Архитектура современной Москвы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 18:40, творческая работа

Описание работы

Одной из серьезнейших язв больших столиц европейских, азиатских и американских стран является наличие трущоб, где миллионы обнищавших трудящихся обречены на прозябание и медленную мучительную смерть. Заслуга Москвы состоит в том, что она полностью ликвидировала эти трущобы и дала трудящимся возможность переселиться и подвалов и лачуг в квартиры и дома, построенные Советской властью.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Архитектура как искусство, как часть нашей духовной культуры
1.1 Архитектура Московского государства в XIV-XV веке
1.2 Модерн в архитектуре Москвы
1.3 Сталинский Генеральный план реконструкции Москвы
Глава 2. Архитектура Москвы в XX-XI веке. Архитектурные проблемы современной Москвы
2.1 Архитектура и градостроительство в годы советской власти
2.2 Уничтожение исторической застройки во времена Советской власти
2.3 Архитектура Москвы XI века
2.4 Проблемы архитектуры современной Москвы
Заключение
Глоссарий
Список сокращений
Приложение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Архитектура современной Москвы.doc

— 311.50 Кб (Скачать файл)

Образцами лужковского  стиля являются такие постройки, как торговый центр «Наутилус» на Лубянской площади, фонтан «Пушкин и Натали» на площади Никитских Ворот, Центр оперного пения Галины Вишневской на Остоженке, ресторан «Белый лебедь» наЧистых прудах, офисное здание «Самсунг» на Большой Якиманке, торговый центр «Новинский пассаж» и другие.

В первом десятилетии XXI века началось строительства комплекса  зданий Московского международного делового центра Москва-Сити, который представляет собой несколько высотных сооружений преимущественно офисного типа. Этот комплекс является уникальным для России и включает в себя здание Меркурий Сити Тауэр высотой 338,8 метров, которое на момент ввода в эксплуатацию стало самым высоким в Европе.

 

2.3 Архитектура Москвы XI века

 

Итак, попробуем выделить некоторые тенденции в сегодняшней  архитектуре столицы. Если прогуляться  по центру Москвы, то можно заметить несколько направлений. Первое из них  условно можно было бы назвать московским неоклассицизмом. Дома, построенные в этом духе, нередко встречаются в пределах Садового кольца и являются результатом попытки вписать новое здание в контекст исторической застройки. Таким образом появляются невысокие дома с фасадами пастельных тонов и белыми элементами декора (лепниной, наличниками), иногда с колоннами и ажурными решетками оград и балконов. В особо удачных случаях трудно понять, новостройка перед нами или хорошо отреставрированное старое здание. Но попадаются и непродуманные строения. Например, «Оперный дом» на Остоженке, 25, возводился с явной оглядкой на доходные дома и особняки по соседству. Традиционные оконные переплеты, желтый цвет стен и белый декор сами по себе выглядят вполне достойно, однако по сравнению со своими «прототипами» этот дом имеет слишком много этажей — и это превращает его в холодную неуютную коробку.

Довольно популярен  у московских застройщиков такой  стиль, как модерн. Различные его  элементы в большей или меньшей  концентрации очень часто встречаются в облике новых домов. Результатом может стать как довольно сдержанное здание — такое, например, как «Времена года» в Старомонетном переулке, 18, так и нечто гораздо более экспрессивное, например, «Лайт-хаус» в Сеченовском переулке, 3. В первом случае о модерне напоминают только майоликовые панно, украшающие верхний этаж, слегка выгнутые очертания крыши над ними и овальные окна также на последнем этаже. Остальное — ровный фасад, простые прямоугольные оконные проемы, «сетчатые» ограждения балконов, лишенные каких бы то ни было «завитушек» карнизы — придает зданию довольно строгий вид. «Лайт-хаус» же, напротив, представляет собой весьма фантазийное сооружение: асимметричное, разновысотное, с плавно выступающими вертикальными частями, скругленными окнами и необычными формами рам. Объемы, составляющие это здание, как бы «наплывают» один на другой, вид дома меняется с каждым шагом, и поэтому создается впечатление определенного его динамизма.

