Условия организации тестового контроля на уроках информатики в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 17:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определение эффективных условий организации тестового контроля на уроках информатики и ИКТ в начальной школе. Задачи исследования: изучить психолого-педагогическую литературу по применению тестового контроля знаний на уроках информатики и ИКТ. Охарактеризовать организацию тестового контроля на уроках информатики и ИКТ в начальной школе.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………
3
1. Условия организации тестового контроля на уроках информатики и ИКТ в начальной школе ………………………………………………..

1.1 Педагогический тест как объективный способ оценивания….

1.2 Типология тестовых заданий для пропедевтического курса информатики и ИКТ…………………………………………………

1.3 Организация тестового контроля в 3 классе по теме: «Действия с информацией» ………………………………………..

Заключение …………………………………………………………………

Список литературы…………………………………………………………

Файлы: 1 файл

илова курсовая.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  Ульяновской области

Областное Государственное  образовательное учреждение среднего профессионального образования

Сенгилеевский педагогический колледж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Условия организации  тестового контроля на уроках информатики в начальной школе

 

Студентки

3А группы

Специальности  050709

Иловой Валерии

 Андреевны

 

Руководитель работы:

преподаватель

методики преподавания

информатики

Феоктистова Лариса

Вячеславовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сенгилей 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ……………………………………………………………………

3

1. Условия организации  тестового контроля на уроках  информатики и ИКТ в начальной  школе ………………………………………………..

 

1.1 Педагогический тест как объективный способ оценивания….

 

1.2 Типология тестовых заданий для пропедевтического курса информатики и ИКТ…………………………………………………

 

1.3 Организация тестового контроля в 3 классе по теме: «Действия с информацией» ………………………………………..

 

Заключение …………………………………………………………………

 

Список литературы…………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Эффективность проверочно-оценочной  деятельности учителя во многом зависит от того, насколько успешно он реализует основные функции контроля результатов обучения, а используемые им средства контроля соответствуют методическим и психолого-педагогическим требованиям к этим средствам.

Тесты — одно из средств  проверки и оценки результатов обучения школьников. В последние годы они получают все большее применение в практике обучения. Это обусловлено рядом причин.

Во-первых, тесты привлекают своей оперативностью. Используя их, можно быстро проверить и оценить уровень усвоения учебного материала. Это достигается в основном за счет включения в тесты проверочных заданий с выбором варианта ответа. Благодаря этому, контроль правильности выполнения заданий значительно упрощается и может быть выполнен в короткое время.

Во-вторых, многие видят  в использовании тестов путь повышения  объективности проверки и оценки знаний и умений обучаемых. Считается, что стандартная, во многом формализованная процедура проверки и оценки выполнения тестов не оставляет места для проявления субъективного подхода к контролю. Это безусловно так, но, к сожалению, преодоление субъективного подхода к оценке не исчерпывает всех факторов, влияющих на уровень объективности, достоверности контроля и оценивания результатов обучения.

В-третьих, интерес к  применению тестов в качестве средства оценки знаний возрос в последнее время еще и в связи с тем, что они рассматриваются как наиболее перспективные измерители уровня обученности школьников в условиях введения в практику школы образовательных стандартов.

Эти преимущества тестов приводят к их широкому использованию, даже ЕГЭ по информатике содержит тестовые задания. В большинстве  случаев учителя информатике  содержит тестовые задания. В большинстве случаев учителя информатики используют тестовые задания только закрытой формы, в которых учащиеся из нескольких вариантов ответов выбирают один или несколько правильных. При этом у учащихся формируется неправильное представление о тестовом контроле знаний.

Уже с начальной школы  при проверке знаний учащихся по информатике  следует использовать разнообразные  разноуровневые тестовые задания, формируя у них умение применять свои знания как в стандартной, так и в  незнакомой ситуации.

Проблема исследования: каковы эффективные условия организации тестового контроля на уроках информатики и ИКТ в начальной школе?

