойственно стремление к лидерству  в коллективе, более высокому неофициальному статусу, а также стремление стать  признанным специалистом, пользоваться авторитетом.

По используемым способам различают мотивацию нормативную, принудительную и стимулирующую.

Нормативная мотивация - это  побуждение человека к определенному поведению посредством идейно-психологического воздействия: убеждения, внушения, информирования, психологического заражения и т.п.

Принудительная мотивация  основывается на использовании власти и угрозе неудовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований.

Стимулирующая мотивация  – это воздействие не на личность как таковую, а на внешние обстоятельства с помощью благ - стимулов, побуждающих  работника к определенному поведению.

Первые два вида мотивации  в данной группе являются прямыми, так  как предполагают непосредственное воздействие на членов коллектива, третий вид - косвенный, так как в  его основе лежит воздействие  внешних факторов - стимулов.

По источникам возникновения  мотивов различают мотивацию  внутреннюю и внешнюю. Внутренняя мотивация  проявляется тогда, когда человек, решая задачу, формирует мотивы самостоятельно. Например, это может быть стремление к достижению определенной цели, завершению работы, познанию, желание бороться, страх.

На основе внутренней мотивации  люди действуют спокойнее; они добросовестнее выполняют работу, затрачивают меньше сил, лучше понимают задания и  овладевают знаниями. Внутреннее побуждение к действию является результатом  взаимодействия сложной совокупности изменяющихся потребностей, поэтому  руководитель для осуществления  мотивации должен определить эти  потребности и найти способы  их удовлетворения.

Информация о работе Экономика труда