Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 23:03, реферат
Экосистема и экосистемный метод в экологии.
Впервые определение экосистемы как совокупности живых организмов с их
местообитанием было дано Тэнсли в 1935 году. При экосистемном подходе к
изучению экологии в центре внимания ученых оказываются поток энергии и
круговорот веществ между биотическим и абиотическим компонентом экосферы.
Экосистемный подход выдвигает на первый план общность организации всех
сообществ, независимо от местообитания и систематического положения входящих
в них организмов. Вместе с тем в экосистемном подходе находит приложение
концепция гомеостаза (саморегуляции), из которой становится понятным, что
нарушение регуляторных механизмов, например в результате загрязнения среды,
может привести к биологическому дисбалансу
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. П.А. СТОЛЫПИНА
(ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А. СТОЛЫПИНА)
______________________________
Факультет Агрохимии, почвоведения, экологии, природообустройства и водопользования
Кафедра агрохимии и почвоведения
Реферат по дисциплине: «Экология»
на тему:
Экосистемы: структура и динамика.
Руководитель: Бобренко Е.Г.
Выполнил: Студент 103группы
Волуевич Владислав
Омск 2015г.
1. Введение. Экосистема и экосистемный метод в экологии.
Впервые определение экосистемы как совокупности живых организмов с их
местообитанием было дано Тэнсли в 1935 году. При экосистемном подходе к
изучению экологии в центре внимания ученых оказываются поток энергии и
круговорот веществ между биотическим и абиотическим компонентом экосферы.
Экосистемный подход выдвигает на первый план общность организации всех
сообществ, независимо от местообитания и систематического положения входящих
в них организмов. Вместе с тем в экосистемном подходе находит приложение
концепция гомеостаза (саморегуляции), из которой становится понятным, что
нарушение регуляторных механизмов, например в результате загрязнения среды,
может привести к биологическому дисбалансу. Экосистемный подход важен также
при разработке в будущем научно обоснованной практики ведения сельского
хозяйства.
2. Общая структура экосистем.
Экосистемы состоят из живого и неживого компонентов, называемых
соответственно биотическим и абиотическим. Совокупность живых организмов
биотического компонента называется сообществом. Исследование экосистем
включает, в частности, выяснение и описание тесных взаимосвязей, существующих
между сообществом и абиотическим компонентом.
Биотический компонент полезно подразделить на автотрофные и гетеротрофные
организмы. Таким образом, все живые организмы попадут в одну из двух групп.
Автотрофы синтезируют необходимые им органические вещества из простых
неорганических и делают, за исключением хемотрофных бактерий, с помощью
фотосинтеза, используя свет как источник энергии. Гетеротрофы нуждаются в
источнике органического вещества и (за исключением некоторых бактерий)
используют химическую энергию, содержащуюся в потребляемой пище. Гетеротрофы
в своем существовании зависят от автотрофов, и понимание этой зависимости
необходимо для понимания экосистем.
Неживой, или абиотический, компонент экосистемы в основном включает 1) почву
или воду и 2) климат. Почва и вода содержат смесь неорганических и
органических веществ. Свойства почвы зависят от материнской породы, на
которой она лежит, и из которой частично образуется. В понятие климата
входят такие параметры, как освещенность температура и влажность, в большой
степени определяющий видовой состав организмов, успешно развивающихся в
данной экосистеме. Для водных экосистем очень существенна также степень
солености.
3. Биотический компонент экосистем
Организмы в экосистеме связаны общностью энергии и
питательных веществ. Всю экосистему можно уподобить единому механизму,
потребляющему энергию и питательные вещества для совершения работы. Питательные
вещества первоначально происходят из абиотического компонента системы, в
который, в конце концов, и возвращаются либо в качестве отходов
жизнедеятельности, либо после гибели и разрушения организмов. Таким образом, в
экосистеме происходит круговорот питательных веществ, в котором участвуют и
живой и неживой компоненты. Такие круговороты называются биогеохимическими
циклами.
Движущей силой этих круговоротов служит, в конечном счете, энергия Солнца.
Фотосинтезирующие организмы непосредственно используют энергию солнечного
света и затем передают ее другим представителям биотического компонента. В
итоге создается поток энергии и питательных веществ через экосистему.
Необходимо еще отметить, что климатические факторы абиотического, компонента,
такие, как температура, движение атмосферы, испарение и осадки, тоже
регулируются поступлением солнечной энергии.
Энергия может существовать в виде различных взаимопревращаемых форм, таких,
как механическая, химическая, тепловая и электрическая энергия. Переход одной
формы в другую называется преобразованием энергии.
