Архитектура современной Москвы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 18:40, творческая работа

Описание работы

Одной из серьезнейших язв больших столиц европейских, азиатских и американских стран является наличие трущоб, где миллионы обнищавших трудящихся обречены на прозябание и медленную мучительную смерть. Заслуга Москвы состоит в том, что она полностью ликвидировала эти трущобы и дала трудящимся возможность переселиться и подвалов и лачуг в квартиры и дома, построенные Советской властью.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Архитектура как искусство, как часть нашей духовной культуры
1.1 Архитектура Московского государства в XIV-XV веке
1.2 Модерн в архитектуре Москвы
1.3 Сталинский Генеральный план реконструкции Москвы
Глава 2. Архитектура Москвы в XX-XI веке. Архитектурные проблемы современной Москвы
2.1 Архитектура и градостроительство в годы советской власти
2.2 Уничтожение исторической застройки во времена Советской власти
2.3 Архитектура Москвы XI века
2.4 Проблемы архитектуры современной Москвы
Заключение
Глоссарий
Список сокращений
Приложение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Архитектура современной Москвы.doc

— 311.50 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

ЦДОР

 

Вид работы

Творческое эссе

Название дисциплины

Материальная и духовная культура России

Тема

Архитектура современной  Москвы

Фамилия

Сериков

Имя

Сергей

Отчество

Викторович

№ контракта

0350013403704029


 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Архитектура как искусство, как часть нашей духовной культуры

1.1 Архитектура Московского государства в XIV-XV веке

1.2 Модерн в архитектуре Москвы

1.3 Сталинский Генеральный план реконструкции Москвы

Глава 2. Архитектура Москвы в XX-XI веке. Архитектурные проблемы современной Москвы

2.1 Архитектура и градостроительство в годы советской власти

2.2 Уничтожение исторической застройки во времена Советской власти

2.3 Архитектура Москвы XI века

2.4 Проблемы архитектуры современной Москвы

Заключение

Глоссарий

Список сокращений

Приложение

Список использованных источников

Введение

 

Одной из серьезнейших язв  больших столиц европейских, азиатских  и американских стран является наличие  трущоб, где миллионы обнищавших трудящихся обречены на прозябание и медленную мучительную смерть. Заслуга Москвы состоит в том, что она полностью ликвидировала эти трущобы и дала трудящимся возможность переселиться и подвалов и лачуг в квартиры и дома, построенные Советской властью.

           И. В. Сталин

Основная часть

«Глава 1 Архитектура как искусство, как часть нашей духовной культуры»

 

1.1 Архитектура Московского государства  в XIV-XV веке

 

От древнейших времен и о современности в местах обитания человека в зависимости  от географического положения, условий и социального образа жизни, потребностей людей, сложилось несколько типов городов. Древнейшие поселения имели центрическую структуру  с площадью для ритуальных, общественных собраний.

Города застраивались  по берегам рек, вдоль дорог, горных хребтов.

Для основания города выбиралось особое место, холм, возвышенность  на стыке рек, которые имели оборонительное значение. Валы, стены, башни били “стражами” города. Ворота городских укреплений несли на себе практическое и символическое  значения. Наиболее актуальную роль в городской среде играют улицы. Улицы города - пути движения по городу, - границы, распределяющие части города. На пересечении улиц располагались  площади, центры.

В средневековом городе естественно сформировалась радиально-кольцевая  среда вокруг главного центра - храма, замка, ратуши. Центричная форма обусловлена внутренней логикой: все дороги ремесленников стекались к рыночной площади - туда, где были и ратуша и главный собор.Узкие тесные улочки шли к центру по касательной из соображений обороны. Города замыкались крепостной стеной.

Так строились и древняя  Москва, Кремль, Белый город (Бульварное кольцо), земляные валы (Садовое кольцо).Просторность равнинного ландшафта отразилась на планировке русских городов (Ярославль, Владимир).

