Композиция школьных зданий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 11:49, реферат

Описание работы

Основой композиции школьных зданий являются два фактора: ступенчатая организация коллектива учащихся и группировка помещений по их функциональному назначению.
Ступенчатая организация коллектива учащихся должна обеспечить сочетание:
разделения всех учащихся на отдельные группы с учетом их возрастных особенностей и развития индивидуальных способностей,
объединение учащихся в коллективы различной величины для проведения массовых мероприятий и коллективного воспитания.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………. 2
2. Композиция школьных зданий ……………………………………. 3
3. Схема функционального зонирования школы здания …………... 7
4. Требования к основным вспомогательным помещениям ………. 8
5. Горизонтальные и вертикальные коммуникации ……………….. 14
6. Требования пожарной безопасности и путей эвакуации ………... 17
7. Требования для физически ослабленных лиц ………………….… 18
8. Генплан, озеленение и благоустройство …………………………. 20
9. Отечественный и зарубежный опыт строительства …………….. 22
10. Примеры работ ………………………………………………….... 26
Литература ………………………………………………………….… 31

Файлы: 1 файл

Реферат школа много.doc

— 7.32 Мб (Скачать файл)

Повсеместно создаются школьные музеи. Задания на проектирование школ не предусматривают для этих целей специального помещения. Рекомендуется устанавливать музейные экспонаты преимущественно в рекреациях. Однако на практике для школьного музея часто выделяют отдельное помещение из учебного фонда.

При планировке школьного здания необходимо заранее учитывать потребность  в выделении  музейно-выставочных  зон. Эти зоны частично могут создаваться в вестибюле, в фойе у актового зала, в рекреациях.

Соответственно росту основных учебно-воспитательных помещений модернизируются и помещения обслуживающего назначения: столовая, административно-хозяйственные службы, медицинское обслуживание.

Медицинский пункт в школе состоит  из медицинской комнаты и кабинета зубного врача, в школе-интернате  – из кабинета врача и зубного врача, процедурной и изолятора в составе палат для заболевших детей, изоляционных палат с отдельным входом и санузлом, буфета-раздаточной, ванной и уборной с умывальником в шлюзе.

Изолятор должен располагаться  на первом этаже с отдельным входом. Кабинеты врачей и процедурная в школах-интернатах должны быть смежными и иметь сообщение как с группой спальных помещений, так и с изолятором.

В группу служебных помещений входят учительская и комната учебных  пособий, кабинет директора и  заведующего учебной частью, канцелярия, комната технического персонала и хозкладовая, в школах-интернатах – кабинет старшего воспитателя и комнаты дежурных воспитателей. Канцелярия и кабинет директора должны располагаться на первом этаже, желательно вблизи вестибюля, комната технического персонала – у входа в школу.

В состав хозяйственных помещений  школ-интернатов входят: кастелянтская  и комнаты починки белья, платья и обуви, кладовые для сезонной одежды и обуви, для индивидуального  спортинвентаря. Эти помещения могут  располагаться в подвалах здания.

При создании новых экспериментальных  и типовых проектов школьных зданий уточнилась функциональная группировка  основных помещений. Чётко выявилась  зона помещений для младших школьников, в которой отдельное самостоятельное  звено занимают учебная секция для 1-х классов с детьми 6-летнего возраста, учебные кабинеты и лаборатории для средних и старших школьников, помещения для трудового обучения и профессиональной ориентации, учебно-спортивные залы, помещения культурно-массовой и кружковой работы, помещения обслуживающего назначения.

В соответствии с нормами и требованиями в современных школах предусмотрена  безбарьерная доступность для инвалидов  во все помещения, соответствующая  ширина проходов, лифты, пандусы, гардеробы, санитарные узлы.

Помещения для трудового обучения и профессиональной ориентации

Помещения для трудового обучения и профессиональной ориентации следует  размещать в «открытой» зоне школы  с обеспечением их планировочной  связи с вестибюлем; помещения  используются в учебной и во внеклассной работе, а в вечернее время и выходные дни — для организации творческой деятельности внешних посетителей.

Помещения мастерских для обработки  металла, древесины, комбинированной  мастерской и вспомогательные помещения  при них следует размещать на первом этаже здания. При этом предусматривается отдельный вход в склад готовой продукции и материалов. Помещение для установки специального оборудования размещается смежно или объединяется с комнатой мастера (инструментальной).

 

5. Горизонтальные и вертикальные коммуникации

 

Горизонтальные коммуникации.

