Использование средств мультимедиа в учебном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 13:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить возможность применения мультимедийных технологий в различных видах учебной деятельности, а также при помощи изученных мной языков программирования создать собственное мультимедийное приложение.
Основные задачи:
Рассмотреть применение средств мультимедиа на каждом этапе учебной деятельности
Проанализировать эффективность использования мультимедиа технологий
Дать краткое понятие мультимедиа и некоторых ее форматов
На примере языков Visual FoxPro и Visual Basic создать мультимедийное приложение

Содержание работы

Введение 4
Глава 1 Понятие мультимедиа 6
Три направления мультимедиа 7
Классификация мультимедиа 9
Немного из истории 11
Мультимедиа сегодня 11
Некоторые форматы мультимедиа 12
Глава 2 Использование мультимедийных технологий в учебном процессе 17
Особенности мультимедиа курсов по видам учебной деятельности 18
Анализ эффективности использования мультимедиа в учебном процессе 24
Глава3 Построение мультимедийных приложений по средствам Visual FoxPro и Visual Basic 27
Объектно-ориентированный подход 27
Понятие “объект” в Visual FoxPro 27
Классы и объекты 28
Объект Form 32
Свойства объекта Form 32
События объекта Form 34
Использование ActiveX объектов 34
Построение мультимедийного приложения (wav, avi, mp3 player) по средствам Visual FoxPro 36
Построение мультимедийного приложения (wav, avi, player) по средствам Visual Basic 6.0 39
Заключение 43
Список литературы 45

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 845.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«АЛТАЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Международный институт экономики, менеджмента и  информационных систем

Кафедра «Информационные  системы в менеджменте»

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ МУЛЬТИМЕДИА В УЧЕБНОМ  ПРОЦЕССЕ

(курсовая работа)

 

 

 

Выполнила студентка1 курса

283 группа

Петренева Мария  Алексеевна

 

(подпись)

Научный руководитель

Драгун Игорь  Анатольевич

 

(подпись)

Работа защищена

200_г.

Оценка  

 

 

 

 

 

 

Барнаул 2009

 

Содержание

 

Введение

 

Современный этап развития человечества обусловлен переходом  к всеобщей информатизации, внедрению компьютерных технологий в различные сферы человеческой жизни. В связи с этим первичной становится проблема применения современных методов и средств обработки информации в практической деятельности. Огромную роль в решении этой проблемы играет применение мультимедиа технологий, известных своими обширными положительными качествами в различных областях. Мультимедиа продукты нашли широкое применение в рекламных, демонстрационных и различных информационных сферах, однако самое широкое применение мультимедиа технологии нашли в области образования. Использование мультимедиа в учебном процессе позволяет изменить характер учебно-познавательной деятельности студентов, активизировать самостоятельную работу студентов с различными электронными средствами учебного назначения.

Цель работы – изучить возможность применения мультимедийных технологий в различных видах учебной деятельности, а также при помощи изученных мной языков программирования создать собственное мультимедийное приложение.

Основные задачи:

  • Рассмотреть применение средств мультимедиа на каждом этапе учебной деятельности
  • Проанализировать эффективность использования мультимедиа технологий
  • Дать краткое понятие мультимедиа и некоторых ее форматов
  • На примере языков Visual FoxPro и Visual Basic создать мультимедийное приложение

Как предмет исследования будет рассматриваться применение мультимедийных технологий на различных этапах учебного процесса; как объект – непосредственно мультимедийные технологии.

Актуальность  изучения этой темы состоит в том  что, использование различных средств  мультимедиа в процессе обучения позволяет многократно повысить уровень и качество образования, к чему стремятся все образовательные учреждения.

Первая глава  будет посвящена понятию мультимедиа, ее классификации, роли в повседневной жизни людей, а также некоторые форматы мультимедиа, которые используются в данной работе. 

Во второй главе речь пойдет о мультимедийных технологиях, таких как видеолекции, мультимедиа лекции, традиционные аналоговые обучающие издания: электронные тексты лекций, электронного задачника или базы данных, презентации, 3-х мерные анимированные модели объектов и некоторых других, а также о конкретных этапах учебной деятельности и эффективности применения данных технологий.

В третьей главе  будет представлена разработка wav-, avi-,mp3-player, на языках Visual FoxPro и Visual Basic.

 

Глава 1 Понятие мультимедиа

 

Мультимедиа. Это  слово, а точнее понятие, часто упоминается  в разговорах о компьютерах, о  компьютерной периферии, при обсуждении тех или иных программных продуктов  и даже в разговорах о таких вещах, как телевидение или кинематограф. Так что же такое мультимедиа? Трудно дать краткое и точное определение этому понятию.

Мультимедиа:

- это технология, позволяющая объединить данные, звук, анимацию и графические изображения, переводить их из аналоговой формы в цифровую и обратно.

- это современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию).

