Архитектура современной Москвы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 18:40, творческая работа

Описание работы

Одной из серьезнейших язв больших столиц европейских, азиатских и американских стран является наличие трущоб, где миллионы обнищавших трудящихся обречены на прозябание и медленную мучительную смерть. Заслуга Москвы состоит в том, что она полностью ликвидировала эти трущобы и дала трудящимся возможность переселиться и подвалов и лачуг в квартиры и дома, построенные Советской властью.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Архитектура как искусство, как часть нашей духовной культуры
1.1 Архитектура Московского государства в XIV-XV веке
1.2 Модерн в архитектуре Москвы
1.3 Сталинский Генеральный план реконструкции Москвы
Глава 2. Архитектура Москвы в XX-XI веке. Архитектурные проблемы современной Москвы
2.1 Архитектура и градостроительство в годы советской власти
2.2 Уничтожение исторической застройки во времена Советской власти
2.3 Архитектура Москвы XI века
2.4 Проблемы архитектуры современной Москвы
Заключение
Глоссарий
Список сокращений
Приложение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Архитектура современной Москвы.doc

— 311.50 Кб (Скачать файл)

 

1.3 Сталинский Генеральный план  реконструкции Москвы

 

В 1935 году был опубликован документ величайшего принципиального и практического значения – Сталинский Генеральный план реконструкции Москвы. Забота о человеке, о его удобствах, о наилучшем удовлетворении всех его нужд и потребностей является центральной идеей, пронизывающей все постановления партии и правительства о реконструкции Москвы. Постановление СНК и ЦК ВКП(б) о генеральном плане реконструкции г. Москвы от 10 июля 1935 года, разработанное по инициативе и под непосредственным руководством И. В. Сталина, открыло новую эпоху в строительстве городов. Это постановление не только заложило основы подлинной теории социалистической планировки городов, но дало исчерпывающую формулировку принципиальных позиций и творческих задач советской архитектуры. Содержащиеся в постановлении указания об ансамбле, о квартале, улицах, набережных, о зелени и воде совершенно четко и ясно определили, в каком направлении должна идти работа. В постановлении с исключительной остротой сформулирована задача освоения культурного наследия прошлого, использования положительного опыта новой архитектуры, овладение новой архитектурно-строительной техникой. Оно положило конец спорам и колебаниям, имевшим место еще до последнего времени. Это постановление подняло архитектуру на исключительную высоту, определив ее исторические задачи.

Москва – город, имеющий современное  инженерное оборудование и благоустройство. Современная Москва – это город  новых крупных жилых массивов, административно-общественных комплексов, научных и учебных заведений, многопрофильных производственных зон, многочисленных мест отдыха населения.

Архитектурно-художественный облик  Москвы примечателен органическим сочетанием современной планировки и застройки  с богатым природным ландшафтом, с нашим уникальным историческим наследием. Застройка в своем подавляющем большинстве состоит из комфортабельных жилых домов и общественных зданий. За годы Советской власти планомерно осуществлены обширные мероприятия по реконструкции столицы, развитию всех отраслей городского хозяйства и улучшению ее архитектурного облика.

Ранее неблагоустроенный город  после Великой Октябрьской социалистической революции неузнаваемо изменился, превратившись в замечательный  современный столичный центр, где  гармонично сочетаются интересы развивающейся  социалистической и трудящихся. В 1960 году Совет Министров СССР поручил московским организациям разработать Технико-экономические основы (ТЭО) нового Генерального плана развития Москвы. В связи с этим президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление о расширении границ города до кольцевой автомобильной дороги. Территория столицы увеличилась до 87,5 тыс. га, а население в новых границах на 1 января 1961 года достигло 6,2 млн. человек. Одновременно были уточнены границы лесопаркового защитного пояса, территорию которого увеличили до 172, 5 тыс. га.

В 1966 году правительство одобрило ТЭО, которые обеспечили необходимую  социально необходимую социально-экономическую  базу для разработки нового генплана. На период до его утверждения ТЭО  послужили руководством в деятельности московских градостроителей.               

Десятилетний период развития и  реконструкции (с 1961 по 1970 г.) можно считать  первым этапом успешной реализации нового Генерального плана города.

В период разработки ТЭО  строительство и реконструкция  города велись на основе семилетнего плана (1959 – 1965 гг.) развития народного хозяйства столицы. При этом, как указано выше, учитывались и положения, принятые в ТЭО.

Новый Генеральный план открывает  дальнейшие широкие перспективы  преобразования столицы как города коммунистического общества.

В генплане, рассчитанном на 25 – 30 лет, считая от исходного – 1961 г., определены основные направления перспективного развития Москвы, создана градостроительная  концепция, позволяющая решить комплекс социальных, экономических, технических  и эстетических задач.

На основе государственного народнохозяйственного  планирования определены пути регулирования  численности населения и направления  дальнейшей комплексной и гармоничной  реконструкции крупнейшего города. Одновременно с генпланом была разработана схема районной планировки области.

