Закрытая транспортная модель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 11:52, курсовая работа

Описание работы

Целью математического моделирования экономических систем является использование методов математики для наиболее эффективного решения задач, возникающих в сфере экономики, с использование, как правило, современной вычислительной техники.
Транспортная задача линейного программирования получила в настоящее время широкое распространение в теоретических обработках и практическом применении на транспорте и в промышленности. Особенно важное значение она имеет в деле рационализации постановок важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, а также оптимального планирования грузопотоков и работы различных видов транспорта.

Содержание работы

Введение ………………………………..…………………………….………3
Глава 1. Общая характеристика экономико-математических методов и моделей ……………………………………………………………………………4
1.1 Экономико-математическое моделирование …………………………...4
1.2 Экономико-математические методы ……………………………………6
Глава 2. Закрытая транспортная модель …………………………..…..9
2.1 Транспортная задача. Общая постановка, цели, задачи. Основные типы, виды моделей …………………………………………………………….…..9
2.2 Закрытая модель транспортной задачи ……………………………......14
2.3 Критерий оптимальности базисного решения транспортной задачи. Методы отыскания оптимального решения …………………………………...…14
Глава 3. Решение закрытой транспортной задачи ………………....…17
3.1 Постановка задачи ………………………………………………………17
3.2 Алгоритм решения ……………………………………………………...18
Заключение …………………………….……………………………..……22
Список используемой литературы ………………………………..……24

Файлы: 1 файл

контрольная закр тр мод.docx

— 308.37 Кб (Скачать файл)

• Методы принятия оптимальных решений, в том числе исследование операций в экономике. Это наиболее объемный раздел, включающий в себя следующие дисциплины и методы: оптимальное (математическое) программирование, сетевые методы планирования и управления, теорию и методы управления запасами, теорию массового обслуживания, теорию игр, теорию и методы принятия решений.

В оптимальное программирование в свою очередь входят линейное и  нелинейное программирование, динамическое программирование, дискретное (целочисленное) программирование, стохастическое программирование и др.

• Методы и дисциплины, специфичные отдельно как для централизованно планируемой экономики, так и для рыночной (конкурентной) экономики. К первым можно отнести теорию оптимального ценообразования функционирования экономики, оптимальное планирование, теорию оптимального ценообразования, модели материально-технического снабжения и др. Ко вторым - методы, позволяющие разработать модели свободной конкуренции, модели капиталистического цикла, модели монополии, модели теории фирмы и т.д. Многие из методов, разработанных для централизованно планируемой экономики, могут быть оказаться полезными и при экономико-математическом моделировании в условиях рыночной экономики.

• Методы экспериментального изучения экономических явлений. К ним относят, как правило, математические методы анализа и планирования экономических экспериментов, методы машинной имитации (имитационное моделирование), деловые игры. Сюда можно отнести также и методы экспертных оценок, разработанные для оценки явлений, не поддающихся непосредственному измерению.

В экономико-математических методах применяются различные  разделы математики, математической статистики, математической логики. Большую  роль в решении экономико-математических задач играют вычислительная математика, теория алгоритмов и другие дисциплины. Использование математического  аппарата принесло ощутимые результаты при решении задач анализа процессов расширенного производства, определения оптимальных темпов роста капиталовложений, оптимального размещения, специализации и концентрации производства, задач выбора оптимальных способов производства, определения оптимальной последовательности запуска в производство, задачи подготовки производства методами сетевого планирования и многих других.

Для решения стандартных  проблем характерны четкость цели, возможность заранее выработать процедуры и правила ведения  расчетов.

Существуют следующие  предпосылки использования методов  экономико-математического моделирования, важнейшими из которых являются высокий  уровень знания экономической теории, экономических процессов и явлений, методологии их качественного анализа, а также высокий уровень математической подготовки, владение экономико-математическими методами.

