Особенности развития классификации - как мыслительной операции у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2015 в 06:29, курсовая работа

Описание работы

Интеллектуальное развитие учащихся является главной задачей образования. Ведущую роль в интеллектуальном развитии занимает процесс мышления, который представляет собой совокупность различных мыслительных операций. И успешное усвоение любого школьного предмета возможно только тогда, когда у учащегося развито мышление. Процесс мышления представляет собой совокупность различных операций. Важное место среди них отводится анализу, синтезу, сравнению, обобщению и классификации. Психологами установлено, что овладение мыслительными операциями занимает существенное место в общем развитии мышления ребенка. Так Ж. Пиаже считал, уровень сформированности операций классификации является центральным показателем уровня интеллектуального развития ребёнка. Овладение классификацией способствует пониманию ребёнком того, что лежит в основе сходства и различия предметов, развитию умения выделять общее значимое свойство.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……3

Классификация как мыслительная операция……………………………6
Особенности развития классификации у младших школьников………16
Серия заданий, направленных на развитие классификации у младших школьников…………………………………………………….………… 21
Диагностика развития классификации у младших школьников…...…31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………..…35

Файлы: 1 файл

курсовая математика.doc

— 314.50 Кб (Скачать файл)

Рис. 6

Упражнение 7.

Какое число в ряду лишнее и почему? 25; 6; 37; 46.

 

  1. Уровень.

Упражнение 1.

Дан перечень чисел: 203, 3415, 390, 1564,2222, 555. Присвойте каждому столбцу нужное название. Эти числа распределены на 2 группы:

    1. 3415
    2. 1564
  1.       2222

Упражнение 2.

Разбейте числа 104, 563, 67, 2000, 1908, 8009 на две группы по наличию либо отсутствию цифры 0 в их записи.

К каким группам будут относиться числа: 1203, 800, 55?

Упражнение 3.

Разделите на две группы следующие числа:

1980, 2033, 4375, 144, 5078, 906, 30073, 1478, 5592, 1086.

Четные числа -

Нечетные числа -

Упражнение 4.

Распределите на две группы следующие числа:

205, 123, 1543, 343, 9846, 5050, 1118, 907, 1109, 631.

Трехзначные числа -

Четырехзначные числа -

Упражнение 5.

Распределите числа 867, 1306, 1768, 6013, 6817, 360, 6178, 630 на группы.

Сколькими способами это можно сделать? Дайте название каждой группе.

Упражнение 6.

Разбейте данные числа на группы в зависимости от того, какие цифры используются в их записи: 1101, 30000, 303, 3330, 1010, 1000, 3033, 1001, 33333, 1011, 3030.

Упражнение 7.

Следующие  числа:  11, 202, 73, 8102, 1, 2004, 35, 8  распределены  на две группы: однозначные и многозначные.

В какой строке числа распределены на группы правильно ?

а) 1,8,11,73,35            202, 8102, 2004

б) 1,8                           11, 202, 73, 8102, 2004, 35

в) 1, 8                          73, 202, 8102,2004

Упражнение 8.

Прочитайте числа:

1202,315,468,5911,301,445,2607,124,306,250.

Эти числа надо разбить на две группы: четные и нечетные.

В какой строке числа распределены на группы правильно?

1) 301, 315, 2607,445,5911, 1202        468,124,250,306

2) 301,315,2607,445,5911                    2607,250,124,306,1202,468

3) 2607,301,315,445,5911                    1202,252,124,306,468

4) 2607,301,306,315,445,5911             250,1202,124,468

 

Таким образом, для развития мыслительной операции классификация следует использовать упражнения:

1) на выполнение классификации множества объектов по указанному признаку;

2) на определение, по какому признаку уже выполнена классификация;

3) на выполнение классификации множества объектов различными способами;

4) на нахождение, объяснение и исправление ошибок, допущенных при классификации.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ КЛАССИФИКАЦИИ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

С целью диагностики развития операции «классификация» с учащимися младшего школьного возраста на базе БОУ гимназия №85 была проведена опытно-экспериментальная работа.

В ней приняли участие учащиеся 3 классов в количестве 24 человека.

Для определения уровня развития классификации у учащихся начальной школы использовалась методика: «Классификация понятий».

