Предмет и методы логики как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 11:25, курсовая работа

Описание работы

Человек все время стремился к познанию истины. Однако процесс ее постижения сложен и противоречив. Она постигается с помощью различных наук, прежде всего философии, социологии, истории. Заметное место в познании истины занимает и логика.
Логика (греч. logos – мысль, речь, разум) представляет собой науку о законах и формах мышления, направленную на познание объективного мира. Основная ее цель - выяснение условий достижения истинных знаний, изучение внутренней структуры мыслительного процесса, выработка специфического логического аппарата и надежного метода познания.

Содержание работы

Введение 3
1 Основные этапы развития логики 5
2 Предмет логики как науки 10
3 Методы, используемые в логике 13
Заключение 17
Список использованных источников 18

Файлы: 1 файл

Предмет и методы логики как науки.docx

— 38.55 Кб (Скачать файл)

Особенностью предмета формальной логики служит также анализ форм и  законов мышления вне их возникновения  и развития.

Следует подчеркнуть, что  логика берет уже сложившуюся  форму, рассматривая ее как нечто  устоявшееся, без всякой собственной  истории. Сложный процесс формирования и совершенствования внутренней структуры мысли лежит за пределами  предмета логики; она раскрывает форму  мышления вне связи с историческим развитием познания.

Логическая форма и  законы мышления являются общими для  всех людей. Внутренняя структура мысли, как и синтаксические правила  языка, непосредственно вплетены в  конкретную деятельность человека, определяются свойствами и отношениями объективного мира.

Так, вполне очевидно, что  в содержательном плане мысли  юриста отличаются от мыслей биолога, музыкант думает иначе, нежели экономист; ученый использует в своих исследованиях такие понятия и термины, которые не употребляются в повседневном мышлении.

Однако во многих различных  по содержанию мыслях можно обнаружить нечто существенно общее. Общее  характеризуется не конкретным содержанием  этих мыслей, а схемой, способом построения. Дело в том, что логический строй  мышления человека обладает важнейшей  особенностью - какую бы словесную  оболочку не принимали наши мысли, на каком бы языке они не излагались, они обязательно должны принять  общечеловеческие формы. Без этого  невозможны осуществление "обмена" мыслями людей разных поколений  и профессий, а также взаимное понимание представителей различных  стран и народов. Единство человеческого  мышления обусловлено единством  материального мира и его законов, отражающихся в законах человеческого  мышления.

Великий русский писатель-мыслитель  Л.Н. Толстой не без основания  считал, что "мысль - начало всего. И  мыслями можно управлять. И потому главное дело совершенствования: работать над мыслями"'. Управлять мыслью можно по следующим направлениям:

  • со стороны содержания, т.е. предельно просто и всесторонне отражать основные признаки исследуемого объекта;
  • со стороны логической формы (структуры) нашей мысли, добиваясь ее определенности, непротиворечивости, последовательности и обоснованности.

Первое направление исследуется  диалектической логикой, а второе - логикой формальной, которая и  является объектом нашего внимания. Но формальная логика, хотя и отвлекается  от конкретного содержания мыслей, вовсе не пренебрегает вопросом о  том, являются истинными или ложными  те утверждения, которыми мы оперируем  в мышлении. В зависимости от того, истинны или ложны исходные утверждения, можно получить истину или ложь в  выводе. Поэтому формальная логика, чтобы быть средством обнаружения  истины, должна на основе изучения формальных структур мышления обнаруживать законы зависимости между истинными  и ложными суждениями.

Вот почему формальная логика позволяет отвлекаться от содержания объекта и концентрировать внимание только на формах, в которых протекает  тот или иной мыслительный процесс. Эти аспекты взаимозависимости  логики и мышления определяют особенности  логики как науки.

Таким образом, логика - это  наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области. Следовательно, предмет логики составляют:

  1. Законы, которым подчиняется мышление в процессе познания объективного мира.
  2. Формы мыслительного процесса - понятия, суждения и умозаключения.
  3. Методы получения нового выводного знания - сходства, различия сопутствующих изменений, остатков и другие.
  4. Способы доказательства истинности полученных знаний: прямое и косвенное доказательство, опровержение и т.д.

