Правоотношения Правоспособность и дееспособность Коллективный договор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:05, контрольная работа

Описание работы

Выбирая данную тему для контрольной работы, я руководствовалась важностью этой темы, ее значимостью для всех отраслей права. И эта значимость не случайна, она вытекает из самой сущности правового регулирования общественных отношений. Несмотря на то, что каждая отрасль права регулирует отдельный вид общественных отношений, каждая отрасль права имеет свои обусловленные спецификой метод и объект, но правоотношение, тем не менее, в любых правовых отношениях присутствует всегда. И для того, чтобы ясно представить себе механизм действия правового отношения, необходимо, прежде всего, овладеть понятием и структурой правоотношения.
Правовые отношения, проблема их понятия и содержания является одной из фундаментальных пробл

Содержание работы

Задание… ………………………………………………………………………………..3
Введение………………………………………………………………………………….4
1. Понятие, признаки, виды и состав правоотношений. Содержание
правоотношения……………………………………………………………….................5 1.1. Субъекты правоотношений. Понятие правосубъектности. Правоспособность и дееспособность…………………………………………………………………………...11
1.2. Объекты правоотношений. …………………………………………………………22
2. Решение задачи…………………………………………………………………………24
Заключение………………………………………………………………………………...31
Список использованной литературы…………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

Например, право собственности в правоотношениях раскрывается в своих правомочиях — субъект имеет правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом.

А право журналиста на получение  информации от государственного органа раскрывается в конкретном правоотношении как правомочие знакомиться с информацией, получать разъяснения, копию документа.

Выделяет теория и еще одно значение правомочия — притязание. Это такое правомочие, которое четко требует совершения конкретного действия обязанным лицом, органом, государством в интересах управомоченного субъекта правоотношения.

Общая характеристика субъектного  права убедительно показывает, что это право, в сущности, есть не что иное, как мера внешней свободы одного субъекта по отношению к другому субъекту.

Поэтому-то субъективная юридическая обязанность — это также не что иное, как необходимое (должное) поведение, мера этого поведения, удовлетворяющая интерес управомоченного. Исполнение этой меры осуществляется субъектами правоотношений, обеспечивается в необходимых случаях государством.

Правоотношение может быть простым (например, при притязаниях на возмещение вреда), сложным — когда в нем наличествуют несколько притязаний и обязанностей нескольких субъектов. Среди субъектов, имеющих субъективные права и юридические обязанности, могут быть физические лица, коллективные субъекты.

Конечно, если правоотношение строится по схеме обязательного отношения — правомочиям одного конкретного субъекта соответствуют обязанности другого субъекта, — тогда все обстоит относительно просто. Это так называемые обязательственные правоотношения (например, отношения, возникающие при сделке купли-продажи).

Однако многие правоотношения строятся и по иному типу, когда правомочиям одного субъекта — его субъективному праву — соответствуют обязательства неопределенного круга лиц (субъектов). Например, в правоотношениях собственности субъекту-собственнику противостоит неопределенный круг лиц, обязанных не препятствовать собственнику владеть, пользоваться, распоряжаться своим имуществом. Это так называемые абсолютные правоотношения.

 

 

1.2. Объекты правоотношений.

 

Крупной проблемой в теории являются научное определение объекта  правоотношения. При этом «схлестываются» несколько концепций: интересов, поведения, благ и т.д.

Прежде всего, следует различать объект (предмет) права и объект правоотношения. Объект права — это общественные отношения, которые и регулируются системой норм (правил).

Объект правоотношения — это различные блага, которые стремятся получить управомоченные субъекты, это состояния, которых они стремятся достичь, это то поведение, которого они ждут от обязанных субъектов и т.д. Словом, теория на современном этапе утверждает о многоаспектности объектного содержания правоотношений. Это и предметы материального мира, в том числе и такие значимые, как средства производства, и объекты духовной жизни (например, личные неимущественные права, в том числе на объекты интеллектуальной собственности). Сюда же относятся и требуемое поведение субъектов, и результат этого поведения.

Словом, как многообразен мир, так многообразны и объекты правоотношений. Даже человек как вещь в некоторых правовых системах становился объектом правоотношений, в частности в рабовладельческих обществах.

Важно также иметь в виду, что  объект правоотношений отнюдь не пассивный элемент. Он также влияет на содержание конкретного субъективного права, юридических обязанностей. Одни правомочия требуются для достижения необходимого общественного состояния, другие для возмещения вреда, третьи для организации требуемого поведения и т.д.

