Будущее малых городов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

Среди множества проблем нашей жизни на одно из первых мест выдвигаются проблемы развития - развития личности человека и человеческих общностей, территории, сельской или городской, страны и мира. В России важнейшей проблемой развития страны, ее безопасности и приобретения устойчивого будущего, становится проблема развития малых городов - каждого города в отдельности и всех вместе. Малый город именно из-за скромных размеров является достаточно комфортной средой обитания людей. В нём всё близко, всё расположено в пределах пешеходной доступности, поэтому, как правило, нет надобности в городском транспорте. Малый город не отделён от окружающей его природы и часто раскрывается своими улицами прямо на луга, поля и леса

Содержание работы

Введение
1 Малые города России. Общие сведения
1.1 К истории возникновения и развития малых городов
1.2 Понятие и научное определение малого города
1.3 Классификация малых городов
1.4 Значение малых городов для России
2 Особенности социально-экономического развития малых городов на современном этапе
2.1 Проблемы малых городов
2.2 Развитие экономической базы
2.3 Финансовые ресурсы
2.4 Городское хозяйство
2.5 Проблемы городского управления
2.6 Обобщенные проблемы малых городов России
3.Будущее малых городов
3.1 Экономический аспект малых городов
3.2 Основные направления развития малых городов России
3.3 Перспективы развития малых городов
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

Среди специализированных городов преобладают промышленные центры разных отраслей индустрии. Очень распространены ресурсные города, занятые добычей полезных ископаемых, города-энергетики с расположенными там электростанциями и др.

В числе одноотраслевых центров обрабатывающей промышленности много текстильных городков, сложившихся возле крупного предприятия. Подобных городков, живущих одной фабрикой, особенно много в Московской , Ивановской, Владимирской областях. Отдельные их аналоги встречаются и вне Центральной России, например Красавино в Вологодской области или Сурск в Пензенской. Планировка такого города предельно проста: одна промышленная зона, один центр, обычно расположенный рядом с проходной предприятия-кормильца.

По характеру  экономической базы малые города можно разделить на три основные группы:

В первую входят города с относительно развитой экономической  базой(53% малых городов России).

Вторую группу составляют города с относительно небольшой  экономической базой.На их долю приходится около 40% всех малых городов России.Среди  них - города :

- с относительно  развитыми промышленными, промышленно-транспортными  функциями(3%)

- с преобладанием  функций по социально-культурному  обслуживанию прилегающих территорий(30%)

- с выраженными  сельско-хозяйственными функциями(5%)

- с выраженными  рекреационными функциями(2%)

В третью группу объединены города всех других функциональных типов,составляющие около 7% всех малых  городов России.Это города-новостройки,центры науки и т.д.

По характеру  динамики социально-экономического развития малые города подразделяются на быстро развивающиеся, умеренно развивающиеся, слабо развивающиеся, стагнирующие и умирающие.

1.4 Значение  малых городов для  России

В России насчитывается  свыше 750 малых городов с численностью населения до 50 тыс. жителей. Они  составляют 3/4 всех российских городов или 1/4 всех городских поселений, включая поселки городского типа. Таким образом, именно малые города формируют “низовую” сеть территориальной структуры хозяйства России, осуществляя экономическую и социокультурную взаимосвязь сельской местности с крупными городами.

Во многих регионах малые города играют заметную роль в экономике. В них расположены  предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции, небольшие горнодобывающие  предприятия, предприятия тяжелой  промышленности, машиностроения. Малые города зачастую функционально дополняют экономическую базу региональных центров, развиваясь как транспортно-распределительные центры, специализированные центры науки и научного обслуживания, в них размещены филиалы или подразделения предприятий крупных центров.

В малых городах  проживает около 16 млн. человек. В  большинстве своем они являются районными центрами, в зонах влияния  которых проживает еще около 10 млн. человек. Поэтому малые города являются не только экономическими, но и, прежде всего, основными социокультурными центрами для 1/5 населения страны. Несмотря на значительную дифференциацию по многим параметрам, многие малые города - это “корни нации”, имеющие давние и во многом сохранившиеся историко-культурные традиции. Не случайно, более половины малых городов имеют государственный статус “исторических”.