Оборонное зодчество - интереснейшая страница истории русской архитектуры. В течение столетий нашим предкам приходилось отражать набеги кочевников с юга и востока, удары литовских ратей и немецких рыцарей-крестоносцев с запада и северо-запада. Вот почему на важнейших путях, шедших в глубь страны, вставали нерушимые твердыни-крепости и укрепленные монастыри. Их защитники первыми принимали удары врага, сдерживали, а порой и останавливали его.

Облик русских крепостей  менялся с развитием военной  техники и военного искусства. На смену частоколу из вертикально вкопанных в землю бревен приходили сложные конструкции из срубов, набитых землей и камнями. А на новгородской земле и Псковском порубежье уже  в XIII- XIV вв. стали строить каменные крепости.

С XV в. в Московском государстве все чаще стали сооружать регулярные крепости ( квадратные или прямоугольные  в плане), при этом толщина самих стен достигала 6 метров. Выдвинутые далеко  за линию стен угловые башни становились узлами обороны.Золотым веком русского оборонного зодчества стал XVII вв. Именно тогда были сооружены “великие государевы крепости” - Кирилло-Белозерский и Троице-Сергиев монастыри.

Москва накануне наполеоновского  нашествия являла яркое незабываемое зрелище. Ее обширность, множество памятников древней архитектуры, обилие садов живописный ландшафт удивляли современников. Дома выкрашены в самые разнообразные краски, купола церквей - то золотые, то темные, свинцовые... Все, вместе взятое, делало эту картину необычайно оригинальной и разнообразной.

Оживление культурной и общественной жизни города (чему способствовало и открытие в 1755 г. университета) совпало с началом интенсивного каменного строительства. На улицах и площадях появляются великолепные каменные дворцы московской знати, грандиозные общественные сооружения.

В тоже время именно здесь  долго сохранились национальные традиции, черты патриархальности и  в характере городской застройки, и в укладе, образе жизни москвичей. “Смещение великолепия с деревенской  простой производит какое-то волшебное  впечатление,” - писала французская художница Э. Виже-Лебрен.

Яркий, противоречивый и  живописный облик Москвы конца XVIII - нач. XIX в. нашел отражение в разнообразных  произведениях видовой графики, созданных русскими и иностранными художниками и граверами.

Язык архитектуры - это пространство и тектоника, симметрия и асимметрия, соразмерность частей и целого, нюансное и контрастное соотношение элементов. ритм, масштабность. Высшей ступенью организации архитектурных форм является ансамбль, где группа зданий и связанное с ней пространство представляют некое художественное единство.

В лучших памятниках архитектуры  заложены эстетические и идейные  устремления эпохи и Среды, в  которой жил и живет человек. Пример: Московский Кремль, здания построенные  на территории Китай-города, Белого города, Земляного город. Современные жилые массивы, Поклонная гора.Любовь к Родине немыслима без познания и понимания прошлого. Познание искусства архитектуры открывает нам один из путей познания мира.Архитектура тесно связана с природой. Она является искусством трехмерного пространства и воспринимается не только при созерцании формы, конструкции, объема, но и в практическом использовании постройки. Архитектура имеет свой свойственный только ей язык художественного выражения, язык форм, соотношений объемов, взаимодействующих с окружающей средой.

Архитектура - это прежде всего строительство: своего дома, общественных, культовых сооружений, городов. Представления  о красоте не были постоянными. В  каждую историческую эпоху они складывались из многих причин, прежде всего от человеческих взаимоотношений, от общественно-экономических отношений, определяющих идеалы и вкусы общества. Архитектура не изображает действительность и не воспроизводит ее. она сама создает реальность, материальную среду. в которой находится и живет человек и никакая иная человеческая деятельность эту функцию выполнить не может. Природные формы архитектура не копирует слепо и не повторяет. люди не учились пропорциональности и соизмеримости. пластике и другим выразительным средствам.

