Особенности развития классификации - как мыслительной операции у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2015 в 06:29, курсовая работа

Описание работы

Интеллектуальное развитие учащихся является главной задачей образования. Ведущую роль в интеллектуальном развитии занимает процесс мышления, который представляет собой совокупность различных мыслительных операций. И успешное усвоение любого школьного предмета возможно только тогда, когда у учащегося развито мышление. Процесс мышления представляет собой совокупность различных операций. Важное место среди них отводится анализу, синтезу, сравнению, обобщению и классификации. Психологами установлено, что овладение мыслительными операциями занимает существенное место в общем развитии мышления ребенка. Так Ж. Пиаже считал, уровень сформированности операций классификации является центральным показателем уровня интеллектуального развития ребёнка. Овладение классификацией способствует пониманию ребёнком того, что лежит в основе сходства и различия предметов, развитию умения выделять общее значимое свойство.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……3

Классификация как мыслительная операция……………………………6
Особенности развития классификации у младших школьников………16
Серия заданий, направленных на развитие классификации у младших школьников…………………………………………………….………… 21
Диагностика развития классификации у младших школьников…...…31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………..…35

Файлы: 1 файл

курсовая математика.doc

— 314.50 Кб (Скачать файл)

Более типичной для учащихся в начале обучения является классификация предметов на основе внешних, доступных восприятию, но объективных, предметно-отнесенных свойств (перцептивная классификация). Однако, группируя предметы по подобию этих свойств, ученики еще не отличают существенных свойств от второстепенных. Поэтому в результате классификации они образуют не понятие, а совокупность предметов, отдельные элементы которых они могут подсчитать. Основа перцептивной классификации неустойчива. Она часто изменяется учащимися в зависимости от того, какой признак предмета занимает доминирующее место в процессе его восприятия.

Близко (по уровню обобщенности) к этой форме классификации стоит классификация, основанная на функциональных связях предметов, замечаемых детьми в процессе их ежедневных бытовых или игровых наблюдений. Большинство учащихся III-IV классов уже группируют предметы более рационально. Они, например, образуют классы животных на основе выделения такого сходного общего их признака, как способ жизни, а также на основе сходных внешних свойств. Это переходная (репрезентативная) форма классификации, которая характерна для учащихся третьих классов, более обща, чем предыдущие. На четвертом уровне классификации учащиеся ориентируются при сравнении объектов на еще более общие и существенные признаки. На этом уровне развития классификации школьники освобождаются от влияния чувственной формы предметов. Операция включения осуществляется дедуктивным способом и приводит к формированию понятий, а не перцептивных групп предметов (понятийная классификация).

Развитие классификации от перцептивной формы к понятийной ускоряется, если проводить упражнения по усовершенствованию операций, с помощью которых осуществляется классификация. Усовершенствование операций сравнения, расчленения и включения в классы, установление между ними иерархического соотношения является, по данным Т. В. Космы, основным средством овладения высшей логической классификацией. Но и в случае использования таких упражнений указанным уровнем классификации овладевают не более 80% учащихся 10 -11 лет [13].

Н.З. Дьяченко [9], исследуя классификацию у учащихся II-VII классов на биологическом материале, пришла к выводу, что понятийный уровень классификации имеется в мыслительной деятельности учащихся VI-VII классов, но редко бывает у учащихся II—IV классов. Сходные результаты получил Р.Г. Натадзе [21], выяснявший особенности классификации и некоторые трудности образования понятий у младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. СЕРИЯ ЗАДАНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ КЛАССИФИКАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Классификация – это мысленное распределение объектов на классы в соответствии с их наиболее существенными признаками.

Для проведения классификации необходимо уметь анализировать материал, сопоставлять (соотносить) друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение, распределять предметы по группам на основании выделенных в них и отраженных в слове - названии группы - общих признаков. Таким образом, осуществление классификации предполагает использование приемов сравнения и обобщения. Однако, кроме того, полноценное овладение этим приемом требует ознакомления ребенка с правилами проведения классификации как логической операции.

При обучении классификации необходимо ознакомить детей со следующими правилами ее проведения:

1. В  одной и той же классификации  следует применять только одно основание.