Таким образом, все живые организмы – это преобразователи энергии, и каждый
раз, когда происходит превращение энергии, часть ее теряется в виде тепла. В
конце концов, вся энергия, поступающая в биотический компонент экосистемы,
рассеивается в виде тепла. Изучение потока энергии через экосистемы
называется энергетикой экосистемы.
Фактически живые организмы не используют тепло, как источник энергии для
совершения работы – они используют свет и химическую энергию.
Изучение потока энергии через экосистемы называется энергетикой экосистем.
3.1. Солнце как источник энергии
Первоисточником энергии для экосистем служит Солнце. Солнце – это звезда,
излучающая в космос огромное количество энергии. Энергия распространяется в
космическом пространстве в виде электромагнитных волн, и небольшая часть ее,
примерно 10,5 * 106 кДж/м2 в год, захватывается Землей.
Около 40 % этого количества сразу отражается от облаков, атмосферной пыли и
поверхности Земли без какого бы то ни было теплового эффекта. Еще 15 %
поглощаются атмосферой (в частности, озоновым слоем в ее верхних частях) и
превращаются в тепловую энергию или расходуются на испарение воды. Оставшиеся
45 % поглощаются растениями и земной поверхностью. В среднем это составляет 5 *
106 кДж/м2 в год, хотя реальное количество энергии для
данной местности зависит от географической широты. Большая часть энергии
повторно излучается земной поверхностью и нагревает атмосферу приблизительно
две трети энергии поступает в атмосферу этим путем. И только небольшая часть
пришедшей от Солнца энергии усваивается биотическим компонентом экосистемы.
4. Пищевые цепи и трофические уровни
Внутри экосистемы содержащие энергию органические вещества создаются
автотрофными организмами и служат пищей (источником вещества и энергии) для
гетеротрофов. Типичный пример животное поедает растения. Это животное в свою
очередь может быть съедено другим животным, и таким путем может происходить
перенос энергии через ряд организмов – каждый последующий питается
предыдущим, поставляющим, поставляющим ему сырье и энергию. Такая
последовательность называется пищевой цепью, а каждое ее звено – трофическим
уровнем. Первый трофический уровень занимают автотрофы, или так называемые
первичные продуценты. Организмы второго трофического уровня называются
первичными консументами, третьего – вторичными консументами и т. д. Обычно
бывает четыре или пять трофических уровней и редко больше шести.
4.1. Первичные продуценты
Первичными продуцентами являются автотрофные организмы, в основном зеленые
растения. Некоторые прокариоты, а именно сине-зеленые водоросли и
немногочисленные виды бактерий, тоже фотосинтезируют, но их вклад
относительно невелик. Фотосинтетики превращают солнечную энергию (энергию
света) в химическую энергию, заключенную в органических молекулах, из которых
построены ткани. Небольшой вклад в продукцию органического вещества вносят и
хемосинтезирующие бактерии, извлекающие энергию из неорганических соединений.
В водных экосистемах главными продуцентами являются водоросли – часто мелкие
одноклеточные организмы, составляющие фитопланктон поверхностных слоев
океанов и озер. На суше большую часть первичной продукции поставляют более
высокоорганизованные формы, относящиеся к голосеменным и покрытосеменным. Они
формируют леса и луга.
4.2. Первичные консументы
Первичные консументы питаются первичными продуцентами, т. е. это травоядные
животные. На суше типичными травоядными являются многие насекомые, рептилии,
птицы и млекопитающие. Наиболее важные группы травоядных млекопитающих – это
грызуны и копытные. К последним относятся пастбищные животные, такие, как
лошади, овцы, крупный рогатый скот, приспособленные к бегу на кончиках
пальцев.
В водных экосистемах (пресноводных и морских) травоядные формы представлены
обычно моллюсками и мелкими ракообразными. Большинство этих организмов –
ветвистоусые и веслоногие раки, личин Сибирском международном марафоне в качестве волонтера?
– (да) Отлично. Вы подтверждаете свое участие на Сибирском международном марафоне?
– (да) Замечательно. Я буду тимлидером Вашей службы <…>, запишите, пожалуйста, мой номер и можете обращаться по любым вопросам, касаемых работы.
Напоминаем Вам, что Марафон пройдет 7 января, также для волонтеров предусмотрено обучение, которое пройдет 4 января с 15.00 до 16.30 в библиотеке им. Пушкина, в актовом зале на первом этаже. Вы сможете прийти?
– (да) Хорошо, тогда ждем Вас
4 января в 15.00 в библиотеке.
– (нет) Есть дополнительная возможность
посетить обучение 6 января с 12.00 до 13.30
в библиотеке им. Пушкина. Вы сможете прийти?
– (да) Хорошо, тогда ждем Вас 6 января в 12.00 в библиотеке, молодежный зал (ауд. 117).
– (зафиксировать ответ)
– Благодарим за участие! Увидимся на обучении. Напоминаю, оно пройдет ___ января в __.__ в библиотеке им. Пушкина. До свидания!
