Архитектура в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 20:35, реферат

Описание работы

Мемориальную часть конференции открыл Президент РААСН Александр Петрович Кудрявцев, выступивший с развернутым сообщением о вкладе А.В. Рябушина в развитие отечественного архитектуроведения. Своими воспоминаниями о выдающемся ученом, наставнике, коллеге поделились Юрий Павлович Волчок, Георгий Васильевич Есаулов, Ирина Александровна Прокофьева, Анна Николаевна Шукурова, Татьяна Ивановна Возвышаева, Татьяна Юрьевна Николенко, Илья Георгиевич Лежава, Виктор Васильевич Карпов, Игорь Андреевич Бондаренко, Юрий Михайлович Мурзин, Марианна Евгеньевна Маевская.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 18.42 Кб (Скачать файл)

пресс-релиз:

 

1-3 октября 2012 года в Российской  академии архитектуры и строительных  наук работала международная  научная конференция «Современная  архитектура мира: основные процессы  и направления развития», посвященная  памяти академика РААСН и МААМ, доктора архитектуры, профессора  Александра Васильевича Рябушина.  
 
Мемориальную часть конференции открыл Президент РААСН Александр Петрович Кудрявцев, выступивший с развернутым сообщением о вкладе А.В. Рябушина в развитие отечественного архитектуроведения. Своими воспоминаниями о выдающемся ученом, наставнике, коллеге поделились Юрий Павлович Волчок, Георгий Васильевич Есаулов, Ирина Александровна Прокофьева, Анна Николаевна Шукурова, Татьяна Ивановна Возвышаева, Татьяна Юрьевна Николенко, Илья Георгиевич Лежава, Виктор Васильевич Карпов, Игорь Андреевич Бондаренко, Юрий Михайлович Мурзин, Марианна Евгеньевна Маевская.  
 
 
ТЕЗИСЫ НАУЧНЫХ ДОКЛАДОВ  
 
 
Социо-культурный аспект Биеннале Архитектуры в Венеции 
К.И. Аксельрод  
канд. арх., ст.н.с НИИТИАГ РААСН  
 
Венецианская Биеннале была и остается одним из крупнейших культурных форумов в мире. Проводимая в ее рамках архитектурная выставка, является своего рода зеркалом, отражающим все новейшие идеи и тенденции в области архитектурной мысли и практики.  
В свете этого чрезвычайно важным видится изучение социо-культурного феномена Венецианской Биеннале. В первую очередь, архитектурной выставки в Венеции.  
С этой целью кажется интересным рассмотреть тематику архитектурных Биеннале, как своеобразный «ответ» профессионального сообщества на социально-историческую ситуацию, а также результаты выставок на разных этапах ее существования. Поразмышлять об их возможном влиянии на трансформацию архитектурной мысли.  
 
 
Государственный Эрмитаж начинает с Калатравы 
А.В. Анисимов  
чл.-корр. РААСН, д. арх., гл.н.с. НИИТИАГ РААСН  
 
