Природа манипулирования сознанием и практика его применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена социальными и гносеологическими факторами. Социальная обусловленность связана с изменениями, происходящими в общественной жизни под влиянием научно-технического прогресса. Создание и совершенствование компьютерной техники, сети Интернет, наличие высокого уровня коммуникативно-информационных средств (радио, телевидение, мобильная связь) приводит к интенсивному движению информационных потоков. Сформированные механизмы современной общественной памяти и построенная па их основе информационная среда создают условия для манипулирования всеми формами и уровнями общественного сознания, с применением различных видов, способов и методов воздействия на чувства и волю человека с целью управления психикой и социальным повелением. По существу, манипулирование сознанием становится системным явлением, которое охватывает все сферы жизни и проявляется в многообразных формах.

Содержание работы

ВВДЕНИЕ
1. Сущность манипулятивного воздействия на личность
1.1. Понятие манипулятивного воздействия
1.2. Психология манипуляции
2. Манипулятивные процессы в истории современной России
2.1. Изменение стереотипов сознания людей на этапе перестройки
2.2. Манипуляция сознанием в августе 1991г
3. Защиты от манипулятивного воздействия
3.1. Пассивная защита от манипуляции
3.2. Активная защита от манипулятивного воздействия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Природа манипулирования сознанием и практика его применения.doc

— 234.00 Кб (Скачать файл)

Тем не менее, в предшествующие периоды типологически схожие с  манипуляцией явления были: в качестве примера приведем суггестию, которая  в той или иной степени свойственна  всем обществам, начиная с архаических и заканчивая современными. Если же говорить о более конкретных примерах, можно назвать деятельность шаманов, античную риторику, которую древние греки рассматривали как искусство убеждать, деятельность ордена иезуитов.

Манипуляция, как и суггестия, на уровне повседневного, обыденного коммуникативного взаимодействия индивидов сопутствовала человеческому обществу всегда. Однако современный этап общественного развития характеризуется более интенсивным и массовым применением различного рода технологий манипуляций, выходит далеко за рамки повседневных практик. Манипуляция проникает во все сферы жизнедеятельности человека. В.П. Пугачев говорит в этой связи о глобальной, общенациональной и политической манипуляции, а С.Г. Кара-Мурза о манипуляции сознание. Нам представляется более уместным использование понятия «технологии массовой манипуляции психикой» по ряду обстоятельств.5

Во-первых, ни глобальная, ни общенациональная, ни политическая манипуляции невозможны без использования  соответствующих технологий.

Во-вторых, понятие «технологии  массовой манипуляции психикой»  является собирательным термином, который  включает в себя технологии манипуляции  на региональном, общенациональном или, точнее, государственном уровне и  мировом (глобальном), а также разделяет различные технологии манипуляции в зависимости от сферы применения (политика, экономика, наука и т.д.).

В-третьих, протекание процесса манипуляции предполагает, что воздействию  подвергается не только сознание человека, но и его психика в целом, а следовательно, и сам человек. Из приведенного суждения следует, что в качестве теоретико-методологической парадигмальной основы принимается модель психики, разработанная З. Фрейдом (сознание, подсознание, бессознательное) Почему же доиндустриальные (предмодерни-сткие) общества со свойственными им политическими отношениями оставляли невостребованными технологии массовой манипуляции психикой? Помимо технического аспекта существуют еще и другие, социокультурные аспекты. Данные технологии сопряжены с гражданским обществом и демократической формой правления и оказываются более востребованными тогда, когда основания для прямого управления, в виде высокой степени иерархичности в обществе (древневосточные деспотии, средневековые феодальные общества) или тоталитарных режимов Нового и Новейшего времен, отсутствуют. К тому же технологии массовой манипуляция в большей степени возможны в условиях сравнительно высокого материального уровня жизни.

Данные технологии потенциально возможны в обществах, формально  признающих традиционные западные ценности, такие как свобода, равенство, индивидуализм. В противном случае необходимость в технологиях манипуляции как общесоциальном явлении существует, но выражена в гораздо меньшей степени. Такая возможность проявляется в том случае, когда представителю той или иной социальной группы (каста, сословие) необходимо воздействовать на представителя/представителей социальной группы, стоящей выше на иерархической лестнице. Однако в данном случае, в силу количественного фактора (малочисленность правящей верхушки), вряд ли уместно говорить именно о «технологиях массовой манипуляции психикой».

