Применение информационных технологий на уроках математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 12:33, реферат

Описание работы

Выбранная тема не случайна. Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление. В последнее время основными приоритетами образовательной политики становятся:
Достижение социальной компетентности обучающихся.
Гарантия прав граждан на качественное образование.
Формирование ключевых (базовых) компетенций.
Обеспечение компьютерной грамотности.

Содержание работы

I. Введение …………………………………………………………………… 3 - 4
II. Основная часть …………………………………………………………….. 5 – 13
2.1. Возможности компьютера………………………………………………… 5 - 7
2.2. Использование возможностей компьютера на уроке…………………… 7 - 11
2.3. Средства, используемые на уроках с применением информационных технологий………………………………………………………………………. 11 - 13
III. Заключение………………………………………………………………… 14 - 17
IV. Литература…………………………………………………………………. 18

Файлы: 1 файл

доклад.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)
  • расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала;
  • привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления  собственных ошибок;
  • развитие познавательных способностей учащихся;
  • интегрированное обучение предмету;
  • развитие мотивации у учащихся.

При этом  компьютер может представлять: источник учебной информации; наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа); тренажер; средство диагностики и контроля. Приведу в качестве примеров  виды  деятельности на различных этапах обучения, опробованные на практике:

Новые знания. Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Практикую в своей работе для оптимизации образовательного процесса объяснение нового материала с использованием компьютерной презентации как источника учебной информации и наглядного пособия, сюда относятся –  объявление темы (тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса, исторический материал, кроссворды, проблемные ситуации). Также я использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше. Показ такой презентации (который в этом случае представляет собой нечто вроде конспекта теоретического материала по данной теме) производится на одном компьютере (желательно с применением средств проекции на настенный экран). Переход от кадра к кадру в этом случае запрограммирован только по нажатию клавиш или по щелчку мышью, без использования автоматического перехода по истечении заданного времени, поскольку время, требуемое для восприятия учащимися того или иного кадра с учетом дополнительных объяснений, может быть различным в зависимости от уровня подготовки учащихся.

Контроль  знаний. При организации контроля знаний, умений и навыков учащихся использую тестирование с помощью компьютера. Обучающие тесты предназначены для учащихся с целью тренировки и отработки знаний и умений по изучаемой теме. Контролирующие тесты предназначены для проверки знаний учащихся по теме. Задания двух типов: с выбором ответа и без выбора ответа (ответ вносится).

Тестовый контроль с  помощью компьютера предполагает возможность  быстрее и объективнее, чем при  традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации. Такой вид работы развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует  приобретению навыков, которые могут оказаться весьма полезными в жизни.

Внеклассная работа. Одним из источников мотивации является занимательность. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы, и очень важно, чтобы эта занимательность не стала превалирующим фактором, чтобы она не заслоняла учебные цели. При подготовке учащихся, которые участвуют в различных конкурсах, использую ресурсы Интернет для создания приложений к их работам в виде презентаций. Второй год веду элективный курс «Создание презентаций PowerPoint», который оказывает неоспоримую помощь учащимся.

3. Средства, используемые на уроках с применением информационных технологий.