В рамках проекта «Эрмитаж 20/21» программы по расширению коллекции искусства новейшего времени предполагается показать не только современное изобразительное искусство, но и современную архитектуру. Достойное начало – выставка Сантьяго Калатравы «В поисках движения».  
Вся выставка выглядит как образцовый мастер-класс по формообразованию в современной архитектуре. Ничего искусственного, никаких дешевых лозунгов, никаких жестких принципов, ограничивающих фантазию. От природы к архитектуре и обратно. Во многих случаях несущие конструкции у Калатравы становятся архитектурными формами, символизирующими (а иногда и повторяющими) фигуры живого мира –разворачивающегося мужского торса, человеческой фигуры с расставленными ногами и руками, открывающийся глаз, клюв хищной птицы, крылья бабочки, увеличенными до градостроительного масштаба. И это производит безотказное впечатление на любого зрителя, создавая надолго запоминающийся образ. Вообще художественный образ представляется в творчестве Калатравы основной особенностью его архитектуры. Но, что удивительно – это то, что ему не мешает Заказчик и казначей. А помогает его эрудиция и интуиция грамотного конструктора.  
Это первая большая выставка современной архитектуры в стенах Эрмитажа. Здесь все удивляет и завораживает – фантастическая, при этом осуществленная, архитектура c высокохудожественной обработкой одухотворенных конструкций, доведенных до совершенства музыкального звучания, движущиеся модели фрагментов, оригинальные рисунки, скульптуры и инстоляции.  
Мне трижды посчастливилось в разное время увидеть в натуре произведения Калатравы. Это были только мосты: в Барселоне, Севилье и Венеции. Именно эти мосты очень яркие и разные по своему композиционному подходу, конструктивному решению и градостроительным условиям, показывают разные направления работы архитектора в этом жанре. Мост Филиппа II (Бач-де-Рода) в Барселоне наиболее ранняя работа архитектора, которому не было в то время еще 40 лет и его имя тогда практически не было известно в нашей стране. Но голландские архитекторы в 1989 г.открыли для меня в совместной поездке в Барселону это новее имя и мы прошлись по этому замечательному мосту, который почему-то не представлен на выставке. Там рабочее полотно моста подтянуто парными тросами к гигантским наклонным аркам, опирающимся друг на друга. После этого Калатрава построил еще около 30 мостов, а спроектировал более сорока. Однажды в отпуске в Севилье мне неожиданно удалось проехать на машине по мосту Alamillo через реку Гвадалквивир, но разглядел я его только с параллельного моста и соседней набережной. Единственный «падающий» бетонный 142-метровый пилон уравновешивал 13 парами стальных тросов 200-метровый пролет самого моста. Это были вантовые подвесные мосты на изящных струнах-растяжках с фантастическими белыми опорами. Эти его мосты похожи на музыкальные инструменты глобального размера. Недаром их сравнивают с арфой в гербе Ирландии (мост в Дублине) и арфа царя Давида на мосту при въезде в Иерусалим. В 2008 г на Венецианской Биеннале мы увидели совершенно другой мост Калатравы (Сonstitution Bridge) в виде пологой арки скромно перекинутый через большой канал возле площади Рима к берегу с железнодорожным вокзалом. Здесь уже не было ни вант, ни растяжек, ни эффектных огромных наклонных опор, но было стекло в уровне пешеходного замощения и ограждений. Четвертый в Венеции мост через Большой канал тактично вписался в венецианскую панораму, не нарушив строй опоэтизированного города. Только пластика нижних опор и скелет арки, если заглянуть снизу выдает почерк знаменитого мастера. Общая длина моста - 94 м, высота в центре над водой – 9 м.  
Особая тема – здания железнодорожных вокзалов, станций, аэропортов. 12 осуществленных проектов запроектированы автором в Лионе, Льеже, Лиссабоне, Нью-Йорке и других городах. Ж/д вокзал в аэропорту Лиона стал одним из самых известных проектов Калатравы (1989-1994). «Здесь впервые перед зрителями предстал конструктивный парафраз строения птичьего скелета - инженерное ноу-хау, ставшее визитной карточкой архитектора…Крыша главного вестибюля составлена из двух «крыльев»; общая масса конструкции площадью 120х100 м достигает 1300 т, максимальная высота свода - 40 м.»  
В Нью-Йорке на месте разрушенного Всемирного Торгового центра с 2003 года идет работа над сооружением гигантской скульптуры-терминала транспортного узла, объединяющего метро, скоростную магистраль, железную дорогу, которая в будущем соединит аэропорт Джона Кеннеди с Нижним Манхэттеном. Главный павильон Калатравы имеет длину 106 м и максимальную ширину около 36 м. Он поражает своей могучей формой в виде взлетающей птицы. Строительство планируется завершить к 2015 году.  
Самая известная постройка Калатравы «Город науки и искусства» в Валенсии (1991-2000) представлена макетами, набросками и фотографиями. В русле отведенной реки мастерски скомпановано несколько ошеломляющих своей скульптурной формой построек: Планетарий-кинотеатр, Дворец искусств, Музей науки, Галерея-променад ,комплекс океанариума и, конечно, новый мост. Он перекрыт криволинейными конструкциями, вызывающими ощущение необычайной мощи этих опор. И все это архитектурное богатство расположено над водой, которая отражениями удваивает удовольствие от его созерцания.  
 
 
Проблемы новых градостроительных форм в условиях социально-экономических отношений постиндустриального общества (концепция кластеров)  
Г.П. Башкова  
соискатель НИИТИАГ РААСН  
 
Изменения социально-экономических отношений современного постиндустриального общества и их влияние на пространственную организацию градостроительных структур.  
Феномен «экономический кластер» и его потенциальные возможности. Синергетический эффект создания новых производственных, сельскохозяйственных и инновационных кластеров, изменяющих планировочную структуру крупнейших городов, их субурбии и регионов.  
«Кластеры» и сетевое видение мира.  
Проблемы, связанные с функционально-пространственной организацией «кластеров» («новых градостроительные структур», порожденных глобальной мобильностью населения, финансовых и ресурсных потоков).  
 
 
Современная архитектура Калининградской области: преодоление чуждости  
И.В. Белинцева  
канд. арх., ст.н.с. НИИТИАГ РААСН  
 
Образ архитектуры завоеванной Восточной Пруссии не соответствовал ментальности новых жителей Калининградской области и отечественным строительным традициям. Более того, посредством печати, радиопередач и кинофильмов 1945-50-х гг. пропагандировалось восприятие «чужого» архитектурного наследия как «чуждого». Примером неоднозначного и противоречивого отношения к немецкому окружению служат тексты двух диссертаций (1954 и 1956 гг.) главного архитектора Калининграда послевоенных лет Д.Навалихина и опыт конца 1940-х-1950-х гг. по приспособлению существующих зданий. Следствием сложившейся ситуации стали не только перестройка и уничтожение многих исторических сооружений, но также отсутствие отечественных научных исследований по архитектуре региона, и незначительно число зарубежных работ, затрагивающих зодчество «северной Атлантиды».  
В 1990-е гг. появились первые признаки восприятия немецкого архитектурного наследия как «своего», обусловленные исчезновением идеологического прессинга, взрослением поколений, выросших среди необычного для России архитектурного окружения, а также культурной ситуацией постмодерна.  
В начале 3 тысячелетия процесс «присвоения» чужого наследия идет в области полным ходом, оно осознается как «свое», о чем свидетельствует постоянно пополняющийся перечень архитектурных объектов, взятых под охрану, реконструкция средневековых храмов и других объектов. В последние годы осуществляются профессиональные архитектурные стилизации, с разным успехом использующие мотивы немецких строительных традиций («Рыбная деревня» в Калининграде, здание вокзала и другие сооружения в Светлогорске и т.д.). В то же время в историческое архитектурное пространство внедряются знаки исконного «своего», принимающие функции маркеров культурной идентичности, К ним относятся,


 


Информация о работе Архитектура в современном мире