Широкое распространение  технологий массовой манипуляции психикой, помимо прочих условий, о которых  мы говорили, стало возможным благодаря  развитию СМИ, сфера распространения которых всеохватна: от бытовой рекламы до важнейших политических вопросов, таких как политические выборы или военный конфликт.6

Повторимся: необходимое  условие для распространенности технологий массовой манипуляции в  масштабе всего общества – это сравнительно высокий уровень материальных доходов населения. Только в обществе, отличающемся «сравнительным изобилием, существует возможность внушать людям, как им расходовать свои деньги. Когда у человека денег много, то не имеет большого значения, как их расходуешь. Ложные доводы, если они оказывают влияние на решения, не имеющие определяющего значения, очевидно безвредны».

Технологии массовой манипуляции психикой являют собой  квинтэссенцию того, что мы, под  влиянием разработок Ж. Липовецки («мода на пси-фактор») обозначаем как пси-хологизированность современных социальных практик. Данный феномен проявляется в том, что восприятие политики происходит через персональное, частное, личное. Частная жизнь звезд и даже простых людей, их внутренние конфликты и психологические проблемы являются в современном обществе той желанной информацией, которую массы хотят знать и потреблять.

Психологизированность современных социальных практик  означает большую озабоченность  современного человека самим собой, что ведет к кризису коллективных форм идентичности; образ Нарцисса становится символом современного человека, приходя на смену Сизифу («Рабочему» в трактовке Э.Ф. Юнгера) «индустриальной эпохи» (ранней модернити).

Тем не менее, мы не считаем  возможным аттестовать современное общество как общество манипуляций, к чему склоняет позиция С.Г. Кара-Мурзы. На наш взгляд, современный человек не утратил возможностей развития критического мышления и способен противостоять данным технологиям, развивая собственную индивидуальность и субъективность. Однако недооценивать технологии массовой манипуляции психикой, как покрывающие все социальное пространство современности, не представляется возможным. Более того, вполне вероятно, что именно технологии массовой манипуляции психикой, как сравнительно новое явление, будут во многом определять вектор общественного развития в будущем, замещая все в большей степени идеологии.7

Усложнение современных  обществ и условий их развития, рост взаимозависимости между различными сферами общества интенсифицируют потребность целенаправленного воздействия на социетальные практики современности, что, в свою очередь, делает необходимым усиления форм социального контроля. Данная тенденция не однозначна и проходит на фоне расширения возможностей для деятельности, в том числе и резистентной, современного человека. Социальный контроль усиливается по мере усиления того, на кого он собственно и направлен (современный человек). Так, если социальный контроль в состоянии выполнять свою функцию по «обеспечению конформного поведения» по отношению к членам общества, возможности которых включают в себя огромное число разнообразных альтернатив, – это свидетельствует об усилении социального контроля. Таким образом, социальный контроль в современном обществе усиливается по мере увеличения степени свободы и вариативности этносов современного человека. В этой связи важнейшей функцией технологии массовой манипуляции психикой в современном обществе является структурно организованный набор средств, с помощью которых в обществе формируется конформное поведение его членов по отношению к ролевым требованиям и ожиданиям со стороны властных структур. Именно поэтому мы считаем, что технологии массовой манипуляцией психикой являют собой одну из действенных форм социального контроля.8

Таким образом, технологии массовой манипуляции психикой –  это одна из действенных разновидностей социального контроля современного общества. Основными источниками  технологии массовой манипуляции психикой являются развитие средств массовой коммуникации и психологических наук. Помимо этого, феномен технологий массовой манипуляции психикой являет собой волю к власти манипуляторов. Данный феномен преобразует современные общественные практики, а также во многом формирует человека и «его» взгляды, воззрения, ущемляя тем самым человеческую индивидуальность и субъективность.

Принципы воздействия  на массы построены на ряде взаимосвязанных  психологических приемов: эффект подчинения своего «Я»-индивидуального «Я»-коллективному  сопровождается эффектом заразительности, вследствие чего усиливается внушаемость отдельных индивидов и массы в целом. На этом фоне человеческая толпа становится «жертвой страсти» и способна принять потенциально опасное, вредоносное коллективное решение.

В культурный багаж современного человека вошло представление, будто подчинение начинается с познания, которое служит основой убеждения. Однако в последние годы все больше ученых склоняется к мнению, что проблема глубже.

Первоначальной функцией слова на заре человечества было его  суггесторное воздействие - внушение, подчинение не через рассудок, а через чувство. Внушаемость посредством слова - глубинное свойство психики, возникшее гораздо раньше, нежели способность к аналитическому мышлению. Суггесторное воздействие слова нисколько не уменьшилось и в современную эпоху. Когда вместо силы главным средством власти стала манипуляция сознанием, власть имущим понадобилась полная свобода слова, реализуемая через превращение слова в безличный, неодухотворенный инструмент.

