Природа манипулирования сознанием и практика его применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена социальными и гносеологическими факторами. Социальная обусловленность связана с изменениями, происходящими в общественной жизни под влиянием научно-технического прогресса. Создание и совершенствование компьютерной техники, сети Интернет, наличие высокого уровня коммуникативно-информационных средств (радио, телевидение, мобильная связь) приводит к интенсивному движению информационных потоков. Сформированные механизмы современной общественной памяти и построенная па их основе информационная среда создают условия для манипулирования всеми формами и уровнями общественного сознания, с применением различных видов, способов и методов воздействия на чувства и волю человека с целью управления психикой и социальным повелением. По существу, манипулирование сознанием становится системным явлением, которое охватывает все сферы жизни и проявляется в многообразных формах.

Содержание работы

ВВДЕНИЕ
1. Сущность манипулятивного воздействия на личность
1.1. Понятие манипулятивного воздействия
1.2. Психология манипуляции
2. Манипулятивные процессы в истории современной России
2.1. Изменение стереотипов сознания людей на этапе перестройки
2.2. Манипуляция сознанием в августе 1991г
3. Защиты от манипулятивного воздействия
3.1. Пассивная защита от манипуляции
3.2. Активная защита от манипулятивного воздействия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Природа манипулирования сознанием и практика его применения.doc

— 234.00 Кб (Скачать файл)

Средства массовой информации, в отличие от высокой культуры, предназначены именно для массы, поэтому уровень интеллектуальности сообщения, размещенного в них, зачастую умышленно понижается. Упрощение позволяет высказывать главную мысль, которую требуется внушить аудитории, желательно в форме утверждения (подобно установке гипнотизера). Как отмечал С. Московичи, утверждение в любой речи означает отказ от обсуждения, поскольку власть человека или идеи, которая может подвергаться обсуждению, теряет всякое правдоподобие. Это означает также просьбу к аудитории, к толпе принять идею без обсуждения такой, какой она есть, без взвешивания всех «за» и «против» и отвечать «да» не раздумывая.

Погрузив человека в поток «всегда  срочных» сообщений, СМИ разорвали  «цепь времен», и превратили политическое действие в наблюдаемый якобы  со стороны спектакль, в котором  человек лишен исторических и  этических координат. Опираясь на сложившийся  в мозаичной культуре тип мышления человека, массмедиа в то же время стали важнейшим фактором укрепления этого типа мышления. Они приучили человека мыслить стереотипами и постепенно снизили интеллектуальный уровень сообщений, превратившись в эффективный инструмент оглупления масс.12

В настоящее время, когда СМИ  выступают как орудие идеологов, необходимо соблюдать правила поведения, чтобы не дать возможности манипулировать собой, уметь различать в информационных сообщениях признаки манипуляции. Нет  однозначных инструкций и приемов защиты от манипуляций, но при выборе жизнеустройства важно не допустить потери национальной культуры, замены ее мозаичной, превращения в «людей толпы», потери своего «Я».

Из вышеизложенного  можно сделать вывод о том, что появление процессов манипулирования общественным сознанием невозможно отнести к периоду современности или ограничить его рамками нового времени. Зарождение феномена манипуляции – это зарождение собственно человека как субъекта социальных отношений, деятеля социального сообщества. Манипуляция есть сущность социальных процессов, перманентно связанных с властью как социокультурным феноменом. Человечество с первых своих шагов от «дикости» и до сего дня неразрывно и органично едино развивается вместе с информационным воздействием (в т. ч. и манипулятивным) на общественное сознание.13

Кроме объективных предпосылок (таких, как жесточайшая борьба за власть и использование в связи  с этим в массовом масштабе способов и средств манипулятивного воздействия), можно выделить предпосылки психологического характера, значительно повышающие степень действенности психологических манипуляций, их опасность для личности. Целесообразно остановиться на их рассмотрении несколько подробнее, так как именно им зачастую не уделяется достаточного внимания в настоящее время.

Важнейшая из них - приведение психики  людей в состояние, которое способствует усилению подверженности психологическим  манипуляциям и, в частности, воздействию  на подсознание. Последние годы перестройки  и радикальных реформ в России вызвали у значительной части населения появление устойчивого состояния психической напряженности. В обычных условиях состояние психической напряженности сменяется функциональными состояниями, при которых психика человека работает на восстановление. Но бывают такие ситуации и социальные условия, которые не позволяют психике человека перейти к последующему восстановлению, а наоборот, заставляют поддерживать ее тонус на максимально возможном уровне. Это ситуации и условия, которые вызывают актуализацию потребности в безопасности и одновременно блокирование ее удовлетворения на протяжении достаточно длительного времени.

