Решение матричных игр в чистых стратегиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 21:38, курсовая работа

Описание работы

Определение. "Игра (в математике) - это идеализированная математическая модель коллективного поведения: несколько игроков влияют на исход игры, причем их интересы различны". [7].
Регулярное действие, выполняемое игроком во время игры, называется ходом. Совокупность ходов игрока, совершаемых им для достижения цели игры, называется стратегией.

Файлы: 1 файл

игровые модели в экономике.doc

— 451.00 Кб (Скачать файл)

Каждое из предприятий  имеет возможность производить  продукцию с применением одной из трёх различных технологий. В зависимости от качества продукции, произведённой по каждой технологии, предприятия могут установить цену единицы продукции на уровне 10, 6 и 2 денежных единиц соответственно. При этом предприятия имеют различные затраты на производство единицы продукции. (табл. 1.1.).

 

 

 

Таблица 1.1

Затраты на единицу продукции, произведенной на предприятиях региона (д.е.).

 

 

Технология

Цена реализации единицы продукции, д.е.

Полная себестоимость  единицы продукции, д.е.

Предприятие 1

Предприятие 2

I

10

5

8

II

6

3

4

III

2

1.5

1


 

В результате маркетингового исследования рынка продукции региона была определена функция спроса на продукцию:

Y = 6 – 0.5×X,

где Y – количество продукции, которое приобретёт население региона (тыс. ед.), а X – средняя цена продукции предприятий, д.е.

Данные о спросе на продукцию в зависимости от цен  реализации приведены в табл. 1.2.

Таблица 1.2

Спрос на продукцию в  регионе, тыс. ед.

Цена реализации 1 ед. продукции, д.е.

Средняя цена реализации 1 ед. продукции, д.е.

Спрос на продукцию, тыс. ед.

Предприятие 1

Предприятие 2

10

10

10

1

10

6

8

2

10

2

6

3

6

10

8

2

6

6

6

3

6

2

4

4

2

10

6

3

2

6

4

4

2

2

2

5


 

Значения Долей продукции предприятия 1, приобретенной населением, зависят от соотношения цен на продукцию предприятия 1 и предприятия 2. В результате маркетингового исследования эта зависимость установлена и значения вычислены (табл. 1.3.).

 

 

 

 

 

Таблица 1.3

Доля продукции предприятия 1, приобретаемой населением в зависимости от соотношения цен на продукцию

Цена реализации 1 ед. продукции, д.е.

Доля продукции предприятия 1, купленной населением

Предприятие 1

Предприятие 2

10

10

0,31

10

6

0,33

10

2

0,18

6

10

0,7

6

6

0,3

6

2

0,2

2

10

0,92

2

6

0,85

2

2

0,72


 

По условию задачи на рынке региона действует только 2 предприятия. Поэтому долю продукции второго предприятия, приобретённой населением, в зависимости от соотношения цен на продукцию можно определить как единица минус доля первого предприятия.

Стратегиями предприятий  в данной задаче являются их решения  относительно технологий производства продукции. Эти решения определяют себестоимость и цену реализации единицы продукции. В задаче необходимо определить:

1. Существует ли в данной задаче ситуация равновесия при выборе технологий производства продукции обоими предприятиями?

2. Существуют ли технологии, которые предприятия заведомо  не будут выбирать вследствие невыгодности?

3. Сколько продукции  будет реализовано в ситуации равновесия? Какое предприятие окажется в выигрышном положении?

 

Решение задачи

1. Определим экономический  смысл коэффициентов выигрышей  в платёжной матрице задачи. Каждое  предприятие стремится к максимизации прибыли от производства продукции. Но кроме того, в данном случае предприятия ведут борьбу за рынок продукции в регионе. При этом выигрыш одного предприятия означает проигрыш другого. Такая задача может быть сведена к матричной игре с нулевой суммой. При этом коэффициентами выигрышей будут значения разницы прибыли предприятия 1 и предприятия 2  от производства продукции. В случае, если эта разница положительна, выигрывает предприятие 1,  а в случае, если она отрицательна – предприятие 2.

2. Рассчитаем коэффициенты  выигрышей платёжной матрицы.  Для этого необходимо определить значения прибыли предприятия 1 и предприятия 2 от производства продукции. Прибыль предприятия в данной задаче зависит:

- от цены и себестоимости  продукции;

- от количества продукции,  приобретаемой населением региона;

- от доли продукции, приобретённой населением у предприятия.

Таким образом, значения разницы прибыли предприятий, соответствующие коэффициентам платёжной матрицы, необходимо определить по формуле (1):

D = p×(S×R1-S×C1) – (1-p) ×(S×R2-S×C2)                   (1),

где D – значение разницы прибыли от производства продукции предприятия 1 и предприятия 2;

p - доля продукции предприятия 1, приобретаемой населением региона;

S – количество продукции, приобретаемой населением региона;

R1 и R2 - цены реализации единицы продукции предприятиями 1 и 2;

C1 и C2 – полная себестоимость единицы продукции, произведённой на предприятиях 1 и 2. 

Вычислим один из коэффициентов  платёжной матрицы.

Пусть, например,  предприятие 1 принимает решение о производстве продукции в соответствии с технологией III, а предприятие 2 – в соответствии с технологией II. Тогда цена реализации единицы. продукции для предприятия 1 составит 2 д.е. при себестоимости единицы. продукции 1,5 д.е. Для предприятия 2 цена реализации единицы. продукции составит 6 д.е. при себестоимости 4 д.е. (табл. 1.1).

