Понятие о законах мышления. Формы мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 19:18, контрольная работа

Описание работы

Логика — наука о мышлении, как о средстве познания предмет логики — законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий мир. Познание — процесс отражения объективного мира сознанием человека; сочетание чувственного (ощущение — отражение отдельно чувственно воспринимаемых свойств предметов; восприятие — целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств; преставление — сохранившийся в сознании образ предмета, который воспринимался раньше) и рационального познания (с помощью разума, мышления).
Мышление — отражает действительность в определенных логических формах.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по ЛОГИКЕ.docx

— 27.75 Кб (Скачать файл)

 

 

1.

Понятие о формах и законах мышления

Логика — наука о мышлении, как о средстве познания предмет логики — законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий мир. Познание — процесс отражения объективного мира сознанием человека; сочетание чувственного (ощущение — отражение отдельно чувственно воспринимаемых свойств предметов; восприятие — целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств; преставление — сохранившийся в сознании образ предмета, который воспринимался раньше) и рационального познания (с помощью разума, мышления).

Мышление — отражает действительность в определенных логических формах.

Особенности мышления: обобщенный (выделение в предметах общего, повторяющегося, существенного) и опосредованный (получение новых знаний на основе уже имеющихся) характер отражения действительности; неразрывная связь с языком; активный характер отражения (применение обобщения, абстрагирования).

Основные формы мышления (или логическая форма — способ связи элементов мысли, ее строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность):

 

1.понятие — совокупность  существенных признаков предмета, определенным образом связанных  друг с другом;

 

2.суждение — форма  мышления, в которой утверждается  или  отрицается связь между  предметом (S — субъект) и его  признаком (Р — предикат), отношение между предметами или факт существования предмета и которая может быть либо истинной, либо ложной.

 

3.умозаключение — форма  мышления, посредством которой из  одного или нескольких суждений, выводится новое суждение (посылки  — исходные суждения, заключение  — новое суждение, вывод —  логический переход от посылок  к заключению).

 

Мысль — истинная — если соответствует действительности; ложная — нее соответствует. Истинность мыли по содержанию — необходимое  условие достижения верных результатов  в процессе рассуждения.

Закон мышления (логический закон) — необходимая, существенная связь мыслей в процессе рассуждения. Не устанавливаются людьми;

Законы, изучаемые формальной логикой — тождественно-истинные высказывания, или логические тавтологии, обуславливают правильность рассуждения; благодаря их действию выведение  новых знаний из истинных и проверенных суждений с необходимостью приводит к истине. Законы, изучаемые диалектической логикой — единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количественных и качественных изменений — законы объективного мира, законы мышления; позволяют определить взаимосвязь явлений, их изменение и развитие, присущие им противоречия.

Формы мышления

Понятие, суждение, умозаключение - основные формы мышления.

Наиболее простейшей в  структурном отношении формой мысли  выступает понятие. По определению, понятие является формой мысли, отражающей общие существенные и отличительные  признаки предмета мысли. Признаком  будет являться любое свойство предмета внешнее или внутренне, очевидное  или непосредственно не наблюдаемое, общее или отличительное. Понятие  может отражать явление, процесс, предмет (материальный или воображаемый). Главное  для данной формы мысли – отражать общее и в тоже время существенное, отличительное в предмете. Общими признаками выступают те, которые  присущи нескольким предметам, явлениям, процессам. Существенным является признак, который отражает внутреннее, коренное свойство предмета. Уничтожение или  изменение этого признака влечет за собой качественное изменение  самого предмета, а значит и его  уничтожение. Но следует иметь в  виду, что существенность того или  иного признака определяется интересами человека, сложившейся ситуацией. Существенным признаком воды для жаждущего  человека и для химика будут два  различных свойства. Для первого  – способность утолить жажду, для второго – структура молекул  воды. Так как понятие по своей  природе является «идеальным», то не имеет вещественно-материального  выражения. Материальным носителем  понятия выступает слово или  сочетание слов. Например, «стол», «группа  студентов», «твердое тело». Предметом  изучения логики являются формы и  законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга, которая неразрывно связана с  языком. Функции языка: хранить информацию, быть средством выражения эмоций, быть средством познания. Речь может  быть устной или письменной, звуковой или незвуковой, речью внешней  или внутренней, речью, выраженной с  помощью естественного или искусственного языка. Слово лишь выражает понятие, оно – материальное образование, удобное для передачи, хранения и  обработки. Слово, обозначая предмет, заменяет его. А понятие, выражаясь  в слове, отражает этот предмет в  самых важных, существенных, общих  признаках. Мысль не возможно передать на расстояние. Человек передает на расстояние сигналы о возникающих в голове мыслях с помощью речи (слова), которые воспринимаются другими людьми, превращаются в соответствующие исходным, но теперь уже их мысли. На данном этапе можно определить, что понятие, слово и предмет, совершенно разные по своей сути вещи. Например, один человек сообщает другому о том, что он приобрел письменный стол, допустим, не добавляя каких-либо других его характеристик. В целях упрощения, выделяем из контекста лишь одно понятие «письменный стол». Для первого человека оно связано с конкретным предметом, обладающим рядом свойств, из которых выделено существенное - он предназначен для письма. При помощи речи мысль о «письменном столе» передается другому человеку и уже превращается в его мысль. В голове последнего на основании понятия идеального «письменного стола» (обобщенного, абстрактного) возникает образ этого «письменного стола» как предмета. По-моему мнению, несмотря даже на то, что это понятие можно было передать и при помощи не двух, а более сочетаний слов, характеризующих предмет, то в конечном итоге образ «письменного стола», воспроизведенного в голове другого человека все- таки не полностью соответствовал конкретному описанному предмету в точности. Поэтому предмет, слово и понятие взаимосвязаны, но не тождественны. Признаки предмета и признаки понятия не совпадают между собой. Признаки любого материального предмета – это внешнее или внутренние свойства, признаки понятия – обобщенность, абстрактность, идеальность. Образование понятия включает в себя множество логических приемов: 1. Анализ - это мысленное разложение предметов на его признаки. 2. Синтез - мысленное соединение признаков предмета в одно целое. 3. Сравнение - мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление признаков сходства и различия в том или ином отношении. 4. Абстрагирование - мысленное сопоставление одного предмета с другими, выявление признаков сходства и различия.

