Применение информационных технологий на уроках математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 12:33, реферат

Описание работы

Выбранная тема не случайна. Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление. В последнее время основными приоритетами образовательной политики становятся:
Достижение социальной компетентности обучающихся.
Гарантия прав граждан на качественное образование.
Формирование ключевых (базовых) компетенций.
Обеспечение компьютерной грамотности.

Содержание работы

I. Введение …………………………………………………………………… 3 - 4
II. Основная часть …………………………………………………………….. 5 – 13
2.1. Возможности компьютера………………………………………………… 5 - 7
2.2. Использование возможностей компьютера на уроке…………………… 7 - 11
2.3. Средства, используемые на уроках с применением информационных технологий………………………………………………………………………. 11 - 13
III. Заключение………………………………………………………………… 14 - 17
IV. Литература…………………………………………………………………. 18

Файлы: 1 файл

доклад.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Чикичейская  основная общеобразовательная школа»

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Баранова Людмила Валерьевна

   учитель математики

 

 

 

 

2009г.

 

Оглавление 

I.   Введение ……………………………………………………………………    3 - 4

II.  Основная часть ……………………………………………………………..   5 – 13

2.1.  Возможности компьютера…………………………………………………  5 - 7

2.2.  Использование возможностей компьютера на уроке……………………  7 - 11

2.3. Средства, используемые на уроках с применением информационных технологий………………………………………………………………………. 11 - 13

III.  Заключение…………………………………………………………………  14 - 17

IV.  Литература………………………………………………………………….       18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с  головой,                                               повернутой назад, а потому недопустимо в школе XXI века                                   использовать неэффективные, устаревшие технологии обучения,                       изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших                                             временных затрат и не гарантирующие качество образования...»

(М. Поташник, действительный  член  Российской академии образования)

I.

Выбранная тема не случайна. Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление. В последнее время основными приоритетами образовательной политики становятся:

  • Достижение социальной компетентности обучающихся.
  • Гарантия прав граждан на качественное образование.
  • Формирование ключевых (базовых) компетенций.
  • Обеспечение компьютерной грамотности.

Ключевые компетенции  – новая парадигма результата образования.

Компетенция — это общая способность, основанная на знаниях, опыте, склонностях, которые приобретены благодаря обучению.

Компетентность - это знание и опыт в той или иной области. Практическая деятельность показала, что они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Основной задачей обучения является формирование ключевых (базовых) компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека.

В своей деятельности я стараюсь создавать условия для формирования следующих ключевых компетенций:

  • Коммуникативных – умение вступать в диалог с целью быть понятым.
  • Информационных – владение информационными технологиями.
  • Автономизационные – способность к самоопределению и самообразованию.
  • Нравственных — способность жить по общечеловеческим нравственным законам.

 Они рассматриваются,  как готовность учащихся использовать  усвоенные знания, умения, способы  деятельности в реальной жизни  для решения практических задач.  Приобретение этих компетенций базируется на опыте деятельности учащихся в конкретных ситуациях. Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным и востребованным обществом.

Успешность школьника  определяется не только и не столько  его способностями, сколько желанием учиться, т.е. мотивацией. Познавательные мотивы в самом широком смысле — это желание ребенка освоить новые знания или способы получения новых знаний.

Я поставила перед  собой цель: создать условия учащимся для активизации познавательной деятельности.

 Учитывая, что информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом, в своей практической деятельности стараюсь создавать оптимальные условия учащимся для развития их потенциальных возможностей, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации через внедрение информационных технологий в процесс обучения.

Данные технологии способствуют:

    • Активизации познавательной деятельности учащихся.
    • Развитию вариативности мышления, математической логики.
    • Направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и исследование.

Именно, поэтому ИКТ  вызывают интерес и апробируются мною в практической деятельности через: создание презентаций по отдельным темам программы и использование образовательных ресурсов Интернет.

 

 

 

 

 

 

 

II.

1. Возможности  компьютера.

Самое время задать вопрос «А зачем  вообще компьютер в образовании?», с какой стати он врывается  в традиционное образовательное  пространство, включающее и старую добрую книгу, и мудрого терпеливого учителя, и добросовестного, в меру ленивого ученика?                                                                                                                                  

Как часто бывает, решение проблемы подскажет исторический опыт. Вспомним Средние века, появление книгопечатания во многом способствовало созданию первых университетов. С этого времени можно говорить о массовом образовании, об образовании как отрасли. Причина, конечно, в том, что книга определила сектор самостоятельной учебной работы как неотъемлемую часть учебного процесса. Если справедливо утверждение о спиральном ходе исторического развития, то, похоже, компьютер появился «в нужное время и в нужном месте». Ведь именно это интеллектуальное устройство способно совершить очередной прорыв в области самостоятельного обучения. Известно, что самостоятельная учебная работа эффективна только в активно - деятельностной форме. Каждый из нас хорошо знает, как трудно заставить себя читать незнакомый текст, добывая, таким образом, новую информацию. Даже если новые знания преподносятся в иных, казалось бы, готовых формах, проблема остается. Пример угасающего учебного телевидения со всей очевидностью показывает бесполезность пассивного наблюдения потока вещаемой информации. Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения. Именно это новое качество позволяет надеяться на эффективное, реально полезное расширение сектора самостоятельной учебной работы.                                                    Компьютер не заменяет преподавателя и в обозримом будущем заменить не сможет. Компьютер способен исполнять некоторые функции, ранее присущие только преподавателю: анализировать действия учащегося и выдавать подсказку, задавать вопросы и оценивать ответ, отвечать на вопросы, раскрывать те или иные темы предметной области, в том числе, вариативно. Ясное понимание возможностей компьютера дает в руки аппарат для методического анализа и формирования требований к электронным изданиям. По существу, компьютер нам дает:

