Логика как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 18:01, реферат

Описание работы

Итак, логика (в наиболее широком понимании ее предмета) исследует структуру мышления, раскрывает лежащие в его основе закономерности. При этом абстрактное мышление, обобщенно, опосредствованно и активно отражая действительность, неразрывно связано с языком. Языковые выражения являются той реальностью, строение и способ употребления которой дает нам знание не только о содержании мыслей, но и об их формах, о законах мышления. Поэтому в исследовании языковых выражений и отношений между ними логика видит одну из своих основных задач. А язык в целом является при этом косвенным объектом ее внимания и интереса.

Содержание работы

1. Логика как наука……………………………………………………………..3
а) Предмет и законы логики……………………………………………..............3
б) Понятие логической формы. Логические категории и символы……………5
2. Понятие как форма мысли…………………………………………………..7
а) Понятие как форма мысли. Логическая характеристика понятий…………..7
б) Соотношение между понятиями по объему………………………………….7
в) Деление понятий. Правила и виды делений………………………………….8
г) Обобщение и ограничение понятий………………………………………...10
3. Суждение как форма мысли………………………………………………11
а) Виды и структура суждений…………………………………………………11
б) Классификация простых атрибутивных суждений по количеству и качеству……………………………………………………………......................12
в) Распределенность терминов в простом атрибутивном суждении………....13
г) Правила вывода из суждений по логическому квадрату………….............15
4. Умозаключение как форма мысли………………………………………..16
а) Понятие и виды умозаключений……………………………………………..16
б) Простой категорический силлогизм: правила, фигуры и модусы…………18
в) Условное и разделительно – категорическое умозаключение……………..20
г) Условно – категорическое умозаключение: правильные и неправильные модусы…………………………………………………………………………....21
д) Условно – разделительное умозаключение. Сложные и простые модусы………………………………………………………………………..…..23
е) Сокращенный силлогизм…………………………………………………….24
ж) Индуктивные умозаключения. Виды индукции…………………………..26
з) Умозаключения по аналогии………………………………………………..27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….…..28

Файлы: 1 файл

Логика реферат.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

ПЛАН:

 

1. Логика как наука……………………………………………………………..3

а) Предмет и законы логики……………………………………………..............3

б) Понятие логической формы. Логические категории и символы……………5

2. Понятие как форма мысли…………………………………………………..7

а) Понятие как форма мысли. Логическая характеристика понятий…………..7

б) Соотношение между понятиями  по объему………………………………….7

в) Деление понятий. Правила и  виды делений………………………………….8

г) Обобщение и ограничение понятий………………………………………...10

3. Суждение  как форма мысли………………………………………………11

а) Виды и структура  суждений…………………………………………………11

б) Классификация простых  атрибутивных суждений по количеству и качеству……………………………………………………………......................12

в) Распределенность терминов в простом атрибутивном суждении………....13

г) Правила вывода из суждений по логическому квадрату………….............15

4. Умозаключение  как форма мысли………………………………………..16

а) Понятие и виды умозаключений……………………………………………..16

б) Простой категорический силлогизм: правила, фигуры и модусы…………18

в) Условное и разделительно – категорическое умозаключение……………..20

г) Условно – категорическое умозаключение: правильные и неправильные модусы…………………………………………………………………………....21

д) Условно – разделительное умозаключение. Сложные и простые  модусы………………………………………………………………………..…..23

е) Сокращенный силлогизм…………………………………………………….24

ж) Индуктивные умозаключения. Виды индукции…………………………..26

з) Умозаключения по аналогии………………………………………………..27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….…..28

 

1. Логика как наука

 

Логика - это наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области.

Следовательно, предмет  логики составляют:

1. Законы, которым подчиняется мышление  в процессе познания

объективного мира.

2. Формы мыслительного процесса - понятия, суждения и умозаключения.

3. Методы получения нового выводного знания - сходства, различия

сопутствующих изменений, остатков и другие.

