Автоматизированная система РФ «Выборы», цели ее создания и создаваемые с её помощью информационные ресурсы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 16:44, реферат

Описание работы

Вместе с развитием избирательной системы Российской Федерации активно развивается ее технологическая база, и прежде всего, автоматизация информационных процессов при подготовке и проведении выборов, референдумов. Актуальность применения средств автоматизации в избирательном процессе стала вполне очевидна с самого начала создания избирательной системы России.

Содержание работы

1. Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы» - 3
2. Нормативно - правовая база разработки и использования ГАС «Выборы» -5
3. Структура и состав ГАС «Выборы» - 7
4. Цели создания автоматизированной системы РФ «Выборы» - 9
5. Виды информационных ресурсов Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» и обеспечение доступа к ним - 13
Список литературы - 23

Файлы: 1 файл

ИНФОРМАТИКА.docx

— 56.95 Кб (Скачать файл)
  1. Цели создания автоматизированной системы РФ «Выборы»  Согласно законодательству ГАС «Выборы» используются в целях:
  • совершенствования информационного обеспечения избирательной системы Российской Федерации;
  • сокращения сроков подведения итогов голосования и финансовых затрат на проведение избирательных кампаний.

      Целями использования ГАС "Выборы" при подготовке и проведении голосования также являются:

  • повышение уровня гарантий избирательных прав и права граждан Российской Федерации на участие в референдуме;
  • повышение эффективности и надежности процессов сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и передачи информации, используемой в ходе подготовки и проведения выборов и референдума, обеспечение оперативности, достоверности и полноты этой информации;
  • повышение эффективности информационного обеспечения деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума;
  • создание условий для повышения достоверности и полноты информации, используемой в процессе выборов и референдума;
  • повышение оперативности подведения предварительных итогов, статистической обработки и анализа результатов выборов и референдума;
  • обеспечение широкого информирования избирателей и участников референдума о ходе выборов и референдума и их результатах;
  • снижение финансовых затрат на проведение избирательных кампаний.

Организационная структура  ГАС "Выборы" соответствует системе  избирательных комиссий Российской Федерации, определяемой федеральными законами о выборах и референдуме, а также законами и иными нормативными правовыми актами о выборах и референдуме, принятыми законодательными органами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с этим организационную  структуру ГАС "Выборы" образует система Федерального центра информатизации при Центральной избирательной комиссии РФ, являющегося государственным учреждением, созданным в целях технического, организационного и информационного обеспечения ГАС "Выборы".

Эта система включает:

  • Федеральный центр информатизации (далее - ФЦИ) при Центральной избирательной комиссии РФ, действующий на постоянной основе;
  • информационные центры, действующие на постоянной основе, в составе аппаратов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации;
  • информационные службы, действующие на постоянной основе, в составе аппаратов окружных избирательных комиссий, если иное не предусмотрено совместным постановлением избирательной комиссии и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
  • территориальные информационные службы, действующие при проведении выборов и референдума в составе территориальных комиссий, а в период между выборами и референдумами - в составе аппаратов глав муниципальных образований.

В соответствии с нормами ст. 2 Закона о ГАС "Выборы" комплексы средств автоматизации ГАС "Выборы" представляют собой "совокупность взаимосвязанных программно-технических средств, предназначенных для сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и передачи информации". На комплексы средств автоматизации ГАС "Выборы" установлено специальное программное обеспечение, которое предназначено для автоматизации технологического процесса подготовки и проведения голосования. Это программные комплексы: "Планирование", "Кандидат/Депутат", "Итоги", "Территория", "Избиратель", "Картография", "Контроль финансов", "Кадры", "Право", автоматизированная система делопроизводства, а также ряд программных средств офисного назначения.

 Важнейшей составляющей автоматизированной системы являются информационные ресурсы. В ст. 2 Закона о ГАС "Выборы" информационные ресурсы ГАС "Выборы" определены как "отдельные документы, отдельные массивы документов, документы и массивы документов, формируемые, хранимые и используемые в ГАС "Выборы".

Информационные ресурсы  ГАС "Выборы" включают:

  • персональные данные об избирателях, участниках референдума, выдвинутых кандидатах, зарегистрированных кандидатах на выборную должность, избранных кандидатах, доверенных лицах, уполномоченных представителях, членах избирательных комиссий, комиссий референдума, то есть практически обо всех дееспособных гражданах страны;
  • информацию о ходе и итогах голосования;
  • картографическую информацию об административно-территориальном делении федерального, регионального и муниципального уровней, используемую при проведении выборов и референдума;
  • информацию, связанную с деятельностью избирательных комиссий, комиссий референдума;
  • информацию о нормативных правовых актах о выборах и референдуме;
  • иную информацию, предусмотренную федеральными консти-туционными законами, федеральными законами, нормативными актами Центральной избирательной комиссии РФ.

