Контроль и оценка как средство повышения эффективности учебной деятельности на уроках математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2015 в 12:19, курсовая работа

Описание работы

Цель – организация контроля и оценки на уроках математики младших школьников.
Задачи:
1. рассмотреть современные подходы и концепции оценки результатов учебной деятельности младших школьников;
2. определить средства и методы оценки достижений младших школьников;
3. выявить особенности оценки и результатов достижений учащихся по математике в условиях реализации стандартов второго поколения;
4. разработать практический материал по математике для оценки результатов обучения в начальной школе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..………….5
1. Сущность контроля и оценки учебной деятельности в начальной школе…………………………………………………………………………………7
Психолого-педагогические основы контроля и результатов обучения младших школьников………………………………………………………………..7
Методы, формы и виды организации контроля. Оценка результатов в учебно-познавательной деятельности младших школьников……………..…….13
Особенности контроля и оценки по математике………………….............23
Оценка результатов достижений учащихся по математике в условиях реализации стандартов второго поколения…………………………………….…27
2. Практический материал по математике для оценки результатов обучения в начальной школе…………………………………………………………………....35
2.1 Итоговая предметная контрольная работа по математике для учащихся
1 класса……………………………………………………………………………...35
2.2 Взаимоконтроль как форма оценки достижений…………………………….38
2.3 Тест как средство контроля знаний…………………………………………...40
Заключение……………………………………………………………...…………..41
Список использованных источников………………………………………….….43

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 100.54 Кб (Скачать файл)

Числа и величины – 3;

Арифметические действия – 2;

Работа с текстовыми задачами – 2;

Пространственные отношения. Геометрические фигуры – 2;

Работа с данными – 1.

3. План итоговой работы

В плане работы (Приложение Б) дана информация о каждом задании: его содержание, объект оценивания, уровень сложности, тип, время выполнения и максимальный балл.

Условные обозначения

Уровень сложности: Б – базовый, П – повышенный. Тип задания ВО – с выбором ответа, КО – с кратким ответом.

4. Время и способ выполнения  проверочной работы

На выполнение проверочной работы отводится 40 – 45 минут.

Каждый ученик получает бланк с текстом проверочной работы, в котором отмечает или записывает свои ответы на задания.

5. Оценка выполнения заданий  и проверочной работы в целом

Выполнение заданий разной сложности и разного типа оценивается с учетом следующих рекомендаций.

1. В заданиях с выбором  ответа из четырех предложенных  вариантов ученик должен выбрать  только верный ответ. Если учащийся  выбирает более одного ответа, то задание считается выполненным  неверно.

2. В заданиях с кратким  ответом ученик должен записать  требуемый краткий ответ.

3. Выполнение каждого  задания базового уровня сложности (№ 1, 2, 4, 5, 6, 8) оценивается по дихотомической  шкале:

1 балл (верно) – указан только верный ответ;

0 баллов – указан неверный ответ или несколько ответов.

4. Выполнение каждого  задания повышенного уровня

сложности (№ 3, 7, 9, 10) оценивается по следующей шкале:

2 балла – приведен полный верный ответ;

1 балл – приведен частично верный ответ;

0 баллов – приведен неверный ответ.

Оценка выполнения работы в целом осуществляется в несколько этапов в зависимости от целей оценивания.

1. Определяется балл, полученный  учеником за выполнение заданий  базового уровня.

2. Определяется балл, полученный  учеником за выполнение заданий  повышенного уровня. Выполнение  этих заданий свидетельствует  о том, что кроме усвоения необходимых  для продолжения обучения в  основной школе знаний, умений, навыков и способов работы, обучение повлияло и на общее развитие учащегося.

3. Определяется общий  балл учащегося.

Максимальный балл за выполнение всей работы – 14 баллов (за задания базового уровня сложности — 6, повышенной сложности – 8 баллов).

Если ученик получает за выполнение всей работы 4 балла и менее, то он имеет недостаточную предметную подготовку по математике.

Если ученик получает от 5 до 9 баллов, то его подготовка соответствует требованиям стандарта, ученик способен применять знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

При получении более 9 баллов (10 – 14 баллов) учащийся демонстрирует способность выполнять по математике задания повышенного уровня сложности.

