Типология архитектуры и выдающиеся памятники Древней Греции периода Эллинизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 17:55, реферат

Описание работы

Архитектура античной Греции, охватывающая в своём развитии в основном VIII-I века до н.э., делится на три периода: архаический, классический и эллинистический.

Содержание работы

-Введение -Эпоха эллинизма
-Заключение
- Список литературы -Словарь основных терминов и понятий

Файлы: 1 файл

Архитектура древней Греции. Период Эллинизм..doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РФ

«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

«Типология  архитектуры и выдающиеся памятники

Древней Греции периода  Эллинизма»

По предмету: История Архитектуры

 

 

 

 

                                                                   Выполнил: студент   гр. 1ДП-101                                                                                                                     Куприянов А.А.                

                                                                                        Приняла: Надырова  Х. Г.

                                                           

 

 

 

 

Казань 2012

Содержание:

 

-Введение                                                                                                                                                   -Эпоха эллинизма 
 -Заключение 
- Список литературы                                                                                                        -Словарь основных терминов и понятий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Древняя Греция - колыбель европейской культуры и  искусств. При взгляде на художественные шедевры той далекой эпохи  сквозь века мы слышим торжественно - гимническую музыку красоты и величия человека созидателя , уподобившего себя олимпийским богам.

    

 

 

Введение:         

Архитектура античной Греции, охватывающая в своём развитии в основном VIII-I века до н.э., делится  на три периода: архаический, классический и эллинистический. Им предшествовали периоды крито-микенской культуры на территории  южной Греции и островах Эгейского моря. (III тыс. - XII в. до н. э.) и так называемый Гомеровский период (XII – VIII вв. до н. э.) – это время разложения родового строя и возникновения ранних классовых отношений, что привело в VIII – VII вв. до н. э. к формированию античных рабовладельческих государств. Период архаики (VIII – начало V в. до н. э.) совпадает со временем окончательного сложения полиса и формирования основных типов культовых и общественных зданий. Из второго периода, охватывающего время с 480 г. до конца IV в. следует выделить время наивысшего рассвета полисов (480-400 гг.),

к которому применяют  название «классического периода». Ведущее  место в эту эпоху принадлежит  Афинам, где в «золотой век» правления  Перикла достигает своей высшей точки развитие рабовладельческой демократии, а в месте с нею – искусство и архитектура.  

 Третий период  — эпоха эллинизма (320-е годы IV в.— I в. н. э.) — время возникновения  греко-восточных монархий и интенсивной  экспансии эллинской культуры  в новые города Малой Азии и Египта, ставшие крупными центрами торговой и культурной жизни. об этом периоде и пойдёт речь в данном реферате

 

 

 

 

Эпоха эллинизма:

Эпоха эллинизма — конец IV — I вв. до н. э.— была временем новых больших задач, вставших перед искусством вообще и архитектурой в частности. Отдельные элементы этого нового зодчества мы уже отмечали, когда говорили об архитектуре второй половины IV в., но лишь теперь все намечавшиеся тогда явления развернулись во всю ширь.

Эпоха эллинизма — время  самой широкой экспансии эллинов на Восток и создания там новых государств. Центры экономической, политической и культурной жизни переносятся из метрополии в Малую Азию, Сирию, Египет. В этих странах основывается и строится ряд новых городов, что выдвигает перед архитекторами нередко грандиозные задачи планировки. Все новообразовавшиеся греко-восточные государства представляют собой монархии, в силу чего перед искусством встает задача увековечения и прославления правителей.

Создание больших государственных  объединений, масштабы которых значительно превосходили небольшие общины эллинских полисов, дало несравненно больший размах строительству эпохи эллинизма.

Я уже упоминал о проводившемся  по заранее составленному плану  строительстве Пирея, но такие явления  в V в. имели эпизодический характер. Со времени же походов Александра Македонского и основания им десятков новых городов перед строителями открылись самые широкие возможности.

Планировка города, неведомая  архитектору в эпоху стихийного роста города, становится одной из главных проблем, стоящих перед зодчим в период эллинизма. 
В силу этого мы в дальнейшем будем рассматривать не отдельные памятники зодчества в порядке хронологической последовательности, как мы делали до сих пор, а в основу нашего изложения положим описание распланировки и главнейших построек крупнейших эллинистических центров.

О том, какой смелости и  размаха достигали проекты зодчих данной эпохи, наглядно свидетельствует  фантастический план, составленный Стасикратом, превращения горы Афон в статую Александра, причем на одной руке царя должен был помещаться город с десятью тысячами жителей.