 

Минимальную ширину главных коридоров  общественного здания рекомендуется  принимать 1,8 м, второстепенных — 1,2 м (при  длине не более 10 м). (Рис.4)

Коридоры делятся на следующие  виды: коридоры с односторонней застройкой, с двухсторонней застройкой, смешанной застройкой и спаренные коридоры с помещениями по внешним сторонам и между ними. В коридорах необходимо проектировать естественное освещение, при этом максимальная длина коридора при освещении с двух торцов — 48 м, при освещении с одного торца — 24 м, при большей длине необходима организация световых карманов, расстояние между которыми должно составлять не более 24 м, а расстояние между световым карманом и окном в торце коридора — не более 30 м. Ширина светового кармана должна быть не менее половины его глубины.

 

 

Рис.4

 

 

 

Вертикальные коммуникации.

Лестницы

Лестницы и лестничные клетки подразделяются на:

тип 1 — внутренние, размещаемые  в лестничных клетках;

тип 2 — внутренние открытые;

тип 3 — наружные открытые;

Обычные лестничные клетки.

Л1 — с остекленными или открытыми  проемами в наружных стенах на каждом этаже;

Л2 — с естественным освещением через остекленные или открытые проемы в покрытии;

Незадымляемые лестничные клетки:

HI —со входом в лестничную клетку с этажа через наружную воздушную зону по открытым переходам, при этом должна быть обеспечена незадым- ляемость перехода через воздушную зону;

Н2 — с подпором воздуха в  лестничную клетку при пожаре;

НЗ — со входом в лестничную клетку с этажа через тамбур-шлюз с подпором воздуха (постоянным или при пожаре).

Для обеспечения тушения пожара и спасательных работ предусматриваются  пожарные лестницы:

П1 — вертикальные;

П2 — маршевые с уклоном не более 6:1.

Высота этажа общественного  здания может быть равна, как правило, 3,3 м; 3,6 м; 4,2 м. Из этого расчета и проектируются лестницы. Высота в школе как правило принимается 3,3 м. и выше

Лестницы могут быть одно-, двух-, трех- и четырехмаршевыми. Лестница состоит из проступи и подступенка. Ширина проступи — 300 мм, высота подступенка — 150 мм. (Рис.5)

Ширина лестничного марша в  общественном здании должна быть:

1,35 м — главных лестниц, ведущих  в помещения для основного  пребывания людей; 

1,2 м — эвакуационных лестниц; 

0,9 м — лестниц, ведущих в  помещение с количеством одновременно пребывающих в нем до 5 человек.

Рис.5 
6. Требования пожарной безопасности и путей эвакуации

 

Эвакуационные и аварийные выходы

Выходы являются эвакуационными, если они ведут:

 а) из помещений первого  этажа наружу:

- непосредственно;

- через коридор;

- через вестибюль (фойе);

- через лестничную клетку;

- через коридор и вестибюль  (фойе);

- через коридор и лестничную  клетку;

 б) из помещений любого  этажа, кроме первого:

- непосредственно в лестничную  клетку или на лестницу 3-го типа;

- в коридор, ведущий непосредственно  в лестничную клетку или на  лестницу 3-го типа;

- в холл (фойе), имеющий выход  непосредственно в лестничную  клетку или на лестницу 3-го  типа;

 в) в соседнее помещение  (кроме помещения класса Ф5  категории А и Б) на том же этаже, обеспеченное выходами, указанными в «а» и «б»; выход в помещение категории А или Б допускается считать эвакуационным, если он ведет из технического помещения без постоянных рабочих мест, предназначенного для обслуживания вышеуказанного помещения категории А или Б.

Выходы из подвальных и цокольных  этажей, являющиеся эвакуационными, как  правило, следует предусматривать  непосредственно наружу обособленными  от общих лестничных клеток здания.

 

7. Требования для физически  ослабленных лиц

 

Категории инвалидов:

Инвалиды-колясочники

Инвалиды с нарушением опорно-двигательного  аппарата

Инвалиды по зрению (слепые и слабовидящие)

Инвалиды по слуху (глухие и слабослышащие)

 

                            

 

Входная группа

 

 

Тамбуры

Глубина тамбуров должна быть 1,8 м. не менее при ширине не менее 2,2 м.

После того, как инвалид вошел  в тамбур, он должен закрыть входную  дверь, а затем открыть  следующую  дверь в вестибюль здания.