С древнейших времен человек выбирал для культовых ритуалов, празднеств, советов “особые” отличные от жилья места, отмеченные в природе необычным рельефом. Центрическими были застройки многих древнерусских городов, размещавшихся на высоких берегах рек, в их излучинах, как местах стратегических, которые легче было обнести валом, выстроить мощные стены укреплений. Массивность архитектурных сооружений была одним из средств художественной выразительности и выражения духовных сил и потребностей человека.

Архитектура говорит на языке объемных форм, объединенных в продуманную систему построения пространства. в которой живет и работает человек. Организованное пространство в свою очередь влияет на человека. строя его отношения с людьми и природой. При этом важно, какие эстетические ощущения возникают у человека от характера архитектурного объема и его элементов ( массивное, тяжелое, гнетущее или легкое, праздничное, подвижное).

На эстетическое восприятие архитектурного объекта влияет разнообразие горизонтально или вертикально расположенных объемов, монотонно или разнообразно скомпонованных. Достаточно 3-4 геометрических форм. чтобы создать многочисленные варианты решений архитектурного образа.

Важное композиционное средство - пропорции - отношения по высоте, длине и ширине. Архитектура подчинена законам симметрии и асимметрии, ритма - это все проявление “золотого пропорционирования”, вызывающее у человека определенное настроение, переживание, восприятие объекта.

 

1.2 Модерн в архитектуре Москвы

 

Модерн - (франц. moderne от лат. modernus – новый, современный) – период развития европейского искусства на рубеже XIX-XX вв. , включающий различные художественные течения и школы, представителей которых объединяло антиэклектическое движение – стремление противопоставить свое творчество эклектизму предыдущего периода. Отсюда название. Термин «модерн» следует отличать от общего смысла слова «современный» и от понятия «современное искусство», а также от модернизма. Период Модерна относительно короток, имеет достаточно четкие хронологические границы: от конца 1880-х гг. до 1914 г. На возникновение «нового искусства» повлиял Романтизм в формах национально-романтического движения, начавшегося в Европе после наполеоновских войн, и символизма, оформлявшегося в отдельное течение западноевропейского искусства в 1870-1880-х гг. Однако национальный романтизм ранее, в 1830-1880-х гг., способствовал формированию идеологии историзма и эклектики, а символизм присущ искусству, в особенности архитектуре, на всех этапах развития. Поэтому подлинной основой «нового стиля» следует считать не идеологию рубежа веков, а смену принципов формообразования, имеющую более глубокие внутренние причины.

Рубеж XIX-XX вв. имел «значение этапа, завершающего грандиозный цикл развития европейской культуры, начинавшегося еще в пору античности.        Несомненно то, что предпринятая на рубеже веков попытка обобщения эстетического опыта человечества, синтеза художественных традиций Запада и Востока, античности и средневековья, классицизма и романтизма сопровождалась и, в известной мере, была порождена явлениями упадка, кризиса сложившейся к этому времени системы научных, эстетических и этических ценностей». Даже если в этих словах есть преувеличение (показательно использование термина «эпоха» вместо «период»), то в них отражен созидательный пафос того времени. Многим, вероятно, тогда казалось, что на их глазах создается совершенно новое искусство. «Мы гребень вставшей волны», – писал В. Брюсов. В период Модерна происходило стремительное переосмысление старых и открытие новых художественных форм и приемов, сближение и слияние различных видов и жанров искусства. Художники Модерна дерзко ломали привычные нормы и границы. Немецкое «Jahrhundertwende» – «поворот столетий», как подмечено А. Русаковой, лучше определяет содержание этого периода, чем традиционное французское выражение «fin de siecle» – «конец века». Главным содержанием периода Модерна стало стремление к синтезу различных источников, методов, стилей, форм и приемов. Поэтому Г. Стернин сделал логичное заключение, что «модерн как научный термин уместнее ставить в ряд не с чисто стилевыми категориями, а с таким историко-культурным понятием, как бидермейер. Можно сказать, что бидермейер и модерн – это начало и конец целой исторической фазы романтизма».