У человека существуют так называемые базовые группы потребностей, которые  определяют его социальное поведение. Для нормального существования  необходимо хотя бы частичное их удовлетворение. По мере их удовлетворения человек ориентируется на определенные виды деятельности.

Проблема потребностей и мотивации  социального поведения человека - одна из сложнейших в психологической  науке, разработке которой посвящено большое количество исследований и публикаций. Существуют разнообразные подходы к ее решению, соответствующие классификации потребностей человека.

Для нашего исследования определяющим является наличие в структуре  потребностно-мотивационной сферы  личности такой базовой потребности, как потребность в безопасности. С учетом этого используется подход к классификации потребностей, предложенный А.Маслоу, разделяемый в общем плане многими исследователями и не потерявший своего значения и в настоящее время (8).

В соответствии с данным подходом обычно выделяются следующие пять основных групп базовых потребностей человека:

- материальные или физиологические,  связанные с удовлетворением  нужды в пище, одежде, других материальных  ценностях, без которых невозможна  нормальная жизнь;

- потребности в безопасности, в  защите от угроз всему тому, что ставит под удар жизнь  и здоровье, экономическую обеспеченность, стабильность доходов, защищенность  жилья, уверенность в своем  будущем и будущем членов семьи,  близких и т.п. Потребность в безопасности становится доминирующей в условиях социальной дезорганизации, радикальных общественных изменений, разрушающих привычные стереотипы поведения и сложившийся образ жизни;14

- потребности в общении, привязанности  и любви, или как еще их  обозначают, в межличностных связях. Люди испытывают необходимость в контактах с себе подобными, в общении с другими. Исследования показывают, что, например, для женщин эта группа потребностей играет особую роль, и, подбирая место работы, они в определенной мере ориентируются на возможность общаться, находиться в комфортных условиях межличностных контактов;

- потребности в самоуважении, высокой  самооценке. Особенно они выражены  у мужчин и реализуются зачастую  через приобретение стабильного  социального статуса и престижа. Поэтому для них часто важно то, как называется их должность, многие любят подчеркивать особую ценность выполняемого дела или иметь соответствующую оценку этого от окружающих (в определенной степени свою незаменимость, уникальность и т.п.);

- потребности в самовыражении, в реализации потенциала личности, в ее самоутверждении, или в сокращенном обозначении как потребность в самоактуализации.15

Обычно эти группы потребностей определяют социальное поведение людей  своим интегральным влиянием, внося  больший или меньший вклад в мотивы человека в зависимости от условий его жизни и индивидуальных особенностей личности. В определенные периоды времени и в соответствующих условиях одна из базовых групп потребностей может становится ведущей в большей мере, чем остальные, определяя поведение и деятельность человека. В связи с этим она может перестраивать всю мотивационную сферу личности. Например, потребность в пище начинает определять поведение человека как раз при ее отсутствии.

Для предпринятого нами анализа  наиболее существенное значение имеют потребности, объединенные в одну группу, обозначаемую как потребность в безопасности. Как правило, в относительно стабильных социальных условиях потребность в безопасности достаточно благополучно устроенного человека по крайней мере в минимальной степени удовлетворена или субъективно воспринимается как удовлетворенная. В таких случаях в качестве активного фактора детерминации мотивационной сферы человека, она практически не фиксируется и может проявляться, например, как предпочтение знакомых форм поведения и жизненных ситуаций с вполне определенными (достаточно четкими) перспективами перед теми, в которых много элементов неопределенности, стремление к более стабильным условиям существования и т.п. Но есть периоды и ситуации, в которых именно потребность в безопасности выходит на первое место и становится ведущей, начинает определять мотивацию социального поведения человека, перестраивая и изменяя ее, специфическим образом трансформируя другие базовые группы потребностей, психические особенности и характеристики личности. Как отмечают многие исследователи, она становится активным и доминирующим мобилизатором ресурсов организма человека в чрезвычайных обстоятельствах - социальная дезорганизация, катастрофические явления природы, преступные посягательства, стихийные бедствия и т.п.