 

 

Таблица 2 . Распределение  малых городов России по регионам (в процентах).

Доля городов  населения, тыс. чел. Доля малых городов  в общем.

Экономический район

До 20

20-50

Числе городов

Северный 

38,3

35,0

73,3

Северо-Западный  

41,6

33,3

75,0

Центральный

38,3

31,7

70,0

Волго – Вятский 

49,2

25,4

74,6

Центрально-Черноземный 

26,5

46,9

73,5

Поволжский

43,7

40,8

84,5

Северо - Кавказский

9,9

48,5

58,4

Уральский      

19,1

56,7

75,8

Западно-Сибирский 

13,9

48,1

62,0

Восточно-Сибирский

36,1

30,6

66,7

Дальневосточный    

48,9

25,0

73,9

Всего

46,1

53,9

72,0


 

 

2  Особенности социально-экономического развития малых городов на современном этапе

Муниципальное образование является элементом национальной экономики, поэтому тенденции его развития, с одной стороны, отражают, а с другой, определяют тенденции развития более общей социально-экономической системы, в которой оно функционирует. В меняющихся экономических условиях, когда кризис охватил целый ряд отраслей экономики, в тяжелое положение попали города, насыщенные оборонными, текстильными, угледобывающими предприятиями. В особо тяжелой ситуации оказались так называемые монопрофильные города, градообразующая база которых представлена одним предприятием или несколькими предприятиями аналогичного профиля. К числу таких городов относится большинство «малых» городов России.Одной из важнейших особенностей России является резкая поляризация возможностей развития – на одном полюсе находятся большие города (на 31 наиболее крупный город приходится 1% всех городских поселений и 34% городского населения), а на другом-малые, средние города и поселки городского типа (соответственно почти 95% всех городских поселений и 38% населения).Крупные города и городские агломерации представляют собой многофункциональные хозяйственные комплексы с высокой концентрацией производства. В них сосредоточена основная часть крупнейших предприятий-монополистов, и в силу своей специфичности именно они обеспечивают высокую прибыльность вложенных средств, концентрируют высококвалифицированные кадры и достижения научно-технического прогресса. В больших городах сконцентрировались финансовые средства и более активно идет структурная перестройка, что является притягательным фактором для всех категорий инвесторов. Поэтому в настоящее время в структуру программ регионального развития вписываются лишь крупные города. Причины этого – в изначально сложившихся глубоких отличиях и серьезном отставании малых городов от больших. Малые города в результате проводившейся экономической политики в дореформенный период были преимущественно интегрированы в общероссийскую отраслевую, а не территориальную экономику. В силу высокой степени такой интегрированности они в настоящее время в подавляющем своем большинстве не способны к автономному развитию. При разгосударствлении средств производства организующие начала, объединяющие хозяйственные звенья в единую экономическую систему, были утеряны, и в процессе реформ малые города полностью выпали из сферы интересов как федеральной, так и региональных властей. Таким образом, малые города и их экономика практически мгновенно оказались, с одной стороны, вне единой государственной системы управления экономическим развитием, но, с другой стороны, никакой альтернативы этой прежней системе, никакого решения, позволяющего предприятиям малых городов постепенно перейти в новую систему рыночных отношений, реформаторами предложено не было. Одновременно все более отягощающим стало то обстоятельство, что большинство малых городов слабо развиты в социально-экономическом отношении. В Челябинской области ярким примером малых моногородов являются города Карабаш, Юрюзань, Миньяр, где действует одно градообразующее предприятие. Выделяются также города, где одно предприятие является лидером по объему производства, численности занятых и по платежам в бюджет, а остальные по экономической значимости стоят существенно ниже – это города Чебаркуль, Нязепетровск, Сатка, Аша.

