Компьютернные технологии в обучени иностранному языку в средней школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 10:24, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование теоретические основ применения компьютерных технологий в процессе обучения иностранному языку. Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы применения компьютерных технологий в процессе обучения иностранному языку;
- проанализировать методические особенности организации работы по использованию ресурсов интернет в учебных целях;
- исследовать практическое использование компьютера на уроках иностранного языка.

Файлы: 1 файл

Курсовая!!!.docx

— 34.36 Кб (Скачать файл)

Министерство Образования  Республики Беларусь

Учреждение Образования

«Минский государственный  лингвистический университет»

Факультет английского языка

 

Кафедра методики преподавания иностранных языков

 

Курсовая работа

на тему

Компьютерные технологии в обучении иностранному языку в  средней школе

 

Исполнитель:

Иванова

Ксения Юрьевна

Группа 520

 

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

Минск 2013

 

Введение

Проблема преподавания иностранного языка в школе в настоящее  время особенно актуальна, т.к. изменения  в характере образования все  более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Известно, что целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции. Изучение иностранного языка призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации. В современном обществе все более возрастает роль иностранных языков. Знание иностранного языка дает возможность приобщиться к мировой культуре, использовать в своей деятельности потенциал обширных ресурсов глобальной сети Интернет, участвовать в разнообразных международных программах, дает возможность учиться за границей. Основной целью обучения иностранному языку учащихся средней школы является воспитание личности, желающей и способной к общению, людей, желающих и способных получать самообразование. Для достижения всех перечисленных целей, безусловно, эффективную помощь учителю оказывает использование компьютерных технологий и ресурсов Интернет, презентаций в обучении английскому. Компьютер сегодня очень важная и незаменимая вещь. Многие ребята и даже взрослые используют его лишь для того, чтобы поиграть в компьютерные игры. Но ведь это очень удобно, когда под рукой есть такой помощник, ведь мы, не выходя из дома, можем напечатать рефераты, доклады, одним словом, все что нужно. Кроме того, компьютер может помочь в изучении иностранного языка. Ведь существует масса электронных учебников, мультимедийных обучающих программ, которые приводят к хорошим результатам в изучении английского языка.

Поэтому, целью своей работы я определила: исследование теоретические основ применения компьютерных технологий в процессе обучения иностранному языку. Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы применения компьютерных технологий в процессе обучения иностранному языку;

- проанализировать методические особенности организации работы по использованию ресурсов интернет в учебных целях;

- исследовать практическое использование компьютера на уроках иностранного языка.

Новейшие ИКТ занимают все большее и большее место  в нашей жизни. Их использование  на уроках иностранного языка (ИЯ) повышает мотивацию и познавательную активность учащихся, расширяет их кругозор и  позволяет применить личностно-ориентированную  технологию интерактивного обучения ИЯ, т. е. обучение во взаимодействии. Использование  информационно - коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе помогает интенсифицировать и индивидуализировать  обучение, способствует повышению интереса к предмету, дают возможность избежать субъективной оценки. Использование  компьютера и цифровых образовательных  ресурсов в обучении английскому  языку помогает учащимся преодолеть психологический барьер на пути использования  иностранного языка как средства общения. Новые технологии позволяют индивидуализировать процесс обучения по темпу и глубине прохождения курса. Такой дифференцированный подход дает большой положительный результат, т. к. создает условия для успешной деятельности каждого ученика, вызывая у учащихся положительные эмоции, и, таким образом, влияет на их учебную мотивацию.  В отличие от традиционных методик при использовании интерактивных форм обучения ученик сам становится главной действующей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний. Учитель выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция - организация и стимулирование учебного процесса. Объектом курсовой работы является компьютер и компьютерные средства в обучении.

Предметом курсовой работы является применение компьютерных технологий в обучении иностранному языку в средней школе.