Итак, логика (в наиболее широком понимании ее предмета) исследует  структуру мышления, раскрывает лежащие  в его основе закономерности. При  этом абстрактное мышление, обобщенно, опосредствованно и активно отражая  действительность, неразрывно связано  с языком. Языковые выражения являются той реальностью, строение и способ употребления которой дает нам знание не только о содержании мыслей, но и  об их формах, о законах мышления. Поэтому в исследовании языковых выражений и отношений между  ними логика видит одну из своих  основных задач. А язык в целом  является при этом косвенным объектом ее внимания и интереса.

 

3 Методы, используемые в логике

 

Метод – это способ построения системы знания, совокупность приемов и операций теоретического и практического освоения действительности.

Современная система методов  столь же разнообразна, как и сама наука. Различают экспериментальные, теоретические, эвристические и  алгоритмические методы. Можно выделить количественные и качественные методы изучения реальности. В зависимости  от степени обоснованности можно  выделить статистические, вероятностные, гипотико-индуктивные и дедуктивные методы. Исходя из механизма обобщения рассматривают синтетические и аналитические, индуктивные и дедуктивные методы, методы идеализации, обобщения, типологизации и классификации.

Каждый из этих методов  конкретизируется в какой-либо науке  и наполняется своим конкретным содержанием. Некоторые методы являются универсальными, другие более ограничены. Например, эмпирический метод. Он заключается  в накоплении, описании, объяснении, классификации и систематизации фактов и данных экспериментов над  явлениями. Будучи конкретным, он далек  от универсальности.

Перейдем к рассмотрению методов, используемых в логике.

1. Анализ (греч. – разложение, расчленение) – разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения. Анализ является основой научного диалектического метода познания.

В педагогической энциклопедии дается следующее определение анализа: analesis – изучение каждого элемента или стороны явления как части целого, расчленение изучаемого предмета или явления на составные элементы, выделение в нем отдельных сторон.

Задача анализа состоит  в том, чтобы из различного рода данных, подчас разрозненных, отражающих отдельные  явления и факты, составить общую  целостную картину процесса, выявить  присущие ему закономерности, тенденции.

Разновидностью анализа  является также разделение классов (множеств) предметов на подклассы  – классификация и периодизация.

2. Синтез (греч. – соединение, сочетание, составление) – объединение реальное или мысленное различных сторон, частей предмета в единое целое. В словаре русского языка С.И. Ожегова синтез трактуется как метод исследования какого-нибудь явления в его единстве и взаимной связи частей, обобщение, сведение в единое целое данных, добытых анализом.

Таким образом, синтез следует  рассматривать как процесс практического  или мысленного воссоединение целого из частей или соединение различных  элементов, сторон предмета в единое целое, необходимый этап познания.

Анализ и синтез диалектически  взаимосвязаны. Они играют важную роль в познавательном процессе и осуществляются на всех его ступенях.

3. Абстрагирование как метод научного познания. Абстракция (лат. – отвлечение) – процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого предмета или явления с одновременным выделением интересующих познающего субъекта в данный момент свойств.

С помощью абстрагирования  возникли все логические понятия  и категории.

Выяснение того, какие из рассматриваемых свойств являются существенными, а какие второстепенными, – главный вопрос абстрагирования.

В ходе своего исторического  развития наука восходит от одного уровня абстрактности к другому, более высокому. “Развитие науки  в данном аспекте – это, по выражению  В. Гейзенберга, “развертывание абстрактных  структур”. Решающий шаг в сферу  абстракции был сделан тогда, когда  люди освоили счет и тем самым  открыли путь, ведущий к математике и математическому естествознанию. Самым высоким уровнем абстракции характеризуются философские категории.

4. Идеализация как метод научного познания чаще всего рассматривается как специфический вид абстрагирования. Идеализация – это мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире.

Указывая на важную роль идеализации в научном познании, А. Эйнштейн отмечал, что, например, закон  инерции нельзя вывести непосредственно  из эксперимента, его можно вывести  лишь умозрительно – мышлением, связанным  с наблюдением. Этот идеализированный эксперимент никогда нельзя выполнить  в действительности, хотя он ведет  к глубокому пониманию действительных экспериментов.