 - это сумма технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать (выводить) такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь.

В общем, мультимедиа (лат. Multum + Medium) — одновременное использование различных форм представления информации и ее обработки в едином объекте-контейнере. Например, в одном объекте-контейнере. Например, в одном объекте-контейнере (англ. container) может содержаться текстовая, аудиальная, графическая и видео информация, а также, возможно, способ интерактивного взаимодействия с ней. Термин мультимедиа также, зачастую, используется для обозначения носителей информации, позволяющих хранить значительные объемы данных и обеспечивать достаточно быстрый доступ к ним (первыми носителями такого типа были CD - compact disk). В таком случае термин мультимедиа означает, что компьютер может использовать такие носители и предоставлять информацию пользователю через все возможные виды данных, такие как аудио, видео, анимация, изображение и другие в дополнение к традиционным способам предоставления информации, таким как текст[6].

Три направления мультимедиа

  1. Первое это "мультимедиа как идея" т.е. это новый подход к хранению информации различного типа. По мере развития компьютерной техники становилась возможность обработки все более разнообразной информации: начав с чисел компьютер освоил работу с текстом, затем в сферу его интересов попали звук и изображение, сегодня компьютер свободно обращается с озвучением, фрагментами видео. Однако до последнего времени казалось, что текст - это текст, числа - нечто другое, даже оцифрованные и введенные в компьютер звуки и изображения продолжали восприниматься как совершенно различные вещи, работой с ними занимались разные люди в разных специализированных учреждениях.  Сейчас кажется даже странным, что только более через 10 лет после начала компьютерной обработки изображения, речи, синтеза музыки возникла идея, которая получила название мультимедиа.
  2. Второе значение мультимедиа - это так называемое оборудование, которое позволяет работать с информацией различной природы. Это мультимедиа платы, мультимедиа комплексы, и, наконец, мультимедиа центры.
  3. А третье значение мультимедиа это "мультимедиа продукт". Продукт, составленный из данных всевозможных типов, да еще такой, в котором можно сориентироваться; каталог, энциклопедия - вот то лицо мультимедиа, что повернуто к пользователю. Чаще всего такой продукт ассоциируется с CD(DVD)-ROM.  Мультимедиа продукт может содержать не меньше информации, чем довольно большой музей или библиотека, а поскольку в принципе он доступен любому, значит он должен быть организован так, чтобы в нем можно было разобраться без специального образования. Для этого создается система меню и перекрестных ссылок, которая служит путеводителем в море данных. По главному меню можно оценить структуру материала и быстро отыскать нужный раздел, при желании легко можно пропустить неинтересное, получить справку, если вдруг встретилось непонятное слово или углубится в детали[7].

 

Классификация мультимедиа

Мультимедиа может  быть грубо классифицирована как линейная и нелинейная. Аналогом линейного способа представления может являться кино. Человек, просматривающий данный документ никаким образом не может повлиять на его вывод. Нелинейный способ представления информации позволяет человеку участвовать в выводе информации, взаимодействуя каким-либо образом со средством отображения мультимедийных данных. Участие человека в данном процессе также называется «интерактивностью». Такой способ взаимодействия человека и компьютера наиболее полным образом представлен в категориях компьютерных игр. Нелинейный способ представления мультимедийных данных иногда называется «гипермедиа». В качестве примера линейного и нелинейного способа представления информации, можно рассматривать такую ситуацию, как проведение презентации. Если презентация была записана на пленку и показывается аудитории, то при этом способе донесения информации просматривающие данную презентацию не имеют возможности влиять на докладчика. В случае живой презентации, аудитория имеет возможность задавать докладчику вопросы и взаимодействовать с ним прочим образом, что позволяет докладчику отходить от темы презентации, например поясняя некоторые термины или более подробно освещая спорные части доклада. Таким образом, живая презентация может быть представлена, как нелинейный (интерактивный) способ подачи информации.

Если говорить о мультимедиа как о некоторой  технологии представления информации, то необходимо упомянуть два аспекта – аппаратный и программный.