Одним из главнейших городов  в эллинистическую эпоху была Александрия, основанная в 332—331 гг. в устье Нила. Строителем этого города был родосский архитектор Дейнократ. Александрия была разбита по строго определенному плану; широкие прямые улицы пересекались под прямыми углами. Значительную часть города занимал царский дворец с прилегавшими к нему садами, театром, арсеналом, музеем и гробницей Александра.

Гавань Александрии была создана искусственно, посредством мола в 1 200 метров  длиной, соединившего берег с островом Фарос и образовавшего два порта.

При входе в восточный  порт стоял грандиозный маяк, построенный около 279 г. до н. э. Состратом из Книда и просуществовавший до XIV в.

Согласно современным  реконструкциям, базирующимся в значительной мере на изображениях на монетах, маяк представлял собой высокую и  узкую башню более 100 м в вышину. Имевшая крутые стены нижняя часть  здания по углам была украшена фигурами тритонов, над ней поднималась меньшая по размерам, восьмиугольная в плане, средняя часть маяка, над которой в свою очередь возвышалась небольшая увенчанная статуей ротонда.

Зодчество Александрии нам  мало известно, но можно предполагать, что в нем широко применялось  соединение элементов греческого и туземно-египетского. Так, по дошедшим до нас описаниям парадного корабля Птолемея IV (221—205), архитектурно оформленные части последнего были выполнены частично в греческом и частично в египетском стилях.

Египетские элементы имели место и в парадной палатке Птолемея II (283—247), представлявшей собой легкий павильон грандиозных размеров, состоявший из навеса, поддерживаемого колоннами в виде пальм и фирсов, с трех сторон обрамленного двухъярусной колоннадой. Это сооружение имело очень стройные, высокие, широко расставленные деревянные колонны, дававшие возможность довести до крайности то стремление к изысканию легких пропорций, которое намечалось еще в эпоху классики. Такого рода сооружения послужили образцами для помпейских росписей эпохи империи.

 
Объединение в зодчестве эллинских  элементов с туземными, помимо Египта, может быть нами отмечено и в Передней Азии. Так, в находящемся в Арак-иль-Эмире (недалеко от Мертвого моря), сооруженном около 180 г. дворце Антиоха Эпифана наружное оформление портика представляет собой любопытные сочетания самых разнородных элементов. Двухъярусная колоннада, состоящая из двух гладкоствольных коринфских колонн, в каждом этаже обрамлена с боков антами, причем над большими колоннами нижнего яруса тянется дорийский триглифный антаблемент.

Этот выдержанный в  духе античной архитектуры вход резко  контрастирует с гладью прилегающих  к нему стен, в верхних частях украшенных рельефными изображениями  львов, которые представлены в геральдической схеме идущими навстречу друг другу. При этом следует отметить нарушающую архитектоничность целого, неудачную вкомпоновку крайних фигур львов, крупы которых находят на большие, замыкающие всю композицию коринфские пилястры. 
  
Приведенные примеры ясно свидетельствуют о новом явлении в эпоху эллинизма, не наблюдавшемся в классический период: сочетании в архитектуре эллинских и варварских (иноземных) элементов. Это явление распространяется и на другие виды искусства; так, в скульптуре мы находим ряд памятников, несущих одновременно черты двух стилей — эллинского и восточного (переднеазиатского или египетского). Примерами могут служить колоссальный рельеф Нем-руд-Дага с изображением Антиоха I и бога солнца или египтизирующая голова царицы из дома Птолемеев. Параллель этому явлению в философии мы находим в учении стоиков, выдвинувших космополитизм в противовес национализму политики Аристотеля.

Еще более скудными, чем  об Александрии, сведениями располагаем  мы о столице Сирии — Антиохии на Оронте, основанной Селевком I Никатором после победы при Ипсе (301 г. до н. э.). Под городом находился грандиозный увеселительный царский парк в Дафне. Такие парки, украшавшиеся павильонами и соединявшиеся с виллами в одно целое, в высшей степени характерны для эпохи эллинизма. Ни один из таких ансамблей до нас не дошел; получить о них некоторое представление мы можем лишь по изображению на помпейских фресках.

Значительно обильнее наши сведения о небольшом малоазиатском  городе Приене, который начал заново отстраиваться во второй половине IV в.

Город состоял из акрополя, расположенного на высоком скалистом холме и тоже укрепленного стенами нижнего города.

Нижний город был распланирован  по принципу Гипподома: широкие, прямые, пересекающиеся под прямыми углами улицы были расположены правильной сетью. 
Шедшая с востока на запад главная улица в центре пересекала рыночную площадь, вокруг которой была расположена значительная часть общественных построек: святилище Асклепия и Афины, священная стоя, булевтерий, пританей, гимнасий и, наконец, несколько выше, на склоне холма акрополя,—театр.