Цель исследования: определение эффективных условий организации тестового контроля на уроках информатики и ИКТ в начальной школе.

Объект исследования: диагностика знаний, умений и навыков учащихся на уроках информатики и ИКТ в начальной школе.

Предмет исследования: эффективные условия применения тестового контроля на уроках информатики и ИКТ в начальной школе.

Задачи исследования:

    1. изучить психолого-педагогическую литературу по применению тестового контроля знаний на уроках информатики и ИКТ.
    2. охарактеризовать организацию тестового контроля на уроках  информатики и ИКТ в начальной школе.

При написании курсовой работы использовались следующие методы исследования:

    1. изучение психолого-педагогической и методической литературы.
    2. изучение опыта работы учителей информатики по проблеме исследования.

 

 

  1. УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ НА УРОКАХ ИНФОМАТИКИ И ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

1.1 Педагогический тест как объективный способ оценивания

 

Тест (от англ. test — испытание, проверка) — стандартизованные, краткие, ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуальных различий [6].

По мере использования  тестов была сформирована их классификация по цели и содержанию:

  • тесты личности — для оценки эмоционально-волевых качеств индивидуума;
  • тесты интеллекта — для анализа уровня развития познавательных процессов и функций мышления;
  • тесты способностей — для оценки возможности в овладении различной деятельностью;
  • тесты достижений, с помощью которых оценивают развитие знаний, умений, навыков после обучения.

Из всего многообразия типов стандартизованных тестов в образовании используют тесты достижений. Они создавались для проверки результатов обучения на разных ступенях получения образования, измерения эффективности программ и процесса обучения. Тесты достижений принято противопоставлять тестам способностей, состоящим из тестов общего интеллекта, комплексных батарей способностей и тестов специальных способностей. Можно сказать, что тесты способностей измеряют эффективность обучения в относительно неконтролируемых и неизвестных условиях, в то время как тесты достижений измеряют эффективность обучения при частично известных и контролируемых условиях [2].

Первое применение тестов в системе образования относится  к 1904г., когда французский психолог А. Бине использовал серию тестов для отбора детей с пониженным уровнем интеллектуального развития. Термин же «коэффициент интеллектуального развития IQ», который применяется и сейчас, уже в его современной интерпретации, был предложен учеными Стэнфордского университета США.

В начале прошлого столетия появились первые тесты по измерению результатов школьного обучения. Р. Л. Торндайк в 1933 г. предложил использовать в тестах психологические принципы измерения, т. е. сравнение относительно единой системы нормативов [6].

В настоящее время  целесообразно отделить педагогический инструмент от психологического. Можно считать, что педагогические тесты направлены на выявление тех личностных новообразований и приращений, которые получены в результате систематического обучения. Психологические же тесты направлены на выявление особенностей, полученных в результате всей жизнедеятельности. Соответственно, различны и принципы построения и обработки этих двух типов тестов.

В настоящее время  формируется «прикладное направление  научной педагогики — педагогическая тестология, призванная заниматься научными вопросами разработки тестов, применяемых для объективного контроля учебных достижений». При этом само понятие «педагогический тест» необходимо использовать в двух смыслах: как метод педагогического измерения и как результат применения теста.

Понятийный аппарат  тестологии еще только формируется, поэтому возможно использование разными специалистами различных трактовок одного и того же понятия.

Например, ранее мы использовали определение А. Н. Майорова: «Тест (в том числе педагогический) — это инструмент, состоящий из квалиметрически (с использованием различных методов определения качества) выверенной системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенный для измерения качеств и свойств личности, измерение которых возможно в процессе систематического обучения» [8]. Это определение позволяет формально просто отделить тест от «не теста»: тест объединяет, как минимум, три составляющих элемента — систему заданий, технологию предъявления и отработанную систему проверки, обработки и анализа результатов.

