Предмет и методы логики как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 11:25, курсовая работа

Описание работы

Человек все время стремился к познанию истины. Однако процесс ее постижения сложен и противоречив. Она постигается с помощью различных наук, прежде всего философии, социологии, истории. Заметное место в познании истины занимает и логика.
Логика (греч. logos – мысль, речь, разум) представляет собой науку о законах и формах мышления, направленную на познание объективного мира. Основная ее цель - выяснение условий достижения истинных знаний, изучение внутренней структуры мыслительного процесса, выработка специфического логического аппарата и надежного метода познания.

Содержание работы

Введение 3
1 Основные этапы развития логики 5
2 Предмет логики как науки 10
3 Методы, используемые в логике 13
Заключение 17
Список использованных источников 18

Файлы: 1 файл

Предмет и методы логики как науки.docx

— 38.55 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение 3

1 Основные  этапы развития логики 5

2 Предмет  логики как науки 10

3 Методы, используемые  в логике 13

Заключение 17

Список использованных источников 18

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Человек все время стремился  к познанию истины. Однако процесс  ее постижения сложен и противоречив. Она постигается с помощью  различных наук, прежде всего философии, социологии, истории. Заметное место  в познании истины занимает и логика.

Логика (греч. logos – мысль, речь, разум) представляет собой науку о законах и формах мышления, направленную на познание объективного мира. Основная ее цель - выяснение условий достижения истинных знаний, изучение внутренней структуры мыслительного процесса, выработка специфического логического аппарата и надежного метода познания.

По своему содержанию мышление, как известно, представляет отражение  закономерностей объективного мира. Исходя из наиболее общих законов  развития природы, общества и человеческого  мышления, логика формирует научный  метод, учитывающий объективную  диалектику действительности и процесс  отражения ее в сознании человека. Естественно, что логика, изучая мышление, в отличие от других наук имеет  свое к нему отношение. Она изучает  следующие аспекты человеческого  мышления. Прежде всего, логика рассматривает мышление как важный инструмент познания объективной реальности, как важное средство постижения истины на основе понятий суждений и умозаключений. Далее процесс мышления интересует логику с точки зрения достижения практической результативности и верности выводного знания, что в значительной степени достигается благодаря применению законов и правил мышления. И, наконец, мышление представляет интерес для науки логики в качестве структурно-формального процесса, подчиняющегося вполне определенным закономерностям в своем функционировании.

Человек с древних времен стремился познать законы правильного  мышления, какими и являются логические законы. Наука логики помогает познанию этих законов. Данное положение вытекает из характера и специфики взаимосвязи  логики и мышления. Во-первых, логическая форма и законы мышления представляются в качестве общечеловеческих, ибо мыслительный процесс у всех людей (независимо от их национальности, особенностей языка, специфики деятельности, опыта жизни и т.д.) имеет общую структуру. Во-вторых, логика основывается на единстве содержания и формы предмета, а это, в свою очередь, обеспечивает верность и непротиворечивость мыслительного процесса. В-третьих, логика имеет всеобщий характер. Данное положение обусловлено тем, что она, абстрагируясь от частного, анализирует общее, типическое.

Актуальной задачей для  курсовой работы является изучение логики как теории форм и законов правильного  мышления, а также ее предмета и  методов.

Цель курсовой работы –  изучение предмета и методов науки  логики, соблюдение правил, требований и законов которой составляет важное и необходимое условие любого научного познания во всех областях и на различных этапах познавательного процесса.

Для достижения поставленной цели в работе решались следующие  задачи:

  • рассмотреть основные этапы развития логики;
  • обозначить предмет логики как науки;
  • изучить методы, используемые в логике.

Объектом исследования является логика.

Предметом исследования являются предмет и методы логики как науки.

Методологическую основу исследования составляет системный  подход, позволивший комплексно изучить  исследуемую тему. Также в работе использовался метод обобщения.

Теоретической основой курсового  проекта служат труды таких специалистов как: Гетманова А. Д., Гусев Д.А., Ивин А.А. ,Кириллов В. И., Гладкий А.В.

Структура курсовой работы обусловлена поставленными целью и задачами и включает в себя введение, 3 главы, заключение и список использованных источников.

 

 

 

1 Основные этапы развития логики

 

Логика как самостоятельная  наука начинала формироваться в  Индии, Китае, Греции задолго до нашей  эры. На начальных этапах ее развития в Древней Индии большое внимание уделялось теории умозаключения, которое  отождествлялось с доказательством. В Древнем же Китае большинство  логических теорий было разбросано по различным трактатам, которые посвящались  вопросам философии, этики, политики и  естествознания. В них акцентируется  внимание на таких логических проблемах, как теория имен, теория высказывания, теория рассуждения, законы мышления.

