Понятие как форма мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 12:27, контрольная работа

Описание работы

Тема понятия является актуальной в наши дни, так как, во-первых, постоянно появляются новые науки и, соответственно, новые термины. Во-вторых, человек, использующий в своей речи различные термины, должен четко их определять, чтобы иметь полное представление о том, что говорит он или другие. Управленческая деятельность подразумевает под собой четкую, понятную речь. Это возможно, если человек образован, грамотен. Он должен разбираться в понятиях и определениях в своей отрасли.
В своей работе я буду рассматривать общую характеристику понятий, логические приемы образования понятий, соотношение понятия и слова, какие бывают виды понятий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Общая характеристика понятия………………………………….4
Содержание и объем понятия……………………………………...6
Виды понятий. отношения между понятиями……………...7
логические операцИИ с понятиями……………………………..9
определние понятий………………………………………………….10
деление понятий……………………………………………………….13
операции с классами………………………………………………..14
зАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….16

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО ЛОГИКЕ.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

 

ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: логика

 

Тема: Понятие как форма мышления

 

 

 

Выполнил:

ст. гр.ЮП-10-1

 

Проверил:

              преподаватель

             

 

 

 

 

 

Чита 2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

  1. Общая характеристика понятия………………………………….4
  2. Содержание и объем понятия……………………………………...6
  3. Виды понятий. отношения между понятиями……………...7
  4. логические операцИИ с понятиями……………………………..9
  5. определние понятий………………………………………………….10
  6. деление понятий……………………………………………………….13
  7. операции с классами………………………………………………..14

зАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема понятия является актуальной в наши дни, так как, во-первых, постоянно появляются новые науки  и, соответственно, новые термины. Во-вторых, человек, использующий в своей речи различные термины, должен четко их определять, чтобы иметь полное представление о том, что говорит он или другие. Управленческая деятельность подразумевает под собой четкую, понятную речь. Это возможно, если человек образован, грамотен. Он должен разбираться в понятиях и определениях в своей отрасли.  

В своей работе я буду рассматривать общую характеристику понятий, логические приемы образования  понятий, соотношение понятия и  слова, какие бывают виды понятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общая характеристика понятия

 

Понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.

Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с  другом или чем они друг от друга  отличаются.

Любой предмет имеет  множество разнообразных признаков. Одни из них характеризуют отдельный предмет и являются единичными, другие принадлежат определенной группе предметов и являются общими. Так, каждый человек имеет признаки, одни из которых, например, черты лица, телосложение, походка, мимика, так называемые особые приметы, броские признаки, принадлежат только данному человеку и отличают его от других людей. Другие профессия, национальность, социальная принадлежность и т. д. являются общими для определенной группы людей. И, наконец, есть признаки, общие для всех людей. Они присущи каждому человеку и вместе с тем отличают его от всех других живых существ. К ним относятся способность создавать орудия труда, способность к абстрактному мышлению и членораздельной речи. Кроме единичных (индивидуальных) и общих признаков логика выделяет признаки существенные и несущественные. Признаки, необходимо принадлежащие предмету, выражающие его сущность, называют существенными. Они могут быть общими и единичными. Понятия, отражающие множество предметов, включают общие существенные признаки (напр. способность создавать орудие труда). Понятие, отражающее один предмет (напр. “Аристотель”),  наряду с общими существенными признаками (человек, древнегреческий философ) включает единичные признаки.

Признаки, которые могут  принадлежать, но могут и не принадлежать предмету и которые не выражают его сущность, называются несущественными.

Восприятие и представление  – это чувственно-наглядный образ  какого-либо конкретного предмета. Понятие лишено наглядности.

Понятие как форма  мышления отражает предметы и их совокупность в абстрактной, обобщенной форме на основании их существенных признаков.

 Понятие – одна  из основных форм научного  познания. Формируя понятие, наука  отражает в них изучаемые ею  предметы, явления, процессы.

Отражая существенное, понятия не содержат всего богатства индивидуальных признаков предмета и в этом смысле они беднее форм чувственного познания – восприятия и представления. Вместе с тем, они позволяют глубже проникнуть в действительность, отобразить её с большей полнотой, на что не способно чувственное познание.

 

 

Логические  приёмы образования понятий

Логический прием, устанавливающий  сходство или различие предметов, называется сравнением.

Выделение признаков  связано с мыленным расчленением предмета на составляющие его части, стороны, элементы. Мысленное расчленение предмета на части называется анализом.

Выделение с помощью  анализа признаков позволяет  отличить существенные признаки от несущественных. Это мысленное выделение  признаков, называется абстрагированием. 

Признаки изучаемых предметов распространяются на все сходные предметы. Эта операция осуществляется путем обобщения, с помощью которого определенные предметы на основе присущих им одинаковых свойств объединяются в группы однородных предметов. Таким образом, мы образуем одну из основных форм мышления – понятие.

 

Понятие и слово

 

Понятие неразрывно связано  с основной языковой единицей –  словом. Понятие выражается и закрепляется в словах и словосочетаниях, без  которых невозможно ни формирование понятий, ни оперирование имени (это слова и словосочетания, имеющие определённый смысл и обозначающие какой-либо предмет).

Омонимы – это слова, совпадающие по звучанию, одинаковые по форме, но выражающие различные понятия.

Синонимы – это слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и тоже понятие, но отличающиеся друг от друга оттенками значения или стилистической окраской.

Многозначность слов нередко приводит к смешению понятий, а, следовательно, к ошибкам в  рассуждениях. Поэтому необходимо точно  установить значение слов, с тем, чтобы употреблять их в строго определённом смысле.

Термин - это слово или словосочетание, обозначающее строго определенное понятие и характеризующееся однозначностью, по крайней мере, в пределах данной науки или родственной группы наук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Содержание и объем понятия

Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии.