В последнее время  все большее внимание уделяется  такому архитектурному направлению, как конструктивизм. Его характерные особенности — простые геометрические объемы, «лежачие» окна, стекло и металл в оформлении, отсутствие декора — легко прочитываются во внешнем виде многих новых домов. Разумеется, конструктивизм претерпел существенные изменения в интерпретации современных архитекторов. Например, декор в традиционном понимании может и отсутствовать. Но чтобы дом не выглядел скучным, в оформлении фасада используются самые разнообразные облицовочные материалы и их сочетания: керамогранит и мрамор, штукатурка и кирпич и т. д. Другой популярный способ разнообразить лаконичные конструктивистские формы — это игра с окнами. В одних случаях это целиком остекленные лоджии, в других — окна, как бы в беспорядке разбросанные по фасаду или, например, имеющие разную ширину. В частности, оба этих приема удачно применены при строительстве дома в Молочном переулке, 1–3. На первый взгляд он кажется чересчур аскетичным, но потом замечаешь, что окна, расположенные вполне традиционно в левой части фасада, неожиданно дают сбой в правой его части, и ровный ритм нарушается, обещая еще какие-то неожиданности. И действительно, за правым углом здание принимает вогнутую форму, красиво очерчивая одну из сторон небольшого треугольного сквера. Впрочем, иногда случается и так, что архитектор излишне увлекается конструктивизмом, и тогда жилой дом начинает больше походить на офисное здание.

Также в Москве стали  появляться здания, которые трудно ассоциировать с тем или иным стилем. Они необычны и очень современны. Как пример можно привести Copper house в Бутиковском переулке, 5 — один из самых оригинальных домов, появившихся в столице за последнее время. Он состоит из трех узких корпусов, соединенных стеклянными галереями. Фасады здания облицованы медными пластинами и украшены со стороны улицы зеленоватыми стеклами, расположенными под разными углами.

Как следует даже из такого небольшого числа примеров, единого  стиля в современной столичной  архитектуре не существует. Сегодня  строится множество зданий, и все они разные — по стилю, оригинальности и взаимоотношениям с окружающей средой. Москва продолжает поддерживать свою репутацию чрезвычайно эклектичного города.

 

2.4 Проблемы архитектуры современной Москвы

 

Существуют определенные и неизбежные закономерности развития городов, порожденные их исторически сложившимися градообразующими функциями и соответствующим развитием планировочной и пространственной структуры. Многие века Москва развивалась как жилое поселение, используя свой холмистый рельеф и природные особенности местности. Поначалу преобладали оборонные функции, потом появились столичные, торговые и религиозные, затем - административные, финансовые, промышленные, учебные, научные и др. С развитием человеческой цивилизации, общественных отношений, государственности, научно-технического прогресса некоторые градообразующие функции отмирали и зарождались, расширялись и сокращались, видоизменялись и совершенствовались. Но главной городской функцией всегда оставалась жилая. В столице главными являются также административно-управленческие и политические функции государства.

Градообразующие функции  современного города являются его жизненной  основой и, как правило, включают следующие основные функции: административно-управленческие и политические (столичные), жилые (селитебные), промышленные, транспортные, торговые, культурные, отдыха, образовательные и научные, а также сопутствующие и обслуживающие их (коммунальные, инженерные и др.).

Основные градообразующие  функции по мере их исторической эволюции (увеличения или уменьшения по составу и объемам) последовательно материализуются в структуре города и впоследствии их не так просто изменить. Главный принцип функциональной организации города - функциональное зонирование или разделение города на части различного назначения по признаку ведущей функции. При этом ни одна из функций города, взятая в отдельности, не существует сама по себе. Чередование жизненных циклов человеческого труда, быта и отдыха – основа эволюции города, его современного уклада и комфортного существования горожан и приезжих.

Территория Москвы по своему функциональному назначению и характеру использования подразделяется на следующие основные функциональные зоны: общегородского общественного  и культурного центра; жилая (селитебная); отдыха, спорта, парковая и лесопарковая; промышленная, а также научно-исследовательских институтов, НПО и КБ; коммунально-складская; внешнего транспорта; санитарно-защитная и др.

