Оптимизация учебного процесса на уроках математики при использовании интерактивной доски

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 12:25, доклад

Описание работы

Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимают интерактивные доски. Появление в школах интерактивных досок SMART Board открыло для учителя и учащихся новые возможности изменения подхода, как к преподаванию, так и к обучению. Практика использования интерактивной доски в образовательном процессе показала, что это инструментальное средство представляет собой уникальную возможность за счет сочетания компьютерных и традиционных методов организации учебной деятельности повысить эффективность урока, познавательную активность школьников, мотивацию педагогов к повышению уровня педагогического мастерства.

Файлы: 1 файл

доклад.docx

— 18.37 Кб (Скачать файл)

Оптимизация организации  учебного процесса на уроках математики при использовании интерактивной  доски.

Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимают интерактивные доски. Появление в школах интерактивных досок SMART Board открыло для учителя и учащихся новые возможности изменения подхода, как к преподаванию, так и к обучению. Практика использования интерактивной доски в образовательном процессе показала, что это инструментальное средство представляет собой уникальную возможность за счет сочетания компьютерных и традиционных методов организации учебной деятельности повысить эффективность урока, познавательную активность школьников, мотивацию педагогов к повышению уровня педагогического мастерства.

Выполнять операции с информационными  объектами могут даже первоклассники – ведь для этого не нужно уметь работать ни с компьютером, ни с клавиатурой, ни с мышью. Вместе с тем интерактивная доска даже при использовании только лишь простейшего программного обеспечения позволяет подготовить и провести урок на качественно новом уровне.

Именно поэтому интерактивные  доски заслужили признание учителей и, конечно же, учащихся во всем мире.

У учителя математики, как  и у других учителей-предметников, имеется проблема, связанная с  дефицитом учебного времени. И большинство  творческих педагогов находится  в поиске оптимальных методов, форм и средств организации учебного процесса. В этой связи хотелось бы выделить ряд неоспоримых достоинств интерактивной доски.

Во-первых, SMART Board позволяет существенно экономить время на различных этапах урока. Это весьма актуально в условиях интенсивного обучения, где дефицит времени ощутим.

Во-вторых, интерактивная  доска дает возможность многократно использовать подготовленный материал: при объяснении нового материала; при проверке домашнего задания и тематическом повторении.

В-третьих, она позволяет  качественно и верно строить  графические объекты. Тем, кто пробовал с помощью мела, циркуля и угольника  работать у обычной доски, это  особенно понятно.

Кроме того, доска позволяет  рассматривать ряд задач развивающего характера, проверка решения, которых на обычной доске требует больших временных затрат.

Интерактивная доска может выступать в роли:

- экрана для демонстрации  презентаций, слайд-шоу и электронных  дисков;

- электронного пособия,  с применением коллекции клипов  из галереи изображений программного  обеспечения интерактивной доски; 

- традиционной доски,  по принципу «пишем-стираем»;

- технической основы  для создания собственных интерактивных  уроков с помощью базового  программного обеспечения доски  и стандартных программ: Excel, Word, Power Point;

- методической копилки,  для созданных и сохраненных  файлов по различным темам  курса математики.

 Таким образом, используя  интерактивную доску на уроках, мы можем сочетать проверенные  методы и приемы работы на  обычной доске с набором интерактивных  и мультимедийных возможностей. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня его иллюстрации. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию. Интерактивная доска предоставляют широкие возможности для учителя в этом направлении, т.к. обеспечивает возможность применения современных способов обработки аудиовизуальной информации, таких, как:

- «манипулирование» (наложение,  перемещение) визуальной информации;

- контаминация (смешение) различной  аудиовизуальной информации;

- реализация анимационных  эффектов;

- деформирование визуальной  информации (увеличение или уменьшение  определенного линейного параметра,  растягивание или сжатие изображения);

- дискретная подача аудиовизуальной  информации;

- тонирование изображения;

- фиксирование выбранной  части визуальной информации  для ее последующего перемещения  или рассмотрения под «лупой»; 

- демонстрация реально  протекающих процессов, событий  в реальном времени (видеофильм).

Используется доска на разных этапах урока: во время объяснения нового материала, закрепления пройденного и проверки навыков и умений. С помощью данной техники можно организовать индивидуальную, групповую работу, работу в парах, что способствует сплочению коллектива, укреплению межличностных отношений. Доска помогает организовать разные виды работы: интеллектуальные и творческие; способствует развитию мелкой моторики, отработке вычислительных навыков.

