Контроль и оценка как средство повышения эффективности учебной деятельности на уроках математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2015 в 12:19, курсовая работа

Описание работы

Цель – организация контроля и оценки на уроках математики младших школьников.
Задачи:
1. рассмотреть современные подходы и концепции оценки результатов учебной деятельности младших школьников;
2. определить средства и методы оценки достижений младших школьников;
3. выявить особенности оценки и результатов достижений учащихся по математике в условиях реализации стандартов второго поколения;
4. разработать практический материал по математике для оценки результатов обучения в начальной школе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..………….5
1. Сущность контроля и оценки учебной деятельности в начальной школе…………………………………………………………………………………7
Психолого-педагогические основы контроля и результатов обучения младших школьников………………………………………………………………..7
Методы, формы и виды организации контроля. Оценка результатов в учебно-познавательной деятельности младших школьников……………..…….13
Особенности контроля и оценки по математике………………….............23
Оценка результатов достижений учащихся по математике в условиях реализации стандартов второго поколения…………………………………….…27
2. Практический материал по математике для оценки результатов обучения в начальной школе…………………………………………………………………....35
2.1 Итоговая предметная контрольная работа по математике для учащихся
1 класса……………………………………………………………………………...35
2.2 Взаимоконтроль как форма оценки достижений…………………………….38
2.3 Тест как средство контроля знаний…………………………………………...40
Заключение……………………………………………………………...…………..41
Список использованных источников………………………………………….….43

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 100.54 Кб (Скачать файл)

Чтобы быть использованными с той или иной целью, результаты оценки должны иметь три качества: они должны быть "валидными" (четко соответствовать программам преподавания), жестко объективными и стабильными (т.е. не подверженными изменениям, независимыми от времени или от характера экзаменующего), "доступными" (т.е. время, научные силы и средства на их разработку и проведение должны быть доступны данному государству). [4]

В большинстве стран переход из одного класса в другой сегодня основывается на системе постоянного контроля, осуществляемого классными руководителями или преподавателями той или иной дисциплины. Классических экзаменов по окончании учебного года практически больше не существует, они рассматриваются как определенные дополнения к постоянному контролю за деятельностью учащихся. Во многих случаях постоянный контроль также дополняется такими формами, как тесты, зачеты, организуемые вне учебного заведения регулярно и в течение всего учебного года.

Педагогический контроль является важнейшим компонентом педагогической системы и частью учебного процесса. До сих пор результатом педагогического контроля безоговорочно считается оценка успеваемости учащихся. Оценка определяет соответствие деятельности учащихся требованиям конкретной педагогической системы и всей системы образования.

Научное обоснование оценки результатов обучения означает, что высказываются такого рода суждения, которые покоятся на фактах, признаваемых за истинные, и в которых содержится характеристика существенных связей, а не любых внешне наблюдаемых признаков.

Следует отметить роль психологических факторов, общую и специальную подготовку учителя, его личные качества (принципиальность, чувство ответственности). Все это, так или иначе, влияет на результат проверки и оценки знаний. Личные качества педагога непременно проявляются как в характере преподавания, так и в процессе проверки и оценки знаний, о чем более подробно мы поговорим дальше. Следовательно, как уже подчеркивалось выше, проблема исключения субъективности в оценке и проверке знаний требует более углубленного исследования.

Другое направление в исследовании этой проблемы связано с изучением воспитательных функций оценки, с изучением влияния оценки на формирование самооценки учащихся [5].

Проверка и оценка знаний школьников как форма педагогического контроля усвоения содержания образования зависит от многих объективных и субъективных факторов.

 

 

1.2 Методы, формы и виды организации контроля. Оценка результатов в учебно-познавательной деятельности младших школьников

 

 

 

 Методика контроля как целостная система состоит из разных (по функциям, формам и т.п.) структурных компонентов. 

 Виды контроля различаются по функциям в учебном процессе:

  1. Предварительный контроль обычно проводят в начале учебного года, полугодия, четверти, на первых уроках нового раздела учебного предмета или вообще нового предмета.

Функциональное назначение предварительного контроля заключается в том, что учитель имеет в виду изучить уровень готовности учащихся к восприятию нового материала, т.е. проверка здесь играет диагностическую роль: установить, в какой мере сформированы у учащихся умственные возможности для полноценного восприятия нового учебного предмета. А в начале учебного года – установить, что сохранилось и что «улетучилось» из того, что изучалось школьниками в предыдущем учебном году. И в самом деле, на основе данных предварительного (диагностического) контроля учитель строит (конструирует) изучение нового материала, предусматривает повторение, организацию метапредметных связей, актуализирует знания, невостребованные до того времени.