Информационные ресурсы  ГАС "Выборы" независимо от уровня их формирования и использования являются государственной собственностью.

Информационные ресурсы  формируются и хранятся:

  • в Центральной избирательной комиссии РФ;
  • в Федеральном центре информатизации;
  • в информационных центрах и службах при соответствующих избирательных комиссиях.
  • Информационные ресурсы ГАС "Выборы" по уровню доступа можно подразделить на две группы:
  • информационные ресурсы, содержащие информацию открытого доступа;
  • информационные ресурсы, содержащие информацию ограниченного доступа.

Согласно предписаниям п. 6 ст. 20 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" *(94) избирательные комиссии, комиссии референдума обеспечивают "информирование избирателей, участников референдума о сроках и порядке осуществления избирательных действий, действий, связанных с подготовкой и проведением референдума, о ходе избирательной кампании, кампании референдума, а также о кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов". Эта информация, содержащаяся в информационных ресурсах ГАС "Выборы", относится к категории информации открытого доступа.

К информации ограниченного  доступа относятся персональные данные об избирателях, участниках референдума, членах избирательных комиссий, комиссий референдума.

Несомненно, к преимуществам  ГАС "Выборы" следует отнести  возможность более точного и оперативного подсчета голосов, возможность выявления несоответствия данных об избирателях, участниках референдума, принявших участие в голосовании, с данными об избирателях, участниках референдума, включенных в списки избирателей, участников референдума. Использование автоматизированной системы при проведении выборов, референдума дает возможность непосредственно наблюдать за ходом проводимого голосования, обеспечивает наглядную демонстрацию процесса проведения выборов (референдума) по всем регионам страны в динамике реального времени. ГАС "Выборы" позволяет обеспечить информационную открытость проводимых выборов и референдума, доступность для граждан общественно значимой информации и, следовательно, реализацию права граждан на получение информации. Это особого рода гарантия реализации принципов народовластия, народного суверенитета, демократии, политического участия граждан в управлении государством.

  1. Виды информационных ресурсов Государственной

автоматизированной системы  Российской Федерации «Выборы» и  обеспечение доступа к ним

      Проведем классификацию ГАС «Выборы» согласно принципам информационного права:

1) Функция ГАС «Выборы» - автоматизация  информационных процессов подготовки  и проведения выборов и референдума,  обеспечение деятельности избирательных  комиссий, комиссий референдума,  а также для решения задач,  не связанных с выборами и  референдумом.

2)  Это единая система, имеющая  общую (распределенную) базу данных, действующая на основании единых  стандартов и протоколов, единых  нормативных документов, под управлением единого центра (ФГУ Федеральный центр автоматизации при ЦИК России).

3) При выполнении ее основной  функции - автоматизации избирательных  процессов возможна композиция  и декомпозиция элементов системы.  В зависимости от уровня и вида выборов может быть задействована как вся система целиком (автоматизация избирательных процессов при проведении выборов Президента Российской Федерации) так и небольшая ее часть, как например, при проведении предстоящих дополнительных выборов депутата Волгоградской областной Думы по Городищенскому одномандатному округу №5.

ГАС «Выборы» отвечает основным требованиям  к информационной системе, ибо она:

- эффективна - действует в 83 субъектах  Российской Федерации, обеспечивает обработку данных более 90 тысяч избирательных участков, обеспечивает в отведенные законом временные рамки ввода и обработки результатов голосования не менее чем на 90% участков(90% протоколов вводятся и обрабатываются за 48 часов, 60% протоколов - за 10 часов), а также представляет в отведенные временные рамки данные в вышестоящие избирательные комиссии;

- ее функционирование соответствует  всем требованиям к качеству  функционирования системы:

- точности (доведение всей информации  до конечного потребителя без  искажений);

- защищенности - организационными  и техническо-программными средствами обеспечивается безопасность информации в системе;

- согласованна со стандартами  (обеспечивается работа по отраслевым  и мировым стандартам);

- надежность и безопасность  обеспечиваются дублированием систем.

По видам:

- по степени открытости это  больше закрытая система. Публичный  интернет - портал ГАС «Выборы» составляет только небольшую часть системы, открытую для доступа и обладает довольно ограниченным функционалом.

По форме собственности это государственная система.

По технической характеристике это крупная система, так как служит для решения масштабных и сложных задач, для функционирования требуется разнообразное ПО, для нее характерна территориальная распределенность - она охватывает все субъекты РФ и распространяется на все городские округа и муниципальные районы.