ГЛАВА 1. ОССОБЕНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕЕ  ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

1.1 Теоретико-методологические  подходы к применению компьютерных  технологий в процессе обучения  иностранному языку

В настоящее время внедрение  персонального компьютера, технологии мультимедиа и глобальной информационной компьютерной сети Интернет влияет на систему образования, вызывая значительные изменения в содержании и методах  обучения иностранным языкам. Как  показывают исследования, получение  качественного образования зависит  от многих факторов, в том числе  и от того, что школа в состоянии  предложить в качестве альтернативы таким устаревшим методам, как унылая зубрёжка, механическое запоминание  правил, слабо связанных с реальной жизнью и не создающих целостной  картины восприятия окружающего  мира. Информационная технология (компьютерная технология) – это процесс подготовки и передачи информации ученику. Она  использует в качестве средства обучения компьютер. В современных условиях, учитывая большую  заинтересованность учащихся информационными технологиями, можно использовать эту возможность  в качестве мощного инструмента  развития мотивации на уроках английского  языка [3, с.34]. Специфика предмета иностранного языка обуславливает активное и уместное применение компьютера на уроках. Ведущим компонентом содержания обучения иностранного языка является обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму. При обучении аудированию, каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь. При обучении говорению, каждый ученик может произносить фразы на английском языке в микрофон. При изучении грамматических явлений, каждый ученик может выполнять грамматические упражнения, имеет возможность разгадывать кроссворды, чайнворды, заниматься поиском слов, выполнять игровые упражнения. Программно-методические комплексы, разработанные специально в учебных целях, являются наиболее приемлемыми для учащихся средней школы. Изучение английского языка с помощью компьютерных программ вызывает огромный интерес у учащихся. Существующие сегодня программы позволяют выводить на экран компьютера информацию в виде текста, звука, видеоизображения, игр.  Часто на уроках иностранного языка процесс вовлечения учащихся в устную речь по различным темам бывает неинтересным. При работе с использованием компьютеров это исключено, так как необходимые на уроках наглядность и ситуации на мониторах вполне реальны - изображения движутся, разговаривают по-английски, задают вопросы.  Работа с компьютером не только способствует повышению интереса к учебе, но и дает возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе - неуспех, обусловленный непониманием материала или пробела в знаниях. Именно этот аспект и предусмотрен авторами многих компьютерных обучающих программ. Ученику предоставлена возможность использовать различные справочные пособия и словари, которые можно вызвать на экран при помощи одного лишь щелчка по мышке. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь [15, с.12]. Компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Роль преподавателя здесь не менее важна. Он подбирает компьютерные программы к уроку, дидактический материал и индивидуальные задания, помогает учащимся в процессе работы, оценивает их знание и развитие. Это большой труд, но себя оправдывает. Радость познания - вот что дает использование компьютеров на уроках. А это, в свою очередь, вместе с развитием мышления ведет к развитию инициативной речи. У каждого ребенка есть внутренний мотив, направленный на познавательную деятельность. Задача учителя - всячески способствовать развитию этого мотива, не дать ему угаснуть [15, с.114].Сейчас имеется большое разнообразие современных мультимедийных учебников, где можно найти достаточно упражнений для учащихся всех возрастов и разных знаний. Большую помощь при обучении фонетике, формированию артикуляции, ритмико-интонационных произносительных навыков, для повышения мотивации учащихся к изучению английского языка оказывают программно-методические комплексы «Профессор Хиггинс», «Кирилл и Мефодий. Учим английские слова». Звуки, слова, словосочетания и предложения воспринимаются учащимися на слух и зрительно. Учащиеся имеют возможность наблюдать на экране компьютера за артикуляционными движениями и воспринимать на слух правильную интонацию. При этом в силу достаточно высоких имитативных способностей учащихся, в их памяти запечатлеваются правильные образцы. При использовании компьютера вербальную коммуникативную деятельность следует рассматривать в трех аспектах. Во-первых, как свободное общение учащихся в режиме реального времени посредством использования электронной почты и информационных сетей, то есть как аутентичный диалог в письменной форме между партнерами по коммуникации. Во-вторых, как интерактивное диалоговое взаимодействие ученика с компьютером, при котором преследуются реальные цели коммуникации, то есть как человеко-машинный диалог. В-третьих, как общение обучаемых в классе в процессе работы с компьютерными обучающими программами, выступающими в качестве стимула для коммуникации и средства воссоздания условий ситуации общения. Задачи модернизации образования не могут быть решены без оптимального внедрения информационных технологий во все его сферы. Правильно организованная работа учащихся с компьютером может способствовать  росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению английским языком, как на уроке, так и во внеурочное время.

