Типология архитектуры и выдающиеся памятники Древней Греции периода Эллинизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 17:55, реферат

Описание работы

Архитектура античной Греции, охватывающая в своём развитии в основном VIII-I века до н.э., делится на три периода: архаический, классический и эллинистический.

Содержание работы

-Введение -Эпоха эллинизма
-Заключение
- Список литературы -Словарь основных терминов и понятий

Файлы: 1 файл

Архитектура древней Греции. Период Эллинизм..doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

Наружное убранство храма  отличалось исключительным богатством. Базы колонн были украшены роскошным орнаментом. На капителях колонн, помимо обычных орнаментов, были вкомпонованы в волюты головы Зевса и Аполлона, а также букрании. Фриз был обильно украшен рельефными масками медус и орнаментами.

Помимо Дидимейона в Милете возникает в эллинистическую эпоху ряд общественных зданий. В некоторых из них мы находим весьма характерные для зодчества рассматриваемого периода открытые дворы, обнесенные галереями колоннад. Таков был обширный (50x60 м) двор при святилище Аполлона Дельфиния, служившем вместе с тем городским архивом.

Но особенно большим размером отличался южный рынок, представлявший собой прямоугольную площадь 200 х 164 м, со всех сторон обрамленную двухэтажной  колоннадой дорийского ордера. Эти  колоннады были двухнефными, снаружи обнесенными глухой стеной; в них заключалось большое количество лавок и мастерских. Помимо этого рынка в Милете находилось еще несколько колоннад, также служивших рынками.

Из других построек Милета отметим булевтерий, сооруженный между 175 и 164 гг. Это здание, построенное на средства царя Сирии, Антиоха IV, состояло из портика, украшенного снаружи четырьмя колоннами коринфского ордера, большого двора, с трех сторон обрамленного дорийской колоннадой, и, наконец, украшенной снаружи полуколоннами продолговатой постройки, заключавшей в себе зал заседаний городского совета. Зал, вмещавший более 1 500 человек, отличался от приенского экклесиастерия тем, что места в нем шли не по трем сторонам, а располагались полукругом, подобно тому, как это было в греческом театре.

Наконец, следует упомянуть  начатый постройкой в эллинистическую  эпоху, но законченный уже в римское  время, театр в Милете, представлявший собой самый большой из театров в Малой Азии. Он был со мрамора. Вместимость театра достигала 25 000 зрителей.

Столица небольшого, но довольно богатого, могущественного и культурного  эллинистического государства, Пергам, дает нам представление о распланировке эллинистического акрополя.

 
Этот город, сильно разросшийся в  эпоху эллинизма, первоначально  сосредоточивался на довольно высоком холме. Уже с середины III в. город начал увеличиваться, примерно через столетие он уже раскинулся по склонам холма, очистив вершину его для общественных зданий акрополя и дворца царя.

Распланировка пергамского  акрополя строится на иных принципах, чем распланировка афинского Акрополя второй половины V в. Здесь нет той свободной расстановки зданий, которую мы наблюдали в эпоху классики, но вместе с тем он не строится по системе пересекающихся под прямым углом линий, как улицы Приены. Здания пергамского акрополя располагаются веером, обступая котловину театра.

Стоявший над этой котловиной, построенный еще в IV в., храм Афины Полиады был обрамлен двухъярусной колоннадой. В нижнем ряду стояли дорийские колонны, поддерживавшие дорийский антаблемент. Высота колонн была 5 м. Расстановка их — очень свободная, на каждый интерколюмний приходилось по четыре метопы. В верхнем ярусе колонны были ионийские (3 м высотой). Поддерживаемый этими колоннами антаблемент был смешанных ордеров: с ионийским архитравом сочетался дорийский триглифный фриз, причем на интерколюмний приходилось по пять метоп. Нижняя часть ионийской колоннады была украшена невысокой балюстрадой, сплошь покрытой рельефами.

С наружной стороны галерея  обрамлялась глухой стеной, оживлявшейся только находившимся на восточной стороне двухъярусным портиком входа. В портике, так же как и во внутренних частях галереи, четыре нижние колонны были дорийские, верхние же —ионийские; между последними находилась украшенная рельефом балюстрада.

 
С северной стороны к галерее  примыкало здание библиотеки и музея  скульптуры; здесь же, параллельно  дорийской колоннаде галереи, проходил второй ряд весьма своеобразных колонн, заставляющий вспомнить о колоннах палатки Птолемея II; на небольшой базе поднимался гладкий ствол, увенчанный довольно простой пальмовидной капителью.

 
К северу и северо-востоку от галереи  храма Афины находились два дворца (старый и новый) пергамских царей. Оба эти дворца ни в чем, кроме размеров, существенно не отличаются от эллинистических домов. Так, больший по размерам новый дворец, сооруженный Евменом II (197—159), оружен из имеет в центре квадратный перистильный двор, обрамленный тридцатью девятью колоннами дорийского ордера. Размеры двора — около 22 м в квадрате. По сторонам двора располагаются главный зал, небольшая капелла с мраморными стенами и мозаичным полом и ряд других помещений. Перистильный двор, только не квадратной, а прямоугольной формы, также лежит в центре другого, более старого дворца.

