Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 16:44, реферат
Вместе с развитием избирательной системы Российской Федерации активно развивается ее технологическая база, и прежде всего, автоматизация информационных процессов при подготовке и проведении выборов, референдумов. Актуальность применения средств автоматизации в избирательном процессе стала вполне очевидна с самого начала создания избирательной системы России.
1. Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы» - 3
2. Нормативно - правовая база разработки и использования ГАС «Выборы» -5
3. Структура и состав ГАС «Выборы» - 7
4. Цели создания автоматизированной системы РФ «Выборы» - 9
5. Виды информационных ресурсов Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» и обеспечение доступа к ним - 13
Список литературы - 23
Целями использования ГАС "Выборы" при подготовке и проведении голосования также являются:
Организационная структура ГАС "Выборы" соответствует системе избирательных комиссий Российской Федерации, определяемой федеральными законами о выборах и референдуме, а также законами и иными нормативными правовыми актами о выборах и референдуме, принятыми законодательными органами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с этим организационную структуру ГАС "Выборы" образует система Федерального центра информатизации при Центральной избирательной комиссии РФ, являющегося государственным учреждением, созданным в целях технического, организационного и информационного обеспечения ГАС "Выборы".
Эта система включает:
В соответствии с нормами ст. 2 Закона о ГАС "Выборы" комплексы средств автоматизации ГАС "Выборы" представляют собой "совокупность взаимосвязанных программно-технических средств, предназначенных для сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и передачи информации". На комплексы средств автоматизации ГАС "Выборы" установлено специальное программное обеспечение, которое предназначено для автоматизации технологического процесса подготовки и проведения голосования. Это программные комплексы: "Планирование", "Кандидат/Депутат", "Итоги", "Территория", "Избиратель", "Картография", "Контроль финансов", "Кадры", "Право", автоматизированная система делопроизводства, а также ряд программных средств офисного назначения.
Важнейшей составляющей автоматизированной системы являются информационные ресурсы. В ст. 2 Закона о ГАС "Выборы" информационные ресурсы ГАС "Выборы" определены как "отдельные документы, отдельные массивы документов, документы и массивы документов, формируемые, хранимые и используемые в ГАС "Выборы".
Информационные ресурсы ГАС "Выборы" включают:
Информационные ресурсы ГАС "Выборы" независимо от уровня их формирования и использования являются государственной собственностью.
Информационные ресурсы формируются и хранятся:
Согласно предписаниям п. 6 ст. 20 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" *(94) избирательные комиссии, комиссии референдума обеспечивают "информирование избирателей, участников референдума о сроках и порядке осуществления избирательных действий, действий, связанных с подготовкой и проведением референдума, о ходе избирательной кампании, кампании референдума, а также о кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов". Эта информация, содержащаяся в информационных ресурсах ГАС "Выборы", относится к категории информации открытого доступа.
К информации ограниченного доступа относятся персональные данные об избирателях, участниках референдума, членах избирательных комиссий, комиссий референдума.
Несомненно, к преимуществам ГАС "Выборы" следует отнести возможность более точного и оперативного подсчета голосов, возможность выявления несоответствия данных об избирателях, участниках референдума, принявших участие в голосовании, с данными об избирателях, участниках референдума, включенных в списки избирателей, участников референдума. Использование автоматизированной системы при проведении выборов, референдума дает возможность непосредственно наблюдать за ходом проводимого голосования, обеспечивает наглядную демонстрацию процесса проведения выборов (референдума) по всем регионам страны в динамике реального времени. ГАС "Выборы" позволяет обеспечить информационную открытость проводимых выборов и референдума, доступность для граждан общественно значимой информации и, следовательно, реализацию права граждан на получение информации. Это особого рода гарантия реализации принципов народовластия, народного суверенитета, демократии, политического участия граждан в управлении государством.
автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» и обеспечение доступа к ним
Проведем классификацию ГАС «Выборы» согласно принципам информационного права:
1) Функция ГАС «Выборы» - автоматизация
информационных процессов
2) Это единая система, имеющая
общую (распределенную) базу данных,
действующая на основании
3) При выполнении ее основной
функции - автоматизации избирательных
процессов возможна композиция
и декомпозиция элементов
ГАС «Выборы» отвечает основным требованиям к информационной системе, ибо она:
- эффективна - действует в 83 субъектах
Российской Федерации,
- ее функционирование
- точности (доведение всей информации до конечного потребителя без искажений);
- защищенности - организационными
и техническо-программными
- согласованна со стандартами
(обеспечивается работа по
- надежность и безопасность
обеспечиваются дублированием
По видам:
- по степени открытости это
больше закрытая система.
По форме собственности это государственная система.