4. Способы доказательства истинности полученных знаний: прямое и

косвенное доказательство, опровержение и так далее.

Итак, логика (в наиболее широком понимании ее предмета) исследует структуру мышления, раскрывает лежащие в его основе закономерности. При этом абстрактное мышление, обобщенно, опосредствованно и активно отражая действительность, неразрывно связано с языком. Языковые выражения являются той реальностью, строение и способ употребления которой дает нам знание не только о содержании мыслей, но и об их формах, о законах мышления. Поэтому в исследовании языковых выражений и отношений между ними логика видит одну из своих основных задач. А язык в целом является при этом косвенным объектом ее внимания и интереса.

 

2. Понятие как форма мысли

 

2.1. Характеристика  понятия и операций над понятиями

 

Понятие - форма мышления, отражающая предметы в их общих существенных признаках.

 

Чтобы осмысленно оперировать понятиями, правильно их использовать в решении теоретических и практических задач необходимо уметь выявлять две основные логические характеристики: объем и содержание понятия.

Объем понятия - это совокупность (класс) предметов, которые мыслятся в данном понятии.

Содержание - совокупность признаков предмета (предметов), мыслимых в данном понятии.

Операции над понятиями - это такие логические действия, вследствие которых создаются новые  понятия

2.2. Обобщение  и ограничение понятия

 

Обобщить понятие - значит перейти от понятия с меньшим  объемом, но с большим содержанием  к понятию с большим объемом, но с меньшим содержанием. Например, обобщая понятие "Студенты, изучающие  логику" мы переходим к понятию " Студенты".

Объем нового (общего) понятия шире исходного (единичного) понятия, первое относится ко второму как индивид к виду. Вместе с тем содержание понятия, образованного в результате обобщения уменьшилось, так как мы исключили его индивидуальные признаки. Для образования какого-либо нового понятия путем обобщения нужно уменьшить содержание исходного понятия, т.е. исключить его видовые (индивидуальные) признаки.

  Обобщение понятий не может быть безгранично. Наиболее общими являются понятия с предельно широкими объемами - категории, например, "материя", "свойство", "движение" "любовь" и так далее.

Ограничение понятий  представляет собой операцию, противоположную  операции обобщения. Ограничить понятие -  значит перейти от понятия с  большим объемом, но с меньшим  содержанием к понятию меньшим объемом, но с большим содержанием.

Иначе говоря, чтобы ограничить понятие, нужно перейти от рода к  виду: увеличить его содержание путем  прибавления видовых признаков. По  аналогии с предыдущим примером «Студенты—заочники». Например, ограничивая понятие "студент", мы переходим к понятию "заочник", которое в свою очередь можем ограничить, образовав понятие " заочник БГУ". Пределом ограничения понятия является единичное понятие, например, " заочник БГУ Шнейдер Борис Владимирович".Обобщение и ограничение не следует смешивать с мысленным переходом от части к целому и выделением части из целого, как, например час из суток.

 

 

2.3. Отношения   между   понятиями 

 

Отношения между понятиями  определяются в зависимости от объемов  и изображаются в виде круговых схем кругов - Эйлера.

Если объемы двух понятий  имеют общие элементы, понятия  называются совместимыми. В противном  случае они несовместимы. К совместимым  понятиям относятся тождественные (их объемы полностью совпадают), подчиненные (объем одного из них - видового - является частью объема другого - родового), пересекающиеся (объемы этих понятий совпадают лишь частично).

 

Практическое  задание

А – прибор

В – электрический  прибор

С – чайник

D  - утюг

Е – электрический  утюг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

 

1. Берков В.Ф., Яскевич Я.С., Павлюкевич В.И. Логика – Минск, 2006

2. Гетманова А.Д. Логика. – Москва: Добросвет, 2002 г.

3. Иванов А. Логика. Москва, 2002 г.

4.Кириллов В.И. Старченко А.А. Логика. – Москва: Юрист, 2002 г.




Информация о работе Логика как наука