Расположенный на юг от храма Афины Полиады алтарь Зевса в Пергаме, представлявший собой самую грандиозную из построек этого рода, был воздвигнут около 180 г. Четыре ступени служили постаментом данного сооружения, почти квадратного в плане (34 х 36 м). Над ступенями возвышался небольшой цоколь, над которым проходил грандиозный горельефный фриз, представлявший битву богов с гигантами (длина фриза достигала 130 л/, высота 2,3 м). Фриз был увенчан карнизом, верхний край которого находился на уровне пола площадки жертвенника. Над карнизом, по краю площадки, проходила колоннада ионийского ордера, за которой с северной, южной и восточной сторон стояли глухие стены, с внутренней стороны украшенные рельефным фризом (сцены из жизни Тельфа). С западной стороны большой фриз прерывался широкой лестницей, ведущей к алтарю. Доступ к площадке, на которой стоял жертвенник, открывался с лестницы через тринадцать интерколюмниев.

 
Обрамленные колоннадами галереи находили самое широкое применение в Пергаме. Такими галереями была обнесена расположенная к югу от алтаря Зевса рыночная площадь. Сооружены они были, по-видимому, во времена Евмена II.

Это широкое  распространение окруженных колоннадами  дворов и площадей знаменует новые устремления в эллинистической архитектуре, не имевшие еще места в предшествующие эпохи.

Выдвинувшая на первый план периптеральный храм архитектура  архаического и классического периодов фиксировала внимание на разрешении проблемы объемного построения здания в значительно большей мере, чем на организации пространства внутри него. Уже в Филиппейоне мы наблюдали, как выдвигается проблема внутреннего пространства; дальнейшей разработкой ее является эллинистический перистильный дворик. Часто отделенный глухой стеной от наружного пространства, он всецело сосредоточивает внимание зрителя на пространстве внутреннем, тем самым как бы производя переоценку художественных ценностей, умаляя значение объемов и масс и выдвигая роль пространства.

Аналогичные явления  могут быть нами отмечены и в эллинистической  скульптуре, где, с одной стороны, появляются грандиозные композиции, утверждающие реальное пространство, например известная группа быка Фарнезе, а с другой — наблюдаются иллюзионистические приемы, которые в большей мере способствуют передаче окружающего пространства, чем объема и массы предмета. Иллюзионизм играет большую роль и в эллинистической живописи.

С этой особенностью эллинистического искусства может  быть поставлено в связь широкое  распространение в данную эпоху садов и парков, с которыми компоновались в единый художественный ансамбль виллы и другие архитектурные сооружения. С тем же своеобразным устремлением к природе была связана буколическая поэзия того времени.

 
Среди пергамских галерей-колоннад особенно грандиозна выделяющаяся своими размерами галерея, соединявшая рыночную площадь с театром. Длина ее была около 250 м, ширина 15 м. Такие галереи именовались обычно βασιλκαϊ (царские).

Около этой галереи  находился небольшой ионийский храм, представлявший собою своеобразную эллинистическую переработку простиля. Ко входу в храм вела большая лестница; довольно глубокий шестиколонный портик храма имел четыре колонны по переднему фасаду; внутреннее помещение состояло из одной целлы.

Судя по сделанным при раскопках находкам, благоустройство Пергама, а также и других эллинистических городов стояло на значительной высоте. Улицы были прекрасно вымощены, для водоснабжения города служили не только цистерны, но и водопроводы; через свинцовые трубы вода доставлялась на значительные расстояния; существовала и канализация.

Ряд достойных  внимания архитектурных памятников был сооружен на острове Делосе. К самому началу III в. относится сооруженный афинянами очень своеобразный портик Быков.

Эта длинная (67 м) и узкая постройка имела с одной из коротких сторон неглубокий четырехколонный дорийский портик, вынесенный перед небольшими антами. Из портика дверь вела в длинный и узкий зал, по обеим сторонам которого были многочисленные окна. В глубине зала находилось небольшое помещение, где стоял алтарь; это помещение было отделено двумя расположенными одна против другой дорийскими полуколоннами, между которыми стояли, образуя в центре широкий проход, два столба.

Обращенные  внутрь здания части этих столбов  представляли собой гладкие пилястры, капителями которым служили протомы быков; с противоположных сторон к пилястрам примыкали обращенные к стенам дорийские полуколонны.

В этом памятнике  мы можем наблюдать сочетание  эллинских архитектурных форм с  восточными: протомы быков мы находим на персидских капителях.

