Понятие как форма мышления. Содержание и объем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 01:08, контрольная работа

Описание работы

Понятие обычно определяют как одну из основных форм мышления. Оно может выступать как специфический результат мышления и является обобщенным отражением класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях. Благодаря понятиям мышление приобретает характер обобщенного отражения действительности.
Мышление – это отражение действительности по средством языка.

Файлы: 1 файл

логик.docx

— 29.86 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российская академия народного хозяйства

и государственной службы

при Президенте Российской Федерации»

 

КУРГАНСКИЙ ФИЛИАЛ

 

Направление подготовки бакалавра 40.03.01 Юриспруденция

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: ЛОГИКА И ТЕОРИЯ АРГУМЕНТАЦИИ

 

Вариант № 3

 

 

 

 

Автор работы:

студент курса Юб-31

группы Юб-31

заочной формы обучения

Телегина Светлана Анатольевна

подпись_____________

Преподаватель:

к.ф.н., доцент

Плетнева М.А.

Подпись_____________

 

 

 

 

 

Курган  2014 г.

  1. Понятие как форма мышления. Содержание и объем.

Понятие обычно определяют как одну из основных форм мышления. Оно  может выступать как специфический результат мышления и является обобщенным отражением класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях. Благодаря понятиям мышление приобретает характер обобщенного отражения действительности.

       Мышление –  это отражение действительности  по средством языка. Наиболее  существенным моментом, определяющим  возможность познания действительности  с помощью языка, является обобщение  предметов некоторого класса, вида (например, животных, растений и т.д.) и мысленное выделение их при  этом. Результатом таких обобщений  являются именно понятия. Применение  понятий в мышлении необходимо  всегда, когда к мышлению предъявляются  требования определенности, точности  и особенно доказательности. Специфика  этой формы мышления состоит  в том, что она прежде всего  представляет собой результат  мысленного, а значит и словесно-языкового  выделения предметов некоторого  класса.  Выделение осуществляется  по определенной совокупности  признаков, объединяющих данный  класс предметов. (С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. Электронный ресурс. http://azps.ru/hrest/28/1133254.html)

       Признаки предмета  – это не только то, в чем  они сходны друг с другом, но  и то чем они отличаются.

       Признаки предмета  разделяются на существенные  и несущественные. Существенными  признаками предмета являются  те признаки, которые выражают  его внутреннюю природу, его сущность. Несущественными признаками называются  признаки, не выражающие сущность  предмета, они могут принадлежать, и могут не принадлежать предмету.

       Характеристика  понятия как формы познания, как  способа мыслительной деятельности  – это способ мыслительного  выделения классов предметов  посредством обобщения этих предметов. Этот процесс включает множество приемов познания. Понятия, в которых предметы обобщаются по существенным признакам, имеют наибольшую ценность в познании. Однако мысль представляет собой понятие независимо от того, насколько существенными являются признаки, составляющие основу обобщения предметов, тем более что для предметов одного и того же класса возможны и более и менее существенные признаки, существенные для характеристики самих этих предметов или с какой-то точки зрения в связи с тем или иным использованием предметов.

Понятие, как и всякая мысль, выражается в определенной знаковой форме. Такими формами в языке являются общие описательные имена. Обычно вместо них используют всякого рода сокращения. Понятия составляют смысл имен такого рода и в силу из функции – мысленного выделения предметов – связывают эти имена с теми объектами, которые они должны представлять как знаки языка в процессах коммуникации и мышления.

Понятие и слово неотделимы друг от друга в своем возникновении и функционировании не означает их абсолютного тождества, так как между ними есть следующие определенные различия.

       Во-первых, не  всякое понятие выражается одним  словом. Многие понятия выражаются  совокупностью слов – словосочетаниями.

       Во-вторых, понятие  и слово не всегда однозначно  соответствуют друг другу, что  связано с существованием омонимов  и синонимов.

       Омонимы –  это слова, совпадающие по звучанию, но относящиеся к различным  понятиям.

       К омонимам  примыкают слова-паронимы. Паронимы  – это близкие по звучанию  однокоренные слова, имеющие разное  значение или совпадающие в  нем лишь частично.

       Синонимы –  это слова, тождественные или  очень близкие по своему значению.

       В-третьих, в обыденной  речи к основному значению  понятий часто добавляются дополнительные  оттенки, служащие для выражения  эмоционального или оценочного  отношения говорящего к предмету  мысли.

       Таким образом, понятие, находясь в неразрывном  единстве со словом, не всегда  однозначно с ним совпадает. Слово  – форма выражения понятия, а  понятие, в свою очередь, выражает  смысловое содержание слова.

Любое понятие имеет содержание и объем. Содержанием понятия является совокупность характеризующих его предмет существенных признаков, подразумевающихся в данном понятии. Объем понятия составляет совокупность или множество предметов, которое мыслится в понятии. ( http://www.e-reading.link/chapter.php/99495/19/Shadrin_-_Logika__konspekt_lekciii.html)

Например, содержанием понятия «преступление» является совокупность существенных признаков преступления: общественно опасный характер деяния, противоправность, виновность, наказуемость.

