Конфликтология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 17:42, курс лекций

Описание работы

1.Становление конфликтологии как науки.Предмет конфликтологии Конфликтология как самостоятельная научная дисциплина сложилась к середине ХХ в., благодаря интеллектуальным усилиям Г. Зиммеля, Л. Козера, К. Левина, Р. Дарендорфа и др. Только в США конфликтами занимаются сотни исследовательских центров и кафедр в крупнейших университетах. С конца 60-х гг. готовятся специалисты уровня бакалавра и магистра по конфликтологии. Издается ряд специализированных журналов.

Файлы: 1 файл

konflikty_1.docx

— 85.88 Кб (Скачать файл)

1.Становление конфликтологии как науки.Предмет конфликтологии Конфликтология как самостоятельная научная дисциплина сложилась к середине ХХ в., благодаря интеллектуальным усилиям Г. Зиммеля, Л. Козера, К. Левина, Р. Дарендорфа и др. Только в США конфликтами занимаются сотни исследовательских центров и кафедр в крупнейших университетах. С конца 60-х гг. готовятся специалисты уровня бакалавра и магистра по конфликтологии. Издается ряд специализированных журналов.

Одной из первых работ по теории конфликта стала работа немецкого философа и социолога Г. Зиммеля (1858 - 1918) «Социология конфликта».

Снизившийся в 20-е гг. ХХ в. интерес к проблеме конфликта снова возрос с 40-х гг. Попытку возрождения теории конфликтов связывают с именем Т. Парсонса. Наибольшую известность получили концепция позитивно-функционального кофликта Л. Козера, конфликтная модель общества Р. Дарендорфа, общая теория конфликта К. Боулдинга.

Конфликтология как научная дисциплина сложилась в 50-60-е годы ХХ в. в недрах политологии и социологии. Ее предметом стало объяснение процессов жизни, функционирования и развития общественных систем и подсистем посредством категории конфликта.

До определенного времени практика обходилась без специальных знаний о конфликтах. Впервые предметом научного познания стали конфликты между государственной властью и обществом, отдельными социальными группами, что нашло выражение в учениях о демократии. Позже в круг социальных интересов науки попадают социально-классовые конфликты, политические, этнонациональные и затем межгрупповые и межличностные. Наконец, возникает потребность в систематическом анализе всех существенно значимых для общества конфликтных отношений и их взаимосвязи с отношениями гармонии и согласия. Она была продиктована самой природой современного общества, способного к нормальному функционированию и развитию, только будучи целенаправленно регулируемым и в основном сознательно управляемым.

2.Исследовательские методы  конфликтологии Основные методы, обеспечивающие сбор данных о конфликтологии:

1) структурно-функциональный  метод - выявляются основные элементы  конфликтного взаимодействия и  роль каждого из них.

Преимущество метода - он помогает увидеть то, что в состоянии движения не увидеть (состав участников, причины, границы конфликта). Выявление структурных элементов - важнейшая предпосылка урегулирования конфликта.

Недостаток метода - исследует то, чего нет, так как конфликт никогда не находится в состоянии покоя.

2) процессуально-динамический метод. Его инструменты - определение основных этапов, стадий развития конфликта. Динамика конфликта может развиваться как по восходящей линии (эскалация), а может - в направлении разрядки напряженности.

3) типологизация (классификация) конфликтов - метод обеспечивает группировку, классификацию форм конфликтов. Группировка помогает не только увидеть разные типы конфликтов (семейные, учебные, межгосударственные и т.д.), но и глубоко уяснить сущность конфликтов, которая проявляется в их многообразии.

4) прогнозирование - предвидение  возможности конфликта, возможного  будущего конфликта. Прогноз отличается  от утопий тем, сто он опирается  на результаты структурного, динамического  и типологического анализов.

Прогнозы могут быть:

§ краткосрочные;

§ среднесрочные;

§ долгосрочные.

5) разрешительный метод - основные стратегии и тактики  улаживания конфликтов:

§ стратегия ухода от конфликта;

§ стратегия силового подавления конфликта и т.д.