Ко времени  около 125 г. относится многокорабельная колоннада на Делосе. В плане эта постройка представляла собой удлиненный прямоугольник; с трех сто(длинной) стороны здание замыкал портик из пятнадцати дорийских колонн. Внутри здания колонны стояли в пять рядов, по девяти в каждом, за исключением среднего ряда, в котором их было восемь, так как в центре здания было оставлено небольшое свободное пространство. 
  
Двадцать четыре колонны дорийского ордера, стоявшие вдоль стен, были значительно меньше размером, чем остальные двадцать ионийских колонн, стоящие в средней части здания. Благодаря этому потолок в примыкавших к стенам нефах был ниже, чем в средних. В центре здания в крыше было небольшое квадратное отверстие, в силу чего в среднем ряду было не девять колонн, а восемь.

Из других построек на Делосе следует упомянуть о  жилых домах; характерным для  них является уже известный нам  открытый перистильный дворик, вокруг которого располагаются все помещения; через дворик проникает свет в обращенные к нему части дома, так как на улицу (во всяком случае в нижнем этаже), как правило, выходят только двери.

Еще к началу III в. относится сооруженная на острове Самофраке круглая постройка Арисинои, имевшая 17 м в диаметре. Формы круглого здания IV в. переработаны в этой постройке. Она стала двухэтажной, причем это нашло четкое выражение и во внешнем оформлении этого здания: нижний ярус, представляющий собой глухую стену, служит как бы цоколем для расчлененного столбами и увенчанного дорийским антаблементом верхнего этажа. Этим столбам с внутренней стороны здания соответствуют коринфские полуколонны.

Несколько позднее, около 250 г., был сооружен дорийский храм Кабиров на острове Самофраке. Он представлял собой длинную постройку с глубоким четырнадцатиколонным портиком (колонны были расположены в три ряда: по фасаду и в третьем ряду их было по шести, во втором ряду они стояли лишь по краям).

Портик находился  перед небольшими антами. Сильно удлиненная целла была разделена на три нефа двумя рядами колонн. Задняя стена целлы образовывала абсидоподобную выкружку во внутренней части здания. Снаружи целла имела обычную прямоугольную форму.

На общем  фоне бурной строительной деятельности в странах эллинистического Востока  заметно отодвигаются на второй план старые эллинские центры экономической, политической и культурной жизни, что сказывается в том числе и на Афинах. Главнейшими постройками, возникшими в Афинах в эпоху эллинизма, если не считать уже упоминавшегося нами заново перестроенного при Ликурге театра Диониса, являются Олимпейон, стой Евмена и Аттала II и Горологий Андроника.

Около 175 г. на средства сирийского царя Антиоха IV Эпифана  производилась не доведенная до конца  постройка храма Зевса Олимпийского в Афинах. Руководил этой работой римский архитектор рон она была обнесена стенами, с четвертой Коссутий. Храм, по намеченному Коссутием плану, должен был представлять коринфский диптер, имевший по восьми колонн с фасадных сторон. Размеры колонн достигали 17 м в вышину.

В этой постройке заслуживает внимания применение коринфских колонн для наружного оформления здания, притом весьма значительного по размерам. 
  
Менее оригинальны принесенные в дар Афинам стой пергамских царей Евмена II (197—159) и Аттала II (159—138). По типу они не отличаются от уже упоминавшихся нами галерей-колоннад Пергама.

Наконец, следует  еще упомянуть Горологий, построенный в I в. до н. э. Андроником из Кирроса. Это сооружение представляет собой восьмигранную башню, гладкие стены которой украшены вверху рельефами, представляющими изображение ветров, в силу чего обычно этот памятник именуется «Башней ветров». Башня была сооружена из мрамора, высота ее 13,4 м. Внутри башни были устроены водяные часы. Горологий вводит нас в круг памятников позднего эллинизма.

Мы рассмотрели архитектуру эллинистического Востока и метрополии; упомянем теперь бегло о других главнейших областях античного мира.

Небольшой (длина 25,6 м, ширина 13,4 м) храм в Пестуме (Посейдонии) III — II вв. очень своеобразен по плану и в некоторых отношениях, как мы увидим из дальнейшего, приближается к планам этрусских храмов (см. статью о римской архитектуре).

Пестумский  храм с трех сторон был обнесен  колоннадой (с фасада шесть, с боковых  сторон — по восьми колонн); передний портик храма был очень глубокий, из него был вход непосредственно в длинную, довольно узкую целлу, дальняя стена которой замыкала всю постройку с задней стороны, причем крылья ее выходили на линию боковых колоннад.

Этот храм дает знакомое нам смешение архитектурных  ордеров. Коринфские колонны этого храма имеют капители, украшенные плоскими завитками, в промежутках между которыми вкомпонованы скульптурно исполненные головы. Архитрав и фриз — обычно дорийского ордера, в дорийский же карниз включена полоса дантикул (зубчиков).

Информация о работе Типология архитектуры и выдающиеся памятники Древней Греции периода Эллинизма