Логика как наука: ее теоретический статус и область применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Власть оказывается наиболее таинственным явлением в политике, природу которого выявить непросто. Что заставляет человека, общество подчинятся кому-либо или чему-либо: боязнь насилия или желание повиноваться? Своей таинственностью и неопределенностью власть никого не оставляла равнодушным к себе: ею восхищались и ее проклинали, возвышали до небес и «втаптывали в грязь».

Файлы: 1 файл

рефератП.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

Маргинальность политическая (от лат.marginalis - край, сторона) - форма социальной жизни, при которой государственные ограничения определяют собой содержание межличностных отношений как среду, где происходит формирование индивида. Основой политической маргинальности является механизм социальной трансформации личности через идею всеобщего благополучия и гармонии как условия воздействия личности на социум.

Соотношением политического и гражданского обществ в рамках глобального общества очерчены границы политической маргинальности. Крайние аспекты этих составляющих определяются формой правления, в конечном счете выливаясь в содержание социальной жизни.

Но это в целом. За этим целым - абстрактно-всеобщим стоит конкретно-чувственная деятельность отдельных личностей, выдвинутых на передовые позиции в силу востребованности именно их индивидуальных качеств. Этот аспект личностной маргинальности является одним из составляющих политической жизни в целом.

Экзистенциальный процесс, приводящий к изменению политического самосознания через трансформацию основной бессознательной установки личности, являет собой переживание маргинальности. В конечном счете лидерство, в том числе и политическое - это умение синтезировать две крайности в себе и собой переживание маргинальности. В конечном счете лидерство, в том числе и политическое, - это умение синтезировать две крайности в себе и собой. Предзаданные обществом психологические характеристики определяют маргинальную потребность лидера как умение стоять на краю пропасти и делать шаг, чаще всего первый, указывающий направление остальным. Об этой силе, притягивающей к краю, Ф.М. Достоевский писал: “Народы слагаются и движутся силой иною, повелевающей и господствующей, но происхождение которой неизвестно и необъяснимо. Эта сила есть сила неутолимого желания дойти до конца и в то же время конец отрицающая”. В экзистенциональном плане маргинальность определяется состоянием раздвоенности, положением, при котором личность вытесняется на край пропасти социальной средой или сжимается силами разной направленности до пределов ментальности социума, создающей условия для направленной градации или деградации человека. Личность определяется в этих условиях как индивидуальная способность к прыжку (скачку) через преграду, разделяющую, например, политическое и гражданское образования. В этом проявляются субъект-объектные отношения, в которых субъект (личность) воспринимает социум (объект) как нечто внешнее. На экзистенциональном уровне политической направленности субъект становится объектом, изучающим самого себя как бы извне. Ситуация, заставляющая человека выходить за рамки собственной субъективности, часто порождается тупиком политическим.

Политическая маргинальность продиктована спецификой политического сознания как предельно всеобщей формой социальной материи, включающей атрибутивность внутренней и внешней жизни в виде внутренней и внешней политики, которая предполагает определенный этап социальной формы развития и, таким образом, составляет и объединяет собой предельно-содержательные-сущностные значения социальной организованности. Политическая маргинальность, воспроизводимая социальной действительностью с определенной долей постоянства и с определенной периодизацией, вызывается к жизни такими же закономерностями, какими и норма, определяемая и предзаданная смысловым аспектом своего собственного содержания. Норма не может быть законченной и определенной дефиницией, не обозначив свои границы верхнего и нижнего колебания и пределов разбросанности. В тот самый момент, когда определяется норма, определяется то, что является не нормой. Граница, разделяющая смысловое содержание этих взаимосвязанных понятий, - маргинальность. В политической жизни эти границы аморфны и расплывчаты. Это даже не пласт социальной действительности, включающей в себя отдельные явления. Это сама социальная действительность, постоянно изменяющая политическую содержательность социального пространства. В современном мире политическая форма сознания является тем организующим и связующим началом, которое имеет возможность синтезировать социальную реальность. Специфика политической маргинальности как феномена проявляется в особом виде двойственности (раздвоения). Политическая маргинальность заключается как бы не в одномоментном раздвоении политической действительности, а в последовательном и динамичном отходе от прежних норм и ценностей, культивируемых социумом и определяющих аксиологическую стабильность с последующим возвращением к ним на основе более высокого уровня сознания.