 

Вся совокупность методов - методология науки о конфликте.

Имеются в конфликтологии и частные методы, как и в других науках:

§ наблюдение;

§ самоанализ;

§ устный и письменный опрос;

§ анкетирование;

§ тестирование;

§ деловые игры и т.д.

3.Понятие конфликта,типы конфликтов Конфликт (от лат.— столкновение) — отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. По причинам: При конфликте целей участвующие в ситуации стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем.

 

При конфликте во взглядах участвующие стороны расходятся в идеях и мыслях по решаемой проблеме. Разрешение таких конфликтов требует больших затрат времени, чем достижение согласия в конфликтах целей.

 

Чувственный конфликт проявляется в ситуации, когда у участников различны чувства и эмоции, лежащие в основе их взаимоотношений. Люди раздражают друг друга стилем поведения По участникам: Внутриличностный конфликт проявляется внутри индивида и часто по природе является конфликтом целей или взглядов. Его интенсивность повышается с увеличением количества вариантов решения, с достижением баланса между положительным и отрицательным исходом конфликта и восприятием важности его источника.

 

В межличностный конфликт вовлекаются два или более индивида, если они воспринимают себя находящимися в оппозиции друг к другу относительно целей, расположений, ценностей или поведения каждого из них. Наиболее распространенный тип конфликта.

 

Внутригрупповой конфликт — как правило, это столкновение между частями или членами группы, влияющее на групповую динамику и результаты работы всей группы. Может возникать в результате изменения баланса сил в группе: смена руководства, появление неформального лидера, развитие групповщины и т. д.

 

Межгрупповой конфликт представляет собой противостояние или столкновение двух или более групп в организации. Может иметь профессионально-производственную или эмоциональную основу. Носит интенсивный характер. Развитие межгруппового конфликта приводит к внутриорганизационному конфликту.

 

Внутриорганизационный конфликт возникает чаще всего на почве проектирования отдельных работ, формирование организации в целом, а также в результате формального распределения власти. Может быть вертикальным (конфликт между уровнями организации), горизонтальным (между равными по статусу частями организации), линейно-функциональным (между линейным руководством и специалистами) и ролевым. По степени открытости: Открытые конфликты чаще всего проявляются на деловой почве. Разногласия участников относятся к производственной сфере и выражают, например, различные способы решения задачи. Открытые конфликты относительно безобидны.

 

Первопричина "тлеющих", скрытых конфликтов— человеческие отношения. Многие кажущиеся "деловыми" конфликты на самом деле основаны на чувствах и взаимоотношениях людей. Эти конфликты не так просто решить: если деловая часть конфликта урегулирована, то напряжение переносится на другие проблемы с теми же участниками. .

4.Структура конфликта. Структура  конфликта понимается как совокупность  устойчивых связей конфликта, обеспечивающих  его целостность. Кроме понятия  «конфликт» часто используется  и понятие «конфликтная ситуация»  — фрагмент конфликта, цельный  эпизод его развития. Поэтому  структура конфликта может рассматриваться  и как структура конфликтной  ситуации.

 

В структуру конфликтной ситуации входит несколько основных элементов.

 

1.Участники конфликта  — лица, чья степень участия  в конфликте различна: от непосредственного  противодействия до опосредованного  влияния на ход конфликта. Выделяют  несколько групп участников.

 

Ø Основные участники конфликта, или противоборствующие силы. Это те субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. Некоторые авторы вводят такое понятие, как «оппонент»,

 

Ø Группы поддержки. Практически всегда в любом конфликте за оппонентами стоят силы, которые могут быть представлены отдельными индивидами, группами и т. д.

 

Ø Другие участники. В данную группу входят субъекты, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта (подстрекатель, организатор и др.).

 

2. Информационные модели  конфликтной ситуации у основных и второстепенных участнико конфликта.

 

3. Предмет конфликта —  это объективно существующая  или воображаемая проблема, лежащая  в основе конфликта. Это то противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство.