Под основанием классификации понимается признак, с точки зрения которого данное основание делится на классы. Одни и те же предметы можно классифицировать по-разному, в зависимости от того, какой признак берется за основание классификации. Например, множество чисел можно классифицировать с точки зрения количества цифр в их записи (однозначные, двузначные, трехзначные и т.д.) или делимости на 2 (четные, нечетные). Нельзя использовать одновременно оба эти основания.

2. Объем  членов классификации должен  равняться объему классифицируемого класса.

Это значит, что все объекты, которые даны, должны быть отнесены к какому-либо классу. Например, все существующие дома должны найти свое место в созданной классификации.

3. Члены  классификации должны взаимно  исключать друг друга.

Например, никакое число не может быть отнесено одновременно к каким-либо двум классам (например, и к однозначным, и к трехзначным). Если такое оказывается возможным, значит данное правило классификации нарушено.

4. Подразделение  на классы должно быть непрерывным.

Это означает, что необходимо указывать все классы, не пропуская ни одного из них. Например, когда мы классифицируем все числа по значности, мы не должны упустить ни одной из возможных значений значности.

Овладеть в полной мере всеми этими правилами младшим школьникам еще трудно. Поэтому основная задача на этом этапе состоит в том, чтобы научить детей использовать эти правила при проверке самостоятельно создаваемых классификаций.

   Учащиеся должны уметь:

   1) выполнять классификацию по указанному признаку;

   2) определять по какому признаку  уже выполнена классификация;

   3) самостоятельно выбирать основание  и выполнять классификацию;

   4) выполнять классификацию различными  способами;

   5) находить и объяснять ошибки, допущенные при классификации.

Уровень овладения  данным  мыслительным приемом определяется количеством найденных оснований для классификации (чем  больше  оснований для классификации находит ученик, тем лучше он овладел приемом).

Задания на классификацию понятий предлагаются в виде: «Разбей данное множество на группы по некоторому признаку», «По какому признаку предметы разбиты на группы?», «На какие группы можно разбить все данные объекты? Какими различными способами это можно сделать?» и т.п. Поэтому использование подобных заданий при изучении нумерации многозначных чисел у учащихся 3 класса затруднений не вызывает.

Для отработки  умения  выполнять  классификацию и находить ошибки при классификации  можно воспользоваться следующими упражнениями, которые я разделила на группы по уровню сложности:

    1. Уровень.

Упражнение 1.

Упражнение направлено на формирование умения классифицировать предметы по одному или нескольким свойствам. Перед началом выполнения упражнения для ребенка устанавливается правило: например, расположить предметы (или объекты) так, чтобы все округлые фигуры (и только они) оказались внутри обруча (рис. 1).

Рис. 1

После расположения объектов необходимо спросить ребенка: «Какие объекты лежат внутри обруча? Какие объекты оказались вне обруча? Как ты думаешь, что общего у предметов, лежащих в кругу? вне круга?» Очень важно научить ребенка обозначать свойство классифицируемых объектов.

Игру с одним обручем необходимо повторить 3-5 раз, прежде чем перейти к игре с двумя или тремя обручами.

Правила для классификации: «Расположи предметы (объекты) так, чтобы все заштрихованные (домашние или дикий животные), и только они, оказались внутри обруча». «Расположи предметы (картинки) так, чтобы все обозначающие одушевленные предметы, и только они, оказались внутри обруча» и т.д. [10, c. 90] .

Упражнение 2.

Формирование логической операции классифицирования по двум свойствам (рис. 2).

Рис. 2

Перед началом выполнения упражнения устанавливаются четыре области, определяемые на листе двумя обручами, а именно: внутри обоих обручей (место пересечения); внутри обруча из черной линии, но вне обруча из прерывистой линии; внутри обруча из прерывистой линии, но вне обруча из черной линии; вне обоих обручей. Каждую из областей можно обвести карандашом.

Затем сообщается правило для классификации: «Разложи картинки так, чтобы в кругу из черной линии были картинки с изображением диких животных, а в обруче из прерывистой линии – все маленькие животные и т.д.»

«Необходимо расположить объекты так, чтобы внутри обруча из черной линии оказались все домашние животные, а внутри круга из прерывистой линии – все дикие».

