Композиция школьных зданий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 11:49, реферат

Описание работы

Основой композиции школьных зданий являются два фактора: ступенчатая организация коллектива учащихся и группировка помещений по их функциональному назначению.
Ступенчатая организация коллектива учащихся должна обеспечить сочетание:
разделения всех учащихся на отдельные группы с учетом их возрастных особенностей и развития индивидуальных способностей,
объединение учащихся в коллективы различной величины для проведения массовых мероприятий и коллективного воспитания.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………. 2
2. Композиция школьных зданий ……………………………………. 3
3. Схема функционального зонирования школы здания …………... 7
4. Требования к основным вспомогательным помещениям ………. 8
5. Горизонтальные и вертикальные коммуникации ……………….. 14
6. Требования пожарной безопасности и путей эвакуации ………... 17
7. Требования для физически ослабленных лиц ………………….… 18
8. Генплан, озеленение и благоустройство …………………………. 20
9. Отечественный и зарубежный опыт строительства …………….. 22
10. Примеры работ ………………………………………………….... 26
Литература ………………………………………………………….… 31

Файлы: 1 файл

Реферат школа много.doc

— 7.32 Мб (Скачать файл)

К основным учебным помещениям школ относятся классные комнаты, кабинеты и лаборатории. Они рассчитываются по ТКП 45-3.02-1-2004 (Приложение А)

К школьным помещениям предъявляются  высокие санитарно-гигиенические  требования. В большинстве помещений  необходимо обеспечить непосредственное естественное освещение, а в учебных классах, кабинетах и лабораториях основной поток света должен падать с левой стороны от учащегося.

 

Расположение    учебных    помещений

Площадь учебных помещений определяется из расчета ≥ 1,5 м2 на одного учащегося.

 Помещения, используемые учащимися,  нельзя располагать выше 4-го этажа.

 Учебные помещения для умственно  отсталых детей и детей-инвалидов  должны размещаться только на 1-м этаже.

Расстояние между зданиями (с  окнами в учебных помещениях) от других зданий, находящихся на том же участке, и от границы участка  ≥ 8 м.

Расстояние между наружными  стенами учебных помещений при  их освещении только через светопроёмы  в стенах  ≥ 12 м.

Площадь рекреационного двора на одного учащегося 5 м2. Площадь рекреационного двора не может быть менее 400 м2.

 Территория рекреационного  двора должна иметь беспыльное  покрытие (устройство покрытий из  щебня, шлака или крупного гравия  не допускается.

 

 

 

Учебные помещения

Учебные помещения школьного здания не следует ориентировать на северо-запад, север и северо-восток; исключение составляют чертежные залы и специализированные учебные кабинеты.

Необходима защита от чрезмерной инсоляции.

 Площадь оконных проёмов  должна быть не менее 1/5  площади пола; выступающие за  пределы наружных стен конструкции (балконы и т.п.), непосредственно влияющих на интенсивность светового потока, попадающего в помещение, должны учитываться путем прибавления их площади к площади пола.

 При глубине классных помещений  6,5 м и более необходимо двустороннее естественное освещение.

 Высота до подоконных основных  оконных проемов ≤ 0,9 м.

 Кубатура помещения в расчете  на одного учащегося ≥ 4м3.

 Высота учебных помещений  в свету  ≥ 3 м.

 Высота классных помещения  зависит от условий освещения  с учетом влияния зданий и деревьев, окружающих школьное здание. При глубине классных помещений в пределах 6 —8 м высота их должна составлять 3,25 —3,75 м.

 

Помещения для младших  классов.

В связи с реформой школы и  изменившимися нормами появились блоки, рассчитанные на более ранний возраст школьного обучения – с 6-ти лет. Возрастная группа учащихся, которая составляет 1-е классы начального образования, предъявляет специфические требования к организации учебно-материальной среды. Дети этого возраста ещё не подготовлены к длительным занятиям, быстро утомляются, не восприимчивы к однообразным формам подачи информации. Специалисты считают, что для маленьких школьников следует в некоторой степени привычную для них среду детских садов.

Характер и формы организации  учебно-воспитательного процесса у малышей несколько отличаются от традиционных урочных занятий. Рекомендуется преимущественно игровой метод обучения. В  классе для детей 6-летнего возраста необходимы, кроме учебной, игровые зоны. Для спокойных настольных игр выделяют отдельные столы. Для игр на полу с конструкторами, подвижными машинами нужно отводить свободное пространство, покрытое ковром.

Серьёзное гигиеническое требование к организации учебно-материальной среды детей 6-летнего возраста –  обеспечение дневного сна в течении 1,5 – 2 ч в отдельной, хорошо проветриваемой комнате. Для организации дневного сна наиболее рациональны трансформируемые кровати, которые в сложенном виде занимают мало места и освобождают пространство для проведения игровых занятий.