 

4. Объект конфликта —  его рассматривают как причину, повод к конфликту. Объектом конфликта может быть материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента. Чтобы стать объектом конфликта, элемент материальной, социальной или духовной сферы должен находиться на пересечении личных, групповых, общественных или государственных интересов субъектов, которые стремятся к контролю над ним.

 

5. Микро- и макросреда. При анализе конфликта необходимо выделять условия, в которых находятся и действуют участники конфликта, то есть микро-и макросреду, в которых возник конфликт. Такой подход позволяет рассматривать конфликт не как изолированную систему, а как социальную ситуацию.

5.Причины конфликтов. 1.Объективные-к  объективным причинам относятся, те обстоятельства социального  взаимодействия людей, которые привели  к столкновению их интересов, мнений, установок и т.п.

 

2.Организационно-управленческие. 2.1.Структурно-организационные причины  конфликтов (несоответствие структуры  организации требованиям деятельности, которой она занимается. Структура определяется задачами организации)

2.2.Функционально-организационные  причины конфликтов (вызваны неоптимальностью функциональных связей организации с внешней средой, между структурными элементами организации, между отдельными работниками)

2.3.Личностно-функциональные  причины конфликтов (связаны с  неполным соответствием работника  по профессиональным, нравственным  и другим качествам требованиям  занимаемой должности)

2.4.Ситуативно-управленческие  причины конфликтов (ошибки допускаемые  руководителями и подчиненными  в процессе решения управленческих  и других задач)

 

3.Социально-психологические  -Потери и искаженная информация в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации

Разбалансированное ролевое взаимодействия людей

Выбор разных способов оценки результатов деятельности

Потери и искаженная информация в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации

Разбалансированное ролевое взаимодействия людей

Выбор разных способов оценки результатов деятельности

 

4.Личностные-Субъективная оценка поведения партнера как недопустимого

Недостаточная социально-психологическая компетентность

Низкая конфликтоустоичивость

Плохое развитие эмпатии

Неадекватный уровень притязании

Холерический тип темперамента

Акцентуации характера.

 

5.Субъективные- связаны с индивидуально-психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к тому, что они выбирают именно конфликтный, а не другой способ решения создавшегося противоречия. Человек не идет на компромиссное решение проблемы, а выбирает стратегию противодействия

6.Функции конфликта

Функция конфликта – роль, которую выполняет конфликт по отношению к обществу и его различным структурным образованиям: социальным группам, организациям и индивидам.

По совпадению результатов конфликта с целями различают:

1) явные функции конфликта – функции, для которых характерно совпадение результатов конфликта с целями, которые провозглашали и преследовали оппоненты конфликта;

2) скрытые (латентные) функции конфликта – последствия отличаются от ранее провозглашенных участниками конфликта намерений и могут оказаться неожиданными, не отвечающими целям участников конфликта. Они обнаруживаются лишь с течением времени.

 

Позитивные (конструктивные)

Негативные (деструктивные)

разрядка напряженности между конфликтующими сторонами

большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте

получение новой информации об оппоненте

увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе

сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом

представление о побежденных группах, как о врагах

стимулирование к изменениям и развитию

чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе

снятие синдрома покорности у подчиненных

после завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников

диагностика возможностей оппонентов

сложное восстановление деловых отношений (“шлейф конфликта”).


 

 

Козер Л. Функции социального конфликта

7.Динамика конфликта

Динамика конфликта – это процесс изменения конфликта.

Стадии конфликта:

1. Предконфликтная ситуация – это время вызревания конфликта, развития и обострения противоречий, его вызывающих.

2.Стадия открытого конфликта.

открытый конфликт наступает в случае, если противоречие интересов достигает такой степени зрелости, что их уже невозможно не замечать или скрывать, наличие противоборства становится очевидным всем. Стадии открытого конфликта:

2.1. Инцидент – «первое столкновение сторон».Он выступает как завязка конфликта. Нередко инцидент возникает как будто по случайному поводу, но на самом деле такой повод является последней каплей, которая переполняет чашу.

Информация о работе Конфликтология