Суждение представляет собой  форму мысли, устанавливающую логическую связь между двумя и более  понятиями. Между понятиями, как  вышеперечисленно, устанавливаются  отношения тождества, подчинения, частичного совпадения, которые могут выражаться логической связкой «есть». Отношения  противоречия, противоположности и  соподчинения могут выражаться логической связкой «не есть». Эти отношения, выраженные в форме грамматических предложений, будут суждениями разного  вида. Представители номиналистической  логики рассматривают логику как  науку о языке. “Логика, - говорит  английский номиналист Р. Уэтли, - имеет дело только с языком. Язык вообще, для какой бы цели он не служил, составляет предмет грамматики, язык же, насколько он служит средством для умозаключения, составляет предмет логики». Исходя из такого понимания предмета логики, номиналисты отождествляют суждение с предложением. Для них суждение – это сочетание слов или имен. “Предложение, - говорит номиналист Гоббс, - есть словесное выражение, состоящее из двух, связанных между собой связкой имен…». Таким образом, согласно номиналистам, то о чем мы, что–либо утверждаем (или отрицаем) в суждении, есть определенная связь этих слов. Такое истолкование природы суждения неправильно. Конечно, всякое суждение выражается в предложении. Однако предложение есть только языковая оболочка суждения, а не само суждение. Любое суждение можно выразить в предложении, но не всякое предложение может выражать суждение. Так не выражают суждений вопросительные, побудительные предложения, поскольку они не отражают ни истины, ни лжи, не устанавливают логических отношений. Хотя они и являются формами мысли. Суждения, реально отражающие предмет и его свойства, будут являться истинными, а неадекватно отражающие – ложными.

Умозаключение— это способ получения нового знания на основе некоторого имеющегося. Он представляет собой переход от некоторых высказываний, фиксирующих наличие некоторых ситуаций в действительности, к новому высказыванию и соответственно к знанию о наличии ситуации, которую описывает это высказывание. Например, в механике известно, что у всякого тела, плотность которого одинакова во всех его частях, геометрический центр и центр тяжести совпадают. Известно также (в результате астрономических наблюдений), что у Земли эти центры не совпадают. Отсюда естественно заключить, что плотность Земли не является одинаковой во всех ее частях. Едва ли нужно специально говорить о значении этой операции в познавательной и практической деятельности. Посредством умозаключений мы получаем приращение знаний, не обращаясь к исследованию предметов и явлений самой действительности, имеем возможность открывать такие связи и отношения действительности, которые невозможно усмотреть непосредственно. Переход от некоторых высказываний (посылок умозаключения) к высказыванию (заключению) в умозаключении может совершаться на основе интуитивного усмотрения какой-то связи - такие умозаключения называют содержательными; или путем логического выведения одного высказывания из других - это умозаключения формально-логического характера. В первом случае оно представляет собой, по существу, психический акт. Во втором случае его можно рассматривать как определенную логическую операцию. Последняя и является предметом изучения логики.

Понятие о форме  и законе мышления Форма мышления

Основные формы мышления — понятие, суждение и умозаключение. Каждая из этих форм будет подробно рассмотрена в следующих главах. Здесь остановимся на них кратко, чтобы раскрыть понятие логической формы.

Отдельные предметы или их совокупности отражаются мышлением  человека в понятиях, различных по своему содержанию. Например, «юридический закон» и «грабеж» — понятия, отражающие различные предметы мысли. Юридический  закон — это нормативный акт, исходящий от высшего органа государственной  власти и обладающий высшей юридической  силой. Грабеж в уголовном законодательстве рассматривается как открытое хищение  чужого имущества. Но эти различные  явления мыслятся одним и тем  же способом — как определенная совокупность их общих, существенных свойств, или признаков.