5. Обобщение – как метод научного познания, во-первых, логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему знанию,  установления общих свойств и признаков предметов, во-вторых, – результат этого процесса: обобщенное понятие, суждение, закон, теория. Получение обобщенного знания означает более глубокое отражение действительности, проникновение в ее сущность. Обобщение тесно связано с абстрагированием.

Обобщение не может быть беспредельным. Его пределом являются философские категории, которые  не имеют родового понятия и потому обобщить их нельзя.

6. Индукция (лат. – наведение) – логический метод (прием) исследования, связанный с обобщением результатов наблюдений и экспериментов и движением мысли от единичного к общему. В индукции данные опыта “наводят” на общее, индуцируют его. Поскольку опыт всегда бесконечен и неполон, то индуктивные выводы всегда имеют проблематичный (вероятностный) характер. Индуктивные обобщения обычно рассматривают как опытные истины или эмпирические законы. В словаре русского языка под индукцией понимается способ рассуждения от частных фактов, положений к общим выводам.

Научная индукция дает достоверное  заключение благодаря тому, что здесь  акцент делается на необходимые, закономерные и причинные связи.

В любом научном исследовании часто бывает важно установить причинно следственные связи между различными предметами и явлениями. Для этого  применяются соответствующие методы, базирующиеся на индуктивных умозаключениях.

7. Дедукция (лат. – выведение): – во-первых, переход в процессе познания от общего к единичному (частному), выведение единичного из общего; во-вторых, процесс логического вывода, т. е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений – посылок к их следствиям (заключениям). Как один из методов (приемов) научного познания тесно связан с индукцией. Это, как бы, диалектически взаимосвязанные способы движения мысли.

8. Аналогия (греч. – соответствие, сходство) – метод научного познания при котором устанавливается сходство в некоторых сторонах, качествах и отношениях между нетождественными объектами. Умозаключение по аналогии – выводы, которые делаются на основании такого сходства.  Таким образом, при выводе по аналогии знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта (“модели”) переносится на другой, менее изученный и менее доступный для исследования объект. Заключения по аналогии являются правдоподобными: например, когда на основе сходства двух объектов по каким-то одним параметрам делается вывод об их сходстве по другим параметрам.

9. Моделирование как метод научного познания представляет собой воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. Последний называется моделью. Таким образом, под моделью следует понимать – объект, который имеет сходство в некоторых отношениях с прототипом и служит средством описания и/или объяснения, и/или прогнозирования поведения прототипа. Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование самого объекта невозможно, затруднительно, требует слишком длительного времени и т. д.

 

 

Заключение

 

Итак, логика возникла и развивалась в недрах философии как единой науки, объединявшей всю совокупность представлений людей об окружающем мире и самом человеке, его мышлении. При этом первоначально законы и формы правильного мышления изучались в границах ораторского искусства, как одного из средств воздействия на умы людей, убеждения их в целесообразности определенного поведения. Так было в Древней Индии, Древнем Китае, Древней 
Греции, Древнем Риме, а также средневековой России. Однако в искусстве красноречия логический аспект представляет пока еще как подчиненный, ибо логические приемы служат не столько цели достижения истины, сколько цели убеждения аудитории.

Логическое мышление не является врожденным, поэтому его можно  и необходимо развивать различными методами. Вот почему глубокое и  последовательное изучение науки логики представляет один из наиболее эффективных  способов развития абстрактного мышления. А это, в свою очередь, помогает человеку избегать неясностей, непоследовательных и противоречивых рассуждений, помогает вскрывать неточности и ошибки логического  характера, дисциплинировать собственную  мысль.

 

 

 

Список  использованных источников

 

Учебники и  учебные пособия

  1. Гетманова, А. Д. Логика : [учебник для студентов высших учебных заведений] / А. Д. Гетманова .— 13-е изд., стер. — М. : Омега-Л, 2008 .— 416 с.
  2. Гусев Д.А.. Логика. Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 272 с. 
  3. Ивин, А. А. Теория аргументации : [учебное пособие] / А. А. Ивин .— М. : Высшая школа, 2009 .— 319 с.
  4. Кириллов, В. И. Упражнения по логике : учебное пособие / В. И. Кириллов,
  5. Попов, Ю. П. Логика : [учебное пособие] / Ю. П. Попов .— 3-е изд. перераб. и доп. — М. : Кнорус, 2009.— 304 с.

Информация о работе Предмет и методы логики как науки