Развитие временных представлений у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 18:11, контрольная работа

Описание работы

Цель: Проанализировать методику формирования у детей математических представлений

Содержание работы

Введение.
Психологические основы восприятия времени.
Содержание работы по формированию временных представлений у детей в детском саду.
Методика формирования у детей временных представлений на занятиях по развитию элементарных математических представлений.
Анализ работы по развитию представлений о времени у детей конкретной возрастной группы.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Tetya_Olya_matematika (1).docx

— 51.06 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ им. Н. Ф. КАТАНОВА»

 

КОЛЛЕДЖ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ИНФОРМАТИКИ И ПРАВА

 

ПЦК дошкольной педагогики, психологии и частных методик

специальность 050704.52- Дошкольное образование

 

Тема

Вариант №10

Развитие временных  представлений у дошкольников.

 

                                                              Контрольная работа

                                                     По дисциплине

                                                     «Математика»

                                                                

                                                               Контрольную работу

                                                                                 Выполнила студентка

                                                                                 Шиколова Ольга Алексеевна

 

     Контрольную работу проверил

                                                                Преподаватель КПОИП

                                            Еремина…..

                                                                 

 

Абакан, 2012

Тема: Развитие временных  представлений у дошкольников.

Цель: Проанализировать методику формирования у детей математических представлений

План:

  1. Введение.
  2. Психологические основы восприятия времени.
  3. Содержание работы по формированию временных представлений у детей в детском саду.
  4. Методика формирования у детей временных представлений на занятиях по развитию элементарных математических представлений.
  5. Анализ работы по развитию представлений о времени у детей конкретной возрастной группы.
  6. Заключение.
  7. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение.

Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития психики  ребёнка. Он является основой для  формирования новых психических  образований, которые будут развиваться  в процессе дальнейшей деятельности ребёнка.

Ведущим познавательным процессом  этого возраста выступает восприятие. Для его успешного развития необходимо формировать у ребёнка правильное представление об окружающих предметах  и явлениях. Если восприятие уже  стало внутренним процессом, создало  условия для познания скрытых  связей между предметами и явлениями, то можно говорить, что ребёнок  готов к обучению в школе. К  моменту поступления в школу  необходимо сформировать у него представления о времени.

Развитие временных представлений  у дошкольников – это одна из сторон математического развития детей. Постигая окружающий мир, дошкольники  воспринимают его специфическим  образом. Основными особенностями  восприятия дошкольниками времени  как объективной реальности являются опосредованность, смешение пространственно-временных  понятий, отсутствие точного речевого обозначения данных категорий, соподчиненности  собственных действий, времени и  др. Время всегда в движении, течение  времени всегда совершается в  одном направлении – от прошлого к будущему, оно необратимо, его  нельзя задержать, вернуть и “показать”. Поэтому даже старшие дошкольники  иногда сомневаются в его существовании.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Психологические основы восприятия времени.

С проблемой времени человек  сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому  программой воспитания и обучения в  детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Введение этого раздела обусловлено  рядом причин. Детей знакомят с  окружающим миром, в котором все  события протекают во времени. Временные  характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять дошкольникам.

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Вместе с тем специфические  особенности времени как объективной  реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается  в одном направлении – от прошлого к будущему, оно необратимо, его  нельзя задержать, вернуть и «показать».

Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию  временных единиц и отношений  в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей  точностью отличаются представления  детей о таких промежутках  времени, навык различения которых формируется на основе личного опыта. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности.

 

Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных  эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость. В процессе разнообразных видов деятельности на детей воздействует весьма сложный комплекс раздражителей, в котором временные отношения являются лишь слабым и попутным компонентом. По учению И.П. Павлова, слабый раздражитель хотя и участвует в образовании временных связей в скрытом виде, но, взятый в отдельности, не вызывает последующей реакции. Поэтому время, чередование его определенных отрезков необходимо сделать предметом специального внимания детей, для чего надо организовать соответствующую деятельность, направленную на измерение времени при помощи приборов, демонстрирующих те или иные промежутки времени и их взаимосвязь. Такая деятельность создает наиболее благоприятные условия для формирования четких представлений о времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Содержание работы по формированию временных представлений у детей в детском саду.

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Вместе с тем специфические  особенности времени как объективной  реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается  в одном направлении – от прошлого к будущему, оно необратимо, его  нельзя задержать, вернуть и «показать». Поэтому даже старшие дошкольники  иногда сомневаются в существовании  времени и просят: «Если время  есть, покажи мне его».