Выделяя характерные в  определенном отношении признаки | одного предмета или общие, повторяющиеся  признаки группы пред- >? метов, мы образуем понятие предмета А как некоторую совокупность его существенных признаков а, в, с и т.д., определенным образом связанных друг с другом. Таким образом, различные предметы отражаются в мышлении человека одинаково — как определенная связь их существенных признаков, т.е. в форме понятия. В форме суждений отражаются связи между предметами и их свойствами. Эти связи утверждаются или отрицаются. Например, в суждении «Обвиняемый имеет право на защиту» утверждается связь между обвиняемым и правом на защиту. В суждении «Это преступление не является умышленным» связь между совершенным преступлением и умыслом отрицается. Приведенные суждения различны по своему содержанию, однако способ связи частей (элементов) этого содержания одинаков, эта связь выражается в форме утверждения или в форме отрицания. Обозначив понятия, входящие в суждение, принятыми в логике символами S (субъект) — так обозначается понятие о предмете суждения — и Р (предикат) — понятие о признаке предмета, получим схему, общую для любого суждения данного вида: S — Р, где S и Р — понятия, входящие в суждение, а знак «—» — обозначение связи между ними.

Под S и Р можно мыслить любые предметы и их свойства, под знаком «—» — любую связь (и утвердительную, и отрицательную). Таким образом, суждение представляет собой способ связи понятий, выраженный в форме утверждения или отрицания. Рассматривая умозаключение, при помощи которого из одного или нескольких суждений (они называются посылками) выводится новое суждение (заключение), можно установить, что в умозаключениях одного вида вывод получается одним и тем же способом. Например, из суждений: «Свидетель не должен давать ложных показаний» и «Федоров — свидетель» — с необходимостью вытекает новое суждение: «Федоров не должен давать ложных показаний». Вывод получается потому, что суждения, из которых выводится заключение, связаны общим для них понятием «свидетель». Подобным же образом, т.е. благодаря связи суждений, можно получить вывод из суждений, имеющих любое содержание. Общим, что имеется в различных по содержанию умозаключениях, является способ связи суждений. Таким образом, общим, не зависящим от конкретного содержания мыслей, для всех основных форм мышления является способ связи элементов мысли — признаков в понятии, понятий в суждении и суждений в умозаключении. Обусловленное этими связями содержание мыслей существует в определенных логических формах: понятиях, суждениях, умозаключениях.

Логическая форма, или  форма мышления, — это способ связи элементов мысли, ее строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность. В реальном процессе мышления содержание и форма мысли существуют в неразрывном единстве. Нет «чистого», лишенного формы содержания, нет «чистых», бессодержательных логических форм. Однако в целях специального анализа мы вправе отвлечься от конкретного содержания мысли, сделав предметом изучения ее форму. Исследование логических форм безотносительно к их конкретному содержанию и составляет важнейшую задачу науки логики.

Закон мышления.

Мышление человека подчинено логическим законам, или законам мышления.

Для уяснения этого вопроса  необходимо различать истинность мысли  и логическую правильность рассуждения. Мысль является истинной, если она  соответствует действительности. Мысль, не соответствующая действительности, является ложной. Так, утверждение «Вологда находится в европейской части  России» истинно, оно соответствует  действительности. То же утверждение, относящееся к Красноярску, ложно, оно не отражает действительного  географического положения этого  города.

Истинность мыслей по содержанию — необходимое условие достижения верных результатов в процессе рассуждения. Другим необходимым условием является логическая правильность рассуждения. Если это условие не соблюдается, то ложный результат может быть получен  из истинных мыслей.

Так, из истинных мыслей (суждений) «Произведения Л.Н Толстого нельзя прочитать за одну неделю» и «Рассказ «После бала» — произведение Л.Н. Толстого», казалось бы, следует, что  рассказ «После бала» нельзя прочитать  за одну неделю. Но такое заключение ложно: рассказ «После бала», занимающий 10 страниц печатного текста, можно прочитать за полчаса. Ложный вывод из истинных суждений получен в результате отождествления нетождественных понятий: в первом суждении понятие «произведения Л.Н. Толстого» употребляется в собирательном смысле — речь идет о всех вместе взятых его произведениях, которые действительно нельзя прочитать за одну неделю; во втором суждении имеется в виду одно из этих произведений — понятие «произведение Л.Н. Толстого» берется в разделительном смысле1. Поэтому понятие, которое должно связать два суждения, на самом деле отсутствует. Рассуждение построено логически неправильно.

Логическая правильность рассуждений обусловлена законами мышления. Нарушение вытекающих из них требований ведет к логическим ошибкам. В приведенном примере  отождествление нетождественных понятий  связано с нарушением требования закона тождества, согласно которому всякая мысль в процессе рассуждения  должна быть тождественной самой  себе.

Информация о работе Понятие о законах мышления. Формы мышления