Прежде чем приступить к разработке моделей, необходимо тщательно  проанализировать ситуацию, выявить  цели и взаимосвязи, проблемы, требующие  решения, и исходные данные для их решения, вести систему обозначений  и только тогда описать ситуацию в виде математических соотношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Закрытая транспортная модель

 

2.1 Транспортная задача. Общая постановка, цели, задачи. Основные типы, виды моделей

 

Под названием “транспортная  задача” объединяется широкий круг задач с единой математической моделью. Данные задачи относятся к задачам  линейного программирования и могут  быть решены симплексным методом. Однако матрица системы ограничений  транспортной задачи настолько своеобразна, что для ее решения разработаны  специальные методы. Эти методы, как и симплексный метод, позволяют  найти начальное опорное решение, а затем, улучшая его, получить оптимальное  решение.

В общей постановке транспортная задача состоит в отыскании оптимального плана перевозок некоторого однородного  груза с  баз потребителям .

Различают два типа транспортных задач: но критерию стоимости (план перевозок  оптимален, если достигнут минимум затрат на его реализацию) и по критерию времени (план оптимален, если на его реализацию затрачивается минимум времени).

Обозначим количество груза, имеющегося на каждой из баз (запасы), соответственно ,а общее количество имеющегося в наличии груза– :


;

заказы каждого из потребителей (потребности) обозначим соответственно , а общее количество потребностей – :


,

Тогда при условии


мы имеем закрытую модель, а при условии


– открытую модель транспортной задачи.

Очевидно, в случае закрытой модели весь имеющийся в наличии  груз развозится полностью, и все  потребности заказчиков полностью  удовлетворены; в случае же открытой модели либо все заказчики удовлетворены  и при этом на некоторых базах  остаются излишки груза  , либо весь груз оказывается израсходованным, хотя потребности полностью не удовлетворены .

Так же существуют одноэтапные  модели задач, где перевозка осуществляется напрямую от, например, базы или завода изготовителя к потребителю, и двухэтапные, где между ними имеется “перевалочный  пункт”, например – склад.

План перевозок с указанием  запасов и потребностей удобно записывать в виде следующей таблицы, называемой таблицей перевозок:

 

Пункты

Отправления

Пункты назначения

Запасы

Потребности

или


 

Условие или означает, с какой задачей мы имеем дело, с закрытой моделью или открытой моделью транспортной задачи. Переменное означает количество груза, перевозимого с базы потребителю : совокупность этих величин образует матрицу (матрицу перевозок).

Очевидно, переменные должны удовлетворять условиям:


Система (2.1) содержит уравнений с неизвестными. Её особенность состоит в том, что коэффициенты при неизвестных всюду равны единице. Кроме того, все уравнения системы (2.1) могут быть разделены на две группы: первая группа из т первых уравнений (“горизонтальные” уравнения) и вторая группа из п остальных уравнений (“вертикальные” уравнения). В каждом из горизонтальных уравнений содержатся неизвестные с одним и тем же первым индексом (они образуют одну строку матрицы перевозок), в каждом из вертикальных уравнений содержатся неизвестные с одним и тем же вторым индексом (они образуют один столбец матрицы перевозок). Таким образом, каждая неизвестная встречается в системе (2.1) дважды: в одном и только одном горизонтальном и в одном и только одном вертикальном уравнениях.

Такая структура системы (2.1) позволяет легко установить ее ранг. Действительно, покажем, что совокупность неизвестных, образующих первую строку и первый столбец матрицы перевозок, можно принять в качестве базиса. При таком выборе базиса, по крайней  мере, один из двух их индексов равен  единице, а, следовательно, свободные неизвестные определяются условием , .Перепишем систему (2.1) в виде



где символы  и означают суммирование по соответствующему индексу. Так, например,

При этом легко заметить, что под символами такого суммирования объединяются только свободные неизвестные (здесь  , ).