Можно использовать и  следующее определение В. С. Аванесова, по своей сути не противоречащее первому: «Педагогическим тестом называется система заданий специфической формы, определенного предметного содержания, возрастающей трудности для объективного оценивания структуры и уровня подготовленности учащихся в ограниченный промежуток времени» [1].

В этом определении слова «система заданий» означают, что в тесте собраны такие задания, которые обладают системообразующими свойствами, т. е. принадлежат к одной учебной дисциплине, связаны и упорядочены по мере возрастания их трудности.

Специфическая форма тестовых заданий проявляется в том, что «задания теста сформулированы в виде утверждений, которые, в зависимости от ответов, превращаются в истинное или ложное высказывание. Это их основное отличие от вопросов и задач, которые не бывают истинными или ложными, очень многословны и неопределенны по форме, поэтому нетехнологичны» [1].

Форма логического утверждения позволяет при минимуме средств (слов и лексических конструкций) добиться максимальной ясности смысла, не порождая многословности в ответах. Но это не означает, что условие тестового задания нельзя сформулировать в виде вопросов. Не стоит абсолютизировать форму логического высказывания и использовать ее в определении тестовых заданий, как это представлено у В. С. Аванесова.

Под определенным предметным содержанием же в этом определении подразумевается использование в тесте только такого контрольного материала, который соответствует содержанию учебного курса, т. е. в педагогическом тесте достижений исключается проверка внеучебного содержания (например, уровня интеллектуального развития), так как система построения психологических тестов совершенно иная.

Главным критерием упорядочивания содержания педагогического теста является критерий трудности заданий.

Характеристики тестов отвечают требованиям, которые предъявляются  всем измерительным материалам. Наиболее существенными считаются следующие характеристики:

  • валидность — соответствие проверочного материала целям контроля;
  • надежность — устойчивость результатов тестирования при многократном использовании контрольного материала;
  • репрезентативность — полнота охвата в тесте изученного материала;
  • стандартизованность — единая процедура проведения и подведения итогов тестирования.

 Кроме приведенной  классификации тесты можно классифицировать  еще по целому ряду оснований.

  • По процедуре создания могут быть выделены стандартизированные и не стандартизированные тесты.

Стандартизация — последовательный ряд процедур по планированию, проведению оценивания и выставлению баллов. Цель стандартизации состоит в том, чтобы обеспечить всем учащимся возможность проходить оценивание в равных условиях, чтобы их оценки имели одинаковое значение и не подвергались влиянию различных условий. Это важная процедура, когда оценки планируется использовать для сравнения отдельных людей или групп.

В образовании можно  выделить и ряд задач, которые  могут быть решены не стандартизированными тестами, — в том числе текущий контроль знаний на этапе обучения. Однако для итоговой аттестации учащихся используются только стандартизованные тесты.

  • По способу предъявления различают тесты:
  • бланковые (машиночитаемые бланки, тестовые тетради);
  • предметные (манипуляция материальными объектами рассчитана на быстроту реакции и четкость действий);
  • аппаратурные (с использованием специальной аппаратуры — датчиков для фиксации сигналов);
  • практические (аналоги лабораторных работ, но с тестовыми условиями заданий);
  • компьютерные (как частный случай — адаптивные).
  • По характеру действий тесты делят на:
  • вербальные;
  • невербальные.
  • По ведущей ориентации выделяют:
  • тесты на скорость;
  • тесты на результативность (мощность);
  • смешанные тесты.
  • По степени однородности задач тесты делят на:
  • гомогенные, позволяющие измерить одно качество (уровень подготовки по одному предмету) однородными по составу заданиями;
  • гетерогенные (многомерные) — для измерения уровня подготовленности учащихся по нескольким учебным предметам и (или) свойствам личности.
  • По целям использования в системе образования (классификация по книге Нормана Е. Гронлунда [14] названия даны в переводном варианте, — возможно, по мере внедрения в педагогическую практику они претерпят изменения):
  • определяющий (знания или поведение обучаемого в начале обучения).

Информация о работе Условия организации тестового контроля на уроках информатики в начальной школе