На территории области определенны  границы района, тяготеющего к  Москве. В этом районе, включающем лесопарковый защитный пояс и пригородную зону, предусматривается предотвращение дальнейшей концентрации производственных сил. Рост численности населения здесь регулируется путем сбалансирования соотношений общей численности трудовых ресурсов и количества мест приложения труда. В пределах пригородной зоны регулируется и ограничивается территориальный рост городов и населенных пунктов с тем, чтобы предотвратить их срастание с Москвой. Это позволит сочетать застроенные территории и свободные озелененные пространства, создающие оптимальную жизненную среду для населения столицы.

В Генеральном плане  разработана планировочная структура города, способствующая улучшению социальной организации и условий жизни населения. Городская территория членится на комплексные планировочные зоны, обеспечивающие оптимальную организацию труда, быта и отдыха населения и значительное сокращение дальности трудовых и культурно-бутовых поездок. Архитектурно-пространственная организация столицы, сохраняя преемственность исторического развития города, в то же время обеспечивает его гармоничное формирование и композиционное единство. Такое единство достигается:

совершенствованием сложившегося звездообразного построения городского плана и развитием системы  широких зеленых клиньев, глубоко  проникающих в городскую застройку  и приближающих природу к человеку;

бережным отношением к историческим, культурным и художественным ценностям, созданным в процессе развития города;

сохранением своеобразия  природных особенностей, архитектурного облика и пространственной организации  Москвы и дальнейшем совершенствовании  этих качеств;

потенциальным переходом  от моноцентрического построения города к полицентрическому, созданием системы общегородского центра, включающей исторически сложившийся центр города и центры планировочных зон;

реконструкцией исторически сложившейся  планировки и застройки города в  соответствии с современными градостроительными требованиями;

созданием своеобразных по архитектуре  и композиционно законченных  районов, связанных системой общегородского центра в целостный организм и  образующих крупные архитектурные  ансамбли на въездах в город.

 

Генеральным планом предусматривается радикальное совершенствование сложившейся сети транспортных магистралей и улиц, что обеспечит быстрые и удобные внутригородские и внешние связи столицы. Транспортное обслуживание населения основывается на комплексном развитии всех видов городского и внешнего транспорта: метрополитена, железных дорог, троллейбусов, автобусов и автомобилей. Проведение комплекса мероприятий по водоснабжению, энергоснабжению, связи обеспечит высокий уровень бытового комфорта. Намечена система мероприятий по оздоровлению воздушной среды, значительно улучшающих санитарно-гигиенические условия жизни населения.

Значительные преобразования будут  осуществлены в сфере труда, где  занято все трудоспособное население  города. В крупных производственных зонах проектируется строительство учреждений обслуживания, призванных удовлетворить культурно-бытовые запросы трудящихся. Впервые подготовлены рекомендации по обеспечению наиболее целесообразной планировочной организации и улучшению санитарно-гигиенического режима работы сложившихся и вновь создаваемых производственных комплексов.

«Глава 2 Архитектура Москвы в  XX-XI веке. Архитектурные проблемы современной Москвы»

 

2.1 Архитектура и градостроительство  в годы советской власти

 

К началу XX века Москва уже  была в значительной степени оснащена системами теплоснабжения, водоснабжения, канализации, уличного освещения, асфальтом было покрыто 185 тыс. кв. м. дорог. При этом значительное количество домов, особенно на окраинах, были деревянными, неблагоустроенными.

После преодоления разрухи, возникшей в результате Гражданской войны, началось ускоренное развитие города.

Одним из первых заметных сооружений начала 20-х годов стала Шуховская башня. В 20-е годы и в начале 30-х годов было построено несколько зданий по проектам К. Мельникова, отличавшихся новаторской необычной архитектурой. Наиболее известные из них — Клуб Русакова, Дом Мельникова. Архитектор Щусев стал автором таких широко известных зданий как мавзолея Ленина и здание Казанского вокзала.

Новый этап в перестройке  Москвы начался после постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 10.07.1935 о генеральном плане реконструкции г. Москвы, в основу которого были положены идеи и указания И. В. Сталина. С 1935 по 1940 год в рамках работ по замене булыжного покрытия мостовых было заасфальтировано свыше 3 млн. м² улиц, площадей и набережных. В этот же период был построен 41 км гранитных набережных. С 1935 по 1941 год в Москве было построено 11 новых мостов.

За первые 5 лет осуществления  плана реконструкции Москвы в  столице было построено свыше 500 многоэтажных жилых домов с 1800 тыс. м² жилой площади. Была проведена реконструкция и расширение улицы Горького, реконструкция Большой Калужской улицы, Ленинградского проспекта, Можайского шоссе, 1-й Мещанской улицы. В период 1930—1950-х годов Садовое кольцо было значительно расширено, заасфальтировано и на значительном своём протяжении застроено новыми жилыми домами и общественными сооружениями. За этот период в Москве был пущен метрополитен имени Л. М. Кагановича, были построены два аэропорта — Быково и Внуково, канал Москва — Волга, комплекс Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Были построены такие сооружения, как гостиница «Москва», театр Красной Армии, Северный речной вокзал, Библиотека имени Ленина, концертный зал имени П. И. Чайковского, гостиница «Пекин», гостиница «Советская», семь высотных зданий, так называемых «сталинских высоток».