Множество предметов, которое мыслится в понятии, называется объемом понятия.

 Увеличение содержания ведет к образованию понятия с меньшим объемом. Увеличение объема ведет к образованию понятия с меньшим содержанием.

Соотношения между объемом  и содержанием понятия можно  отобразить с помощью кругов Эйлера А, В, С.

В зависимости от соотношения  объемов понятия могут находится в следующих соотношениях:

- равнозначные понятия  (пример: А - Пушкин А.С.; В - автор  произведения «Евгений Онегин»);

- связь подчинения - в  них существует видовая зависимость: 1 понятие по объему больше  другого (пример: А - Пушкин А.С.; В - автор произведения «Евгений Онегин»; С – писатель 19в.; D - писатель);

- пересечение, т.е.  когда объемы понятий частично  совпадают (пример: А-студент; В-спортсмен);

- соподчинение – такие  понятия которые не совпадают  по объему, но имеют общее родовое понятие (пример: А-писатель, В-Пушкин А. С. , С-Булгаков);

- противоположные, в  том случае когда они обозначают  одно и тоже явление, но дают  им различную характеристику  и эта характеристика не влияет  на качество противоположного  понятия (пример: А-северный полюс, В-южный полюс);

- противоречие – понятие,  которое взаимно отрицают друг  друга из-за своей противоположности,  которая имеет в себе противоречие (пример: А – добро, В - зло).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Виды понятий. отношения между понятиями

 

По своим признакам понятия подразделяются на:

 

- единичные – характеризуют  конкретное явление или процесс;

- общие - понятие, в  котором мыслится множество элементов  (пример: стул, стол);

- пустые – понятия,  которые не раскрывают реальной  сущности (пример: баба-яга, русалка).

 

Понятия делятся на:

 

I - конкретные – понятия, в котором предмет мыслится как нечто самостоятельное и существующее (пример: учащийся, юридический институт);

   - абстрактные  – понятие, которое выражается  как свойство предмета или  отношение между предметами (пример: мораль, невменяемость любовь, и тд.).

 

II   - собирательные – это такие понятия, которые существуют, благодаря своему множеству (пример: полк, стая);

          - разделительные – это те понятия,  которые обозначают предмет через  их существование в единичном числе (пример: ворона, пирамида).

 

III     - положительные – понятия без отрицательных частиц (пример: небеса, пьянство, трусость и тд.);

           -  отрицательные – понятия,  которые указывают на отсутствие  у предмета каких-либо признаков, имеют отрицательные частицы а, не , без (пример: аморальность, бескорыстие, бесстрашие);

 

IV      - соотносительные – такие понятия, которые существуют благодаря логической взаимосвязи с понятиями, несущими в себе смысловую определенность (пример: брат-сестра);

                 -  безотносительные – понятия  без смысловой пары.

Отношения между  понятиями

Рассматривая отношения между понятиями, следует, прежде всего, различать понятия сравнимые и несравнимые.

Сравнимыми называются понятия, имеющие некоторые признаки, позволяющие эти понятия сравнивать друг с другом  (например: пресса и телевидение — сравнимые понятия, они имеют общие признаки, характеризующие средства массовой информации).

Несравнимыми называются понятия, не имеющие общих признаков, поэтому и сравнивать эти понятия невозможно (например:  квадрат  и общественное порицание).

 Они относятся к  разным, весьма отдаленным друг  от друга областям действительности  и не имеют признаков, на  основании которых их можно  было бы сравнивать друг с  другом.

Сравнимые понятия делятся  на совместимые и несовместимые.

 

Совместимые понятия

Понятия, объемы которых  полностью или частично совпадают, называются совместимыми. В содержании этих понятий нет признаков, исключающих совпадение их объемов.

Отношение между понятиями принято изображать с помощью круговых схем (кругов Эйлера), где каждый круг обозначает объем понятия, а каждая его точка — предмет, мыслимый в его объеме. Круговые схемы позволяют наглядно представить отношение между различными понятиями, лучше понять и усвоить эти отношения.

 Существуют три  вида отношений совместимости:

  1. равнозначные;
  2. пересечение (перекрещивание);
  3. подчинение (субординация).

                  

Несовместимые понятия

Понятия, объемы которых  не совпадают ни полностью, ни частично, называются несовместимыми. Эти понятия содержат признаки, исключающие совпадение их объемов.

Существуют три вида отношений несовместимости:

a)  соподчинение;

b) противоположность;

c)  противоречие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. логические операции с понятиями

Обобщить  понятие - значит,  перейти от понятия с меньшим объемом, но с большим содержанием к понятию с большим объемом, но с меньшим содержанием.

Например: студент –  учащийся – человек – живое  существо – материя.

Обобщение понятия не может быть беспредельным. Наиболее общими являются понятия с предельно широким объемом — категории, например «материя», «сознание, «отношение» и т.п. Категории не имеют родового понятия, обобщить их нельзя.

Ограничение понятия  представляет собой операцию, противоположенную операции обобщения.

Ограничить  понятие - значит, перейти от понятия с большим объемом, но с меньшим содержанием к понятию с меньшим объемом, но большим содержанием.

Пределом ограничения  понятия является единичное понятие.

Например: студент –  студент ЧитГУ – студент ЧитГУ Юридический Институт - студент ЧитГУ Юридический факультет - студент ЧитГУ Юридический факультет группа ЮП -10-1 – Иванов И.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. определние понятий

 

Логическая операция, раскрывающая содержание понятия, называется определением.

Суждение, раскрывающее содержание понятия, называют дефиницией.

Виды определения

Определения делятся  на:

        a) номинальные и реальные

Информация о работе Понятие как форма мышления