 

 

    1. Взаимопроверка как форма оценки достижений

 

 

      Роль взаимного  контроля качества и эффективности  учебной  деятельности школьников  трудно переоценить. Он содействует  выработке  таких  качеств  личности,  как  честность  и справедливость,  коллективизм.  Взаимный  контроль  помогает  также  учителю осуществлять проверку знаний учащихся. В массовой школе  сравнительно  часто используется  взаимная   проверка   организационной   готовности   к   уроку (констатирующей взаимоконтроль выполнения домашнего  задания)  и  частичная, эпизодическая взаимопроверка  знаний  учащихся  (рецензирование  ответов  на уроке,  рецензирование  письменных  работ). 

      Фрагмент урока по математике в 1 классе

Тема урока: «Число 7, цифра 7».

Программа: Рабочая программа «Школа России» 1-4классы

Раздел: Числа и величины.

Цели: Сформировать представление о числе 7, способность к его записи, изображению на числовом отрезке, сложению и вычитанию с числом 7;

- использовать математические представления в количественном и пространственном отношении;

- производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях;

- читать и записывать свойства сложения и вычитания с числом 7 на языке математики;

- формировать основы рационального мышления, математической речи и аргументации;

- работать в соответствии с заданными алгоритмами;

- вести поиск информации преобразовать её в удобные для изучения и применения формы.

- учиться  самостоятельно определять цели своей деятельности

- учится самостоятельно оценивать свою работу.

Учитель предлагает записать в тетрадях примеры, чтобы при сложении двух чисел получись 7.

Дети работают в тетрадях, записывают самостоятельно только ответы. Двое детей работают у доски. После выполнения работы дети, обмениваются с другом по парте тетрадями и делают взаимопроверку. Дети, работающие у доски, меняются местами.

Если задание выполнено правильно без ошибок рисуется кружок. Если есть, кто выполнил с одной ошибкой, рисуют квадрат, ну а кто не справился с заданием - треугольник.

Взаимопроверка знаний значительно активизирует деятельность  учащихся, повышает интерес к знаниям и даже нравится им.  В  ходе  взаимного  контроля раскрываются  индивидуальные  особенности  детей,   их   взаимоотношения   с товарищами.

 

    1. Тест как средство контроля знаний

 

 

Тест - это стандартизированное задание с вариантами ответов, среди которых, как правило, даются верные и неверные. Нередко в задание закладывается не только содержание ответа, но и его форма, которая также бывает стандартизированной: требуется либо вычеркнуть лишнее, либо продолжить запись, либо отметить правильный ответ соответствующим знаком. Испытуемый должен не только найти верный ответ, но и отметить его в соответствии с заданной формой [11].

Тесты как система оценки школьной успеваемости, имеют целый ряд положительных характеристик, позволяющих:

- учитывать индивидуальные  особенности учащихся в ходе  проверки результатов обучения;

- оживить процесс обучения, вводя не только новую для  учащихся форму контроля, но и  различные виды тестов;

- сэкономить учебное время, затраченное на опрос, и личное  время учителя, идущее на проверку  результатов выполненной работы;

- объективно оценивать  учащихся - субъективный фактор исключен;

- получить достоверную  информацию об объеме усвоенного  материала и об уровне его  усвоения;

- одновременно тестировать  большое число учащихся, причем  проверка результатов тестирования  при этом производится легче  и быстрее, чем при традиционном  контроле;

- реализовывать индивидуального  подхода в обучении - возможна  индивидуальная проверка и самопроверка  знаний учащихся;

- сравнивать результаты  тестирования для разных групп  учащихся;

- дифференцировать - так  как в тестах содержатся задания  различного уровня.

Примеры тестов Приложение Г (рекомендуемое).

Заключение

 

 

   Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения в одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы.

Контроль в начальных классах помогает определить качество знаний, успешность обучения и степень обученности обучающегося. Определяет дальнейший план работы то есть помогает определить "западающие" темы. Контроль помогает определить понял ученик данный материал или придется к нему вернуться еще раз. Оценивание определяет степень успеваемости каждого ученика.

Прежде всего, необходимо учитывать психологические особенности ребенка младшего школьного возраста: неумение объективно оценить результаты своей деятельности, слабый контроль и самоконтроль, неадекватность принятия оценки учителя и др. Любая проверка знаний должна определяться характером и объемом ранее изученного материала и уровнем общего развития учащихся.