Совокупность предметов, которая мыслится в понятии, называется объемом понятия. Объем понятия «преступление» охватывает все преступления, поскольку они имеют общие существенные признаки.

Содержание и объем понятия тесно связаны друг с другом. Эта связь выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия, который устанавливает, что увеличение содержания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом, и наоборот.

Так, увеличивая содержание понятия «государство» путем прибавления нового признака -- «современный», мы переходим к понятию «современное государство», имеющему меньший объем. Увеличивая объем понятия «учебник по теории государства и права», переходим к понятию «учебник», имеющему меньшее содержание, так как оно не включает в себя признаки, характеризующие учебник по теории государства и права.

Подобные же отношения между объемом и содержанием имеют место в понятиях «преступление» и «хозяйственное преступление» (первое понятие шире по объему, но уже по содержанию), «генеральный прокурор» и «прокурор», где первое понятие уже по объему, но шире по содержанию.

Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия лежит в основе ряда логических операций, которые будут рассмотрены ниже.

Логика оперирует также понятиями «класс» («множество»), «подкласс» («подмножество множества») и «элемент класса».

Классом, или множеством, называется определенная совокупность предметов, имеющих некоторые общие признаки. Таковы, например, классы (множества) высших учебных заведений, студентов, юридических законов, преступлений и т. д. На основании изучения определенного класса предметов формируется понятие об этом классе. Так, на основе изучения класса (множества) юридических законов образуют понятие юридического закона.

Класс (множество) может включать в себя подкласс, или подмножество. Например, класс студентов включает в себя подкласс студентов юридических вузов, класс преступлений -- подкласс должностных преступлений.

Отношение между классом (множеством) и подклассом (подмножеством) выражается при помощи знака « »: А В. Это выражение читается следующим образом: А является подклассом В. Так, если А - следователи, а В -- юристы, то А будет подклассом класса В.

Классы (множества) состоят из элементов. Элемент класса - это предмет, входящий в данный класс. Так, элементами множества высших учебных заведений будут Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Всесоюзный юридический заочный институт. Харьковский юридический институт и т. д.

Отношение элемента к классу выражается при помощи знака « »: АВ (А является элементом класса В).

Если, например, А -- юрист Иванов, а В - юристы, то А будет элементом класса В.

Различают универсальный класс, единичный класс и нулевой, или пустой, класс. (Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика – М.: Владос-Пресс, 2001)

Класс, состоящий из всех элементов исследуемой области, называется универсальным классом (например, класс планет Солнечной системы). Если класс состоит из одного-единственного элемента, то это будет единичный класс (например, планета Юпитер), наконец, класс, который не содержит ни одного элемента, называется нулевым (пустым) классом. Пустыми классами являются, например, вечный двигатель, бог, леший и др. Число элементов пустого класса равно нулю. (Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика – М.: Владос-Пресс, 2001)

В заключении можно сказать, что понятие является обобщенным отражением класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях, благодаря которым мышление приобретает характер обобщенного отражения действительности.

 

 

2.Определите, какие из  перечисленных имен выражают  общие, единичные, нулевые понятия.

Общие понятия:человек, побывавший на луне; опера И.П. Чайковского; планета.

Единичные понятия: естественный спутник Земли.

Нулевые понятия: самое большое действительное число.

 

3. Установите, являются  ли умозаключения, превращениями.

А) так как все опята – съедобные грибы, то, значит, ни один опенок не является съедобным – общеутвердительное суждение с превращением в общеотрицательное;

Б) ни один человек не рождается преступником, следовательно, все люди рождаются непреступниками – общеотрицатнельное суждение с превращением в общеутвердительное;

В) некоторые психологи являются опытными специалистами. Значит, некоторые психологи являются неопытными специалистами – частноутвердительное суждение с превращением в частноотрицательное.

 

4.Опираясь на закон непротиворечия, определите, могут ли быть одновременно  истинными следующие пары суждений. (з-н непротиворечия,как писал  В.И.Кириллов, – з-н логики, который  утверждает, чтор 2 противоречащих/несовместимых  суждения не могут быть одновременно  истинными. Одно из них должно  быть ложно.

А) На марсе есть жизнь. На Марсе жизни нет. – не могут быть одновременно истинными;

Б) Некоторые студенты нашей группы подготовились к зачету по логике. Некоторые студенты нашей группы не подготовились к зачету по логике – оба суждения истинны;

В) Обвиняемый вправе в любой момент производства по делу отказаться от защитника. Некоторые обвиняемые не вправе отказаться от защитника – могут быть одновременно истинными.

 

Список литературы:

  1. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика – М.: Владос-Пресс, 2001
  2. Гетманова А.Д. Логика для юристов. М.:Омега-Л, 2008.
  3. Иванов Е.А. Логика. М., 1996г.
  4. Кириллов В.И. Логика. М. 2002.
  5. Михалкин Н.В. Логика и аргументация для юристов: учебное пособие для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2011.
  6. http://exsolver.narod.ru/Books/Other/Logica/c26.html
  7. http://pravouch.com/page/logikap/ist/ist-18--idz-ax272--nf-25.html

 

 


Информация о работе Понятие как форма мышления. Содержание и объем