Понятие как форма мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 21:54, реферат

Описание работы

Логика – это наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, например психологии, логика, изучает мышление как средство познания; ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познаёт окружающий его мир.

Содержание работы

Введение.
2. Общая характеристика понятий.
2.1 Логические приёмы образования понятий.
2.2 Понятие и слово.
3. Содержание и объём понятий.
3.1 Логика содержания.
4. Виды понятий.
5. Отношение между понятиями.
5.1 Совместимые понятия.
5.2 Несовместимые понятия.
6. Обобщение и ограничение понятий.
7. Определение понятий.
7.1 Виды определения.
7.2 Правила определения.
8. Деление понятий.
8.1 Сущность деления.
8.2 Виды деления.
8.3 Классификация.
8.4 Операции с классами.
9. Вывод.

Файлы: 1 файл

логика1 .doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

 

3.1  Логика содержания.

 

Формальная логика.

Это логика объемов, она сосредоточивает свое внимание на экстенсиональной стороне мышления. Для нее мышление — это всякого рода операции с объемами понятий и суждений. От их содержания она отвлекается. Потому-то она и формальна. Она ищет способы определения истинности высказываний, основываясь только на отношениях объемов (или, как говорят, только в экстенсиональном контексте).

Отсюда следует, что должна существовать и логика содержания, которая сосредоточивалась бы на интенсиональной стороне мышления, на содержании понятий и суждений и на взаимодействии этих содержаний. Логика содержания должна идти в русле теории познания, выяснять, как внешний мир правильно отражается в мышлении,  

                      

Пустые объемы.

Иногда говорят, что объемы тех или иных понятий являются пустыми. Объем (класс), согласно распространенной точке зрения, может быть пустым в двух случаях:

- когда предметы, отраженные в  понятии, противоречат физической  возможности. Это либо вещи вроде  вечного двигателя, либо порождения  фантазии (кентавры, русалки и т. п.).

- когда речь идет о само  противоречивых понятий. И те, и другие понятия, говорят, имеют свое содержание, но объемы их пусты. Эти понятия называют еще ложными.

 

Онтологическая модальность понятий.

Существует понятие модальности. Модальность - способ существования какого-либо объекта или протекания какого-либо процесса (онтологическая модальность) или же способ понимания, суждения об объекте, явлении или событии (гносеологическая или логическая модальность).

 

Логическое существование — это существование вообще, в самом широком смысле слова существование, безотносительно, каким способом и в качестве чего.

Эти виды существования перекрещиваются, и мы можем наметить основные виды (классы) существования вещей:

• чувственно-объективное – это вещи, которые нами ощущаются и которые физически реальны. Таковы предметы, которые мы видим вокруг себя солнце, облака, деревья, другие люди и т. д.

• чувственно-субъективное - это наше настроения, мысли, фантазии, мечты, образы и т.п.;

• скрыто-объективное - это то, что есть физически, но что не дано нам в ощущениях непосредственно, прежде всего, физический и биологический микромир, иные планеты и космические миры;

• скрыто-субъективное - это то, что называют бессознательным содержанием нашей психики, различные комплексы и установки.

Объем того или иного понятия существует лишь в каком-то из этих четырех классов. Будучи перенесенным, не в свой класс, он оказывается пустым, т. е. его элементы лишаются такого признака, как существование.

 

           Сделаем вывод — абсолютно  пустых объемов нет. Пустота объема относительна. Тот или иной объем может быть пустым, лишь с точки зрения принимающей  какой-либо класс существования за единственный и игнорирующий все остальные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Виды понятий.

 

Понятия принято делить на следующие виды:

      1. Понятия единичные и общие:

В зависимости от того, мыслится в них один элемент или множество элементов. Понятие, в котором мыслится один элемент, называется единичным (например, «Москва», «Л.Н. Толстой», «Российская Федерация»). Понятие, в котором мыслится множество элементов, называется общим (например, «столица», «писатель», «федерация»).

Общие понятия могут быть регистрирующими и не регистрирующими. Регистрирующими называются понятия, в которых множество мыслимых в нем элементов поддается учету, регистрируется (во всяком случае, в принципе).

Общее понятие, относящееся к неопределенному числу элементов, называется не регистрирующим. Множество мыслимых в них элементов не поддается учету: в них мыслятся все люди, следователи, указы прошедшего, настоящего и будущего. Не регистрирующие понятия имеют бесконечный объем.

 

    1. Понятия собирательные и не собирательные.

 Понятия, в которых мыслятся признаки некоторой совокупности элементов, составляющих единое целое, называются собирательными. Например, «коллектив», «полк», «созвездие». Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в его объем, оно относится ко всей совокупности элементов. Собирательные понятия могут быть общими (коллектив, созвездие) и единичными (коллектив нашего института, созвездие Большой Медведицы).

Понятие, в котором мыслятся признаки, относящиеся к каждому его элементу, называется не собирательным.

Если высказывание относится к каждому элементу класса, то такое употребление понятия будет разделительным; если же высказывание относится ко всем элементам, взятым в единстве, и неприложимо к каждому элементу в отдельности, то такое употребление понятия называется собирательным.

 

      1. Понятия конкретные и абстрактные.

В зависимости оттого, что они отражают: предмет (класс предметов) или его признак (отношение между предметами).

Понятие, в котором мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее, называется конкретным.

 Понятие, в котором мыслится признак предмета или отношение между предметами, называется абстрактным.

Различие между конкретными и абстрактными понятиями основано на различии между предметом, который мыслится как целое, и свойством предмета, отвлеченным от последнего и отдельно от него не существующим.