С середины 1950-х годов  возобладал утилитарный подход к  жилищному строительству, выразившийся в возведении однотипных относительно дешёвых зданий с малогабаритными квартирами, подходившими для решения обострявшейся жилищной проблемы в городе. Типичными строениями этого времени явились пятиэтажные блочные и панельные жилые дома, так называемые «хрущёвки» (по имени вдохновителя этой серии зданий Н.С.Хрущёва). Впоследствии этажность домов возросла, а в качестве материала чаще всего стали использоваться типовые панели.

С 60-х годов в Москве появилось несколько новых для  Советского Союза зданий с преобладанием  стеклянной облицовки наружных стен. Это прежде всего здание СЭВ, здания института Гидропроект, гостиницы «Аэрофлот» и некоторые другие.

 

2.2 Уничтожение исторической застройки во времена Советской власти

 

В 1930-е годы был уничтожен  ряд крупнейших в городе православных храмов и монастырей. Храм Христа Спасителя был взорван в декабре 1931 года. В 1937 году был уничтожен располагавшийся на Пушкинской площади Страстной монастырь. С 1932 года в Москве уничтожено не менее 426 памятников мирового значения, среди которых — архитектурные шедевры XVII века церковь Успения на Покровке и храм Святителя Николая Большой Крест.

В 1961 году на территории Московского Кремля был построен Государственный Кремлёвский дворец. Дворец был построен на месте снесённого старого здания Оружейной палаты.

В конце 1960-х — начале 1970-х годов в результате желания властей расширить некоторые улицы, построить в центре города многоквартирное жильё и новые госучреждения, был снесён ряд исторических зданий. Среди них — дом поэта Хомякова, памятник архитектуры начала XIX века на улице Композиторов, 7; четырёхэтажный каменный дом на улице Воровского, 2; дом Перфильева на Большой Грузинской, где бывал Гоголь, жил Л. Толстой; дом Шиловско-Богачевой (улица Горького, 22), построенный архитектором Григорьевым в 1811 году; дом Римской-Корсаковой (Пушкинская площадь, 3), построенный в 1773 году архитектором Еготовым, дом на улице Чехова, 5, где жил поэт А. Мицкевич, бывал А. С. Пушкин, был снесён в 1968 году; дом И. П. Тургенева на улице Кропоткина, 38, где бывал И. С. Тургенев; дом Лопухиных начала XIX века, где часто бывал Лермонтов (Большая Молчановка, 11); дом Каменских, где жил и умер Одоевский (Смоленский бульвар, 19); дом, в котором родилась русская актриса М. Н. Ермолова (улица Ермоловой, 12). Практически полностью ликвидирована историческая застройка на улицах Димитрова (ныне Большая Якиманка), Манежной и многих других.

На месте исторической застройки в центре города, в частности, на Большой Якиманке появлялись типовые многоэтажные панельные дома.

Согласно постановлению  МГК КПСС от 25 июня 1972 года «О застройке центральной части города Москвы», планировалось полное уничтожение всей исторической застройки в городе — от Манежа до бассейна «Москва», в частности кварталы из домов XVII—XIX веков на улицах Волхонке и Фрунзе (ныне улица Знаменка), где планировалось строительство нового музея Ленина — гигантского стеклянно-бетонного цилиндра. Согласно макету, Замоскворечье полностью планировалось расчистить от старой застройки, прямо напротив Кремля планировалось строительство многоэтажного района стандартных новостроек. От Каменного до Москворецкого моста планировалось объединить Москву-реку и Обводной канал и на месте Болотной площади соорудить озеро в качестве главного водоёма Москвы. Реализация этого плана явилась бы фактическим уничтожением основной исторической части столицы. Ведущие советские учёные-академики Лев Арцимович, Борис Рыбаков и Пётр Капица в ноябре 1972 года написали письмо в газету «Правда», подвергнув данный градостроительный план резкой критике, после чего Леонид Брежнев распорядился его пересмотреть.

В последние годы в  Москве строится всё больше высотных офисных зданий, различных деловых  и культурных центров. Создаются  новые памятники и скульптуры. Этим сооружениям и объектам также  необходимо уделить внимание, поскольку  именно они формируют облик современной Москвы. Вместе с тем, с начала 1990-х годов в Москве было разрушено, по некоторым оценкам, более 700 исторических зданий, среди которых Гостиница Москва, Тёплые торговые ряды, «Военторг» и ряд других выдающихся памятников архитектуры. В эти же годы возник так называемый «лужковский стиль», который несёт в себе признаки постмодернизма, историзма и эклектики. Однако «лужковский стиль» часто подвергается суровой критике. Некоторые оценивают данный вид архитектуры как китч, пошлость и дурновкусие, ставят его в один ряд с турецкой и египетской курортной архитектурой.

Информация о работе Архитектура современной Москвы