Учеными доказано, что  на мышление, сознание и подсознание человека действует чередование звука и тишины - со своим ритмом, интенсивностью. Хайдеггер даже поставил вопрос о создании особой техники молчания как более или менее подсознательной коммуникации особо посвященных.9

Словно в противовес теоретическим размышлениям философов, на современном Западе возникло явление, которое получило название «демократия шума». Исследователи отмечают, что в современном политическом процессе создается такое звуковое оформление окружающего политического пространства, что «средний» человек практически не располагает возможностями сосредоточиться и додумать до конца связную мысль. Это выступает важным условием, обеспечивающим его беззащитность перед манипуляцией сознанием.

Одна из главных задач  манипулятора - создать у массы людей состояние «рассеянности сознания». В таких условиях более вероятно, что люди будут действовать нерационально. На этом фоне применяются определенные техники, например ассоциации или стереотипизации.

Несомненно, чувственная  ступень познания стоит ближе к внешнему миру, чем мышление, и реагирует быстрее, непосредственнее. Поэтому ее проще «эксплуатировать». В этой области легче создать цепную реакцию, основанную на «эпидемии чувств» и ориентированную на человеческую массу.

Общей принципиальной установкой в манипуляции массовым сознанием является предварительное «раскачивание» эмоциональной сферы. Главным средством для этого служит создание или использование кризиса, аномальной ситуации, оказывающих сильное воздействие на чувства.10

Помимо мышления и чувств, важнейшим объектом манипуляции сознанием является воображение. При сбалансированном взаимодействии мышления, воображения и чувства человек воспринимает реальность в образах, которые выстраиваются в соответствии с укорененной в сознании шкалой ценностей. Если манипулятор ставит перед собой задачу изменить поведение человека, заменить его «программу», то ему надо хотя бы на время исказить шкалу ценностей и, пользуясь моментом, заставить людей «захотеть того, чего они не хотят». Такая задача стоит, например, и перед коммерческой, и перед политической рекламой.

Внимание людей первоначально  привлекается к сообщению, затем оно многократно повторяется, чтобы человек его запомнил. При этом в случае манипулирования главный посыл обычно камуфлируется: газеты применяют «калейдоскопическое» расположение материала, разбавление важных сообщений сплетнями, противоречивыми слухами, сенсациями, красочными фотографиями и рекламой, телевидение компонует видеоряд, подбирая отвлекающие внимание образы. Популярной разновидностью лжи является «конструирование» сообщения из обрывков высказывания, что меняет контекст, и из тех же слов создается совершенно иной смысл.

Обеспечивать фрагментацию проблем и дробить информацию так, чтобы человек никогда не получал полного, завершающего знания, позволяет использование сенсаций. Это сообщения о событиях, которым придается столь высокая важность и уникальность, что на них концентрируется и нужное время удерживается почти все внимание публики. Непрерывное воздействие на сознание сенсациями, особенно «плохими новостями» выполняет важную функцию поддержания необходимого уровня «нервозности». Эта нервозность, ощущение непрерывного кризиса, резко повышает внушаемость людей и снижает способность к критическому восприятию.

Подготовка сенсации - кропотливая и дорогая работа, которую выполняют профессиональные специалисты. При этом зритель очарован именно тем, что он наблюдает «неожиданное», «жизненный» материал будто бы так, что между ним и реальностью нет никакого посредника. Эта иллюзия достоверности -сильное свойство телевидения. Поданная в виде сенсации на телевидении информация, со всеми репортажами с места события, интервью в прямом эфире, как правило, принципиально искажает происшедшее событие. Но важно не это, а эффект, ради которого запускается сенсация.

Таким образом, тот, кто  определяет структуру потока информации, отбирает «факты» и «проблемы», превращая  их в сообщения, господствует и управляет  массами. В немалой степени этому  способствует предложение средствами массовой информации и информационными агентствами их собственных версий случившегося.11

Главная функция масс-медиа  в гражданском обществе состоит, как ни парадоксально, в превращении  граждан в огромную, но не собранную  в одном месте толпу - через  массовую культуру и единый поток информации. Сеть СМИ действительно способна «накрывать» всю массу людей, не имеющих ни времени, ни навыков для критического восприятия транслируемых сообщений. Гуманитарным итогом такой медийной обработки становится «стандартизация образа мысли и действия», которая «достигает национального или даже континентального размаха» .

Информация о работе Природа манипулирования сознанием и практика его применения