Поэтому перед воспитателями  дошкольных учреждений, встает проблема ознакомления детей со временем –  неосязаемым явлением в условии  преобладания наглядно-образного мышления и восприятия детей дошкольного  возраста.

Диагностика развития временных  представлений у старших дошкольников должна включать задания на определение  знания ребенком названий частей суток; знания ребенком названий дней недели, их последовательности и умения определять, какой день был вчера, сегодня, будет  завтра; знания ребенком названий и  последовательности месяцев, времен года и того, какие месяцы составляют то или иное время года; умения ребенка определять время с использованием календаря, песочных и механических часов; умения определять время по цикличности природных явлений.

 

Из этого следует, что  в соответствии с задачами диагностики  её структура будет состоять из пяти блоков заданий: исследование знания ребенком названий частей суток, умение определять их по цикличности природных явлений  и деятельности человека; выявление  знания ребенком дней недели, их последовательности и умения определять какой день был  вчера, сегодня, будет завтра; определение  знает ли ребенок названия месяцев  и времен года, их последовательность и какие месяцы входят в определенное время года; выявление умения определять время с использованием календаря и механических часов.

Исходя из особенностей восприятия времени детьми дошкольного возраста, можно конкретно определить через  какое объективное явление можно  сформировать то или иное временное  математическое понятие.

В работе по формированию временных  представлений у дошкольников можно  использовать проектно-технологический  подход В.Э. Штейнберга, который считает  целесообразным использовать следующие  унифицированные компоненты сценария занятия:

  1. Этап познавательной деятельности:

– ознакомление с изучаемым  объектом, для того чтобы накопить следующую информацию по схеме: объект в целом и его характеристика, части объекта и их характеристики, возможные виды и разновидности  объекта, надсистема объекта, в которую  входит объект; типовой результат  ознакомления – знания об объекте  в виде суммы признаков структуры  объекта, вида его элементов и  отношений между ними;

– формирование развёрнутой  систематизированной характеристики объекта, которая включает: признаки структуры (части объектов, ингредиенты  веществ, операции технологий), признаки вида (форма, материал, расположение и  связи элементов; последовательность или порядок выполнения операций, тип элементов, взаимное расположение и связи между атомами) и признаки отношения (количественные характеристики частей, операций, ингредиентов);

 

– дополнение характеристики объекта специальными сведениями: особенности  функционирования и развития объекта; признаки рода, вида и класса объекта; «формула» объекта типа патентной  или фармацевтической, например: «формула успешных реформ государства», «формула государства», «формула интересного  детектива» и т.п.; гуманитарный фон  научных знаний об объекте;

– теоретическое обобщение  темы, состоящее в том, чтобы построить  модель в виде свёрнутого образа изучаемого объекта с помощью системных  и предметных ключей; подвести объект под определение с применением  полученных знаний; применить определение  для распознавания родственных  объектов; сконструировать знания об объекте – самостоятельно создать  учебные задачи или проблемные ситуации.

2. Этап переживательной деятельности:

– поиск образной, эмоционально-эстетической ассоциации с изучаемой темой, например, подбор архетипного художественного образа из числа известных героев мифов, легенд или сказок; для поиска образа могут использоваться различные приёмы: эмпатия (вхождение в роль, образ), перенос свойств с одного объекта на другой, приём «чудесное оживление» предметов и т.п.;

– оформление найденной  идеи образа с помощью музыкальных, изобразительных, пластических или  иных средств; путём окраски в  мажорную, уравновешенную (гармоничную) или минорную тональность и т.д.; целесообразно использовать образцы  – аналоги, связанные по содержанию с художественным отображением различных  природных и социальных процессов; первые попытки будут носить упрощённый характер, однако по мере развития творческого воображения учителя и учащихся вторая базовая способность будет развиваться, усилятся художественность переживания и фиксация изучаемого знания.

 

  1. Этап оценочной деятельности:

– чтобы разносторонне  оценить изучаемое знание, определяются опорные объекты, например, человек, общество, природа, наука, искусство, мораль или иные, к которым привязываются  качественные и количественные оценки;

– вид оценки выбирается в зависимости от аспекта изучения объекта, например: человек – влияние  на физическую, духовную или социальную культуру; общество – влияние на экологию, социальный или технический  прогресс; природа – влияние на растительный или животный мир; затем  уточняются шкалы для выбранных  оценок, например: полезная или вредная  значимость, нулевая, средняя и максимальная значимость и т.п.;

Информация о работе Развитие временных представлений у дошкольников