Рыночная площадь, представлявшая собой продолговатый прямоугольник, с трех сторон была обнесена колоннадой и рядом лавок, с четвертой  стороны замыкалась расположенной  по другую сторону главной улицы  священной стоей.

Стоя была сооружена около 150 г. на месте более ранней постройки и представляла собой длинную узкую галерею, разделенную на два нефа двумя рядами колонн и задней глухой стеной. Своей открытой, т. е. обрамленной колоннами стороной стоя была обращена в сторону рынка.

К стое примыкал сооруженный, по-видимому, еще в III в. экклесиастерий — здание для собраний общины. Оно  было почти квадратным в плане; внутри его находились с одной стороны  места для магистратов, с трех других — места для граждан, уступами поднимавшиеся вверх, наподобие того, как это было в театре, с той, однако, разницей, что каждый из рядов образовывал не полукольцо, а шел параллельно трем стенам. Потолок опирался на четырнадцать столбов, проходивших в верхнем ряду сидений. Экклесиастерий вмещал до 500 человек.

К несколько более раннему  времени относится храм Афины Полиады в Приене, датой которому служит сохранившаяся надпись Александра Македонского 334 г. Он был сооружен строителем Мавсолея, архитектором Пифеем, и знаменовал собой попытку возвращения к более простым формам в архитектуре.

Сооруженный из мрамора ионийский периптер имел по шести колонн с фасадных и по одиннадцати — с длинных сторон. Размеры его были невелики: длина  около 22 м, ширина 12 м. Внутреннее помещение  храма состояло из пронаоса, целлы и описфодома. Антаблемент был облегченного типа, между архитравом и карнизом фриз отсутствовал, во фронтонах скульптур не было, но зато весьма богатыми рельефными орнаментами были украшены другие части здания (карнизы, желоба, кассеты потолка и пр.).

Из других общественных сооружений в Приене упомянем новый гимнасий, сооруженный после 200 г. Главной частью этой постройки был большой, почти квадратный (34x35 м) перистильный, т. е. окруженный со всех сторон колоннадой, открытый двор, предназначенный для гимнастических упражнении. К этому двору примыкал ряд подсобных помещений (комнаты для занятий, умывальная и т. д.).

В Приене сохранилось  значительное количество частных домов, дающих наглядное представление  о жилищах эллинистического времени.

Для этих домов характерным является следующее: глухая стена отделяет жилище от соседних владений и улицы; окон наружу нет, и через единственную дверь ведет проход с улицы в центральную часть жилища — открытый мощеный дворик. Вокруг двора группируются все помещения: прежде всего главная комната, которая отделяется от двора колоннадой портика (простада). Через двор проникает свет во все помещения дома.

 
В Приене, начиная с первой половины II в., мы находим довольно широкое  применение арок. Так, арками перекрыты  ворота в оборонительной стене города. Свод, как конструктивный прием, был известен в Греции еще в классическую эпоху, но не имел широкого применения и ни в какой степени не определял художественных форм зодчества того времени. Лишь в эллинистическую эпоху, в связи с новыми задачами, вставшими перед зодчеством, свод начинает приобретать стилевое значение.

В эллинистическую  эпоху снова расцвел заглохший  под персидским владычеством Милет. В конце IV в. заново начинает отстраиваться храм Аполлона Филесия в Дидимах, некогда разрушенный персами. Пэоний из Эфеса и Дафнис из Милета были строителями нового храма. Постройка Дидимейона сильно затянулась, и еще в середине II в. храм не был закончен. Новый храм был грандиозных размеров — 109 м в длину и 51 м в ширину; вышина колонны равнялась почти 20 м. Он стоял на постаменте в виде большой семиступенной лестницы.

Храм представлял собой  ионийский диптер, по фасадным сторонам которого было по десяти, а по длинным  — по двадцати одной колонне. Большое  внутреннее помещение храма отстояло от обрамлявших его колоннад на один интерколюмний и имело глухую стену с задней стороны. В передней части храма за колоннадой находился обрамленный антами глубокий пронаос, потолок которого поддерживали двенадцать расположенных в три ряда колонн. За пронаосом был небольшой аванзал с двумя колоннами, по обеим сторонам которого находились ведшие наверх лестницы. Пол аванзала был на 1,5 м выше пола пронаоса. Три двери из аванзала вели в гипефральную целлу, 58 м длиной, куда нужно было опуститься по большой лестнице, так как пол ее был ниже на 4,5 м. Стены целлы с задней и боковых сторон были расчленены столбами. Целла, как я уже упоминал, не имела крыши, в ней находились священный лавр и источник.

Информация о работе Типология архитектуры и выдающиеся памятники Древней Греции периода Эллинизма