1.2 Возможности Интернет-ресурсов  и компьютерных презентаций на  уроках иностранного языка

Преимущества внедрения  Интернет-технологий в процесс обучения английскому языку в настоящее время не вызывает сомнений. Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д.  Для уроков с использованием Интернета характерна: самостоятельность учеников в выборе материала, активность, заинтересованность. Использование Интернет-ресурсов делает процесс обучения иностранному языку более привлекательным, так как

материал упражнений озвучен  и анимирован, что делает их более  наглядными и привлекательными;  компьютер лоялен к разнообразию ученических ответов,  он не сопровождает работу учащихся хвалебными или порицательными комментариями, что развивает их самостоятельность и создает  благоприятную социально-психологическую атмосферу; компьютер помогает учащимся исправлять ошибки так, что они не боятся их допускать, что является очень важным моментом в обучении иностранному языку; ученики могут работать в подходящем для них режиме,  компьютер их не подгоняет, а терпеливо ждет пока они сами справятся с упражнениями; компьютер проводит дифференцированный анализ ошибок и объективно оценивает выполненные упражнения. За последнее десятилетие было написано немало работ, в которых исследователи раскрывали позитивное влияние различных форм синхронной и асинхронной Интернет - коммуникации на формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучаю учащихся. Средства асинхронной коммуникации - средства общения, позволяющие обмениваться информацией с задержкой во времени (аудиоблоги/подкасты,  голосовая почта, голосовые форумы). Средства синхронной коммуникации - средства общения,

позволяющие общаться в режиме реального времени (чат, видео и аудио конференции).

Однако одно только наличие  доступа к Интернет - ресурсам не является гарантом быстрого и качественного языкового образования. В научной литературе существует немало описаний того, как неверная, или, точнее сказать, методически неграмотно построенная работа учащихся с Интернет -ресурсами способствовала формированию у них ложных стереотипов и обобщений о культуре страны изучаемого языка, Именно поэтому на современном этапе обучения, прежде чем обратиться к ресурсам интернета, учитель должен: тщательно продумать общий концептуальный подход к обучению; отобрать адекватные ему методы обучения, педагогические технологии, систему упражнений, виды деятельности с учетом специфики предмета; подготовить учащихся к этим видам деятельности, например к работе с электронным текстом, поиску информации в сети (лучше в подготовленном заранее электронном каталоге), к участию в дискуссии, к особенностям совместной деятельности в малых группах сотрудничества.

Так, для  того, чтобы учащиеся не захлебнулись в изобилии информации разного качества, а наиболее продуктивно использовали её для удовлетворения образовательных и профессиональных интересов и потребностей, появилась необходимость в разработке специальных учебных Интернет – ресурсов, направленных на обучение учащихся работать с ресурсами сети Интернет. В англоязычной литературе выделяются пять видов учебных Интернет – ресурсов:

 hotlist

treasure hunt

subject sampler

multimedia scrapbook

webquest

ХОТЛИСТ ( от английского “hotlist” – «список по теме» представляет собой список Интернет сайтов (с текстовым материалом) по изучаемой теме.

МУЛЬТИМЕДИА СКРЭПБУК (от английского «multimedia scrapbook») представляет собой своеобразную коллекцию мультимедийных ресурсов. В отличие от хотлиста, в скрэпбуке содержатся ссылки не только на текстовые сайты, но и на фотографии, аудиофайлы и видеоклипы, графическую информацию и очень популярные сегодня анимационные виртуальные туры.

Все файлы скрэпбука могут быть скачаны учащимися и использованы в качестве информационного и иллюстративного материала при изучении определённой темы.

ТРЕЖА ХАНТ (от английского  «treasure hunt») напоминает

хотлист и скрэпбук. Он тоже содержит ссылки на различные сайты по изучаемой теме. Его отличие заключается в том, что каждая из ссылок содержит вопросы по содержанию сайта, с помощью этих вопросов учитель направляет поисково-познавательную деятельность учащихся.

САБДЖЕКТ СЭМПЛА( «subject sampler» стоит на следующей ступени сложности по сравнению с трежа хантом. В отличие от него сабджект сэмпла направлен на обсуждение социально-заострённых и дискуссионных тем. Учащимся необходимо не просто ознакомиться с материалом, но и выразить и аргументировать своё собственное мнение по изучаемому дискуссионному вопросу.

