Условия организации тестового контроля на уроках информатики в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 17:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определение эффективных условий организации тестового контроля на уроках информатики и ИКТ в начальной школе. Задачи исследования: изучить психолого-педагогическую литературу по применению тестового контроля знаний на уроках информатики и ИКТ. Охарактеризовать организацию тестового контроля на уроках информатики и ИКТ в начальной школе.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………
3
1. Условия организации тестового контроля на уроках информатики и ИКТ в начальной школе ………………………………………………..

1.1 Педагогический тест как объективный способ оценивания….

1.2 Типология тестовых заданий для пропедевтического курса информатики и ИКТ…………………………………………………

1.3 Организация тестового контроля в 3 классе по теме: «Действия с информацией» ………………………………………..

Заключение …………………………………………………………………

Список литературы…………………………………………………………

Файлы: 1 файл

илова курсовая.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

Пример:

1) Впишите соответствующее слово в отведённое для ответа место.

Египтяне письменно  кодировали информацию на ______ с помощью _____.

 

Использование заданий  с открытым (свободным) ответом актуально для проведения текущих проверок усвоения предметной терминологии, определений, дат, небольших логических или расчетных задач. В условии задания легко использовать принцип фасетности для построения нескольких вариантов. В итоговом контроле такие задания должны составлять обособленную группу, так как они требуют отдельной обработки результатов, но задания этого типа могут быть обработаны компьютером при небольшой модификации формулировки ответа.

Другой подтип этих заданий позволяет учащемуся свободно конструировать ответ без жестких ограничений по его объему и содержанию: по условию задания представить полное решение задачи, дать обоснование ответа, написать небольшое сочинение – эссе. В большинстве своем также задания проверяют сложную структуру знаний по предмету. Для анализа ответов учащихся разработчики тестов составляют критерии, позволяющие определить правильность выполнения заданий. (Под критериями здесь понимаются не точные образцы ответов, а перечисление некоторых обязательных условий, при выполнении которых ответ можно засчитать как правильный.)

3.Задания на установление соответствия

Задания на установление соответствия позволяют проверить  знание взаимосвязи определений  и фактов, сущности явлений, соотношения  между объектами и их свойствами. Следует отметить, что эти задания редко используются в курсе информатики из-за громоздкой технологии подготовки самих заданий и из-за невозможности многократно использовать подготовленные бланки с заданиями. Поэтому их лучше всего применять в текущем контроле знаний или при самоконтроле.

Пример.

Найди соответствия и  соедини стрелками:

                       


 




 

 

4.Задания на установление правильной последовательности

Задания на установление правильной последовательности проверяют знание определенной последовательности действий для получения конечного результата или знание хронологии событий.

Пример.

Прочитай текст. Пронумеруй строчки  по порядку (по образцу).


        Златая цепь  на дубе том:


       Идет на право- песнь заводит,

       Там на неведомых  дорожках


       И днем и  ночью кот ученый


       Налево- сказку  говорит.


       Русалка на  ветвях сидит;


       У лукоморья  дуб зелёный.


        Все ходит по цепи кругом;


       Там чудеса  там леший бродит,


 

При составлении тестовых заданий необходимо соблюдать дозировку тестовых заданий в соответствии с уровнем: 1 уровня –20%, 2 уровня – 50%, 3 уровня – 30%. К заданиям первого уровня относятся задания закрытой формы, открытой формы с подсказкой; второго уровня – открытой формы, на классификацию, удаление лишнего, установление правильной последовательности, установление соответствия. Третьего уровня – «обоснуй», «докажи» и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Организация  тестового контроля в 3 классе по теме:

«Действия с  информацией»

Данные тестовые задания  составлены в соответствии с требованиями, так как содержат задания различной  конфигурации и разного уровня сложности, что позволит всесторонне проверить и оценить знания учащихся по предложенной теме.

 

    1. С помощью чего люди хранили и передавали информацию:
        1. Простых рисунков
        2. Кругов на полях
        3. Кодов и шифров
        4. Музыки

 

 

 

 

 

 

    1. Соедини стрелками по смыслу.

 

Делать записи


Готовить суп

Изображать схему

Рубить дрова

Рисовать

Наблюдать

Думать


Запоминать

Резать картошку

Мыслить

    1. Соедини стрелками по смыслу.


 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе  рассмотрены  условия организации тестового  контроля знаний на уроках Информатики  и ИКТ в начальной школе. Было выявлено, что использование тестовых заданий является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету. При помощи данного способа можно осуществить многосторонний контроль за ходом подготовки уроков: выявить уровень теоретической подготовки, умения анализировать, обобщать, решать практические задачи, выявить уровень интеллектуального развития.

Основной педагогический прием, использованный в современных системах, состоит в том, что учащемуся представляется право самостоятельного выбора способа работы на уроке в соответствии с личными стратегиями получения знаний, с учетом его предпочтений и осознания целей обучения.

Однако учитель обязательно  должен психологически готовить детей к выполнению тестовой работы. Важно предупредить учащихся, что невнимательность может привести к неправильным выводам об уровне их знаний.

В связи с эффективностью данной работы учителю информатики  и ИКТ могут быть предложены следующие методические рекомендации:

  1. Знать и грамотно составлять разноуровневые тестовые задания.
  2. Учить учащихся пользоваться разноуровневыми тестовыми заданиями.
  3. Учитель должен хорошо владеть методикой организации и проведения тестовых заданий, представлять учащимся относительно большую самостоятельность.
  4. Систематически включать в уроки Информатики и ИКТ тестовые задания III уровня с целью формирования умений самостоятельно применять усвоенные правила типового действия в незнакомой ситуации и для развития творческих умений учащихся.

Результаты данного  исследования предполагается использовать и в дальнейшей самостоятельной  педагогической деятельности для повышения  уровня профессиональной подготовки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Аванесов B.C. Композиция тестовых заданий. – М.: 1996.
    2. Анастази А. Психологическое тестирование: Пер. с англ.: В 2-х тт. – М.: Наука, 1985.
    3.   Ефремова Н. Ф. Современные тестовые технологии в образовании. – М.: Логос, 2003.
    4. Информатика  и ИКТ: рабочая тетрадь для 3 класса. Ч.1. – 2-е изд. – М.– БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 63с.:ил.
    5. Информатика  и ИКТ: рабочая тетрадь для 3 класса. Ч.2. – 2-е изд. – М.– БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 63с.:ил.
    6. Кузнецов А. А. Оценка достижения требований образовательных стандартов. – М., 2003.
    7. Лапчик М. П. и др. Методика преподавания информатики. М.: Академия, 2001.–624с.
    8. Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Интеллект-центр, 2002.
    9. Нейман Ю. М., Хлебников В. А. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов. – М.: Прометей, 2000.
    10. Новиков Д. А. Статистические методы в педагогических исследованиях. –М.: МЗ-Пресс, 2004.
    11. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. — М.: Наука, 2004.
    12. Программы для общеобразовательных учреждений: 2-11 кл. Информатика / 2-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005.
    13. Самылкина Н. Н. Построение тестовых заданий по информатике: Методическое пособие. – М.: Бином, 2003.
    14. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учебное пособие. – М.: Логос, 2002.

Информация о работе Условия организации тестового контроля на уроках информатики в начальной школе