Правоотношения, так же как и  другие социальные процессы, имеют  динамичный характер. Они живут социальной и правовой жизнью: возникают, изменяются, прекращаются. Например, имущественные правоотношения купли-продажи. Продавец продал, , получатель купил — сделка состоялась, правоотношение возникло. Оно породило последствия — различные взаимные обязательства продавца и покупателя: товар должен быть такого качества, каким его обусловили стороны, деньги должны быть вручены продавцу или переведены на его счет и т.п.

Но правоотношения могут и изменяться. Например, в случае замены одного субъекта правоотношения другим, когда субъект передает свои правомочия на законном основании другому субъекту. Наконец, правоотношение может прекращаться, когда наступает событие, исключающее его продолжение, например смерть одного из субъектов.

Таким образом, объект правоотношения имеет значение для возникновения  и развития многих видов правоотношений и для их структуры, не являясь  вместе с тем элементом структуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение задачи

 

Задача. При заключении коллективного договора между сторонами возникли разногласия по поводу условий  и оплаты труда.

Кто и каким образом должен решить возникший трудовой спор?

 

   Значение коллективного договора достаточно велико. Государственное регулирование (как законодательное, так и надзорное) выступает в качестве базового минимума трудовых прав граждан. При заключении же коллективного договора работники и работодатели могут конкретизировать законодательство; восполнять пробелы в праве (в пределах своей компетенции); повышать гарантии трудовых прав работников; вводить дополнительные по сравнению с законодательством льготы и преимущества и т.д.

  Коллективный договор - правовой акт, регулирующий трудовые, социально - экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на предприятии, в учреждении, организации.

Интересы работодателя защищаются тем, что коллективный договор  определяет организацию трудовых отношений, уровень притязаний работников, обоснованность их требований, свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров, соглашений. Это значит, что содержание коллективных договоров и соглашений определяют сами стороны. При этом любая из сторон, либо их представители, могут ставить вопрос о включении в коллективный договор или соглашение условий, и последние должны быть свободно обсуждены всеми сторонами (их представителями), приняты или отвергнуты. Закон запрещает всякое вмешательство, способное ограничить права работников и представителей или воспрепятствовать их осуществлению со стороны органов власти и управления.

Данный возникший трудовой спор является индивидуальным (глава 60, ст. 381).

«Индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров»5.

Индивидуальные трудовые споры  по вопросам применения законодательных  и иных нормативных актов о труде, коллективного договора и других соглашений о труде рассматриваются:

а) комиссиями по трудовым спорам (КТС);

б) районными (городскими) судами.

Индивидуальные трудовые споры  некоторых категорий работников рассматриваются в особом порядке (ст. 224 КЗоТ).

КТС являются обязательным первичным  органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, возникающих между работником и нанимателем, за исключением споров, непосредственно рассматриваемых районным (городским) судом, и споров некоторых категорий работников (ст.224 КЗоТ).

Комиссии по трудовым спорам образуются из равного числа представителей профсоюза и нанимателя. Конкретное число представителей от каждой стороны определяется по соглашению между нанимателем и профсоюзом.

Целесообразно в состав комиссии по трудовым спорам выделять не менее 2-3 представителей от каждой стороны. Это предотвращает нарушение сроков рассмотрения заявлений работников при отсутствии на работе одного из членов комиссии и обеспечивает проведение заседаний КТС в правомочном составе ее представителей.

Представители сторон в состав КТС  выделяются сроком на один год. Тот или иной представитель может быть досрочно отозван стороной, его выделившей. В этом случае он должен быть заменен другим представителем на оставшийся срок. Представители профсоюза в состав КТС выделяются специальным постановлением профсоюзного комитета, представители нанимателя - приказом руководителя. В качестве представителя профсоюза в состав КТС может входить председатель профсоюзного комитета, а в качестве представителя нанимателя - руководитель. Следует выделять в состав КТС лиц, имеющих опыт профсоюзной работы, знающих трудовое законодательство, вопросы заработной платы, пользующихся уважением и доверием в коллективе.

По письменному соглашению между  профсоюзом и нанимателем либо в случаях, предусмотренных в коллективном договоре, КТС могут создаваться в структурных подразделениях предприятий. Эти комиссии действуют на тех же началах, что и общезаводская комиссия по трудовым спорам.