Глубина пространства для маневрирования кресла-коляски перед дверью при открывании "от себя" должна быть не менее 1,2 м., а при открывании "к себе" - не менее 1,5 м. при ширине не менее 1,5 м (Рис.6)

Рис.6 Схема тамбура с размерами 
8.Генплан, озеленение и благоустройство

 

Важной составляющей комплекса общеобразовательного учреждения является школьный участок (Рис.7), который разбивается на функциональные зоны:

- Физкультурно-оздоровительную. Включает  школьный стадион, площадки для  игры  в баскетбол и волейбол, для гимнастики, место для устройства хоккейной площадки в зимнее время.

- Учебно-опытную;

- Хозяйственного двора;

- Зону отдыха, в том числе  для подвижных игр различных  возрастных групп, площадки для  тихого отдыха.

 

Рис. 7. Планировка участка школы:

 

1 – здание школы, 2, 7 – игровая и спортивная площадки, 3 – зоологическая площадка, 4 – участок для занятий по растениеводству, 5 –  географическая площадка, 6 – площадка для занятий на воздухе

Спортивную зону не следует размещать  со стороны окон учебных помещений

Продольные оси площадок легкоатлетической и для спортивных игр рекомендуется располагать в направлении север – юг. Участки учебно-опытной зоны должны хорошо инсолироваться  и отделяться от спортивной зоны полосой зеленых насаждений.

Коллекционно-селекционные участки  следует располагать в удалении от спортивных площадок. Метеорологическая и географическая площадки должны размещаться на открытом месте в удалении от здания не менее чем на 35м.

Площадка для отдыха должна располагаться  вблизи от выходов на участок из соответствующих учебных секций.

Хозяйственный двор рекомендуется  располагать со стороны входа  в производственные помещения школьной столовой и смежно с учебно-опытной  зоной.

Защитная зеленая полоса по границам участка устраивается шириной не менее 1,5м, а со стороны улицы – 6-10м. Посадка деревьев и кустарников с ядовитыми плодами, а около спортивных площадок – колючих кустарников и плодовых деревьев не допускается.

Площадки оборудуются современными малыми архитектурными формами и спортивным инвентарём. Выполняются все требования по рациональному доступу школьников, а так же маломобильных групп населения и инвалидов-колясочников к зданию. Это пониженные борта, пандусы и пешеходные дорожки с минимальным уклоном и металлические поручни. Подходы к школе должны предусматриваться со стороны всех жилых групп микрорайона.

Не должен остаться без внимания вопрос транспортного обслуживания: при проектировании необходимо предусматривать  парковочные места для автомобилей  работников школы, а также временные  места для машин родителей, подвозящих детей в школу. Территория школы ограждается. (Рис. 8) 

 

 

Рис. 8. Генплан школьного участка

 

9.Отечественный и зарубежный  опыт строительства

 

 

Рис.9. Типовой проект универсального здания общеобразовательной школы на 32 класса(1280... 1320 мест):

 а-первый этаж, б-второй этаж:

1-классы, 2 - рекреационные залы, 3-вестибюль  с гардеробом, 4-учебные мастерские, 5-кабинет директора и канцелярия, 6 - гимнастический зал, 7-обеденный  зал, 8-кухня, 9-лаборатории химии,  физики и биологии, 10-кабинет домоводства, 11-кабинет ручного труда, 12 - учительская, 13-актовый зал

 

Централизованная композиция представляет собой один корпус той или иной формы, иногда с примыканием к  нему зальных помещений. К числу  достоинств школьных зданий этого типа относится компактность и небольшая площадь застройки, короткие связи между помещениями, экономичность в строительстве и эксплуатации. Однако централизованный тип композиции применяется в основном для школ небольшой вместимости. ( Рис.10)

 Блочная композиция, при которой здание состоит из ряда отдельных корпусов-блоков, примыкающих друг к другу или связанных теплыми переходами, обычно применяется для школ большой вместимости. Блочная композиция обладает многими достоинствами: позволяет обеспечивать оптимальную ориентацию помещений и относительную изоляцию возрастных групп учащихся, осваивать высокосейсмичные районы и сложный рельеф, применять планировочные и конструктивные решения и параметры, соответствующие функциональным особенностям каждого блока. Гибкость блочной композиции дает возможность удачно использовать разнообразные градостроительные ситуации. Школьные здания блочного типа являются наиболее распространенными в современной практике.

 Павильонная композиция применяется  в южных, теплых районах, так  как отдельные корпуса-павильоны школы не связаны между собой переходами, а только дорожками, крытыми иногда теневыми навесами. Павильонный тип школьных зданий обеспечивает изоляцию отдельных групп помещений, высокую сейсмостойкость зданий, активное использование крутого рельефа.

Информация о работе Композиция школьных зданий