Развитие временных представлений у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 18:11, контрольная работа

Описание работы

Цель: Проанализировать методику формирования у детей математических представлений

Содержание работы

Введение.
Психологические основы восприятия времени.
Содержание работы по формированию временных представлений у детей в детском саду.
Методика формирования у детей временных представлений на занятиях по развитию элементарных математических представлений.
Анализ работы по развитию представлений о времени у детей конкретной возрастной группы.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Tetya_Olya_matematika (1).docx

— 51.06 Кб (Скачать файл)

Нет сомнения в том, что  необходимо систематическое ознакомление детей с календарем в детском  саду. Оно облегчит им ориентировку в окружающей действительности, так  как распорядок жизни в детском  саду строится по определенному плану, связанному с днями недели. Дети узнают, в какие дни недели какие  проводятся занятия, что будет способствовать формированию их психологической готовности к занятиям.

С помощью календаря определяется и время наступления праздников, вызывающих повышенный интерес у  детей. Знакомство с календарем поможет  осознать также последовательность времен года, с которыми связаны сезонные изменения.

В старшем дошкольном возрасте развивается и познавательный интерес к разным параметрам времени, что является сильнейшим мотивом обучения. В 6–7 лет ребенка интересуют длительность того или иного явления, количественная характеристика мер времени, приборы измерения времени.

Педагог постоянно сосредоточивает  внимание ребят на том, сколько времени  дают на то или иное дело, например сколько времени они могут одеваться или раздеваться, рисовать, играть, сколько минут осталось до конца занятия и т.п. Каждый раз указывают, когда время истекло, поощряют тех, кто вовремя закончил работу.

Развитое чувство времени  помогает детям стать более организованными, дисциплинированными.

Методика проведения занятия.

1. Процесс формирования  временных представлений у дошкольников  на занятии начинается с ознакомления  с частями суток. Целесообразно  начать такое занятие с загадывания  загадки, использования художественного  слова и сюрпризного момента.  Далее воспитатель раскрывает  детям смысл понятия «утро»  с помощью художественного слова  или театрализации и предлагает  выбрать цвет для обозначения  этого понятия. Затем задает  вопрос: «Ребята, как вы узнаете,  что сейчас утро?» Дети предлагают  свои ориентиры. Педагог предлагает  систематизировать знание, создав  модель «Утро». Для создания модели  в центр фланелеграфа помещается круг цвета обозначающего утро (например, желтый), а вокруг него символы, обозначающие человека, солнце, механические часы и тень.

На доске располагается  математическое табло, в каждом кармашке которого карточки-символы, обозначающие разные виды человеческой деятельности, положения солнца, стрелок часов, тени (с этими обозначениями целесообразно  познакомить до занятия). Воспитатель  предлагает детям отобрать те карточки, которые подходят к понятию утро. Каждый выбор обсуждается. Затем  дети самостоятельно выводят формулу  утра, выбирая наиболее характерные  признаки (рисунок 2). И отвечают на вопрос: «Что такое утро?

Так же выводятся понятия  «день», «вечер», «ночь».

2. Следующий этап –  закрепление полученных знаний  в различных видах деятельности  с помощью разнообразных средств  и методов обучения.

На этом этапе можно  провести игру «Когда это бывает», использовать загадки, инсценировки, рассматривание репродукций картин, чтение художественных произведений, слушание музыки. Например, выбирается ребенок, он вытягивает фант с цветом какой либо части суток (например дня), но не показывает его остальным. С помощью мимики и жестов он изображает один или несколько признаков дня, а остальные должны отгадать, какую деятельность он изображает и к какой части суток эта деятельность относится. Или детям предлагается репродукция картины (например, картина А.И. Куинджи «Днепр утром») и нужно дать ей название, определив какая из частей суток на ней изображена. Угадавший ребенок объясняет по каким признакам он установил, что это утро (розоватое небо, туман, тишина, сырая трава и т.д.). Так же проводится работа и с отрывками из художественных и музыкальных произведений. Воспитатель зачитывает отрывок и предлагает ответить, утром, днем, вечером или ночью произошло описанное событие. Если просушивалась мелодия, событие устанавливается путем анализа выразительных средств музыкального произведения.

3. Следующий этап –  детям можно задать вопрос  о значении той или иной  части суток для человека и  природы. Ночью человек и природы  отдыхают, набираются сил, а некоторые  животные наоборот просыпаются  и выходят на охоту (например, крабы) для того, чтобы их не  заметили и т.д.