В КТС отсутствуют постоянный председатель и секретарь. Обязанности председателя и секретаря на каждом заседании комиссии поочередно выполняются представителем профсоюза и нанимателя. Эти функции на одном и том же заседании не могут выполнять представители одной стороны. На каждом заседании комиссии сторонами назначаются председатель и секретарь следующего заседания, на которых возлагаются подготовка и созыв заседания КТС.

Техническое обслуживание КТС (делопроизводство, подготовка и выдача выписок из протоколов заседания и пр.) осуществляется нанимателем. Своим приказом наниматель назначает работника, на которого возлагается техническое обслуживание комиссии. Как правило, такие работники назначаются без указания срока их работы по обслуживанию КТС.

Комиссия рассматривает трудовые споры только по заявлениям работников. Наниматель не вправе обращаться в КТС за разрешением трудового спора.

По общему правилу трудовой спор рассматривается комиссией, если работник не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с нанимателем. Работник может обратиться в КТС за разрешением трудового спора в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Срок, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен КТС.

Закон не устанавливает специальной  формы заявления в КТС. Как  правило, заявление подается в письменном виде, однако работник может обратиться в комиссию и с устным заявлением.

Отказ в приеме заявления возможен только в том случае, если трудовой спор уже рассматривался в КТС и по нему было принято соответствующее решение либо стороны не пришли к соглашению.

Комиссия обязана рассмотреть  трудовой спор в десятидневный срок. Заседания КТС проводятся в нерабочее время. На предприятиях со сменным режимом работы заседания КТС назначаются на такое время, чтобы заинтересованный работник, а также свидетели могли присутствовать на заседании комиссии в нерабочее для них время.

На заседании комиссии не обязательно  участие всех представителей сторон, выделенных в состав КТС. Но количество членов комиссии, участвующих в заседании от каждой стороны, должно быть одинаковым. Таким образом, принцип паритетности (равенства) сторон должен соблюдаться не только при формировании КТС, но в процессе ее деятельности.

Все споры должны рассматриваться  комиссией в присутствии работника, подавшего заявление. Заочное рассмотрение трудового спора допускается только по письменному заявлению работника. Если работник не явился на заседание комиссии, рассмотрение его заявления откладывается. При повторной неявке работника без уважительных причин комиссия может снять данное заявление с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление вновь.

В начале заседания комиссии председатель объявляет состав КТС, знакомит присутствующих с поступившим заявлением, устанавливает явку заявителя, представителя нанимателя, свидетелей и других лиц, вызванных в связи рассмотрением спора.

В целях выяснения всех обстоятельств  рассматриваемого спора комиссия имеет  право приглашать на свое заседание свидетелей, поручать отдельным лицам проведение технических и бухгалтерских проверок, требовать от нанимателя представления необходимых документов и расчетов. КТС вправе совершать и другие действия, необходимые для всестороннего и полного исследования всех материалов дела. Решение КТС принимается по соглашению между представителями профсоюза и нанимателя, а не по большинству голосов. Если, например, один из членов комиссии не согласен с мнением остальных - решение считается не принятым.

Решение комиссии по трудовым спорам имеет обязательную силу и в каком либо утверждении не нуждается.

Комиссия не вправе пересматривать свои решения. Решение комиссии должно быть мотивированным, основываться на законодательстве, коллективном или трудовом договорах, правилах внутреннего трудового распорядка и других нормативных актах. Оно должно соответствовать действительным обстоятельствам дела, а также исчерпывающим образом разрешать трудовой спор по существу.

Решение комиссии должно быть конкретным, не нуждающимся в каких-либо уточнениях или разъяснениях. Постановляющая часть решения КТС должна излагаться не в виде каких-либо ходатайств, а в повелительной форме (например: "признать перевод незаконным и восстановить на прежней работе", "отменить приказ о наложении дисциплинарного взыскания' и т.д.). В решениях комиссии по денежным требованиям должна быть указана точная сумма, причитающаяся работнику. На каждом заседании КТС ведется протокол по установленной форме. Он подписывается председателем и секретарем заседания. При не достижении соглашения в протоколе заседания комиссии излагаются предложения каждой стороны и отмечается, что соглашение не состоялось.

Информация о работе Правоотношения Правоспособность и дееспособность Коллективный договор