Количество продукции, которое население региона приобретёт при средней цене 4 д.е., равно 4 тыс. ед. (таблица 1.2). Доля продукции, которую население приобретёт у предприятия 1, составит 0,85, а у предприятия 2 – 0,15 (табл. 1.3). Вычислим коэффициент платёжной матрицы a32  по формуле (1):

a32 = 0,85×(4×2-4×1,5) – 0,15×(4×6-4×4) = 0,5 тыс. ед.

где i=3 – номер технологии первого предприятия, а j=2 – номер технологии второго предприятия.

Аналогично вычислим все коэффициенты платёжной матрицы. В платёжной матрице стратегии A1 – A3 – представляют собой решения о технологиях производства продукции предприятием 1, стратегии B1 – B3 – решения о технологиях производства продукции предприятием 2, коэффициенты выигрышей – разницу прибыли предприятия 1 и предприятия 2.

 

 

 

 

 

B1

B2

B3

Minj

A1

0,17

0,62

0,24

0.17

A2

3

-1,5

-0,8

-1.5

A3

0,9

0,5

0,4

0.4

Maxi

3

0.62

0.4

 

 

Рис. 1.6. Платёжная матрица в игре «Борьба двух предприятий за рынок продукции региона».

 

В данной матрице нет ни доминируемых, ни дублирующих стратегий. Это значит, что для обоих предприятий нет заведомо невыгодных технологий производства продукции. Определим минимальные элементы строк матрицы. Для предприятия 1 каждый из этих элементов имеет значение минимально гарантированного выигрыша при выборе соответствующей стратегии. Минимальные элементы матрицы по строкам имеют значения: 0,17, -1,5, 0,4.

Определим максимальные элементы столбцов матрицы. Для предприятия 2 каждый из этих элементов также имеет значение минимально гарантированного выигрыша при выборе соответствующей стратегии. Максимальные элементы матрицы по столбцам имеют значения: 3, 0,62, 0,4.

Нижняя цена игры в  матрице равна 0,4. Верхняя цена игры также равна 0,4. Таким образом, нижняя и верхняя цена игры в матрице совпадают. Это значит, что имеется технология производства продукции, которая является оптимальной для обоих предприятий в условиях данной задачи. Эта технология  III, которая соответствует стратегиям A3 предприятия 1 и B3 предприятия 2. Стратегии A3 и B3 – чистые оптимальные стратегии в данной задаче.

Значение разницы прибыли  предприятия 1 и предприятия 2 при  выборе чистой оптимальной стратегии положительно. Это означает, что предприятие 1 выиграет в данной игре. Выигрыш предприятия 1 составит 0,4 тыс. д.е. При этом на рынке будет реализовано 5 тыс. ед. продукции (реализация равна спросу на продукцию, таблица 1.2)..  Оба предприятия установят цену за единицу продукции в 2 д.е. При этом для первого предприятия полная себестоимость единицы продукции составит 1,5 д.е., а для второго – 1 д.е (таблица 1.1). Предприятие 1 окажется в выигрыше лишь за счёт высокой доли продукции, которую приобретёт у него население.

 

 

 

 

Практическая часть


 

Задание 3.1

Два предприятия производят продукцию и поставляют её на рынок региона. Они являются единственными поставщиками продукции в регион, поэтому полностью определяют рынок данной продукции в регионе.

Каждое из предприятий  имеет возможность производить  продукцию с применением одной из пяти различных технологий. В зависимости от качества продукции, произведённой по каждой технологии, предприятия могут установить цену реализации единицы продукции на уровне 10, 8. 6, 4 и 2 денежных единицы соответственно. При этом предприятия имеют различные затраты на производство единицы продукции. (табл. 1.4).

Таблица 1.4

Затраты на единицу продукции, произведенной на предприятиях региона (д.е.).

 

 

Технология

Цена реализации единицы  продукции, д.е.

Полная себестоимость  единицы продукции, д.е.

Предприятие 1

Предприятие 2

I

10

5

8

II

8

4

6

III

6

3+0.1*N

4-0.2*N

IV

4

2

2

V

2

1,5-0.1*N

1+0.1*N


N –номер варианта, предложенный преподавателем.

В результате маркетингового исследования рынка продукции региона была определена функция спроса на продукцию:

Y = 8 – 0.3×X,

где Y – количество продукции, которое приобретёт население региона (тыс. ед.), а X – средняя цена продукции предприятий, д.е.

Значения долей продукции  предприятия 1, приобретенной населением, зависят от соотношения цен на продукцию предприятия 1 и предприятия 2. В результате маркетингового исследования эта зависимость установлена и значения вычислены (табл. 1.5).

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.5

Доля продукции предприятия 1, приобретаемой населением в зависимости от соотношения цен на продукцию

Цена реализации 1 ед. продукции, д.е.

Доля продукции предприятия 1, купленной населением

Предприятие 1

Предприятие 2

10

10

0,31

10

8

0,33

10

6

0,25

10

4

0,2

10

2

0,18

8

10

0,4

8

8

0,35

8

6

0,32

8

4

0,28

8

2

0,25

6

10

0,52

6

8

0,48

6

6

0,4

6

4

0,35

6

2

0,3

4

10

0,6

4

8

0,58

4

6

0,55

4

4

0,5

4

2

0,4

2

10

0,9

2

8

0,85

2

6

0,7

2

4

0,65

2

2

0,4

Информация о работе Решение матричных игр в чистых стратегиях