Проблемы этих городов связаны в первую очередь  с состоянием градообразующих предприятий. Общей проблемой является то, что большинство инженерных сетей находится в собственности расположенных на их территории предприятий. Это ставит в зависимость от них городские власти и город в целом, что характерно, например, для г. Чебаркуля. Здесь на территории завода «Уральская кузница», одного из ведущих предприятий города, находится котельная, которая не только вырабатывает технологическое тепло для завода, но и обогревает весь город. Сатка – город, имеющий два крупных предприятия -металлургический завод и комбинат «Магнезит», отапливается за счет сгорания отходов промышленного производства. В 1997г. из-за резкого сокращения объемов производства магнезита город остался без тепла, что привело к обострению социальных противоречий. Важнейшая социальная проблема малых городов – безработица, в том числе скрытая и застойная. Ограниченная емкость рынка труда, отсутствие или крайняя ограниченность предложения труда в иных сферах в сочетании с неразвитостью рынка жилья и возможностью смены места жительства усугубляют ситуацию с получением места работы. Ярким примером служит г. Сим, в котором проживает 19 тыс. чел. На Симском агрегатном заводе работает 9 тыс. чел—, то есть большая часть трудоспособного населения. В г. Юрюзани АО «Юрюзанский механический завод» обеспечивает рабочими местами 3100 чел. из 16 тыс.жителей и обеспечивает средствами существования примерно 8640 чел.

Переход к рыночной экономике открытого типа, устранение государства от решения экономических  проблем промышленных предприятий привели к остановке целого ряда производств ВПК, машиностроения, легкой, пищевой, сельскохозяйственной, перерабатывающей промышленности, то есть отраслей, которые составляют градообразующую основу малых городов. В малых «угольных» городах был осуществлен только первый этап реструктуризации отрасли: закрыто большинство шахт городов Еманжелинска, Копейска, Коркино. На проведение структурной перестройки их экономики и создание альтернативных предприятий отсутствуют финансовые средства. Разрушается материальная база развития социальной сферы малых городов. Предприятия не в состоянии содержать принадлежащие им объекты жилищно-коммунального хозяйства и социальной инфраструктуры. Они передают их на баланс городу, который, в свою очередь, не имеет возможности надлежаще обеспечить функционирование этих объектов. Таким образом, следует констатировать, что в силу специфики малых городов общие негативные для страны процессы здесь проявляются наиболее остро. Между тем, если большие города вместе с агломерациями представляют собой рассеянные по территории урбанизированные ядра и их влияние распространяется лишь на 0,7% территории России, то небольшие городские поселения являются преобладающей формой городского расселения во всех регионах России и под их влиянием находятся практически все населенные пункты (более 150 тысяч).В целом же в результате проведенных преобразований существовавший ранее разрыв в уровнях развития между большими городами (областными и краевыми центрами) и малыми в последний период увеличился до катастрофических размеров. До настоящего времени не создан механизм, способствующий сокращению этого разрыва. Более того, необходимы механизмы осторожного, плавного перевода экономики малых городов на новую систему экономических отношений.

В силу специфики  экономики малых городов общие негативные для страны процессы здесь проявляются наиболее остро. В этой ситуации значительно возрастает роль местной администрации в управлении социально-экономическим развитием малого города.

 
2.1 Проблемы малых городов

Задача активизации развития малых  городов не требует, чтобы тысячи малых городов и поселков развивались к качестве крупных промышленных центров. Большинство малых городов не обладает благоприятными предпосылками для размещения крупной промышленности: удобными строительными площадками, топливно-энергетическими и сырьевыми ресурсами, приемлемыми условиями водоснабжения, отвода сточных вод и т.п. Главный фактор, благоприятствующий развитию промышленности в этих городах, - их трудовые ресурсы, - несомненно, имеет важное значение и должен быть использован, однако он, как правило, не позволяет осуществлять крупное промышленное строительство: имеющиеся в малом городе трудовые ресурсы относительно невелики и при сооружении крупных предприятий оказываются быстро исчерпанными, возникает необходимость в привлечении рабочей силы со стороны. В большинстве случаев строительство крупных промышленных предприятий в малых городах экономически неэффективно. Очень важной для малых городов является проблема низкого качества городской среды

В малых городах  наблюдается процесс депопуляции - за 6 лет численность населения  малых городов, несмотря на увеличение их количества на 16, сократилась на 438.9 тыс. чел. Средняя численность  малых городов снизилась с 22574 чел. до 21557 чел. - т.е. города потеряли в среднем более, чем по тысяче жителей.