Наиболее обстоятельно теоретические  проблемы логики были разработаны и  систематизированы в Древней  Греции. Одним из ее видных представителей был известный философ-материалист  Демокрит (460 - 370 до н.э.). Он - создатель  системы логики, которая была отражена в специальном трактате "О логике, или Каноны", состоявшем из трех книг. Название "Каноны" означает "правила", "критерии". Свою логику Демокрит строит на эмпирической основе, поэтому  он выступает как один из основателей  индуктивной логики.

Проблемами логики занимались также и древнегреческие философы - Сократ (около 469 -399 до н.э.), Платон (428 - 347 до н.э.). Сократ, например, считал, что любой предмет может быть познан лишь в том случае, если его можно свести к общему понятию. И судить о нем необходимо на основе этого понятия. Платон, являясь учеником Сократа, значительное место отводил в своих взглядах вопросам теории познания и логики. Он стремился образовать понятия и затем осуществить деление понятия на его виды.

Одним из значительных философов  и ученых Древней Греции был Аристотель (384 - 322 до н.э.). Он дал систематическое  изложение логики. Его основными  трудами в этой области явились "Первая аналитика" и "Вторая аналитика", в которых была отражена теория силлогизма, определение и деление понятий, теория доказательства. Впоследствии все шесть своих логических трактатов он объединил под общим наименованием "Органон" (орудие познания действительности). Заслуга Аристотеля заключается также в том, что он сформулировал такие законы правильного мышления, как закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего. Это он изложил в своем труде "Метафизика".

В середине века (VI-XV вв.) логика в значительной мере была подчинена интересам богословия. В этот период теоретический поиск в логике развернулся вокруг проблемы объяснения природы общих понятий. Так, представители реализма того периода, продолжая взгляды Платона, утверждали, что общие понятия в логике существуют реально вне единичных понятий; при этом они составляют некую сверхъестественную сущность последних. Подобной точки зрения придерживались, например, Ансельм Кентерберийский (1033-1109), Фома Аквинский (1225-1274).

Представители же номинализма, напротив, полагали, что реально  существуют только единичные понятия, а общие - лишь имена, названия для  них. Такой позиции придерживались И. Росцелин (1050-1120), У. Оккам (1285-1349) и др. Однако в итоге этих споров как одна, так и другая сторона принижали роль логического знания.

Основателем арабоязычной логики считается сирийский математик аль-Фараби (870-950), прокомментировавший весь аристотелевский "Органон". Его логика направлена на анализ научного мышления. Аль-Фараби выделяет в логике две ступени: одна охватывает представления и понятия; другая - теорию суждений, выводов и доказательств.

Развивает логику в этот период известный таджикский мыслитель  Ибн Сина (Авиценна, 980-1037). В работе "Логика" он стремится обобщить аристотелевскую силлогистику, установить зависимость между категорическими и условными суждениями.

В развитии логики большую  роль сыграл английский философ-материалист  Ф. Бэкон (1561-1626). Он разработал основы индуктивной  логики в своем труде "Новый  Органон", который, по мысли автора, должен был заменить старый аристотелевский "Органон". Если прежние философы подчеркивали в логике только средство проверки и обоснования истины, то Ф. Бэкон предложил использовать логику в качестве эффективного средства для осуществления научных открытий. Задача логики, согласно взглядам Ф. Бэкона, состоит в обоснованности индуктивных выводов, в которых рассуждения человека идут от частного вывода к общему знанию. Он также разработал методы определения причинной связи между явлениями: метод сходства, метод различия, соединенный метод сходства и различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков.

Весомый вклад в развитие логики внесли французские исследователи, прежде всего Р. Декарт (1596-1650). Он сформулировал  четыре основных правила любого научного исследования:

  • истинно лишь то, что познано, проверено и доказано;
  • расчленять сложное на простое;
  • восходить от простого к сложному, от более очевидного к менее очевидному;
  • исследовать предмет во всех деталях.