  1. Текущий контроль. Основное его назначение, во-первых, для учителя – непрерывное отслеживание для получения информации о качестве отдельных этапов учебного процесса и, во-вторых, для ученика – внешний стимул, побуждающий его систематически заниматься. Ведя урок, учитель то и дело обращается к учащимся с вопросами и заданиями с тем, чтобы убедиться, верно ли они усвоили изучаемый материал, усвоили ли вообще, в чем проявляются неточности или пробелы в знаниях и умениях. В зависимости от ответов учащихся учитель корректирует учебный процесс. Что касается учащихся, то текущий контроль побуждает их постоянно быть готовыми ответить на вопрос и выполнить задание. Причем для одних учащихся это возможность отличиться и самоутвердиться, для других – исправить более низкую отметку на более высокий балл, для третьих – постоянное напоминание о необходимости систематически заниматься как в школе, так и дома.
  2. Тематический контроль проводится по завершении изучения большой темы. Это отчетливо видно на повторительно-обобщающих уроках.

Назначение (функция) тематического контроля: систематизировать и обобщить материал всей темы; путем повторения и проверки знаний предупредить забывание, закрепить его как базу, необходимую для изучения последующих разделов учебного предмета.

Особенность проверочных вопросов и заданий в этом случае заключается в том, что они рассчитаны на выявление знаний всей темы, на установление связей со знанием предыдущих тем, метапредметных связей, на умение переноса знаний на другой материал, на поиск выводов обобщающего характера.

  1. Итоговый контроль приурочивается к концу учебного курса, четверти, полугодия или года. Это – контроль, завершающий значительный отрезок учебного времени. Так, во 2-11-х классах подводятся итоги за учебную четверть, полугодие, год. При этом учитываются результаты текущего контроля и, кроме того, по ряду предметов проводятся контрольные работы (по математике, языкам и др.), охватывающие основной учебный материал.
  2. Заключительный контроль. Он имеет в виду аттестацию ученика по предмету на заключительном этапе обучения в учебном заведении: при окончании 9-го класса, а также средней общеобразовательной и профессиональной школы. Это – выпускные и квалификационные экзамены, которые принимает не один учитель, а экзаменационная (квалификационная) комиссия. По результатам экзаменов ученик получает официальный документ об окончании учебного заведения (свидетельство, аттестат, диплом), присвоении квалификации (разряда, категории).

 По способу взаимодействия учителя и ученика методы проверки, контроля знаний, умений и навыков, уровня развития учащихся можно подразделить на следующие:

  1. Устные. Они наиболее распространены в учебном процессе и проводятся как опрос учащихся и собеседование. Так проверяется и выполнение учащимися домашних заданий, и усвоение ими нового материала на уроке, и умение рассуждать, и повторение ранее изученного. Эффективность опроса и собеседования при проверке знаний достигается тем, что учитель предварительно определяет темы и вопросы для устного контроля, намечает конкретных учащихся, с которыми затем проведет собеседование, предусматривает варианты своих действий на тот случай, если учащиеся затрудняются или не смогут ответить на поставленные вопросы. Это могут быть: дополнительное разъяснение не усвоенного материала, чтение популярной литературы по теме, консультация, демонстрация опытов, повторное решение подобных задач по математике, физике, химии и т.п. Во всяком случае, получив обратную информацию в процессе опроса и собеседования о низком качестве знаний и умений учащихся (некоторых из них или группы), учитель предпринимает работу по доведению уровня этих знаний в соответствие с требованиями программы по учебному предмету.
  2. Письменные методы проверки знаний и умений также широко используются в школе на разных стадиях учебного процесса. Это и диктанты, контрольные сочинения, контрольные письменные работы по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру и т.д.

 Кроме того, учителя  проводят так называемые миниконтрольные работы, в которых ученики дают краткие письменные ответы на 2-3 вопроса. Причем вопросы бывают и по вариантам. Они дают возможность проверить знания учащихся, а учителю получить обратную информацию о качестве знаний ученика по теме. Накапливается больше отметок у каждого ученика, что особенно важно, если уроков в неделю мало.  

Контрольные письменные работы учитель тщательно проверяет и их результаты анализирует и для себя, и для учащихся; в классе проводится работа над ошибками.

3. Графический метод проверки знаний используется на уроках математики, отчасти на уроках русского языка, технологии и др. Это связано, в частности, с вычерчиванием графиков, диаграмм, схем, составлением и заполнением таблиц (по разным предметам). По ним также хорошо видно, в какой мере осмыслил ученик причинно-следственные связи учебного материала, владеет ли минимумом графического изображения усвоенного материала.

4.  Практические (работы) как метод проверки знаний, умений и навыков применяются на уроках по тем предметам, где предусмотрены практические работы. Ведь в конечном итоге теоретические знания нужны и полезны в той мере, в какой ученик обнаруживает умение применять их на практике. Проверка умений учащихся по физической культуре также проводится практически. 

Результат выполненной практической работы как контрольной анализируется: оценивается качество, иногда и количество выполненной работы, владение технологией, практической операцией, знание и соблюдение техники безопасности (если это требуется по ходу работы), время, затраченное на выполнение работы (т.е. уровень сформированности навыков).

  1. Тест является средством контроля знаний, умений и навыков и уровня развития учащихся. Тесты выполняют и диагностическую, и контролирующую функции.