Политическая маргинальность - социальное качество сознания и поведения личности, слоя, субгруппы. Маргинальность означает отрыв от первоначального социального субстрата, прекращение общественных связей, определяющих сущность личности и группы, а также принципиальную невозможность возобновления подобных интеграционных связей. Маргинальная личность - промежуточный, пограничный человек. Маргиналы, характеризуются отсутствием исторической памяти и преемственности в восприятии традиций. Их психологической доминантой являются страх, агрессия, потерянность, цинизм и претенциозность. Маргинал не имеет собственной системы ценностей и оценок, он лишь имитирует чужую; для него характерна социальная аномия (возможность жить в двух или более мирах одновременно, не принадлежать ни к одному из них, принимать внешние формы, которые определяют принадлежность к определенной религии, национальности, культуре, без действительного обладания ими). Главным признаком маргинальности являются разрыв и энтропия социальных связей и тканей, образующих гражданское общество, деструктурализация которого - основная цель тоталитарного режима; поэтому маргинальные слои - главная социальная база последнего. Средства превращения личностей в люмпенов или маргиналов: отчуждение от собственности, жесткий государственный контроль, политика всеобщей внутренней миграции и переселения. Маргинал с социальной точки зрения - “массовый”, заурядный, средний человек с жесткой установкой псевдоколлективиста, обладающий чрезвычайной способностью к приспособлению, политически и граждански индифферентный, способный качнуться куда угодно. Часто маргинальные слои или люмпены это полуграмотные, с низким социальным и культурным статусом люди. В древности эти слои называли “охлосом” (чернью) в отличие от демоса (народа). Отсюда и понятия “охлократия” - власть толпы и “демократия”- власть народа. Нередко вместе с толпой выходят “вожди”. При регулировании деятельности политических субъектов, особенно в конфликтных ситуациях, а также из тактических соображений используются такие способы политического действия, как компромиссы и консенсусы. Компромисс - договоренность между противоборствующими сторонами путем взаимных уступок, уступки ради достижения определенной цели.

Компромисс в политике (лат. compromissum - соглашение) - сознательно заключенное политическое соглашение между противоположными политическими силами (партиями, организациями, государствами), выражающими интересы различных слоев и групп общества. Это способ разрешения конфликтов, противоречий путем уступок сторон, участвующих в политической деятельности, политических отношениях. В его основе лежит самоограничение политических сил, их устремлений, отказ от незначительных, второстепенных задач тактического характера при сохранении и неизменности основных, сущностных принципов, определяющих суть, лицо политической силы, заключающих компромисс.

Выделяют два вида политических компромиссов: вынужденные, возникающие под давлением объективных и субъективных политических условий и интересов; добровольные, заключаемые с взаимной выгодой для двух или более политических сил.

Политические компромиссы - неотъемлемая составляющая демократической политической системы, основное средство разрешения политических проблем и конфликтов. В условиях становления российской политической системы, когда налицо множество политических партий, общественно-политических организаций и движений, когда каждый субъект старается всеми способами обозначить собственное политическое лицо, часто не замечая себе подобных, что порождает конфронтацию, стремление к компромиссам - единственно правильный путь преодоления возникающих конфликтов, создания понимающего общества. При этом особенно важно находить те положения в деятельности политических субъектов, которые объединяют, а не разъединяют их. А для этого следует быть политически культурной силой, одним из критериев чего выступает способность идти на уступки, искать компромиссы. Вне компромиссов достичь стабильности и порядка в российском обществе и государстве невозможно.

Конвергенция (теория) (от лат. convergere - сближаться, сходиться) основана на идее преобладания тенденций объединения элементов в систему над процессами дифференциации, различения и индивидуализации. Теория конвергенции из биологии была перенесена в сферу социально-политических наук. В биологии конвергенция означала преобладание одинаковых, идентично значимых признаков при развитии различных организмов в одинаковой, тождественной среде. Несмотря на то что это сходство зачастую носило внешний характер, подобный подход позволял решить целый ряд познавательных задач.

Последователи Маркса и Ленина, начиная с середины XIX столетия, считали, что между капитализмом и социализмом принципиально не может быть ничего общего. Идея вечной борьбы социализма и капитализма.

Консенсус (лат. - согласие, единодушие) принятие договоров или решений на основе общего согласия без проведения формального голосования. При консенсусе участники дискуссий ради общего дела воздерживаются от формального выдвижения возражений. Это дает возможность решать проблемы.

Заключение

 

Власть - это специальный социальный институт, который упорядочивает социальные отношения и поведение индивида. Политическая власть - определяет воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство. В отличие от нравственной и семейной власти политическая власть носит не                                  личностно-непосредственный, а общественно - опосредованный характер. Политическая власть проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными субъектами, политическая власть мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общего согласия. Воля к власти у одних дополняется потребностью других присоединиться к властной воле, идентифицировать себя с ней, подчиниться ей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационные источники:

 

1. Гаджиев К.С., Каменская Г.В., Родионов А.Н. и др. «Введение в политологию» Москва, «Просвещение», 1993

2. Дегтярев А. А. Политическая  власть как регулятивный механизм  социального общения. //Полис, 1996, №3

3. Краснов Б. И. Теория власти и властных отношений. // Социально- политический журнал, 1994, №6

4. Мухаев Р.Т. Политология:учебник для ВУЗов. –М,: «ПРИОР»,1998. - 368 с.

5. Полунина Г.В. Политология. – М.: «Акалис»,1996

 


Информация о работе Логика как наука: ее теоретический статус и область применения