Аппаратная  сторона мультимедиа может быть представлена как стандартными средствами (графический адаптер, монитор, звуковая карта, привод CD-ROM и так далее), так  и дополнительными (видеокарта с  телевизионным входом/выходом, приводы CD-R, CD-RW, DVD и др.) 
Программная сторона мультимедиа может быть разделена на чисто прикладную (сами приложения, предоставляющие пользователю информацию в том или ином виде), а также специализированную, в которую входят средства, используемые для создания мультимедийных приложений. К этой категории можно отнести профессиональные графические редакторы, редакторы видеоизображений, средства для создания и редактирования звуковой информации и т.п. 
Одними из первых пользовательских мультимедийных программ были компьютерные игры. Они являются наиболее распространенным программным продуктом, в полной мере использующим преимущества технологии мультимедиа: графика высокого разрешения, анимация, звуковое, музыкальное и голосовое сопровождение присутствуют во всех современных играх. В книге М. Кирмайера «Мультимедиа» мультимедиа определена как сочетание возможностей создания видеоэффектов со звуковыми эффектами при управлении с помощью диалогового (интерактивного) программного обеспечения. Диалог означает, что пользователю в общении с компьютером отводится самая активная роль. Он может давать компьютеру свои указания и требовать их исполнения. А может обойтись и без этого, спланировав работу своих мультимедиа-приложений и возложив их исполнение целиком на компьютер. 
Видеоэффекты могут быть представлены показом сменных компьютерных слайдов, мультфильмов и видеоклипов, смешением изображений и текстов, перемещением (скроллингом) изображений, изменением цветов и масштабов изображения, мерцанием и постепенным исчезновением изображения и т.д. Они обычно идут в сопровождении речи и музыки. Сочетание видео и аудиоэффектов значительно повышает объем информации, которая поступает от компьютера к пользователю, и обеспечивает эффективное и одновременное восприятие ее двумя важнейшими органами чувств человека – зрительное восприятие и слух[7].

Немного из истории

В России мультимедиа  появилась примерно в конце 80х годов, и она не использовалась на домашних компьютерах, а использовалась только специалистами. Поэтому в статьях газет и журналов тех лет она упоминалась редко. Только в 1993 году многие поняли или начали понимать важность направления, осознавать роль, которую технология мультимедиа предстоит сыграть в 90е годы. Слово мультимедиа стало вдруг таким модным и в нашей стране, и все новые команды и организации поднимают этот флаг. Образовались новые коллективы разработчиков систем и конечных продуктов мультимедиа; появились потребители таких систем и продуктов, при чем весьма нетерпеливые. Конференция, состоявшаяся 25-26 февраля 1993 года, как бы открыла сезон мультимедиа в России[6].

Мультимедиа сегодня

Мультимедиа сегодня - это прекрасные игры с мощной графикой и квадрофоническим звуковым сопровождением, превращение ПК в управляющий центр бытовой акустической и видео-аппаратуры, возможность работы с энциклопедиями и справочниками на маленьких дисках с огромным объемом информации и ее быстрым поиском, это легко доступное программное обеспечение.

Различные формы предоставления информации делают возможным интерактивное  взаимодействие потребителя с информацией. Онлайн мультимедиа все в большей степени становится объектно-ориентированной, позволяя потребителю работать над информацией, не обладая специфическими знаниями. Например, для того, чтобы выложить видео на YouTube или Яндекс.Видео, пользователю не требуется знаний по редактированию видео, кодированию и сжатию информации, знаний по устройству web-серверов. Пользователь просто выбирает локальный файл и тысячи других пользователей видеосервиса имеют возможность просмотреть новый видеоролик.

Различные форматы  мультимедиа данных возможно использовать для упрощения восприятия информации потребителем. Например, предоставить информацию не только в текстовом  виде, но и проиллюстрировать ее аудиоданными или видеоклипом[6].

Некоторые форматы мультимедиа

  1. AVI (Audio Video Interleave)

Файлы с расширением .avi содержат аудио-видео данные. AVI это аббревиатура с английского Audio Video Interleave - Аудио и Видео Чередование. Формат файлов с расширением .avi известен как медиа-контейнер. Файл-контейнер с расширением .AVI был представлен в ноябре 1992 компанией Microsoft как часть технологии Video for Windows. AVI- файлы могут содержать в себе аудио и видео данные, что позволяет синхронно воспроизводить видео со звуком. Как и DVD , AVI файлы поддерживают многопотоковое аудио-видео. Файл AVI является формат-контейнером, который может содержать вместе видео и аудио данные, сжатые с использованием кодеков. AVI-файлы могут содержать различные виды сжатых данных, к примеру DivX для видео-информации и MP3 для аудио. Все AVI файлы имеют расширение .AVI, но " внутри" они могут существенно отличаться. Так если MP3 и JPG файлы построены на использовании только основного вида компрессии данных (MPEG Audio Layer 3 и JPEG), AVI файл может содержать различные виды компрессированных данных (например, DivX - видео + WMA - аудио или Indeo - видео + PCM - аудио), в зависимости от того, какой кодек используется для кодирования/декодирования. Все AVI файлы выглядят одинаково “снаружи” (имеют расширение .AVI), но “внутри” они могут отличаться очень сильно. AVI это формат файлов для разработанного фирмой Microsoft метода сжатия, записи и воспроизведения движущих изображений и звука на компьютере с использованием программных средств (Video for Windows). О AVI - файлах стало известно с появлением Windows 3.1, с тех пор прошло много времени, и теперь это наиболее общеизвестный формат для представления видео. Росту его популярности во многом способствовало появление DivX кодека[8].

Информация о работе Использование средств мультимедиа в учебном процессе