Непременными при обучении и воспитании малышей являются их физическая подготовка, эстетическое воспитание, занятие музыкой, ритмикой, рисунком. Для этого используют общешкольные помещения.

При разработке новых проектов школьных зданий для каждой группы детей 6-летнего возраста предусматривают учебную ячейку из двух помещений площадью 60м2 каждое – учебного класса и спальни-игровой. В учебную секцию  рекомендуется включать не более четырёх учебных ячеек. Секция должна быть изолированной, непроходной для учащихся других возрастных групп. ,В каждой секции предусматривают санитарные узлы.

Гардеробы для младших школьников должны быть изолированными. Их устраивают  в общем вестибюле либо возле соответствующих классных ячеек во встроенных шкафах у входа в помещение.

Учебные секции для детей 6-летнего возраста желательно размещать  на 1-м этаже, они должны иметь удобную связь с участком школы. На территории необходимо создать изолированную площадку с навесом для проведения уроков на открытом воздухе.

Помещения для 2 – 4 классов  во многом идентичны классам для детей 6-летнего возраста. Их также решают универсально для обеспечения в процессе урока различных форм занятий. По нормативным требованиям площадь всех классных комнат составляет не менее 60м2 и должны иметь традиционную прямоугольную форму.

Обязательное требование к учебным секциям начальных  классов – наличие просторных зальных рекреаций. В них, помимо отдыха во время перемен, могут проводиться  общешкольные культурно0массовые мероприятия, уроки ритмики, гимнастические занятия.

Признано целесообразным в раннем возрасте приобщать детей  к ручному труду, к освоению простых  трудовых операций.  С этой целью  в структуре школы предусматривают  универсальное помещение для ручного труда и технического моделирования для 1 – 4 классов. Площадь такой мастерской следует принимать из расчёта 2м2 на 1 учащегося. Размещать её необходимо вблизи учебных секций младших классов. Помещение оборудуют рабочими столами, верстаками, шкафами для инструментов и рабочих материалов, стендами-витринами с образцами работ учащихся.

В группу помещений для  младших школьников входят также  класс пения и музыки, студия хореографии, универсальное помещение для  продлённого дня. Эти помещения  не обязательно группировать в учебных  секциях 1 – 4-х классов, их можно  размещать  и в блоке общешкольных помещений, но при условии удобной взаимосвязи с классными комнатами.

 

 

Учебные помещения для средних  и старших классов.

Новые педагогические требования к школьным зданиям влияют на структуру  учебных кабинетов для средних  и старших классов, обуславливают применение нового учебного оборудования, сложных наглядных пособий и компьютерной техники.

К каждой группе однородных по предметному признаку кабинетов  и лабораторий предусматривают  помещения лаборантских.Учебные  кабинеты оснащают шкафами и стеллажами для наглядных пособий. Рабочее место преподавателя оборудуют специальными демонстрационными устройствами. Традиционную стационарную классную доску заменяют системой трансформируемых передвижных щитов-экранов. В школах создаются кабинеты информатики и компьютерной техники для освоения учащимися навыков пользования компьютерами.

В компьютерном кабинете требуется  создание соответствующего микроклимата. Рекомендуется использование бытовых  кондиционеров. Все рабочие места  должны быть равномерно освещены светильниками с люминесцентными лампами типа ЛБ. Помещения компьютерных кабинетов рекомендуется ориентировать на северную сторону горизонта. При других ориентациях требуются солнцезащитные устройства. Компьютерный кабинет необходимо изолировать от внешних источников шума (учебные мастерские, спортивные залы).

Столы с мониторами удобнее  всего располагать традиционно  для учебных помещений: в три  ряда перпендикулярно светонесущей стене; расстояние между рядами –  не менее 1м. Возможно периметральное размещение столов со свободным подходом к рабочим местам учащихся. В этом случае облегчается контроль преподавателем работы учеников. Все компьютерные классы  объединены в локальную компьютерную сеть.

Компьютерный кабинет размещают, как правило, в группе учебных кабинетов для старших классов. В дальнейшем, при насыщении школы средствами компьютерной техники, возможно включение элементов компьютеризации в учебный процесс начальных классов, более эффективно размещений компьютерных кабинетов в общешкольном блоке между учебными секциями младших и старших классов.

Особое значение придаётся совершенствованию  трудового обучения и профессиональной ориентации подрастающего поколения. На основе многолетнего опыта по внедрению различных форм и методов трудовой подготовки школьников принята дифференцированная форма трудового воспитания школьников: начальное трудовое обучение в школьных мастерских и завершение профессиональной ориентации в межшкольных УПК.