В рассматриваемой нами системе  только два уравнения, а именно первое горизонтальное и первое вертикальное, содержат более одного неизвестного из числа выбранных нами для построения базиса. Исключив из первого горизонтального  уравнения базисные неизвестные  с помощью вертикальных уравнений, мы получаем уравнение

или короче


где символ означает сумму всех свободных неизвестных. Аналогично, исключив из первого вертикального уравнения базисные неизвестные с помощью горизонтальных уравнений, мы получаем уравнение


Так как для закрытой модели транспортной задачи , то полученные нами уравнения (2.2) и (2.2’) одинаковы и, исключив из одного из них неизвестное , мы получим уравнение-тождество 0=0, которое из системы вычеркивается.

Итак, преобразование системы (2.1) свелось к замене двух уравнений (первого горизонтального и первого  вертикального) уравнением (2.2). Остальные  уравнения остаются неизменными. Система  приняла вид


 

В системе (2.3) выделен указанный  выше базис: базисные неизвестные из первых т уравнений образуют первый столбец матрицы перевозок, а  базисные неизвестные остальных  уравнений образуют первую строку матрицы  перевозок без первого неизвестного [она входит в первое уравнение системы (2.3)]. В системе (2.3) имеется уравнений, выделенный базис содержит неизвестных, а, следовательно, и ранг системы (2.1) .

Для решения транспортной задачи необходимо кроме запасов  и потребностей знать также и  тарифы , т. е. стоимость перевозки единицы груза с базы потребителю .

Совокупность тарифов  также образует матрицу, которую можно объединить с матрицей перевозок и данными о запасах и потребностях в одну таблицу:

 

Пункты

Отправления

Пункты назначения

Запасы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Потребности

или


          Сумма всех затрат, т. е. стоимость реализации данного плана перевозок, является линейной функцией переменных :

 


Требуется в области допустимых решений системы уравнений (2.1) и (2.1.1) найти решение, минимизирующее линейную функцию (2.4).

Таким образом, мы видим, что  транспортная задача является задачей  линейного программирования. Для  ее решения применяют также симплекс-метод, но в силу специфики задачи здесь  можно обойтись без симплекс-таблиц. Решение можно получить путем  некоторых преобразований таблицы  перевозок. Эти преобразования соответствуют  переходу от одного плана перевозок  к другому. Но, как и в общем  случае, оптимальное решение ищется среди базисных решений. Следовательно, мы будем иметь дело только с базисными (или опорными) планами. Так как  в данном случае ранг системы ограничений-уравнений  равен то среди всех неизвестных выделяется базисных неизвестных, а остальные ·

неизвестных являются свободными. В базисном решении свободные  неизвестные равны нулю. Обычно эти  нули в таблицу не вписывают, оставляя соответствующие клетки пустыми. Таким  образом, в таблице перевозок, представляющей опорный план, мы имеем  заполненных и · пустых клеток.

Для контроля надо проверять, равна ли сумма чисел в заполненных  клетках каждой строки таблицы перевозок  запасу груза на соответствующей  базе, а в каждом столбце —  потребности заказчика [этим подтверждается, что данный план является решением системы (2.1)].

Замечание 1. Не исключаются  здесь и вырожденные случаи, т. е. возможность обращения в нуль одной или нескольких базисных неизвестных. Но эти нули в отличие от нулей  свободных неизвестных вписываются  в соответствующую клетку, и эта  клетка считается заполненной.

Замечание 2. Под величинами , очевидно, не обязательно подразумевать только тарифы. Можно также считать их величинами, пропорциональными тарифам, например, расстояниями от баз до потребителей. Если, например, выражены в тоннах, а в километрах, то величина , определяемая формулой (2.4), является количеством тонно-километров, составляющих объем данного плана перевозок. Очевидно, что затраты на перевозки пропорциональны количеству тонно-километров и, следовательно, будут минимальными при минимуме S. В этом случае вместо матрицы тарифов мы имеем матрицу расстояний.

 

 

 

 

 

2.2 Закрытая модель транспортной задачи

 

Для доказательства теоремы  необходимо показать, что при заданных условиях существует хотя бы один план задачи и линейная функция на множестве  планов ограничена.

Информация о работе Закрытая транспортная модель