По технической характеристике это крупная система, так как служит для решения масштабных и сложных задач, для функционирования требуется разнообразное ПО, для нее характерна территориальная распределенность - она охватывает все субъекты РФ и распространяется на все городские округа и муниципальные районы.
ГАС «Выборы» функционирует на основании
Федерального закона «О Государственной
автоматизированной системы Российской
Федерации «Выборы» №20-ФЗ от 10.01.2003 г.,
Конституции РФ, Федеральных законов "Об
информации, информационных технологиях
и о защите информации", "Об электронной
цифровой подписи", а так же нормативно-правовых
актов, утвержденных ЦИК России, таких,
как «Положение об обеспечении безопасности
информации в Государственной автоматизированной
системе Российской Федерации "Выборы"»,
утвержденным Постановлением Центральной
избирательной комиссии Российской Федерации
от 23 июля 2003 года N 19/137-4, Положение о Государственной
системе регистрации (учета) избирателей,
участников референдума в Российской
Федерации, утвержденное постановлением
ЦИК России от 6 ноября 1997 года №134/973-II
(в редакции постановления ЦИК России
от 29 декабря 2005 года №164/1084-4), Регламент
применения Государственной автоматизированной
системы Российской Федерации "Выборы"
для решения задач, связанных с регистрацией
(учетом) избирателей, участников референдума
в Российской Федерации. Применение ГАС
«Выборы» происходит так же на основании
соответствующих законов, например, "О
выборах депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации",
"О выборах Президента Российской Федерации",
«О выборах в органы местного самоуправления
в Волгоградской области». Основным, рамочным
НПА, определяющим порядок проведения
выборов, в т.ч. с использованием информационных
технологий и ГАС «Выборы» является Федеральный
Закон "Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации" все
действия и процессы, в т.ч. информационные
средства обеспечения избирательных прав
граждан служат для обеспечения гарантий
законности при проведении выборов, референдумов.
Эти гарантии, в случае использования
ГАС «Выборы» основаны на таких принципах,
как гласность, соблюдение конституционных
прав граждан при автоматизированной
обработке информации о них, оперативность,
недопустимость вмешательства в информационные
процессы в ГАС "Выборы", сочетание
централизации и децентрализации в управлении
процессами использования и эксплуатации
ГАС "Выборы", обязательное применение
ГАС "Выборы", недопустимость использования
для других автоматизированных систем
и информационных технологий, обеспечение
безопасности информации в ГАС "Выборы"
в сочетании с открытостью системы и доступностью
информации, обеспечение достоверности
информации, применение лицензионных
программных средств и сертифицированный
программно-технических средств, недопустимость
подключения ГАС "Выборы" к информационно-
Информационные ресурсы ГАС "Выборы" включают в себя:
1) персональные данные об
2) информацию о ходе и об итогах голосования;
3) картографическую информацию
об административно-
4) информацию, связанную с деятельностью избирательных комиссий, комиссий референдума;
5) информацию о нормативных
6) иную информацию, предусмотренную федеральными законами, нормативными правовыми актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Основную часть информационных ресурсов ГАС «Выборы» составляют персональные данные граждан - это сведения об избирателях, членах участковых избирательных комиссий, кандидатах на выборные должности. Эта информация, согласно ст. 17 ФЗ «О ГАС «Выборы» независимо от уровня и способа их формирования является федеральным информационным ресурсом. Правовое регулирование обращения данного вида информации разработано наиболее полно. В основном, на обеспечение безопасности этих данных, а так же на защиту сведений о ходе и итогах голосования и линий связи направлены мероприятия и нормативно-правовые акты, посвященные защите информации.
Доступ к такого рода информации имеют члены избирательных комиссий всех уровней, кроме членов участковых избирательных комиссий, в случае необходимости такого доступа для осуществления ими своих служебных обязанностей. Например, доступ к такой информации может быть предоставлен для проверки правильности заполнения подписных листов в пользу кандидата. Это определено, например, в ст. 37 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации». Так же доступ к этой информации имеют должностные лица органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, которым доступ к такой информации предусмотрен федеральными законами. Например, главы местных администраций раз в полугодие получают полную информацию об избирателях, проживающих на подведомственной им территории, в соответствии с положением о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, утвержденным постановлением ЦИК России. К сожалению, порядок использования этих сведений главой местной администрации не определен, что может способствовать неправомерному доступу к такой информации, имеющей статус конфиденциальной. И, наконец, право доступа к сведениям об избирателях имеют граждане, запрашивающие персональные данные о себе. Порядок доступа граждан к сведениям о себе определен в ст. 14. Федерального Закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных», Специфика обработки персональной информации в ГАС «Выборы» состоит в том, что согласие субъекта персональных данных на обработку информации о нем не требуется - все происходит в соответствии с федеральным законом.