ГАС «Выборы» функционирует на основании  Федерального закона «О Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» №20-ФЗ от 10.01.2003 г., Конституции РФ, Федеральных законов "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", "Об электронной цифровой подписи", а так же нормативно-правовых актов, утвержденных ЦИК России, таких, как «Положение об обеспечении безопасности информации в Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы"», утвержденным Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23 июля 2003 года N 19/137-4, Положение о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, утвержденное постановлением ЦИК России от 6 ноября 1997 года №134/973-II (в редакции постановления ЦИК России от 29 декабря 2005 года №164/1084-4), Регламент применения Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" для решения задач, связанных с регистрацией (учетом) избирателей, участников референдума в Российской Федерации. Применение ГАС «Выборы» происходит так же на основании соответствующих законов, например, "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", "О выборах Президента Российской Федерации", «О выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области». Основным, рамочным НПА, определяющим порядок проведения выборов, в т.ч. с использованием информационных технологий и ГАС «Выборы» является Федеральный Закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" все действия и процессы, в т.ч. информационные средства обеспечения избирательных прав граждан служат для обеспечения гарантий законности при проведении выборов, референдумов. Эти гарантии, в случае использования ГАС «Выборы» основаны на таких принципах, как гласность, соблюдение конституционных прав граждан при автоматизированной обработке информации о них, оперативность, недопустимость вмешательства в информационные процессы в ГАС "Выборы", сочетание централизации и децентрализации в управлении процессами использования и эксплуатации ГАС "Выборы", обязательное применение ГАС "Выборы", недопустимость использования для других автоматизированных систем и информационных технологий, обеспечение безопасности информации в ГАС "Выборы" в сочетании с открытостью системы и доступностью информации, обеспечение достоверности информации, применение лицензионных программных средств и сертифицированный программно-технических средств, недопустимость подключения ГАС "Выборы" к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", недопустимость подключения ГАС "Выборы" при ее использовании при проведении выборов и референдума к иным информационным системам и сетям связи, не применяемым в ГАС "Выборы".

Информационные ресурсы ГАС "Выборы" включают в себя:

1) персональные данные об избирателях,  участниках референдума, о выдвинутых кандидатах, зарегистрированных кандидатах на выборную должность, об избранных кандидатах, о доверенных лицах, об уполномоченных представителях, о членах избирательных комиссий, комиссий референдума. Перечень таких данных устанавливается федеральными законами;

2) информацию о ходе и об  итогах голосования;

3) картографическую информацию  об административно-территориальном  делении федерального и регионального  уровней, о территориальном устройстве  муниципальных образований, используемую  при подготовке и проведении  выборов и референдума;

4) информацию, связанную с деятельностью  избирательных комиссий, комиссий референдума;

5) информацию о нормативных правовых  актах о выборах и референдуме;

6) иную информацию, предусмотренную  федеральными законами, нормативными правовыми актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Основную часть информационных ресурсов ГАС «Выборы» составляют персональные данные граждан - это сведения об избирателях, членах участковых избирательных комиссий, кандидатах на выборные должности. Эта информация, согласно ст. 17 ФЗ «О ГАС «Выборы» независимо от уровня и способа их формирования является федеральным информационным ресурсом. Правовое регулирование обращения данного вида информации разработано наиболее полно. В основном, на обеспечение безопасности этих данных, а так же на защиту сведений о ходе и итогах голосования и линий связи направлены мероприятия и нормативно-правовые акты, посвященные защите информации.

Доступ к такого рода информации имеют члены избирательных комиссий всех уровней, кроме членов участковых избирательных комиссий, в случае необходимости такого доступа для осуществления ими своих служебных обязанностей. Например, доступ к такой информации может быть предоставлен для проверки правильности заполнения подписных листов в пользу кандидата. Это определено, например, в ст. 37 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации». Так же доступ к этой информации имеют должностные лица органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, которым доступ к такой информации предусмотрен федеральными законами. Например, главы местных администраций раз в полугодие получают полную информацию об избирателях, проживающих на подведомственной им территории, в соответствии с положением о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, утвержденным постановлением ЦИК России. К сожалению, порядок использования этих сведений главой местной администрации не определен, что может способствовать неправомерному доступу к такой информации, имеющей статус конфиденциальной. И, наконец, право доступа к сведениям об избирателях имеют граждане, запрашивающие персональные данные о себе. Порядок доступа граждан к сведениям о себе определен в ст. 14. Федерального Закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных», Специфика обработки персональной информации в ГАС «Выборы» состоит в том, что согласие субъекта персональных данных на обработку информации о нем не требуется - все происходит в соответствии с федеральным законом.

Информация о работе Автоматизированная система РФ «Выборы», цели ее создания и создаваемые с её помощью информационные ресурсы