Неотложной проблемой  и одновременно задачей для дальнейшего  развития Москвы в XXI веке безусловно является совершенствование ее градообразующих функций и функционального зонирования. Ушедшие века и особенно XX век оставили чрезмерную функциональную перегруженность среды обитания в центре города и явную недогруженность социальными, культурными и бытовыми функциями городских окраин. Поэтому, в ходе обновления городской застройки и ее комплексной реконструкции, следует ликвидировать создававшуюся десятилетиями утилитарность и ущербность среды обитания в периферийных, спальных жилых районах столицы и добиться более сбалансированного и гармоничного их дальнейшего функционального развития.

Заключение

Оценочные критерии общего восприятия окружающей городской среды  у большинства жителей Москвы основываются на их положительно-эстетическом отношении к исторической застройке городского центра, его примечательным в архитектурном отношении уголкам. Сохранение этих жемчужин отечественной культуры пока оказывает и, надеемся, будет оказывать патриотическое влияние, как на взрослых жителей, так и на подрастающее поколение москвичей, воспитывая у них чувство любви к своему городу. Не случайно в этой сфере общественное мнение (восприятие и оценка) служит надежным и верным критерием реальной, а не проектной, оценки социальной эффективности результатов градостроительной и архитектурной деятельности. Ярким свидетельством такого активного отношения москвичей к среде своего обитания стали общественные инициативы, связанные: с сохранением архитектурного и исторического наследия парка «Лефортово»; с ограничением выборочной «точечной» застройки; обновлением территории застройки и здания ЦДХ; критическим обсуждением общественностью нового Генплана развития Москвы и др.

Городская среда в  силу процессов своего развития постоянно  изменяется и ускоряющиеся процессы ее дифференциации в нашей столице остро ставят перед градостроительной, архитектурной теорией и практикой решение проблемы восприятия и оценки этой среды горожанами. Состояние и дальнейшее развитие Москвы в немалой степени зависят от общественного мнения, в том числе и независимого экспертного. От того как различные социально-демографические слои и группы населения воспринимают, оценивают и предлагают совершенствовать, исходя из своих интересов, окружающую их городскую среду, подчас, зависят успехи или неудачи нашей работы.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Архитектура

искусство проектировать, строить здания и сооружения. Архитектура  непременно создает материально  организованную среду, необходимую  людям для их жизни и деятельности, в соответствии с современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества.

2

модерн

Модерн - (франц. moderne от лат. modernus – новый, современный) – период развития европейского искусства на рубеже XIX-XX вв. , включающий различные художественные течения и школы, представителей которых объединяло антиэклектическое движение – стремление противопоставить свое творчество эклектизму предыдущего периода.

3

готика

период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV—XVI века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Но готика охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, витраж, фреску и многие другие.

4

ренессанс

эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи: начало XIV — последняя четверть XVI века и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века.

5

Сталинский генеральный  план реконструкции Москвы

первый комплексный план реконструкции Москвы, в котором исторически сложившаяся радиально-кольцевая структура города сочеталась с освоением новых районов, созданием кольцевых и радиальных магистралей. Разработан архитекторами В. Н. Семёновым и С. Е. Чернышёвым. Утверждён 10 июля 1935 года постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР № 1435 «О генеральном плане реконструкции города Москвы». Послужил основой для сталинской реконструкции Москвы. Включал в себя новаторский план обводнения города Москвы по образу и подобию Ленинграда. Полностью не реализован.

6

неорусский стиль

течение в русской  архитектуре XIX — начала XX веков, основанное на использовании традиций древнерусского зодчества и народного искусства, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры.

Русский стиль возник в рамках общеевропейского подъема интереса к национальной архитектуре, и представляет собой интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия. Представляя собой искусную стилизацию, русский стиль последовательно сочетался с другими стилями — от архитектурного романтизма первой половины XIX в. до стиля модерн.