Депопуляция свидетельствует  о ряде нерешенных проблем. Наиболее ярко депопуляция проявляется в  городах с наиболее ярко выраженными  проблемами - в малых городах северных регионов.                    

 Статистические данные  по динамике численности                                       

 населения северных  регионов.

Общие для страны тенденции  депопуляции проявились в малых  городах наиболее остро. Смертность в них превышает рождаемость  в среднем в два раза. Бюджеты малых городов глубоко дотационны, муниципальные и социальные стандарты существенно ниже, чем в других категориях городов. Градообразующая база, как правило, разрушена, компенсирующие производства не созданы. Отсюда безработица и низкий уровень доходов населения. И то, что малые города смогли в тяжелейших условиях сохранить население, свидетельствует, что само их существование — объективная необходимость, связанная с особенностями процесса урбанизации на территории России. Эти города еще очень долго могут находиться в состоянии так называемой агрессивной стабилизации, порождая социальные проблемы, а страна будет и дальше терять значительную часть экономического и трудового потенциала.

Очень важной для малых  городов является проблема низкого качества городской среды. Оно связано во многом со слишком высокими темпами роста городского населения страны и низкими доходами горожан. Недостаточное развитие социальной сферы, уровня благоустройства городов, однообразие, а порой унылость архитектурного облика, неразвитость городской культуры - всё это характерно  не только  для  подавляющего  большинства  малых  городов, особенно в России, но и для многих крупных центров с населением свыше 100 тыс. жителей, в том числе созданных в последние десятилетия .

В настоящее время происходит процесс трансформации социально-экономических функций малых городов .Но важнейшие ,все-таки , продолжают выполняться:58% их выполняют агропромышленную функцию,75% - промышленную,70%- транспортную,32% - рекреационную,21% малых городов обслуживают крупные города.

На протяжении всего времени, предшествующего переходу к рыночным отношениям в России, функции, выполняемые  этими поселениями, достаточно органично  вписывались в систему хозяйствования страны, помогая решению целого ряда важнейших задач, связанных с проблемой сдерживания роста крупных городов за счет размещения в малых городах филиалов промышленных предприятий; обеспечения функционирования энергетических объектов — поселки при ГЭС; развития текстильной, лесной и добывающей промышленности и отраслей оборонной промышленности — города ВПК; социально-культурного и хозяйственного обслуживания сельскохозяйственных территорий — районные центры. К сожалению, переход к рыночной экономике в России осуществлялся без учета сложившейся системы расселения и ее взаимосвязи с производством. В результате наряду с отдельными городами, выигравшими от притока торгово-финансового капитала, размещения новых совместных предприятий, появилось большое количество депрессивных городов, где в условиях стихийного рынка пошел интенсивный процесс сокращения производства.

Малые города становятся все  менее перспективными для размещения там новых производств, а низкая платежеспособность населения мешает развитию малого бизнеса. Доходы бюджетов не соответствуют первоочередным расходам. Эти города не способны существовать в условиях замкнутого, обособленного хозяйства. Но они весьма эффективно могут выполнять определенные функции в системе разделения труда, специализации и кооперации.

Сегодня малые города играют роль своеобразных столиц сельских районов и даже целых регионов. Они – своего рода средоточие жизни, «опорные точки» своих территорий, место расположения промышленных предприятий, транспортно-распределительные узлы, научные центры и, зачастую единственные очаги культуры и образования.

Информация о работе Будущее малых городов