4. Цель заключительного  этапа занятия показать временную  последовательность и перейти  к новому понятию «сутки». Детям  предлагается выложить цветные  кружочки в той последовательности, в которой сменяются утро, день, вечер, ночь. Затем воспитатель  говорит о том, что утро, день, вечер, ночь образуют сутки,  с которыми дети познакомятся  на следующем занятии.

Всего необходимо провести семь занятий: на ознакомление с частями  суток, с днями недели, месяцами, четырьмя сезонами и понятием «год».

В процесс знакомства детей  с временем можно добавить занятия по формированию представлений о времени и его измерении. Их особенностью является то, что через весь комплекс проходит единая сюжетная линия. Дети отправляются в страну Времени, где живут в волшебном замке четыре принцессы Утро, День, Вечер и Ночь. Макет замка Год является своеобразной моделью. Он состоит из двенадцати башен, символизирующих двенадцать месяцев года. Каждая башня выстроена в четыре этажа (недели), каждый этаж – из семи кирпичиков цветов радуги (дни недели). Башни отличаются только маковками: у трех башен они белого цвета (зимние месяцы), у трех – зеленого (весенние месяцы), у следующей троицы – красного (летние месяцы) и у последних – желтого (осенние месяцы). Таким образом, в ходе занятий дети сначала знакомятся с принцессами (временами суток), затем начинают помогать строить им замок: делают кирпичи и выкладывают их в определенной последовательности (изучают понятие сутки и дни недели), выстраивают этажи (получают представления о том, что четыре недели составляют месяц), отстраивают сначала башни с белами маковками (изучают зимние месяцы), затем с зелеными, красными, желтыми. Итоговое занятие можно провести в форме праздника Новоселье.

Все занятия проводятся в  течение года и между ними достаточно большие интервалы, поэтому важно  продолжать знакомить детей с  временной последовательностью  и её измерением в повседневной жизни.

Кроме вышеперечисленных  занятий необходимо познакомить  детей с часами, развивать чувство  времени, для этого могут использоваться игры и упражнения, которые включаются в третью часть традиционных занятий  по математическому развитию.

Формирование представлений  о времени должно происходить  не только в специально-организованных формах, а так же на занятиях по экологии, рисованию, на прогулках, в игре, самостоятельной  познавательной деятельности.

Для закрепления умений различать  части суток по характерной деятельности можно в работе с детьми использовать и компьютер. На экране дисплея могут  демонстрироваться заготовленные  фрагменты изображения в цвете  характерных объективных данных: положение солнца, наличие луны, звезд на небосклоне и соответствующей  цветовой освещенности земной поверхности; или деятельности, характерной для  каждой части суток. Ребенок, распознав часть суток, должен нажать соответствующую функциональную клавишу, чтобы цветовым знаком обозначить опознанное время. Правильность действия ребенка может быть оценена на экране дисплея в идее различной реакции изображенного символа: например, забавного человечка, радующегося или опечаленного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Анализ работы  по развитию представлений о  времени у детей конкретной  возрастной группы.

В литературе практически  отсутствует описание возрастных особенностей проявления, и развития чувства времени  как эстетического качества личности. Имеются работы по развитию физического  времени (Т.Д.Рихтерман), а также работы по психологии и психиатрии российских и зарубежных исследователей (М.А.Немировской, Д.Арлоу, Харнер, Л.Эймс), в которых дается представление о возрастных особенностях развития представлений о времени на основе психоанализа.

Психоанализ внес значительный вклад в понимание развития чувства  времени на различных возрастных этапах. Практически все в психоанализе связано с временными процессами. Центральная для психоаналитической практики концепция переноса, которая  подразумевает воспроизведение  прошлого опыта в настоящем, затем  его трансляцию в будущее, делает время важной и ведущей категорией в психологии.

Достаточно подробно описано  освоение детьми основных характеристик  времени в психоаналитическом исследовании М.А.Немировской. Анализируя работы зарубежных психологов, она прослеживала этап за этапом проявления «взаимоотношений» со временем и возникновение чувства времени у детей разных возрастов.