Тесты представляют собой серию вопросов и заданий по проверяемой теме. Тест имеет в виду установить качество знаний, умений и навыков и уровень развития школьника, но не дает ученику (и учителю) никаких указаний, как поступать дальше, надо ли дополнительно учить что-либо по теме, а если надо то, что именно. Тест замеряет и фиксирует факт: учащийся на таком-то (высоком, среднем или низком) уровне владеет материалом, который проверяется.

Тесты как инструмент контроля знаний, умений и навыков учащихся удобны тем, что они выполняются в короткий срок, позволяют проверить всех учащихся. Полученные данные можно подвергнуть статистическому анализу и на этой основе дать качественную характеристику успеваемости учащихся.

Методы контроля часто используются в комбинированном виде, они в реальном учебном процессе дополняют друг друга. Каждый метод включает в себя совокупность приемов контроля. Один и тот же прием может быть использован в разных методах контроля.

Формы контроля можно рассматривать в разных отношениях к видам, методам и приемам.

1. форма как внутренняя организация процесса проверки — или организационная форма;

2. форма как внешнее выражение процесса проверки.

Обе эти стороны взаимодействуют между собой, а также с видами, методами и приемами проверки.

Организационные формы: индивидуальная, групповая, фронтальная и комбинированная (уплотненная) формы, а также взаимоконтроль, самоконтроль и «поурочный балл».  

Задачи индивидуальной проверки знаний – глубокий и всесторонний контроль знаний, умений и навыков учащегося, уровня его разностороннего и, прежде всего, интеллектуального развития. Такая проверка дает значительный материал для объективного суждения и соответствующих выводов о каждом ученике, для организации индивидуального подхода к нему в процессе учебно-воспитательной работы. 

Групповая проверка предполагает контроль учебной работы целой группы. Это особенно удобно, если учащиеся выполняли работу группой. Здесь проявляется взаимопомощь ребят. При такой проверке следует дойти до каждого, а не ограничиваться «огульной» оценкой всей группы. Необходимо выяснить, каков вклад каждого в общее дело.

В процессе фронтальной проверки, которую также называют «беглым опросом», по-сути каждый ученик успевает хотя бы один раз ответить на какой-либо вопрос, дополнить или уточнить предыдущий ответ товарища.  

Фронтальная проверка позволяет в короткий срок повторить (воспроизвести, актуализировать) для учащихся класса материал, на который учитель будет опираться при изучении новой информации на данном уроке. К такому же беглому опросу учитель прибегает в конце урока для того, чтобы убедиться, что учащиеся правильно, без искажений усвоили новую тему.

Таким образом, мобильность, экономия времени, охват большинства, а в лучшем случае — даже всех учащихся класса активной работой являются достоинствами фронтального опроса. Его недостаток выражается в том, что, во-первых, ученики не успевают дать развернутый ответ на каждый вопрос, ответы каждого как бы фрагментарны, мозаичны и лишь активное участие, напряженная, внимательная работа на протяжении всего времени опроса обеспечивают ученику цельную картину опрашиваемого и проверяемого материала. В виду фрагментарности ответов после беглого опроса учитель делает обобщение по теме. 

Другой недостаток такого опроса: учитель не успевает основательно выявить качество знаний ни одного отдельного ученика; он может сказать, какие ученики были активны или пассивны, а какова широта и глубина знаний конкретного ученика по данной теме? Для объективной оценки усвоения беглый опрос не дает достаточной информации. Поэтому учитель сочетает фронтальную проверку с индивидуальной.  

Комбинированный (уплотненный) опрос – до уроков учитель заготавливает вопросы и задания на отдельных листках (билетах), в зависимости от сложности заданий их может быть 2-5. Кроме того, ряд вопросов предназначен для устного ответа. Учитель заранее определяет тех учащихся, которых будет проверять. 

На самом уроке отвечать одновременно выходят 5-7 человек. Двое выполняют задание на доске (само задание записано у каждого на листке), это может быть и решение задач по математике, выполнение письменных упражнений по языкам и т.д. В это время двое-трое-четверо (каждый самостоятельно), письменно отвечают на вопросы своего билета (или выполняют данное задание). Ученик отвечает у доски, его ответы развернутые, с дополнительными вопросами и ответами, т.е. идет глубокая индивидуальная проверка. Пока устно отвечает первый ученик, другие учащиеся, работающие у доски, успевают подготовить свою часть задания. Потом выслушиваются их ответы. Те ученики, которые на листочках выполняли задания и писали письменные ответы, сдают листочки-ответы учителю. Если позволяет время, то ответы анализируют, если нет, то их проверяют после уроков.

Таким образом, при уплотненной проверке удается опросить и оценить многих учащихся, глубоко проверить одного-трех из них, повторить значительный по объему материал. Опытные учителя практикуют взаимоконтроль тренировочных письменных работ учащихся. Он проводится так: учащиеся-соседи после выполнения письменных заданий обмениваются тетрадями и проверяют, нет ли ошибок. Если да, то совместно обсуждают, в чем она состоит, как правильно должно быть и почему. В случае разногласий обращаются за справкой к учебнику, справочникам или за консультацией к учителю. 

Информация о работе Контроль и оценка как средство повышения эффективности учебной деятельности на уроках математики