Действительно, так же, как и в начале XX столетия, на рубеже веков преобладал идеализм, вера в то, что искусство может изменить жизнь. Однако художники Модерна стали использовать в своем творчестве разные формы: греческой архаики, крито-микенского искусства, античной классики, экзотического искусства Китая и Японии, Готики и Ренессанса, искусство этрусков и французского Рококо... В сравнении с предыдущим периодом эклектики чаще применялся принцип формовычитания, а не формосложения, обеспечивающий целостность внешних и внутренних, декоративных и конструктивных элементов композиции. Стремление к такой целостности и есть главное качество искусства Модерна. В то же самое время многообразие художественных форм и различных композиционных приемов, сложность переходной эпохи, ее кратковременность не позволили принципу целостности реализоваться достаточно полно во всех произведениях. Поэтому в период Модерна существовали разные стилистические течения. Во Франции: «флореальное», или Ар Нуво («Новое искусство»), в Австрии и Шотландии – геометрическое, в Германии близкое французскому Ар Нуво искусство именовали югендштилем, в Италии – либерти, в Польше – «сецессией». В России утвердился термин «Модерн» (в западноевропейском искусствознании он не используется, обычно применяют название «Ар Нуво», а слово «модерн» означает просто современный, актуальный, передовой). Тем не менее, все эти термины – не синонимы, они имеют разный смысл. Картина развития искусства в это время усложняется тем, что в период Модерна существовали произведения не только в «стиле модерна». Продолжали создаваться композиции в духе Историзма и эклектики, стилизаций в русле национально-романтического движения. Так, с 1895 г. в Лондоне по проекту архитектора Джона Бентли (1839-1902) возводился грандиозный католический Вестминстерский собор. Он строился в «византийском стиле», по образцу церквей в Константинополе и Равенне, украшался цветными мраморами и мозаиками. Столь необычное сооружение относят к течению «византийского возрождения» конца XIX – начала XX вв. Однако особенности трактовки форм, нюансы силуэта и внутренний декор демонстрируют новые – «модерные» черты, отсутствовавшие в стилизациях середины XIX в. Культ изогнутой линии, натуралистичность мозаичных изображений, стремление к синтезу разнохарактерных элементов отличают также архитектуру «романского возрождения» конца XIX в. в Западной Европе и США. Об утопичности возрождения старых форм в период Модерна напоминает незавершенность Вестминстерского собора. В интерьере мозаики покрывают только нижнюю часть стен, своды остались необлицованными и зияют неприятной чернотой. Постройка оказалась слишком дорогой, а создатель храма Дж. Бентли скончался от сердечного приступа, не увидев окончания работ. В начале XX в. в архитектуре возрождалось неоклассическое течение и зарождался конструктивизм. Эти течения взаимодействовали между собой. Поэтому, к примеру, Неорококо, Неоготика, Неоклассицизм, «мавританский стиль», неорусский стиль или конструктивизм периода Модерна отличны от стилей под тождественными названиями других исторических периодов. В связи с этим возникает проблема отделения понятий периода Модерна от «стиля модерна»: второе понятие уже первого. Под «стилем модерна» понимают одно из наиболее ярких художественных явлений рубежа веков – флореальное течение, зародившееся в Бельгии и Франции и потому более известное в Европе под французским названием. Характерный признак произведений, выполненных в этом стиле, – волнообразно изогнутая линия. Отсюда название: орнаментально-декоративное течение. Последнее, однако, менее удачно, поскольку при явной, демонстративной декоративности произведения в стиле Ар Нуво не представляют собой внешнее украшательство, что типично для произведений предыдущего периода эклектики.

Информация о работе Архитектура современной Москвы