Применение  компьютерной техники позволяет  сделать занятие привлекательным  и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов. Таким образом, использование компьютера на уроках – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока. Одним из самых популярных программных средств, используемых на уроках с применением информационных технологий, является программа компании Microsoft – Power Point. Программа Power Point проста в использовании. Ею может овладеть любой учитель – предметник независимо от того, какой предмет он преподает. Поскольку на сегодняшний день актуальной является проблема внедрения информационных технологий в процесс обучения, то я думаю, что это одна из программ, с которой учителю необходимо начать изучение компьютера. Эта программа позволяет создавать презентации. Особо мне хотелось бы остановиться именно на применении   компьютерных                            презентаций на уроках математики. Достоинства этой программы заключаются в том, что на создание презентационных материалов не требуется много времени, а также она позволяет сэкономить время на уроке. Нестандартная подача материала в виде электронных презентаций, выполненных в программе Power Point, повышает качество любого урока. Что же представляет собой компьютерная презентация? Проведем аналогию с обычной книгой. Книга состоит из страниц, и презентация тоже состоит из страниц, но только электронных, которые кроме текста могут содержать также мультимедийные объекты (графу, анимацию, видео, звук). Электронные страницы презентации называются слайдами. Созданные слайды позволяют вывести на экран необходимый материал, который учащимся необходимо законспектировать, это дает возможность и учителю, и учащимся вести диалог через компьютер. Компьютерные презентации – это самые современные технологии представления информации. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда)  на уроке зависят от содержания этого урока, от цели, которую ставит учитель на уроке. При изучении нового материала использование презентации позволяет иллюстрировать учебный материал разнообразными наглядными средствами, позволяет показать динамику развития какого-либо процесса. При проведении устных упражнений презентация дает возможность оперативно предъявлять задания, а при проверке самостоятельных или домашних работ обеспечивает визуальный контроль результатов. Учебная презентация может представлять собой конспект урока и состоять из основных составляющих традиционного урока: тема, план, ключевые понятия, домашнее задание. Это может быть слайд-шоу, в котором полностью отсутствует текст, и, наоборот, презентация может представлять только текст. Слайд - шоу позволяет повысить наглядность изложения материала и экономить время, т.к. переключая слайды, можно показать фотографии, рисунки, графики, тексты задач. Это куда проще и быстрее, чем вывешивать плакаты и писать тексты задач. С помощью слайдов можно значительно повысить качество схем и диаграмм по сравнению с изображением на доске. Во время урока можно вернуться к любому слайду по мере необходимости. По мере подготовки к занятиям можно быстро изменять и редактировать слайды по мере появления новой информации. Анимированные чертежи применяются, когда нужно сделать упор на различных графиках, схемах, чертежах. Заполнение таблицы целесообразно использовать при систематизации какого-либо учебного материала.

Наличие компьютера и принтера позволяет создавать  раздаточные материалы быстрее  и эффективнее по сравнению с  написанием заданий на доске или  на карточках. В данной ситуации можно применять дифференцированный подход в обучении: успевающим детям раздаются карточки с повышенным уровнем сложности, а неуспевающим – карточки с заданиями, соответствующими базовому уровню знаний.

Компьютер, укомплектованный звуковой картой, колонками, видеопроектором, позволяет сделать урок живым и красочным.                                     Итак, что мы видим:

    1. Какой бы сложной и скучной ни была тема урока, она станет, интересна школьнику, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами.
    2. Презентация по теме урока в процессе объяснения нового материала позволяет учителю не делать записей на доске, а значит остаётся больше времени на закрепление.
    3. Формировать навыки работы с мультимедийными программными средствами лучше всего во внеурочное время на факультативных занятиях или кружках с малой группой обучаемых. И именно эти обучаемые, применяя в дальнейшем освоенные ими программы, могут заинтересовать остальных учеников класса, потому что данные программные средства позволяют с минимальными затратами получать как можно больше учебной информации.

 

III.

Использование ИТ может обеспечить существенную экономию учебного времени. В отработанных моделях такого использования время, затрачиваемое на освоение ИТ, окупается за счет эффективности учебного процесса, в дополнение к этому идет освоение новых, приоритетных моделей деятельности.

Использование ИТ в современном обществе приводит к изменению приоритетов важности отдельных технологических умений, например, умения складывать в уме пятизначные числа или делить на бумаге столбиком четырехзначное число на двузначное. Если по роду занятий человеку приходится много считать - он использует калькулятор, если много писать - компьютер, если много чертить - рабочую станцию с соответствующими устройствами ввода и вывода графической информации, если искать и анализировать информацию - выход в Интернет. Такое изменение приоритетов, приводящее к отмеченному выше изменению понятия грамотности, сказывается и на изменении содержания образования по  предмету. Изменение приоритетов, наряду с изменением модели учебной деятельности, также может быть использовано для высвобождения резервов учебного времени.

Прежде всего, хочу отметить, что нельзя использовать видеофрагмент только ради демонстрации. Применять его можно только тогда, когда включение фрагмента в урок послужит формированию математических знаний и умений, т.е. для: создания у школьников положительной мотивации к изучению нового материала, развития познавательного интереса к предмету, первичного закрепления знаний, проверки знаний учащихся.

Каждый конкретный урок или этап обучения требует своего типа программных средств. Так, на уроке  освоения нового материала нужна  демонстрационная программа, которая  позволит в доступной, наглядной форме довести до учащихся теоретические сведения. На уроках закрепления хорошо использовать программы-тренажеры - для закрепления теоретических знаний, развития необходимых навыков. На контрольном уроке компьютер может проверить, насколько ученик усвоил пройденный материал. Кроме этих трех основных типов программ, могут быть и другие: обобщающие, игровые, комбинированные.