Школьные учебные мастерские значительно  расширяются, оснащаются современным оборудованием, на котором можно получить первые трудовые навыки по обработке металла и древесины, работе с тканью, освоению кулинарных профессий. Мастерские должны находиться на первом этаже, остальные кабинеты – на любом этаже.

В каждой школе создаётся кабинет профессиональной ориентации, где изучаются теоретические основы современного производства.

Помещения для трудового  обучения следует окрашивать с учётом психофизиологического воздействия  на человека. Установлено, что дети по-разному реагируют на цвет: младшим школьникам больнее нравятся открытые тона, старшеклассники предпочитают сложные сочетания цветов.

В зоне учебно-производственного оборудования окраска должна быть спокойной, учитывать особенности технологического процесса, цвет материала, с которым работают учащиеся, внутренний микроклимат и др.

В учебно-производственной среде цвет используют также в качестве элемента техники безопасности. Для выделения  опасных зон применяют яркие цвета – красный, жёлто-оранжевый. Ярким цветом рекомендуется окрашивать только предметы, детали оборудования, представляющие реальную опасность для жизни.

Психофизиологическое воздействие  цвета учитывается и при создании архитектурно-художественной композиции внутренней среды. Цветом можно выделить главные и скрыть несущественные элементы композиции, откорректировать зрительно пропорции помещений. Например, ослабить впечатление излишней глубины помещения можно окраской торцевых стен  в насыщенные, тёплые, продольных – в светлые, холодные тона. Помещения, предназначенные для краткого пребывания, окрашиваются пастельно, ярко, впечатляюще, помещения длительного пребывания (в основном учебные помещения), требующие сосредоточенности и внимания, а отсюда и окрашивания в спокойные светлые тона.

Эффективным средством повышения  эстетической выразительности учебно-производственной среды является озеленение. Растения, поглощая углекислый газ и увлажняя воздух, создают благоприятные условия для улучшения микроклимата внутренней среды.

 

Общешкольные помещения.

Во всех учебно-воспитательных учреждениях  должны быть созданы спортивные залы и площадки, хорошо оснащённые оборудованием и инвентарём. В общеобразовательных школах предусматривается спортивные зала размером 12х24м и 18х36м с примыкающими к ним: снарядной, комнатой инструктора, раздевальными, душевыми и уборными для мальчиков и девочек. Залы оборудуются баскетбольными щитами, волейбольной сеткой, гимнастическими снарядами и устройствами для их крепления.

При проектировании школьных зданий спортивные залы рекомендуется располагать смежно и разделять их трансформирующимися перегородками. Это позволяет при необходимости получать крупные легкоатлетические манежи для различных общешкольных спортивно-массовых мероприятий. В зале размером 18х30м и более целесообразно предусматривать трансформирующиеся  перегородки с тем, чтобы можно было членить пространство на изолированные зоны для одновременного занятия нескольких групп школьников.

Спортивные залы обычно располагают в общешкольном блоке учебного здания или выделяют в отдельный корпус, удобно связанный с учебными помещениями для младших и старших школьников. Учебно-спортивные залы следует размещать в школьном здании не выше второго этажа.

Новые нормативные требования предусматривают на группу школ плавательный бассейн с ванной длиной не более 25м. Межшкольные бассейны – наиболее удобная форма обучения детей плаванию. Создание плавательного бассейна в каждой школе нерационально как в экономическом, так и эксплутационном отношении. Современный плавательный бассейн – сложное техническое сооружение, которое целесообразнее включать в структуру общерайонных спортивных комплексов либо общешкольный центр, объединяющий группу школьных зданий.

Важнейшие задачи современного этапа развития школы – гармоничное воспитание молодёжи, повышение общей культуры, улучшение художественного образования.

Значительно увеличивается площадь  библиотеки (до 120 – 160м2). Школьное книгохранилище может хранить полный объём учебников, выдаваемых ежегодно учащимся.

Более крупным и универсальным становится актовый зал (вместимостью: в средних школах на 25% общего количества учащихся, в школах-интернатах – на 50% общего числа воспитанников, из расчета 0,6м2 на одно зрительское место). При зале предусматривается эстрада площадью 36 – 72м2, киноаппаратная, инвентарная. Актовый зал рекомендуется проектировать с ровным горизонтальным полом, чтобы его можно было использовать для различных общешкольных культурно-массовых мероприятий. Актовый зал, библиотека, так же как и спортивные помещения, должны быть удобно связаны со всеми учебными секциями и, кроме того, иметь удобный выход на участок для использования их во внеучебное время.

Так же предусматривается группа помещений  кружковой работы – технического моделирования, юных натуралистов, студии живописи и графики, скульптуры, хореографии.

Неотъемлемой частью современной  школы являются также помещения  психологической разгрузки для  преподавательского состава и учащихся.

Информация о работе Композиция школьных зданий