ВЕБКВЕСТ  (от английского  “webquest” –  «Интернет - проект» - самый

сложный тип учебных  Интернет – ресурсов. Вебквест – это сценарий организации проектной деятельности учащихся по любой теме с использованием ресурсов сети Интернет. Он включает в себя все компоненты четырёх указанных выше материалов. Один из сценариев организации проектной деятельности учащихся с использованием Интернет - ресурсов может иметь следующую структуру. Сначала весь класс знакомится с общими сведениями по изучаемой теме, тем самым погружается в проблему предстоящего проекта. Затем учащиеся делятся на группы, и каждой группе достается один определенный аспект темы для изучения и обсуждения в группе. Учителю необходимо подобрать ресурсы сети Интернет для каждой группы в соответствии с изучаемым аспектом темы. После изучения, обсуждения и полно го понимания конкретной проблемы в каждой первичной группе учащиеся перегруппировываются так, чтобы во вновь образованных группах было по одному представителю из каждой первичной группы. В процессе обсуждения все учащиеся узнают друг от друга уже все аспекты обсуждаемой проблемы. При таком обсуждении учащиеся должны высказывать

свое собственное мнение, делать выводы, прогнозировать дальнейший возможный ход действия (если это  приемлемо). В ходе решения вебквеста через изучение материала и его обсуждение обучающиеся должны ответить на один общий вопрос дискуссионного характера.

Вполне очевидно, что каждый из пяти видов учебных  Интернет – ресурсов вытекает из предшествующего, постепенно усложняясь и тем самым, позволяя решать более сложные учебные задачи. Хотлист и мультимедиа скрэпбук направлены на поиск, отбор, классификацию информации. трежа хант, сабджект сэмпла и вебквест  уже содержат элементы проблемного обучения и направлены на активизацию поисково-познавательной деятельности учащихся.

 

Применение компьютерных презентаций на уроках позволяет  ввести новый лексический, страноведческий  материал в наиболее увлекательной  форме, реализуется принцип наглядности, что способствует прочному усвоению информации. Самостоятельная творческая работа учащихся по созданию компьютерных презентаций как нельзя лучше  расширяет запас активной лексики [18, с.34]. Презентации широко применяются  почти всеми учителями. Они удобны и для учителя и для учеников. Обладая элементарной компьютерной грамотностью можно создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают учащихся на успешные результаты. Образовательный  потенциал ММП может эффективно использоваться на уроках ИЯ для осуществления  наглядной поддержки обучения речи.

Преимущества ММП заключаются  в следующем:

сочетании разнообразной  текстовой аудио- и видеонаглядности; возможности использования для презентации как интерактивной, мультимедийной доски, которая позволяет более наглядно семантизировать новый лексический, грамматический и даже фонетический материал, а также осуществлять опорную поддержку при обучении всем видам речевой деятельности; возможность использовать отдельные слайды в качестве раздаточного материала (опоры, таблицы, диаграммы, графики, схемы); активизация внимания всего класса; обеспечение эффективности восприятия и запоминания нового учебного материала; осуществление контроля за усвоением новых знаний и систематизации изученного материала; сочетание классной и внеклассной самостоятельной работы учащихся; экономии учебного времени; формировании компьютерной мультимедийной компетентности как учителя, так и учащихся, развитии их креативных способностей в организации учебной работы.

Программа РowerРoint (PP) и её продукт (ММП) обладают рядом свойств, которые отличают их от традиционных средств представления наглядности. К ним относятся: интерактивность – способность изменяться и реагировать на действия пользователя, что позволяет ему определять порядок и объем представляемой информации, а также вносить необходимые изменения в одну и ту же презентацию; мультимедийность – использование комплекса эффектов для представления информации (текст, звук, графика, мультипликация, видео) одним техническим средством; комплексность представления информации – возможность управления показом презентации в различном режиме (линейно, с эффектом анимации, с помощью гиперссылок); дискретность – смысловая завершенность отдельного слайда или группы слайдов; программная совместимость – возможность использовать объекты из других программ, например из приложений MS Office; доступность технического инструментария – наличие у пользователя элементарных навыков работы с компьютером, в частности с программным пакетом MS Office.

Информация о работе Компьютернные технологии в обучени иностранному языку в средней школе