Испытуемым предлагается 10 групп слов. Каждая группа состоит из пяти слов, четыре из которых объединены общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Надо найти и подчеркнуть это слово. На работу отводится 10 минут. За каждый правильный ответ 1 балл.

1.Василий, Федор, Иван, Петров, Семеню.

2.Горький, горячий, кислый, соленый, сладкий.

3.Молоко, сыр, сметана, мясо, кефир.

4.Самолет, пароход, техника, поезд, дирижабль.

5.Секунда, час, год, вечер, минута.

6.Приставка, предлог, суффикс, окончание, корень.

7.Треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг.

8.Дождь, снег, осадки, иней, град.

9.Сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание.

10.Дуб, дерево, ольха, тополь, ясень.

Результаты методики обобщены в таблице и представлены на диаграмме (рис. 7).

Уровень сформированности

Число учащихся

% соотношение

Низкий

2

8,5%

Средний

7

29%

Высокий

15

62,5%


Рис. 7

 

Из таблицы видно, что почти все учащиеся владеют операцией классификации – 62,5%.

Полученные по методикам результаты позволили распределить учащихся на группы с различным уровнем развития операции «класификация».

I группа: В нее вошли учащиеся  с высоким уровнем развития операции классификация (методика выполнена на высоком уровне (15 учащихся)).

II группа: В нее вошли учащиеся  со средним уровнем развития операции «классификация» (7 учащихся).

III группа: В нее вошли учащиеся  с низким уровнем развития операции «классификация» (2 учащихся).

Очевидно, что в классе, где проводился эксперимент, имеются большие перспективы для работы по развитию классификации у учащихся.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Младший школьный возраст является активным пропедевтическим этапом развития логического мышления, в ходе которого закладываются основы осуществления логических операций анализа, синтеза, обобщения, ограничения, классификации, сравнения, абстрагирования и других, являющихся базой успешного овладения учебной программой общеобразовательной школы. К основным возрастным особенностям, характеризующим выполнение логических операций младшими школьниками, относятся: преобладание чувственного, деятельностного анализа над абстрактным, осуществление синтеза преимущественно в наглядной ситуации без отрыва от действий с предметами, стремление к подмене операции сравнения рядоположением объектов, связей и отношений между предметами и их свойствами, замена сущностных признаков предметов их яркими внешними признаками. С помощью классификации школьник учится упорядочивать объекты и свои знания о них. Классификацию называют еще операцией деления объектов, понятий по определенному основанию на группы, классы. Классификация придает мышлению строгость и точность. Умение классифицировать – неотъемлемая часть логического мышления.

 В нашем исследовании мы провели следующую работу:

1) определили понятие классификации: мыслительная операция в основе, которой лежит деление предметов рода на виды (группы, классы) по наиболее существенному признаку

2) выявили особенность развития классификации у младших школьников;

2) определили уровнь сформированности операции «классификация» у детей младшего школьного возраста;

3) подобрали серию заданий, направленных на развитие классификации у младших школьников.

Установили, что для развития мыслительной операции классификация следует использовать упражнения:

  • на выполнение классификации множества объектов по указанному признаку;
  • на определение, по какому признаку уже выполнена классификация;
  • на выполнение классификации множества объектов различными способами;
  • на нахождение, объяснение и исправление ошибок, допущенных при классификации.