– Здравствуйте, <имя>? Меня зовут …, Волонтерский центр. Вы подавали заявку на участие в Сибирском международном марафоне в качестве волонтера?
– (да) Отлично. Вы подтверждаете свое участие на Сибирском международном марафоне?
– (да) Замечательно. Я буду тимлидером Вашей службы <…>, запишите, пожалуйста, мой номер и можете обращаться по любым вопросам, касаемых работы.
Напоминаем Вам, что Марафон пройдет 7 января, также для волонтеров предусмотрено обучение, которое пройдет 4 января с 15.00 до 16.30 в библиотеке им. Пушкина, в актовом зале на первом этаже. Вы сможете прийти?
– (да) Хорошо, тогда ждем Вас
4 января в 15.00 в библиотеке.
– (нет) Есть дополнительная возможность
посетить обучение 6 января с 12.00 до 13.30
в библиотеке им. Пушкина. Вы сможете прийти?
– (да) Хорошо, тогда ждем Вас 6 января в 12.00 в библиотеке, молодежный зал (ауд. 117).
– (зафиксировать ответ)
– Благодарим за участие! Увидимся на обучении. Напоминаю, оно пройдет ___ января в __.__ в библиотеке им. Пушкина. До свидания!
– Здравствуйте, <имя>? Меня зовут …, Волонтерский центр. Вы подавали заявку на участие в Сибирском международном марафоне в качестве волонтера?
– (да) Отлично. Вы подтверждаете свое участие на Сибирском международном марафоне?
– (да) Замечательно. Я буду тимлидером Вашей службы <…>, запишите, пожалуйста, мой номер и можете обращаться по любым вопросам, касаемых работы.
Напоминаем Вам, что Марафон пройдет 7 января, также для волонтеров предусмотрено обучение, которое пройдет 4 января с 15.00 до 16.30 в библиотеке им. Пушкина, в актовом зале на первом этаже. Вы сможете прийти?
– (да) Хорошо, тогда ждем Вас
4 января в 15.00 в библиотеке.
– (нет) Есть дополнительная возможность
посетить обучение 6 января с 12.00 до 13.30
в библиотеке им. Пушкина. Вы сможете прийти?
– (да) Хорошо, тогда ждем Вас 6 января в 12.00 в библиотеке, молодежный зал (ауд. 117).
– (зафиксировать ответ)
– Благодарим за участие! Увидимся на обучении. Напоминаю, оно пройдет ___ января в __.__ в библиотеке им. Пушкина. До свидания!
– Здравствуйте, <имя>? Меня зовут …, Волонтерский центр. Вы подавали заявку на участие в Сибирском международном марафоне в качестве волонтера?
– (да) Отлично. Вы подтверждаете свое участие на Сибирском международном марафоне?
– (да) Замечательно. Я буду тимлидером Вашей службы <…>, запишите, пожалуйста, мой номер и можете обращаться по любым вопросам, касаемых работы.
Напоминаем Вам, что Марафон пройдет 7 января, также для волонтеров предусмотрено обучение, которое пройдет 4 января с 15.00 до 16.30 в библиотеке им. Пушкина, в актовом зале на первом этаже. Вы сможете прийти?
– (да) Хорошо, тогда ждем Вас
4 января в 15.00 в библиотеке.
– (нет) Есть дополнительная возможность
посетить обучение 6 января с 12.00 до 13.30
в библиотеке им. Пушкина. Вы сможете прийти?
– (да) Хорошо, тогда ждем Вас 6 января в 12.00 в библиотеке, молодежный зал (ауд. 117).
– (зафиксировать ответ)
– Благодарим за участие! Увидимся на обучении. Напоминаю, оно пройдет ___ января в __.__ в библиотеке им. Пушкина. До свидания!
– Здравствуйте, <имя>? Меня зовут …, Волонтерский центр. Вы подавали заявку на участие в Сибирском международном марафоне в качестве волонтера?
– (да) Отлично. Вы подтверждаете свое участие на Сибирском международном марафоне?
– (да) Замечательно. Я буду тимлидером Вашей службы <…>, запишите, пожалуйста, мой номер и можете обращаться по любым вопросам, касаемых работы.
Напоминаем Вам, что Марафон пройдет 7 января, также для волонтеров предусмотрено обучение, которое пройдет 4 января с 15.00 до 16.30 в библиотеке им. Пушкина, в актовом зале на первом этаже. Вы сможете прийти?
– (да) Хорошо, тогда ждем Вас
4 января в 15.00 в библиотеке.
– (нет) Есть дополнительная возможность
посетить обучение 6 января с 12.00 до 13.30
в библиотеке им. Пушкина. Вы сможете прийти?