Экономика труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 15:01, реферат

Описание работы

В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большей части населения страны.

Содержание работы

Введение
3
1.
Понятие инфраструктуры Рынка труда. Элементы рынка труда

4
2.
Система государственных органов отвечающих за разработку и реализацию политики занятости

5
3.
Негосударственные структуры содействия занятости населения

11

Заключение
16

Список литературы

Файлы: 1 файл

Экономика труда.docx

— 91.72 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

3

1.

Понятие инфраструктуры Рынка труда. Элементы рынка труда

 
4

2.

Система государственных органов отвечающих за разработку и реализацию политики занятости

 
5

3.

Негосударственные структуры содействия занятости населения

 
11

 

Заключение

16

 

Список литературы

17


 

 

 

 

Введение

В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большей части населения страны. 
             Рынок труда является одним из индикаторов, состояние которого позволяет судить о национальном благополучии, стабильности и эффективности социально-экономической политики. Складывающаяся многоукладная экономика, основанная на рыночных отношениях, предъявляет новые требования к качеству рабочей силы, ее профессионально-квалификационному составу и уровню подготовки, что обостряет конкуренцию между работниками. 
             Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда. Существенным следствием, происходящих процессов на рынке труда, становится безработица - в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни, которое напрямую зависит от состояния экономики. 
             Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, которые лишились работы. Поэтому, такие проблемы, как занятость населения, безработица, конкурентоспособность рабочей силы и, в целом рынок труда, актуальны для экономики страны, и, пожалуй, особо актуальны для рассмотрения в период глобального финансово-экономического кризиса, оказавшего на них сильное влияние.

 

1.Понятие инфраструктуры Рынка труда. Элементы рынка труда

 

Рыночная инфраструктура представляет собой совокупность институтов содействия занятости, профессиональной подготовки и переподготовки кадров, профессиональная ориентации трудоспособного населения.

Инфраструктура, регулирующая рынок труда включает в себя комплекс организаций и учреждений, содействующих его функционированию, в неё входит целая сеть фондов занятости, бирж труда, центров подготовки и переподготовки рабочей силы и другие.

Фонды занятости - организации, аккумулирующие страховые взносы работодателей и заняты индивидуально-трудовой деятельностью, ассигнований бюджета, добровольные взносы предприятий и граждан.

Государственные и частные службы занятости осуществляют содействие гражданам в трудоустройстве. Государственная служба занятости является основным элементом инфраструктуры рынка труда, через её центры в России проходит более 5 млн. в год безработных и желающих получить информацию о работе.

Кроме того, в России существует около 200 негосударственных структур занятости, среди них такие службы как "Триза", "Биржа труда молодежи", "Биржа труда для инвалидов" и т.д.

Частные службы оказывают платные услуги, однако, в международной организации труда выступают против платности предоставляемых службами занятости услуг безработным.

Центры подготовки и переподготовки рабочей силы осуществляют переквалификацию работников, обеспечивает повышение её конкурентоспособности, и оказывают помощь безработным в поиске работы.

 

 

2. Система государственных органов отвечающих за разработку и реализацию политики занятости

 

Как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, государство всегда оставляет за собой выполнение регулирующих функций на рынке труда. Государственная политика в области содействия занятости и регулирования процессов, происходящих на рынке труда, в настоящее время определена статьями Закона "О занятости населения в Российской Федерации". В соответствии с этим законом государство призвано проводить политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. В области содействия занятости населения политика государства должна быть направлена на обеспечение социально-экономических условий рационального и продуктивного использования наличного трудового потенциала общества. В соответствии с основными положениями закона государство призвано осуществлять следующие функции:

  • разработку мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики. Эти меры направлены на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие самозанятости, поощрение применения гибких режимов труда и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;
  • правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и предоставления соответствующих государственных гарантий, дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения;

• разработку и реализацию федеральных и территориальных программ содействия занятости населения;

• создание государственной службы занятости населения. Содержание государственной политики содействия занятости населения обусловливается системой конкретных мер, направленных на развитие трудовых ресурсов независимо от их социально-демографических характеристик, убеждений и отношения к религии. Наиболее значительными среди прочих мер являются следующие: создание условий, обеспечивающих достойный уровень жизни и свободное развитие личности; поддержка трудовой и предпринимательской инициативы, осуществляемой в рамках закона; содействие развитию способностей людей к производительному, творческому труду.

На рынке труда государство, осуществляя правовое регулирование, призвано обеспечивать социальную защиту в сфере занятости, проводить специальные мероприятия, способствующие созданию условий для занятости граждан, которые особенно нуждаются в социальной защите и чаще других сталкиваются с трудностями в поиске работы. К ним относятся инвалиды, молодежь, впервые ищущая работу, лица предпенсионного возраста, беженцы, одинокие и многодетные родители и ряд других категорий граждан. Кроме того, на государство возложена также обязанность предупреждения массовой и сокращения длительной безработицы, а также поощрения работодателей, сохраняющих действующие и открывающих новые рабочие места для наиболее нуждающихся в социальной защите граждан.