Трудности, встречающиеся при выполнении этого задания, заключаются в том, что некоторые дети, начиная заполнять внутреннюю часть круга из прерывистой линии, располагают диких животных вне обруча из черной линии. А затем все маленькие животные вне обруча из прерывистой линии. В результате общая часть (пересечение) остается пустой. Важно привести ребенка к пониманию того, что есть объекты (животные), обладающие обоими свойствами одновременно. С этой целью задаются вопросы: «Какие объекты лежат внутри обруча из черной линии? вне его? Какие объекты лежат внутри обруча из прерывистой линии? вне его? внутри обоих обручей?» и т.д.

Это упражнение целесообразно проводить много раз, варьируя правила игры: например, классификация по форме и цвету, цвету и размеру, форме и размеру, биологическим признакам [10, c. 89].

Упражнение 3.

Работа строится аналогично предыдущей. Вначале необходимо выяснить, на какие области делят обручи лист. Что это за область, где пересекаются обручи из черной и прерывистой линий; прерывистой и волнистой; волнистой и черной; область пересечения всех трех обручей и т.д. (рис. 3)

Рис. 3

Устанавливается правило, касающееся расположения картинок с изображениями: например, внутри круга из черной линии должны быть все съедобные грибы; внутри обруча из прерывистой линии – все растущие на полянке, а внутри круга из волнистой линии – все растущие в лесу.

Если ребенок затрудняется с отнесением фигуры к нужному обручу по определенному классу, необходимо выяснить, какими свойствами обладает объект и где он должен находиться в соответствии с правилами игры.

Игру с тремя обручами можно повторять многократно, варьируя правила [25, c. 145].

Упражнение 4.

Так же, как и предыдущее упражнение, это направлено на формирование умения классифицировать по определенному признаку. Отличие заключается в том, что при выполнении этого задания правило не дается. Ребенку необходимо самостоятельно выбрать, каким образом можно разделить предлагаемые картинки с изображениями или объекты на группы.

Инструкция: «Перед тобой ряд изображений (предметов). Если бы необходимо было разделить их на группы, то как это можно сделать?»

Важно, чтобы ребенок, выполняя это задание, нашел как можно больше оснований для классификации. Например, это может быть классификация по форме, цвету, размеру; деление на 3 группы: дикие, домашние, перелетные или 2 группы: съедобные и не съедобные и т.д. [10, c. 88].

    1. Уровень.

Упражнение 1.

Большие и маленькие, черные и белые кружки разделены на 2 группы. По какому признаку разделены кружки (рис. 4):

Рис. 4

 

а) по цвету;

б) по размеру;

в) по цвету и размеру.

 

 

 

Упражнение 2.

Раздели на две группы, данные числа: 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10. К какой группе следует отнести числа: 16; 31; 42; 18; 37?

четные

нечетные

   
   

 

Упражнение 3.

Раздели на две группы данные числа: 2; 13; 3; 43; 6; 55; 18; 7; 9; 31

однозначные

двузначные

   
   

 

Упражнение 4.

Числа 22; 35; 48; 51; 31; 45; 27; 24; 36; 20 разбиты на 2 группы: четные и нечетные. На какой строчке классификация проведена правильно?

1

31; 35; 27; 45; 51; 22

48; 24; 20; 36

2

3; 35; 27; 45; 51

27; 20; 24; 36; 22; 48

3

27; 31; 35; 45; 51

20; 24; 22; 36; 48.

4

26; 31; 36; 35; 45; 51

20; 24; 22; 48.


 

Упражнение 5.

В прямоугольнике (рис. 5) находятся два пересекающихся круга и треугольники – черные и белые, большие и маленькие.

Определить:

а) где расположены большие белые треугольники?

б) где расположены маленькие белые треугольники?

в) где расположены большие черные треугольники?

г) где расположены маленькие черные треугольники?

Рис. 5

Упражнение 6.

Разложить карточки на группы по количеству геометрических фигур (рис. 6). В каком из рядов классификация проведена правильно?

Информация о работе Особенности развития классификации - как мыслительной операции у детей младшего школьного возраста