Следует отметить, что без специальной работы прием классификации усваивается плохо. Его развитие зависит от развития таких форм мышления, как анализ и синтез, сравнение, абстрагирование. Выполнение классификации связано с выделением существенных признаков предметов и явлений. Выделение же существенных признаков, отделение их от несущественных, раскрытие связей и отношений между предметами и явлениями, как известно, являются важными моментами в организации работы по усвоению понятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Аматова, Г.М. Математика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 2-х кн.: Кн. 1 / Г.М. Аматова, М.А. Аматов. – М.: Академия, 2008. – 240 с.
  2. Андреева, Г.А. Краткий педагогический словарь /Г.А. Андреева, Андреева, Г.С. Вяликова, И.А. Тютькова. - М.: Институт общегуманитарный исследований, 2005. – 181 с.
  3. Бантова, М.А. Методика преподавания математики в начальных классах: Учебное пособие для учащихся школ, педагогических училищ / М.А. Бантова, Г.В.  Бельтюкова; Под редакцией М.А.Бантовой – 3-е издание – М: Просвещение, 1984. – 335с.
  4. Белошистая, А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: учеб. пособие для студентов вузов /А.В. Белошистая. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 455с.
  5. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь/ Б.М. Бим-Бад. – М.: Энциклопедия, 2003. – 430 с.
  6. Выготский, Л.С. Психология /Л.С. Выготский. – М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 200. – 1008 с.
  7. Горский, Д.П. Некоторые вопросы объема понятия/Д.П.Горский. - Сб.: Вопросы логики, 1955. -  с. 12-26.
  8. Грес, П.В. Математика для гуманитариев: учеб. пособие для студ. вузов / П.В. Грес. - М.: Логос, 2006. - 158 с.
  9. Дьяченко, Н.З. Развитие мыслительного процесса классификации у школьников II-VII классов /Н.З. Дьяченко //Ученые записки. т. 96. –Ленинград: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1954. - с. 209-234.
  10. Заика, Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся/  Е.В. Заика //Вопросы психологии. - 2000. -№6. - С. 86–92.
  11. Захарова, О.А. Математика: Проверочные работы по математике и технология организации коррекции знаний учащихся (1-4 классы): Методическое пособие / О.А. Захарова. – М.: Академкнига/Учебник, 2007. – 320 с.
  12. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Н.Б. Истомина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 288 с.
  13. Косма, Т.В. Мышление учеников младшего школьного возраста/Т.В.Косма. - Киев: 1968. - 205 с.
  14. Левитас, Г.Г. Нестандартные задачи в курсе математики начальной школы/ Г. Г. Левитас //Начальная школа (приложение к газете «Первое сентября»). - 2001. - №6. - С.61-67.
  15. Левитас, Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в 1 классе / Г. Г. Левитас // Начальная школа (приложение к газете «Первое сентября»). – 2001. – № 41. – С.5-12.
  16. Левитас, Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики во 2 классе / Г. Г. Левитас // Начальная школа (приложение к газете «Первое сентября»). – 2002. – № 12. – С.5-15.
  17. Левитас, Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в 3 классе / Г. Г. Левитас // Начальная школа (приложение к газете «Первое сентября»). – 2002. – № 22. – С. 5-12.
  18. Левитас, Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в 4 классе / Г.Г. Левитас. - М. : Илекса, 2008. - 72 с.
  19. Максименко, С.Д. Психологический анализ механизма классификации у младших школьников /С.Д. Максименко, И.Д. Бех //Вопросы психологии. – 1980. - №5 сентябрь-октябрь 1980. – с.78-89.
  20. Мерзон, А.Е. Пособие по математике для студентов факультетов начальных классов / А.Е. Мерзон, А.С. Добротворский, А.Л. Чекин. – М.: Издательство «Институт практической психологии», 1998. – 448 с. 
  21. Натадзе, Р.Г. Об овладении «конкретными» естественнонаучными понятиями: в школе. - В сб.: Материалы совещания по психологии (1-6 июля 1955). - М., 1957. - с. 433-442.
  22. Пиаже, Ж.Генезис элементарных логических структур /Ж.Пиаже, Б. Инельдер. – М,1963. - 448 с.]
  23. Стойлова, Л.П. Математика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.П. Стойлова. – М.: Академия, 2007. – 432 с.  
  24. Стойлова,  Л.П. Целые неотрицательные числа. Пособие для студентов- заочников факультетов подготовки учителей начальных классов пед.институтов / Л.П. Стойлова, Н.Я. Виленкин. - М.: Просвещение, 1986. – 26 с.
  25. Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов /Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 2001. - С.144.
  26. Тимохоров, О.К. Психология мышления /О.К. Тимохоров. – М.: Академия, 2005 – 288 с.
  27. Тонких, А.П. Математика: Учебное пособие для студентов факультетов подготовки учителей начальных классов: В 2-х книгах. Книга 1 /А.П. Тонких. – М.: Книжный дом «Университет», 2008. – 616с.
  28. Шадрикова, В.Д. Интеллектуальные операции. Монография /В.Д. Шадрикова. – М.: Логос, 2006. – 108 с.

 

 


Информация о работе Особенности развития классификации - как мыслительной операции у детей младшего школьного возраста