Закрытая транспортная модель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 11:52, курсовая работа

Описание работы

Целью математического моделирования экономических систем является использование методов математики для наиболее эффективного решения задач, возникающих в сфере экономики, с использование, как правило, современной вычислительной техники.
Транспортная задача линейного программирования получила в настоящее время широкое распространение в теоретических обработках и практическом применении на транспорте и в промышленности. Особенно важное значение она имеет в деле рационализации постановок важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, а также оптимального планирования грузопотоков и работы различных видов транспорта.

Содержание работы

Введение ………………………………..…………………………….………3
Глава 1. Общая характеристика экономико-математических методов и моделей ……………………………………………………………………………4
1.1 Экономико-математическое моделирование …………………………...4
1.2 Экономико-математические методы ……………………………………6
Глава 2. Закрытая транспортная модель …………………………..…..9
2.1 Транспортная задача. Общая постановка, цели, задачи. Основные типы, виды моделей …………………………………………………………….…..9
2.2 Закрытая модель транспортной задачи ……………………………......14
2.3 Критерий оптимальности базисного решения транспортной задачи. Методы отыскания оптимального решения …………………………………...…14
Глава 3. Решение закрытой транспортной задачи ………………....…17
3.1 Постановка задачи ………………………………………………………17
3.2 Алгоритм решения ……………………………………………………...18
Заключение …………………………….……………………………..……22
Список используемой литературы ………………………………..……24

Файлы: 1 файл

контрольная закр тр мод.docx

— 308.37 Кб (Скачать файл)

Доказательство. Пусть   = M > 0

Тогда   величины  xij = aibj /M (i = 1,2,3, ... m; j = 1,2,3, ..., n)                                являются планом, так как они удовлетворяют системе ограничений

(2) и (3) .

 Действительно, подставляя  значения  в  (2) и (3) , находим 

     = ai ,

    = bj .

Выберем из значений  Cij  наибольшее  C¢ = max Cij и заменим в линейной функции (1) все коэффициенты  на C¢  тогда, учитывая (2) , получим

   ,

Выберем из значений Cij  наименьшее C¢¢=min Cij и заменим в линейной функции все коэффициенты на C¢¢ ; тогда, учитывая (2) имеем

 

Объединяя два последних неравенства в одно двойное, окончательно получаем

C¢¢M ? Z ? C¢ M,

т. е.  линейная функция  ограничена на множестве планов транспортной задачи.

 

2.3 Критерий оптимальности базисного решения транспортной задачи. Методы отыскания оптимального решения

 

Из сказанного в предыдущем пункте вытекает следующий критерий оптимальности базисного решения  транспортной задачи: если для некоторого базисного плана перевозок алгебраические суммы тарифов по циклам для всех свободных клеток неотрицательны, то этот план оптимальный.

Отсюда вытекает способ отыскания  оптимального решения транспортной задачи, состоящий в том, что, имея некоторое базисное решение, вычисляют  алгебраические суммы тарифов для  всех свободных клеток. Если критерий оптимальности выполнен, то данное решение является оптимальным; если же имеются клетки с отрицательными алгебраическими суммами тарифов, то переходят к новому базису, производя  пересчет по циклу, соответствующему одной из таких клеток. Полученное таким образом новое базисное решение будет лучше исходного – затраты на его реализацию будут меньшими. Для нового решения также проверяют выполнимость критерия оптимальности и в случае необходимости снова совершают пересчет по циклу для одной из клеток с отрицательной алгебраической суммой тарифов и т. д.

Через конечное число шагов  приходят к искомому оптимальному базисному  решению.

В случае если алгебраические суммы тарифов для всех свободных  клеток положительны, мы имеем единственное оптимальное решение; если же алгебраические суммы тарифов для всех свободных  клеток неотрицательны, но среди них  имеются алгебраические суммы тарифов, равные нулю, то оптимальное решение  не единственное: при пересчете по циклу для клетки с нулевой  алгебраической суммой тарифов мы получим  оптимальное же решение, но отличное от исходного (затраты по обоим планам будут одинаковыми).

В зависимости от методов  подсчета алгебраических сумм тарифов  для свободных клеток различают  два метода отыскания оптимального решения транспортной задачи:

Распределительный метод. При  этом методе для каждой пустой клетки строят цикл и для каждого цикла  непосредственно вычисляют алгебраическую сумму тарифов.

Метод потенциалов. При этом методе предварительно находят потенциалы баз и потребителей, а затем  вычисляют для каждой пустой клетки алгебраическую сумму тарифов с  помощью потенциалов.

Преимущества метода потенциалов  по сравнению с распределительным  методом состоят в том, что  отпадает необходимость построения циклов для каждой из пустых клеток и упрощается вычисление алгебраических сумм тарифов. Цикл строится только один – тот, по которому производится пересчет.

Применяя метод потенциалов, можно говорить не о знаке алгебраических сумм тарифов, а о сравнении косвенных  тарифов с истинными. Требование неотрицательности алгебраических сумм тарифов заменяется условием, что косвенные тарифы не превосходят истинных.

Следует иметь в виду, что потенциалы (так же как и  циклы) для каждого нового базисного  плана определяются заново.