 Абстрактные понятия образуются в результате отвлечения, абстрагирования определенного признака предмета; эти признаки мыслятся как самостоятельные объекты мысли.

Не следует смешивать конкретные понятия с единичными, а абстрактные с общими. Общие понятия могут быть и конкретными, и абстрактными (например, понятие посредник - общее, конкретное; понятие посредничество - общее, абстрактное).

 

      1. Понятия положительные и отрицательные.

          В зависимости от того, составляют ли их содержание свойства, присущие предмету, или свойства, отсутствующие у него.

Понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету, называются положительными.

Понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств, называются отрицательными. Так,  понятия:  грамотный и порядок,  являются положительными, а понятия неграмотный и беспорядок -  отрицательными.

 

      1. Понятия безотносительные и соотносительные.

 В зависимости от того, мыслятся  ли в них предметы, существующие  раздельно или в отношении  с другими предметами.

Понятия, отражающие предметы, существующие раздельно и мыслящиеся вне их отношения к другим предметам, называются безотносительными. Таковы понятия  студент,  государство.

 Соотносительные понятия содержат признаки, указывающие на отношение одного понятия к другому понятию. Например:  родители  (по отношению к понятию  дети) или  начальник (подчиненный).

 

Определить, к какому виду относится то или иное понятие, значит, дать ему логическую характеристику.   Логическая  характеристика понятий помогает уточнить их содержание и объем, вырабатывает навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждения.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        1. Отношения между понятиями

Рассматривая отношения между понятиями, следует, прежде всего, различать понятия сравнимые и несравнимые.

Сравнимыми называются понятия, имеющие некоторые признаки, позволяющие эти понятия сравнивать друг с другом  (например: пресса и телевидение — сравнимые понятия, они имеют общие признаки, характеризующие средства массовой информации).

Несравнимыми называются понятия, не имеющие общих признаков, поэтому и сравнивать эти понятия невозможно (например:  квадрат  и общественное порицание).

 Они относятся к разным, весьма  отдаленным друг от друга областям  действительности и не имеют признаков, на основании которых их можно было бы сравнивать друг с другом.

Сравнимые понятия делятся на совместимые и несовместимые.

 

5.1  Совместимые понятия

Понятия, объемы которых полностью или частично совпадают, называются совместимыми. В содержании этих понятий нет признаков, исключающих совпадение их объемов.

 

Отношение между понятиями принято изображать с помощью круговых схем (кругов Эйлера), где каждый круг обозначает объем понятия, а каждая его точка — предмет, мыслимый в его объеме. Круговые схемы позволяют наглядно представить отношение между различными понятиями, лучше понять и усвоить эти отношения.

 

 Существуют три вида отношений  совместимости:

  1. равнозначные

 В отношении равнозначности находятся понятия, в которых мыслится один и тот же предмет. Объемы этих понятий полностью совпадают (хотя содержание различно). В отношении равнозначности находятся, например, понятия  “геометрическая фигура с тремя равными углами”  и  “геометрическая фигура с тремя равными сторонами “. Эти понятия отражают один предмет мысли: равноугольный (равносторонний) треугольник, их объемы полностью совпадают, однако содержание различно, поскольку каждое из них  содержит разные признаки треугольника.                                                                                    

Так, отношение между двумя равнообъемными понятиями должно быть изображено в виде двух полностью совпадающих кругов  А  и  В на рис. 1

       b)   пересечение (перекрещивание)

В отношении пересечения (перекрещивания) находятся понятия, объем одного из которых частично входит в объем другого. Содержание этих понятий различно.

В совместившейся части кругов А и В (заштрихованная часть схемы) мыслятся те юристы, которые являются преподавателями, а в не совместившейся части круга А - юристы, не являющиеся преподавателями, в не совместившейся части круга В — преподаватели, не являющиеся юристами.

В отношении пересечения находятся понятия юрист (А) и преподаватель (В): некоторые юристы являются преподавателями (как некоторые преподаватели - юристами). С помощью круговых схем это отношение изображается в виде двух пересекающихся кругов на рис. 2

                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

                             рис. 1                                             рис. 2

 

       с)   подчинение (субординация).

В отношении подчинения (субординации) находятся понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого, составляя его часть.

 

В таком отношении находятся, например, понятия  суд  (А) и  городской суд  (В). Объем первого понятия шире объема второго понятия, кроме городских существуют и другие виды судов — краевые, областные, районные и т.д. Понятие «городской суд» полностью входит в объем понятия  суд на  рис. 3

Понятие, имеющее больший объем и включающее объем другого понятия, называется подчиняющим (А), понятие, имеющее меньший объем и составляющее часть объема другого понятия - подчиненным (В).

Если в отношении подчинения находятся два общих понятия, то подчиняющее понятие называется родом, подчиненное - видом. Так, понятие «городской суд» будет видом по отношению к понятию «суд».

 Понятие может быть одновременно  видом (по отношению к более  общему понятию) и родом (по отношению  к понятию менее общему). Например: понятие «лишение свободы на  определенный срок» (В) — это род по отношению к понятию «лишение свободы на пять лет» (С) и в то же время вид по отношению к понятию «уголовное наказание» (А). Отношение между тремя подчиненными друг другу понятиями изображено на рис. 4

Если в отношении подчинения находятся общее и единичное (индивидуальное) понятия, то общее (подчиняющее), понятие является видом, а единичное (подчиненное) является индивидом. В таком отношении будут, находится, например, понятия «адвокат» и «Ф.Н. Плевако».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     

                            рис. 3                                              рис. 4

                                  

                                                       

Информация о работе Понятие как форма мышления