Таким образом, особенно остро блокирование потребности в безопасности дает о себе знать именно в периоды  кризисных социальных изменений, т.е. в одном из которых мы находимся  и возможно будем находиться еще достаточно продолжительное время по отношению к сроку человеческой жизни. Отсутствие адекватных возможностей для удовлетворения данной группы потребностей вызывает у личности эмоционально негативные, остро переживаемые психические состояния, на фоне которых протекают практически все психические процессы человека.16

Потребность в безопасности - важнейшая  для человека, удовлетворение которой  является необходимым условием нормального  существования и развития и реализуется  в обществе через определенные организационные формы, устойчивые структуры социальных взаимодействий, совместную деятельность, трансформируясь в систему взаимосвязанных личных и групповых интересов и способов их достижения. Поэтому человек так нуждается в ощущении своей связи с окружающим миром, другими людьми, в принадлежности к определенным социальным группам и общественным структурам. Именно поэтому так остро он воспринимает резкие изменения в окружающем мире, разрушение привычных социальных институтов, так боится и мучительно переживает перспективу и условия изоляции и одиночества. Рассматривая это явление, Э.Фромм отмечал: "Важная сторона дела состоит в том, что человек не может жить без какого-либо сотрудничества с другими. В любом мыслимом обществе человек должен объединяться с другими, если вообще хочет выжить, либо для защиты от врагов и опасностей природы, либо для того, чтобы иметь возможность трудиться и производить средства к жизни" (9). Это объединение в целях защиты от угроз своей жизни, для реализации возможностей безопасного существования формирует потребности в постоянных связях с окружающим миром и как их продолжение потребность идентификации себя с определенной общностью, группой, родом, нацией, народом, социальной системой, потребность избежать одиночества. "Чувство полного одиночества, - отмечает Э.Фромм, - ведет к психическому разрушению, также как физический голод - к смерти.

Эта связанность с другими не идентична физическому контакту. Индивид может быть физически  одинок, но при этом связан с какими-то идеями, моральными ценностями или хотя бы социальными стандартами - и это дает ему чувство общности и "принадлежности" . Вместе с тем, индивид может жить среди людей, но при этом испытывать чувство полной изолированности; если это переходит какую-то грань, то возникает умственное расстройство шизофренического типа. Отсутствие связанности с какими-либо ценностями, символами, устоями мы можем назвать моральным одиночеством".17

Далее Э.Фромм обращает внимание на то, что связанность с миром  может носить различные формы, в  том числе далеко не всегда социально позитивные, которые могут принести людям огромное зло, как, например в нацистской Германии. "Религия и национализм, как и любые обычаи, любые предрассудки - даже самые нелепые и унизительные, - пишет он, спасают человека, если связывают его с другими людьми, от самого страшного - изоляции (10).

В современных условиях в нашей стране мы тоже можем наблюдать  различные формы реализации потребности  в безопасности и связанных с  ней других потребностей, на части которых акцентировал внимание Э. Фромм. К ним можно отнести, например, такие социально деформированные формы удовлетворения данных потребностей, как участие в общественно опасной деятельности структур организованной преступности, националистических объединений, группирований на мистической основе и т.п.

В той или иной мере чувствуя, иногда весьма смутно и остро  переживая невозможность в одиночку удовлетворить свои потребности  в безопасности и тем самым  создать условия для нормального  физического и духовного развития личность ощущает сугубо свойственную только человеку проблему. Суть данного психологического феномена Э.Фромм описывает следующим образом: "Сознавая свою отдельность, сознавая пусть даже очень смутно - неизбежность болезней, старости и смерти, человек не может не чувствовать, как он незначителен, как мало значит в сравнении с окружающим миром, со всем тем, что не входит в его "я". Если он не принадлежит к какой-то общности, если его жизнь не приобретает какого-то смысла и направленности, то он чувствует себя пылинкой, ощущение собственной ничтожности его подавляет. Человек должен иметь возможность отнести себя к какой-то системе, которая направляла его жизнь и придавала ей смысл; в противном случае его переполняют сомнения, которые в конечном счете парализуют его способности действовать, а значит, и жить".18

Таким образом, у человека два пути. С одной стороны, полнейшая  свобода и независимость, отречение  от всевозможных норм морали, идеологических "догм", социальных "связей-оков" и т.д. и обретение сопутствующих этому процессу психического напряжения, чувства ничтожности и одиночества, противостояния один на один с окружающим миром, полным опасностей и угроз, или другой путь - принятие определенных ценностей и общественных норм, правил и социально позитивных форм взаимодействия с другими людьми и группами, включенность в разнообразные социальные связи (семейные, профессиональные, национальные, групповые и т.п.) и, следовательно, некоторое ограничение своей свободы и независимости как компенсация за возможность удовлетворения потребностей в безопасности и обеспечения хотя бы минимальных условий для нормального психического и физического существования как человеческой личности.

Информация о работе Природа манипулирования сознанием и практика его применения