Учителю следует помнить, что одним из основных требований к оценочной деятельности является формирование у школьников умений оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида. Работа учителя состоит в создании определенного общественного мнения в классе: каким требованиям отвечает работа на "отлично", правильно ли оценена эта работа, каково общее впечатление от работы, нужно сделать, чтобы исправить ошибки? Эти и другие вопросы становятся основой коллективного обсуждения в классе и помогают развитию оценочной деятельности школьников.

Система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, он стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг, а что ему еще предстоит преодолеть.

В современной школе особое внимание необходимо уделять проблеме оценивания учебных достижений младших школьников.  
Без изменения подходов к системе оценивания в условиях развития образования невозможно будет достичь поставленных образовательных целей.

С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе существует две системы оценивания: безотметочное  обучение и четырехбальная система цифровых отметок.

Подход к системе оценки достижения планируемых результатов с позиций управления образованием для обеспечения (а не только контроля!) качества образования с необходимостью включает в себя как внутреннюю, так и внешнюю оценку, построенные на одной и той же содержательной и критериальной основе.

Современный уровень развития педагогической и психологической науки, а также теории педагогических измерений определяет необходимость и возможность такой характеристики системы контроля и оценки образовательных достижений, как многоуровневость: система контроля и оценки образовательных достижений должна обладать возможностью оценивать образовательные достижения на нескольких уровнях, как минимум на базовом, повышенном и диагностическом.

Для повышения качества образования необходимо использовать принципиально новые виды контрольно-измерительных материалов, обладающих возможностью оценить не только репродуктивные виды деятельности, но и  полный спектр образовательных достижений младших школьников.

Список использованных источников

 

 

  1. Толковый словарь С.И. Ожегова/«Мир и Образование» 2010 г. ISBN: 978-5-488-02623-0
  2. Толковый словарь В.И. Даля / «АСТ» 2007 г. ISBN: 978-5-17-044932-3
  3. Амонашвили, Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников / Ш.А. Амонашвили. - М., 1984. - 600с.
  4. Антропова, М.В. Педагогика: Учебник/ М.В. Антропова - М.: Просвещение, 2008. - 415 с. - ISBN 978-5-09-015931-9
  5. Ананьев, Б.Г. Избранные труды по психологии. В двух томах. Том Б.Г. Ананьев - Санкт-Петербургский университета – 2007 ISBN: 978-5-288-04394-9
  6. Логинова О.Б. Система оценивания учебных достижений школьников. Рекомендации Министерства образования Российской Федерации для участников эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, 2001.   
  7. О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в образовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования (Методическое письмо № 13-51-120/13 от 03.06.2003
  8. Воронцов, А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности/ А.Б. Воронцов – М., «Рассказов», 2002. ISBN 5-94016-008-5.
  9. Выготский, Л.С. Кризис семи лет / Л.С. Выготский. – Москва, 2001 // Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия : для студентов высших педагогических учебных заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – Москва : Академия, 2001. – С. 62-67.
  10. Федеральные государственные образовательные стандарты. Начальная школа. Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357
  11. Зайцев В.В. Математика для младших школьников./ В.В.Зайцев –М.:Владос, 2001.-72с. ISBN 5-691-00353-4
  12. Звонников, В.И. Современные средства оценивания результатов обучения  /В.И. Звонников. - М.: Педагогика, 2007. С.280. I- SBN 978-5-7695-8077-2
  1. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах./ Н.Б.Истомина. – М.: Академия, 2000.-288с. ISBN: 5-7695-0431-5

  1. Левитас Г.П. Нестандартные задачи на уроках математики в первом классе/ Г.П. Левитас – М.: Илекса,2002. – 56с.

  1. Шмырева Г.Г. Развитие познавательных интересов учащихся на уроках математики. – Начальная школа. – 2003. - № 2. – С.118-121
  2. Моро, М.И.  Математика/ М.И. Моро - Москва  «Просвещение» 2011г. ISBN: 978-5-09-023770-3
  3. Моро М.И. Математика: учебник для 1 класса: в 2 частях / М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2011 ISBN: 978-5-09-020968-7
  4. Моро М.И. Тетрадь по математике для 1 класса: в 2 частях / М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2011
  5. Майоров, А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования) /А.Н. Майоров. - М.:Педагогика, 2001. – 175 с. - ISBN: 5-89790-115-5
  6. Самылкина, Н.Н. Современные средства оценивания результатов обучения / Н.Н. Самылкина. - М.:Педагогика, 2007. -С.289.- ISBN: 978-5-94774-459-0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Контроль и оценка как средство повышения эффективности учебной деятельности на уроках математики