Немалая заслуга в развитии логики принадлежит представителям немецкой классической философии, особенно И. Канту (1724-1804) и Г.В.Ф. Гегелю (1770-1831). Так, И. Кант выступил против абсолютизации законов логики. По его взглядам, логика представляет собой науку о необходимых законах, правилах рассудка вообще и она должна изучать форму мышления в отрыве от его содержания, т.е. независимо от объекта мышления. Он утверждал, что логика отвлекается от всякого содержания, а, следовательно, и от самих вещей. И. Кант выдвинул новый тип логики, которую назвал трансцендентальной (от лат. transcendere - переступать). В ней логические формы рассматриваются как априорные (доопытные) свойства рассудка, обусловливающие возможность всеобщего и необходимого знаний явлений опыта. Позитивным вкладом в логику является то, что немецкий ученый отличал логическое основание и логическое следствие от реальной причины и реального следствия.

Обстоятельную критику взглядам И. Канта на сущность формальной логики дал Г.В.Ф. Гегель. В то же время  он критически относился вообще к  формальной логике. Свое отношение  к этой науке как "метафизической" он строил исходя из объективно-идеалистического положения о тождестве законов  мышления и бытия. Критику законов  формальной логики Г.В. Ф. Гегель дал  во второй книге своей работы "Наука  логики", в разделе "Учение о  сущности". По мнению Гегеля, законы логики носят всеобщий характер, распространяются на все сферы действительности.

Определенное внимание развитию логики уделяли К. Маркс (1818-1883), Ф. Энгельс (1820-1895), а позже В.И. Ленин (1870-1924). В своих философских работах  они отмечали, что традиционная логика является теорией правильно познающего мышления. Мышление же, не подчиняющееся  положениям логики, не способно адекватно  отразить объективную реальность. В.И. Ленин отмечал, в частности, ограниченность познавательных задач формальной логики. Однако такая ограниченность не лишает ее права оставаться наукой со своим  специальным предметом изучения.

Крупными русскими исследователями  в области логики были М.И. Каринский (1840-1917) и Л.В. Рутковский (1859-1920). Так, М.И. Каринский внес значительный вклад в разработку классификации умозаключений. Основной замысел его логической теории характеризуется стремлением построить аксиоматико-дедуктивную систему логики, исходя из основного отношения равенства (т.е. "тождества"); описать в ней дедуктивные и индуктивные умозаключения.

Л.В. Рутковский - автор труда "Основные типы умозаключений" (1888). Если М.И. Каринский строил теорию выводов, используя лишь отношения тождества, то Л.В. Рутковский считает возможным признать равноправными с отношениями тождества и такие, как отношения сходства, сосуществования и др. Умозаключения делятся им на интенсивные (т.е. рассматриваемые в логике содержания) и экстенсивные (рассматриваемые в логике объема).

С начала XX столетия формальная логика получает дальнейшее развитие. Возникла математическая логика, широко применившая метод математической формализации и специальный аппарат  символов к определенному кругу  логических операций. Представляют математическую логику Г. Фреге (1848-1925), Б. Рассел (1872-1970), Б. Аккерман (1896-1962) и другие мыслители. Так, Б. Рассел считал, что если гипотеза относится не к одной или нескольким частным вещам, но к любому предмету, то такие выводы составляют математику.

Формализация и предельное абстрагирование от конкретного  содержания высказываний позволили  решить ряд трудных логических задач  в области математики и нашли  применение в работе электронно-вычислительных машин, теории программирования и т.п. Значительный вклад в разработку современной математической логики внесли наши отечественные ученые математики: А.П. Колмогоров, А.А. Марков, П.С. Новиков, М.В. Келдыш и др. Однако математическая логика не охватывает всех проблем  естественной логики мышления. За формальной логикой остается ее познавательная функция и методическая роль как  науки о законах и формах правильной мысли, ведущей к утверждению  истины.

 

 

2 Предмет логики как науки

 

Выяснение специфической  особенности логической формы служит предпосылкой для определения предмета формальной логики. Он, как и предмет  любой науки, представляет объективный  характер. Формальная логика изучает  объективно сложившуюся структуру  мыслительного процесса, установившиеся связи понятий и суждений при  выведении нового знания в умозаключениях. Вполне естественно, что устойчивые связи элементов правильной мысли  приобретают характер законов. Анализ таких связей наряду с описанием  структурных форм мышления составляет предмет изучения формальной логики.

Логика есть наука о  законах и формах правильного мышления.

Задача формальной логики - установить правила обеспечения  стройности и последовательности истинного  мышления. Не охватывая всех сторон познавательного процесса, формальная логика не представляет собой всеобщего  метода познания. Законы этой науки  остаются специфическими законами мышления, они не распространяются на всю окружающую действительность.

Информация о работе Предмет и методы логики как науки