Приведем несколько примеров практического использования интерактивной доски на уроках математики с целью оптимизации учебного процесса.

Преимущество презентации, воспроизведенной через интерактивную  доску в том, что в ней можно  делать пометки, дополнительные записи, выделять цветом наиболее важную информацию. Все это позволяет акцентировать  внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации. Ребята и сами с удовольствием создают презентации, творческие отчеты, визитки и с  еще большим удовольствием демонстрируют  свои работы одноклассникам и родителям.

 Очень удобно использовать  интерактивную доску при проверке  домашнего задания. Можно заранее  сохранить решение задач, и  на уроке воспроизвести и прокомментировать  решение. Можно сканировать и  проецировать на доску решение  из тетради ученика и сразу  же производить проверку. Если  в решении были ошибки, дети  видят их, вместе обсуждают и  исправляют.

 Так же хорошо использовать  интерактивную доску при самостоятельной  работе учащихся. Они выполняют  задания в тетрадях, а затем  на доску проецируется решение  задачи и производится проверка. Это позволяет экономить время  и исключает бездумное списывание  с доски. 

 Интерактивную доску  можно применять даже для проверки  усвоения устного материала, например, правил и теорем. На доске делается  заготовка с текстом, в которой  пропущены ключевые слова или  фразы. Учащийся заполняет пропуски, комментирует свою работу и  формулирует правило. 

 Очень эффективно использовать  интерактивную доску на уроках  геометрии. Например, для устной  работы можно заранее заготовить  чертежи, а уже непосредственно  на уроке использовать их, то  есть выполнять решение задач  по готовым чертежам. Программное  обеспечение интерактивной доски  дает возможность рисовать самим  или использовать готовые фигуры, создавать схемы, таблицы. Очень  удобно использовать интерактивную  доску при построении всевозможных  сечений. Так как она дает  возможность рассмотреть чертеж  со всех сторон, увидеть геометрическое  тело «в разрезе».

Решение задач  по теме «Координатная плоскость»

Повышение качества усвоения учебного материла за счет удобства работы с чертежами, визуализации изучаемого материала с помощью интерактивной доски наглядно демонстрируется на примере изучения темы «Координатная плоскость».

Во-первых, с помощью интерактивной  доски значительно упрощается проблема отображения координатной плоскости, так как макет плоскости находится во вкладке Коллекция/Галерея изображений. Во-вторых, задания, которые, как правило, учащиеся выполняли на карточках, теперь легко проецируются на доску. При построении подобного вида изображений используются инструменты Фигуры, Линии; элементы рисунка обязательно группируются. Используя технологию Drag & Drop («бери и тащи»), свободно перемещаем изображение на доске, изменив координаты точек.

Конечно, при работе с  обычной доской это даже нарисовать сложно, а

передвинуть вообще невозможно.

Графики функций 

При изучении темы графики  функций выполняются чертежи в программе «Иллюстратор» и импортирую их в Smart. Они могут использоваться как наглядное пособие в различных ситуациях на уроке, при этом кривые графиков и координатные оси подвижны.

Прямоугольный параллелепипед

Чертеж прямоугольного параллелепипеда  выполняется на уроке с использованием клетчатой бумаги из коллекции доски. Это помогает научить обучающихся правильно изображать прямоугольный параллелепипед с учетом видимых и невидимых линий, познакомить с элементами прямоугольного параллелепипеда.

Подводя итоги  работы с интерактивной доской, хотелось бы отметить

следующие моменты:

1. Освоение приемов работы  с доской не вызывает трудностей

благодаря четкой структуре  и наглядному интерфейсу.

2. Составление презентации  с использованием доски происходит

технологично и не занимает много времени.

3. Использование в презентации  материалов из других сторонних

источников расширяет  возможности работы при составлении  презентаций.

4. Возможность распечатать  материалы также создает

дополнительные удобства в работе.

5. Высокое качество картинок  и шаблонов слайдов позволяет

создавать яркие и привлекательные  материалы, воспитывающие в детях

эстетический вкус.

6. Работа с интерактивной  доской в полной мере позволяет

реализовать принцип наглядности.

7. Возможности доски по  масштабированию и перемещению

объектов, а также другие интерактивные функции крайне привлекательны

для учащихся, что, несомненно, повышает их мотивацию к обучению.


Информация о работе Оптимизация учебного процесса на уроках математики при использовании интерактивной доски