При использовании  компьютера как средства обучения, можно выделить следующие положительные  моменты: компьютерные технологии повышают мотивацию учения; позволяют индивидуализировать, интенсифицировать обучение; создают условия для самостоятельной работы; способствуют выработке самооценки у учащихся; создают комфортную среду обучения; служат справочником, обучающим устройством и тренажером.

Начав  применять  информационные технологии, мне удалось в какой-то степени индивидуализировать учебный процесс, создать условия для развития самостоятельности учащихся, повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации), снизить трудоемкость процесса контроля и консультирования.

Информационные технологии повысили

    • информативность урока,
    • эффективность обучения,
    • придали уроку динамизм и выразительность.

 Итогом внедрения  ИКТ в образовательный процесс  является повышение познавательной активности учащихся.

В перспективе планирую формировать ключевые компетенции  через применение метода учебного проекта  — это одна из личностно ориентированных  технологий, способ организации самостоятельной  деятельности учащихся. Участие в предметной проектной деятельности позволит формировать у учащихся:

    • способность брать ответственность на себя,
    • умение совместно принимать решения,
    • навык самостоятельно заниматься своим обучением,
    • умение отстаивать свое мнение, вступать в дискуссию.

Использование информационных технологий при проектной деятельности учащихся, позволит увеличить скорость разработки проекта и качество его выполнения. Использование информационных технологий при проектной деятельности учащихся, является дополнительным мотивирующим фактором в процессе обучения. Математика – наука сложная, поэтому нельзя упускать ни одного подхода, делающего её более доступной.

Есть разные мнения учителей о целесообразности использования  компьютерных технологий в обучении математике. Для меня этот вопрос стал решённым, как только я провела несколько пробных уроков в 10, 6, 7 и 8 классах  и увидела неподдельный интерес у учащихся к работе на компьютере. Ведь обычно традиционный урок часто сводится лишь к «прохождению» программы, причём преимущественно с использованием объяснительно-иллюстративного метода: делай как я (посмотри – повтори – запомни). Поэтому в этих случаях при объяснении нового материала большинство учеников являются пассивными слушателями. Если объяснение подробное и доступное, то учащиеся попадают в благоприятную среду, которая не требует самостоятельного поиска решений, лишает возможности каждого ученика достигать поставленных целей. Дети «растут в любви и ласке». А наша цель воспитать человека, способного самостоятельно принимать решения, адаптироваться к новым условиям, проявлять смекалку, находить необходимую информацию. Хорош не тот учитель, который даёт готовые рецепты на все случаи жизни, а тот, который заставляет искать их самим, именно в этом и заключается  технология деятельностного подхода. В своей практике я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда решение стандартных задач, даже очень сложных и объёмных, не вызывает никаких трудностей у учащихся. Но стоит лишь немного изменить условие, сформулировать практическую задачу, для которой необходимо построить математическую модель, ученики не справляются и учителю приходится подробно расшифровывать каждый шаг.                                         

Обучение математике – это искусство, направленное вовсе не на весь класс одновременно, а на каждого ученика в отдельности. Урок – как музыкальное произведение, рождается со звонком и умирает со звонком, пролетает для всех пар глаз одновременно, но в душе и в уме каждого ученика оставляет свой собственный след, рождает тропинку, по которой еще предстоит продираться через дебри и овраги к пониманию, к истине. Но не все дети одинаково трудолюбивы. Поэтому очень важным я считаю найти путь к пониманию и сердцу ребенка. И в этом поможет использование компьютерных технологий,  которые             способствуют не только повышению у ребят интереса к предмету, но и развитию мышления, формированию коммуникативных навыков и готовности к самостоятельной исследовательской работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии – М.: Сентябрь, 1996.
  2. Каменский А.М., З.Ю. Смирнова «Внеурочные технологии как альтернативные формы образования (практическое пособие) – М., Сентябрь, 2006.
  3. Саранцев Г.И. «Современный урок математики».// «Математика в школе», 2006, №7.
  4. Старцева Н.А. «Применение электронных пособий на уроках математики. Информационные технологии в образовании» - Сб. научно-методических материалов, Новосибирск: НГУ, 2004.
  5. Летний тематический номер «Технологии в обучении математике»// Газета «Математика», 2008, № 14.
  6. Летний тематический номер «Компьютер на уроке математики»// Газета «Математика», 2008, № 15.

Информация о работе Применение информационных технологий на уроках математики