Выше рассматривалась  закрытая модель транспортной задачи, с правильным балансом, когда выполняется  условие (1.3). В случае выполнения (1.4) (открытая модель) баланс транспортной задачи может нарушаться в 2-ух направлениях:

1. Сумма запасов в пунктах  отправления превышает сумму  поданных заявок (транспортная задача  с избытком запасов):

å аi > å bj ( где i=1,...,m ; j=1,...,n );

2. Сумма поданных заявок  превышает наличные запасы (транспортная  задача с избытком заявок):

å аi < å bj ( где i=1,...,m ; j=1,...,n );

Рассмотрим последовательно  эти два случая:

Транспортная задача с  избытком запасов.

Сведем её к ранее рассмотренной  транспортной задаче с правильным балансом. Для этого, сверх имеющихся n пунктов  назначения В1, B2, ... , Bn, введём ещё один, фиктивный, пункт назначения Bn+1, которому припишем фиктивную заявку, равную избытку запасов над заявками

bn+1 = å аi - å bj ( где i=1,...,m ; j=1,...,n ) ,

а стоимость перевозок  из всех пунктов отправления в  фиктивный пункт назначения bn+1 будем  считать равной нулю. Введением фиктивного пункта назначения B n+1 с его заявкой b n+1 мы сравняли баланс транспортной задачи, и теперь ее можно решать, как  обычную транспортную задачу с правильным балансом.

Транспортная задача с избытком заявок.

Эту задачу можно свести к обычной транспортной задаче с  правильным балансом, если ввести фиктивный  пункт отправления Am+1 с запасом am+1 равным недостающему запасу, и стоимость  перевозок из фиктивного пункта отправления  во все пункты назначения принять  равной нулю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Решение закрытой транспортной задачи

 

3.1 Постановка задачи

 

Так как я работаю офис – менеджером то очень часто сталкиваюсь с решением транспортных задач и нахождением максимально оптимального решения по доставке нашего товара на торговые точки. Для данной главы была предложена закрытая транспортная задача, связанная с моей работой.

И так, с трех складов A1, A2, A3 необходимо доставить автолампы и аксессуары в пять торговых точек B1, B2, B3, B4, B5. Требуется закрепить склады так, чтобы общая сумма затрат на перевозку была минимальной.

Числовые данные задачи представлены в следующей таблице:

Склады

Торговые точки

Объем вывоза, кг.

В1

В2

В3

В4

В5

Стоимость перевозки 1кг. груза, руб.

А1

3

3

2

4

2

40

А2

6

2

3

1

7

150

А3

4

5

2

8

4

100

Объем вывоза, кг.

20

80

90

60

40

290


 

Математическая модель задачи

Пусть xij – количество единиц груза, которое необходимо доставить от i-го поставщика к j-му потребителю.

Тогда суммарные затраты  на перевозку Z составят:

 

 

3.2 Алгоритм решения

 

  1. Определяем характер транспортной задачи. Модель транспортной задачи называют закрытой, если . В противном случае модель транспортной задачи называю открытой. Если , то открытая транспортная задача сводиться к закрытой путем введения фиктивного потребителя с объемом потребностей и стоимостями перевозок равными 0. Если , то открытая транспортная задача сводиться к закрытой путем введения фиктивного потребителя с объемом потребностей и стоимостями перевозок равными 0.
  2. Составим первый опорный план методом «минимальной стоимости».
  3. Проверим полученный опорный план на невырожденность. План называется невырожденным, если выполняется условие k=m+n-1 , где k – это число заполненных ячеек, m – число поставщиков, n – число потребителей. Если опорный план вырожденный (условие не выполняется), необходимо перейти от него к невырожденному опорному плану. Для этого незаполненную ячейку с минимальной стоимостью перевозок заполняем нулем, но без образования замкнутого цикла с опорными вершинами в заполненных ячейках.
  4. Определим потенциалы поставщиков ui и потребителей vj из уравнений . При этом предполагается, что .
  5. Проверим опорный план на оптимальность, вычислив оценки свободных ячеек: . Если , то найденный план оптимальный. При этом если какая-либо оценка , то оптимальный план неединственный. В случае если все оценки , то оптимальный план единственный.
  6. Если какая-либо из оценок , то план неоптимальный и необходимо произвести перераспределение поставок (произвести загрузку свободной ячейки с отрицательной оценкой).
  7. Шаги алгоритма 4-6 повторяем до тех пор, пока не будет получен оптимальный опорный план.

 

 

 

 

 

 

Решение

 

Задача является закрытой, т.к. .

Первый опорный план:

 

20

80

90

60

40

440

3

3

240

4

2

 

1150

6

280

3

160

710

 

1100

420

5

250

8

430

 
         

 

Т.к. (т.е. опорный план невырожденный). Определим потенциалы поставщиков ui и потребителей vj.

 

20

80

90

60

40

440

3

3

240

4

2

0

1150

6

280

3

160

710

3

1100

420

5

250

8

430

0

4

-1

2

-2

4


 

Оценки свободных ячеек:

S11=-1;

S12=4;

S14=6;

S15=-2;

S21=-1

S23=-2;

S32=6

S34=10

Полученный опорный план неоптимальный, т.к. среди оценок свободных  ячеек есть отрицательные, возьмем  самую минимальную из них, это  S15=-2;и

S23=-2; мы используем S15=-2.

Произведем перераспределение  поставок. Для этого построим замкнутый  цикл.

 

 

20

80

90

60

40

40

3

3

2 40


4

2


0

150

6

280

3

160

7 10


3

100

420

5

2 50


8

430

0

4

-1

2

-2

4

Информация о работе Закрытая транспортная модель