  • Интерактив;
  • Мультимедиа;
  • Моделинг;
  • Коммуникативность;
  • Производительность.

ИНТЕРАКТИВ  в переводе с английского означает всего лишь взаимодействие. Однако именно взаимодействие (путем согласия и борьбы) с окружающей природной и социальной средой есть основа разумного существования. Понятно, что в образовательном процессе роль интерактива трудно переоценить. Здесь компьютер представляет поистине революционные возможности. Действительно, интерактив позволяет, например, организовать самоаттестацию, т.е. проверить свои знания без участия преподавателя. В истории образования такая возможность появилась впервые.

МУЛЬТИМЕДИА - это  представление объектов и процессов нетрадиционным текстовым описанием: с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, т.е. во всех известных сегодня формах (multi- много, media – способы, средства). Здесь мы имеем два основных преимущества – качественное и количественное. Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиасреда намного выше по плотности, чем традиционные способы передачи информации. Одна страница текста содержит около 2 Кбайта информации. Преподаватель произносит этот текст примерно в течение 1-2 минут. За эту же минуту полноэкранное видео приносит порядка 1,2 Гбайта информации. Вот почему «лучше один раз увидеть, чем миллион раз услышать». Известно, что большинство людей запоминают 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%.

МОДЕЛИНГ в  современных условиях понятие достаточно широкое. Прежде всего, это конечно, моделирование реальных объектов и процессов с целью их исследования.

КОММУНИКАТИВНОСТЬ – это возможность непосредственного общения, оперативность предоставления информации, контроль за состоянием процесса. Коммуникативность решает многие вопросы доставки информации в кротчайшие сроки, позволяет дистанционно управлять учебным процессом, обеспечивает консультации с квалифицированными педагогами, где бы они ни находились. Это так же совершенно новые возможности.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ  в контексте использования компьютера означает автоматизацию нетворческих, рутинных операций, отнимающих у человека много сил и времени, т.е. речь в данном случае идет о производительности труда пользователя. Экономия времени и сил колоссальна, удобство и эргономичность работы порождают энтузиазм и прилив творческой энергии.                                                         Рост производительности труда пользователя компьютера исчисляется в ряде случаев порядками. Достаточно сравнить огромные возможности баз данных, электронных энциклопедий, поисковых машин в Интернете со старыми технологиями поиска справочной информации, необходимых книг, статей, и переход количества в качество становится очевидным.                                                                          Если перечисленные возможности компьютера рассматривать с точки зрения образования, то это пять новых педагогических инструментов.

2. Использование возможностей компьютера на уроке.

Применять активно компьютер  на уроках математики я начала с  января 2009 года. Мною возможности компьютера используются в предметном обучении в следующих вариантах: использование возможностей компьютера для создания условий доступности и наглядности изложения материала; повышении мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера; фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала; использование диагностических и контролирующих материалов; выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий; использование компьютера для вычислений.

Наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, поэтому  использование ИКТ в обучении оказывается чрезвычайно эффективным. Для формирования данных компонентов использую в процессе обучения презентации. Применение презентаций на уроке позволяет мне: более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении, создавать проблемные ситуации на уроке, что активизирует познавательную деятельность учащихся, более разнообразно проводить устный счет на уроке, эффективнее использовать время на уроке.

 Отмечу одну очень важную, но часто забываемую преподавателями особенность компьютерного обучения: стиль и язык программы, характер общения с компьютером сильнейшим образом влияют на многие качества и черты формируемого у обучаемых мышления.

Занятия детей  с компьютером включают четыре взаимосвязанных  компонента:

  1. Активное познание детьми окружающего мира.
  2. Поэтапное усвоение все усложняющихся игровых способов и средств     решения игровых задач.
  3. Изменение предметно-знаковой среды на экране монитора.
  4. Активизирующее общение ребенка с взрослыми и другими детьми.

Еще никогда  педагоги не получали столь мощного средства обучения. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды. Компьютер позволяет усилить мотивацию ребенка. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, оперативное поощрение правильных решений позитивно сказываются на мотивации. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.

Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый  уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.

При анализе  целесообразности использования компьютера в учебном процессе учитываю следующие дидактические возможности компьютера:

Информация о работе Применение информационных технологий на уроках математики