7

утилитарный подход

утилитарная, утилитарное; утилитарен, утилитарна, утилитарно (от лат. utilitas - польза) (книжн.).

1. Рассчитанный только на получение пользы, выгоды, узко практический (неод.). Утилитарные соображения.

2. Прикладной, практический. Утилитарные знания.

8

памятники архитектуры

недвижимый (фрагменты  интерьера и экстерьера архитектурных  сооружений) примечательный объект материального и духовного творчества, который имеет национальное или международное значение. В настоящее время в действующем российском законодательстве определение «памятник архитектуры» не используется — употребляется либо «объект культурного наследия», либо равноценное ему «недвижимые памятники истории и культуры».

9

историческая застройка

Тип застройки сохранившейся  и дошедший до наших дней со времен основания города (поселения)

10

язык архитектуры

обращение, например, к  филологическим дисциплинам создает  возможность использования бесконечного количества новых, нетрадиционных для архитектуры терминологических понятий. В этом случае создается мнимое ощущение глубины и новизны, но при этом неизбежно теряется связь с реальностью архитектурного процесса




Список использованных источников

Список использованных источников

№ п/п

Библиографическое описание использованной литературы

1

Кремль. Китай-город. Центральные площади. — М.: Искусство, 1982. — 25 000 экз.

2

Белый город / Макаревич Г. В., Альтшуллер Б. Г., Балдин В. И., Богданов В. В., Давид Л. А., Добровольская Э. Д. и др.. — М.: Искусство, 1989. — 380 с. — 50 000 экз.

3

Земляной город / Макаревич Г. В., Аренкова Ю. И., Домшлак М. И., Мехова Г. И., Розентуллер П. Б., Трубецкая Е. В.. — М.: Искусство, 1990. — 352 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-210-00253-5

4

Замоскворечье / Макаревич Г. В., Альтшуллер Б. Г., Балдин В. И., Давид Л. А., Добровольская Э. Д. и др.. — М.: Искусство, 1994. — 320 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-210-02548-9

5

Юго-восточная и южная части территории между Садовым кольцом и границами города XVIII века (от Земляного до Камер-Коллежского вала).  — М.: Искусство, 2000. —4000 экз. — ISBN 5-210-01410-X

6

Территория между Садовым кольцом и границами города XVIII века (от Земляного до Камер-Коллежского вала) / Макаревич Г. В., Альтшуллер Б. Г., Балдин В. И., Вавакин Л. В., Добровольская Э. Д., Кириченко Е. И. и др.. — М.: Искусство, 1998. — 5000 экз. — ISBN 5-210-02548-9

7

Юго-восточная и южная части территории между Садовым кольцом и границами города XVIII века (от Земляного до Камер-Коллежского вала). — М.: Искусство, 2000. —4000 экз. — ISBN 5-210-01410-X

8

Окрестности старой Москвы (Северо-западная и северная части территории от Камер-Коллежского вала до нынешней границы города). — М.: Искусство — XXI век, 2004. —5000 экз. — ISBN 5-98051-011-7

9

Окрестности старой Москвы (Юго-восточная и южная части территории от Камер-Коллежского вала до нынешней границы города) / Баталов А. Л., Кириченко Е. И., Посохин М. М., Кузьмин А. В., Щёболева Е. Г.. — М.: Искусство — XXI век, 2007. — 360 с. — экз. — ISBN 978-5-98051-041-1

10

Архитектура Москвы 1910 - 1935 гг. — М.: Искусство — XXI век, 2012. — 356 с. — 2500 экз. — ISBN 978-5-98051-101-2


Список сокращений

 

 п/п

Сокращение

Понятие сокращения

1

РСФСР

Российская Советская  Федеративная Республик

2

СНК

Совет народных комиссаров

3

ЦК ВКП(б)

Центральный комитет всесоюзной коммунистической партии большевиков

4

СССР

Союз Советских Социалистических Республик

5

ЦИК СССР

Центральный исполнительный комитет Союза Советских Социалистических Республик

Информация о работе Архитектура современной Москвы