В психоанализе выделяют следующие  стадии развития ребенка: раннее младенчество (до года) - оральная стадия, со второго  года - анальная стадия, в 4-5 лет - Эдипова  стадия, в 6-8 лет - латентная стадия –  все эти стадии можно отнести  к сенситивному периоду развития соматического чувства времени.

Психоаналитические характеристики восприятия времени являются подтверждением педагогических взглядов по развитию чувства времени как качества эстетической личности. Прежде чем  время становится эстетическим чувством, ребенок проходит стадии развития: адаптации, ориентации, вчувствования, осознания.

Несмотря на многочисленные трудности, дети начинают осваивать  время рано. Малыш живет, подчиняясь, времени: через определенные промежутки времени его кормят, купают, укладывают спать. Плачем, беспокойством, капризами  ребенок сигнализирует взрослым о времени. Мерой времени в  данном случае является длительность основных органических функций. С педагогической позиции условно такую стадию освоения времени (до года) можно назвать  адаптационной стадией.

Понимание времени в первые годы жизни (1-3 года) происходит уже  не только в эмоциональной, но и в  познавательной сфере. Важную роль играет появление речи. Для обозначения  временной последовательности дети начинают использовать достаточно общие  категории: «теперь», «сейчас», «сначала», «потом», «скоро». В этом возрасте время  воспринимается детьми чрезвычайно  конкретно и опосредованно, то есть через косвенные признаки и действия: «День – это обед», «Вечер –  это когда все приходят домой». Также в речи начинают появляться первые вопросы, относящиеся ко времени: «Сколько времени?», «А когда она  вырастет?». Такой период освоения времени  определяется как стадия ориентации.

С трех лет и до пяти вопросы  о времени группируются детьми вокруг собственного «я», а несколько позже  интерес распространяется и на других. С возрастом увеличивается количество вопросов, направленных на познание ребенком собственно времени и различных  его сторон. Детей интересуют меры времени, их количественная характеристика, последовательность, длительность временных  определений. Происходит формирование понятий «прошлое» и «будущее», хотя в тоже время детям трудно осознать понятие «настоящее». «Настоящее»  для ребенка является категорией переживания, границы которой могут  иметь различную протяженность. Субъективно, «настоящее» может  охватывать как одну минуту, так  и целый день.

На данной стадии значительная часть получаемой информации перемещается в долговременную память, Этот период переходный, он основан на трансформации памяти и представляет собой стадию вчувствования.

В период старшего дошкольного  и младшего школьного возраста уровень  психосоматического и умственного  развития детей позволяет осознавать биологические часы. Они начинают реально ориентироваться во времени. Дети становятся более активными  и способны быстрее включаться в  деятельность и легче переключатся с одного ее вида на другой.

Таким образом, психические  структуры существуют и развиваются  во времени, но не в линейном времени  как непрерывной последовательности событий, а в психическом времени, которое включает активное взаимодействие прошлого, настоящего и будущего.

К этому периоду он воспринимает прошлое фрагментарно и эпизодически; понимает и реагирует на физическое настоящее и соотносит с психологическим  настоящим; будущее ему кажется  заманчивым, многообещающим, безграничным, а те привилегии и удовольствия, которое оно принесет, ожидаются  с нетерпением. Такой период освоения времени обозначим как реалистический, и он представляет собой стадию осознания.

Именно этот период становится наиболее сензитивным для развития чувства времени как эстетического качества личности (начинается гармонизация, и синхронизация различных видов времени).

Время является универсальной, базисной категорией в познании ребенком окружающих его людей и вещей. Он ориентируется во времени посредством  чередования биологических ритмов своей жизни (смена сна и бодрствования, время кормления и т.п.), но которые  регулируются социальной средой.

Научившись регулировать психическое и объективное время, чувствовать временные изменения, синхронизировать процессы, ребенок  приобретает эстетическую способность  управлять чувством времени.

 

 

  1. Заключение.

Развитие у детей чувства  времени - это лишь одна сторона эстетического  развития детей, но она очень действенная  и результативная, поскольку процессы чувственного восприятия мира в целом  необратимы - они оставляют «след» в душе ребенка и при благоприятных  условиях вновь и вновь восстанавливаются  и заявляют о себе в полную силу.

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться, самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно  обозначая в речи), чувствовать  его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать  деятельность во времени создает  основу для развития таких качеств  личности как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых  ребенку при обучении в школе  и в повседневной жизни.

Информация о работе Развитие временных представлений у дошкольников