Таким образом, за государством по действующему законодательству в основном закреплены функции регулирования процессов занятости и контроль за соблюдением трудового законодательства со стороны работодателей. Так, государство в целях содействия занятости и предотвращения массовой безработицы в условиях несовершенства законодательной базы должно контролировать соблюдение государственных стандартов в области безопасности, условий и охраны труда; поддерживать необходимые уровни оплаты труда в соответствии со стоимостью воспроизводства рабочей силы и положениями Конвенции и рекомендаций Международной организации труда (МОТ), ратифицированных Россией; обеспечивать условия для цивилизованного разрешения социальных конфликтов и нормального осуществления коллективно-договорных процессов, регулирующих социально-трудовые отношения. В этой связи важное значение имеет принятие в 2002 г. пакета законодательных документов, в том числе Трудового кодекса РФ. Важной ролью государства в современных условиях формирования рыночных отношений в стране является защита внутреннего рынка, восстановление ослабленных за годы реформ хозяйственных связей со странами СНГ и формирование единого экономического пространства на территории стран Содружества. Государственное регулирование рынка труда предполагает наличие соответствующей инфраструктуры, которая включает комплекс организаций и учреждений, которые являются частью системы регулирования занятости. Федеральным органом исполнительной власти, который призван проводить государственную политику и осуществлять управление в области труда, занятости и социальной защиты населения, является Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Это министерство возглавляет и организует деятельность государственной службы занятости населения, службы по урегулированию коллективных трудовых споров и государственных инспекций труда (в том числе в субъектах Федерации — межрегиональных инспекций), создает территориальные органы по вопросам занятости населения. Деятельность министерства осуществляется во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, общественными организациями и другими объединениями. Органы государственного регулирования политики на рынке труда России представлены на рис.1.

 

 

Рис. 1 Органы государственного регулирования на рынке труда России

 

В числе основных функций, возложенных на Министерство здравоохранения и социального развития, отметим разработку и осуществление мер по реализации основных направлений государственной социально-демографической политики; анализ занятости на федеральном и региональном уровнях, по отдельным категориям населения; прогноз состояния рынка труда; организацию и координацию разработки федеральной программы занятости; определение потребности в рабочих местах с учетом демографического прогноза (разработка совместно с органами исполнительной власти генеральной схемы создания рабочих мест); организацию разработки специальных программ и мероприятий по социальной поддержке особо нуждающихся в ней граждан; разработку предложений по повышению мобильности трудовых ресурсов и определение их территориального перемещения; разработку порядка регистрации безработных и предложений по развитию общественных работ; разработку предложений по совершенствованию порядка выплат пособий по безработице, стипендий гражданам, направленным на обучение и т. д.; оказание содействия развитию предпринимательской деятельности - и самостоятельной занятости безработных; организацию работы и использование на федеральном уровне банка вакансий и пр.

Министерство призвано также выполнять работу в области развития кадрового потенциала, в частности руководить разработкой и осуществлять методическое руководство реализации региональных и отраслевых программ развития персонала, профессиональной ориентации и психологической поддержки, профессионального обучения населения, подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников на производстве, а также безработных и незанятых граждан и т. д.

Важнейшим принципом осуществления государственной политики в области содействия занятости и регулирования рынка труда является сочетание самостоятельности органов субъектов Федерации, органов местного самоуправления, обеспечение согласованности их действий при реализации федеральной программы содействия занятости. В этой связи большое значение имеет координация деятельности в области занятости с инвестиционно-структурной политикой, социальным обеспечением, регулированием роста и распределения доходов, уровня инфляции. Кроме того, министерство координирует деятельность государственных органов, профсоюзов, а также других объединений работников и работодателей по разработке и реализации мер в области обеспечения занятости населения.

Функции государственного контроля за соблюдением работодателями законодательства о труде и норм по охране труда выполняет единая централизованная система, в которую помимо Министерства здравоохранения и социального развития входят государственные инспекции труда. Административный кодекс, принятый в 2002 г., является важным инструментом в работе государственных инспекций труда. Федеральный закон "О порядке разрешения коллективных трудовых спросов" и новый Трудовой кодекс РФ положены в основу разрешения коллективных трудовых споров, возникающих в связи с коллективной защитой трудовых прав работников.

В целях проведения единой государственной политики занятости и регулирования рынка труда в России создана служба по труду и занятости, которая функционирует на федеральном уровне, уровне субъектов Федерации и уровне муниципальных образований. Служба занятости федерального уровня входит в состав Министерства здравоохранения и социального развития. Органы службы занятости на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований включают комитеты, центры и бюро занятости. Система службы занятости имеет вертикальное подчинение и призвана выполнять разнообразные функции (анализ состояния рынка труда, прогноз спроса и предложения рабочей силы на рынке, разработка и реализация целевых программ содействия занятости, учет незанятых граждан и оказание им помощи в трудоустройстве, организация подготовки и переподготовки работников, их профессиональной ориентации, консультационная деятельность, оказание помощи организациям в подборе кадров, выплата пособий по безработице и пр). В ее функции входят также контроль за правильностью формирования и использования бюджетных средств. Услуги службы по труду и занятости бесплатны для предприятий всех форм собственности. Ее деятельность финансируется из государственного бюджета, а также региональных бюджетов. В настоящее время созданы также органы регулирования рынка труда, подконтрольные Президенту РФ (рис. 2.)

 

 

Рис. 2 Органы регулирования рынка труда, подконтрольные Президенту РФ

 

3. Негосударственные структуры содействия занятости населения

 

Наряду с государственными органами решением проблем занятости и сокращения масштабов безработицы занимаются негосударственные структуры. Для развития и координации этих служб в 1995 г. были созданы Координационный совет "Программы развития негосударственных служб занятости России" и рабочая группа, в которую вошли представители Минтруда России, в том числе государственной службы занятости, Федеральной миграционной службы, Комитета РФ по делам молодежи и других государственных и общественных организаций. Негосударственные структуры занятости занимаются вопросами трудоустройства, профессиональной подготовки граждан, продажи информации о рабочих местах и наличии кадров с соответствующими профессиональными характеристиками. К этим структурам относятся различные коммерческие агентства по подбору кадров, биржи труда, рекрутинговые фирмы, учебные центры, различные общества занятости и т. д. В последнее время стали создаваться различные объединения негосударственных служб занятости (например, клубы профессионалов, Российская ассоциация рекрутинговых фирм и др.).

Информация о работе Экономика труда