Экологическое воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2015 в 07:48, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить роль тувинских природоохранительных традиций и обычаев в процессе экологического воспитания младших школьников.
Задачи исследования:
- определить сущность и основное содержание понятий экологическое воспитание и природоохранная деятельность;
- рассмотреть особенности формирования экологической культуры младших школьников;
- изучить концепцию экологического воспитания

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………… 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ………………………… 7
1.1 Характеристика экологической культуры …………………… 7
1.2 Особенности формирования экологической культуры ……… 12
1.3. Концепция экологического воспитания …………………….. 18
Глава 2. РОЛЬ ТУВИНСКИХ ПРИРОДООХРАНИТЕЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ
И ОБЫЧАЕВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ …………………………………………………………… 20
2.1 Экологическое воспитание в Республике Тыва ………………. 20
2.2 Роль тувинские природоохранительные традиции и обычаи в экологическом воспитании младших школьников ………………. 24
Заключение ………………………………………………………………… 27
Список литературы ………………………………………………………… 29

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ГОТОВАЯ 1.docx

— 63.87 Кб (Скачать файл)

- выявление исторических истоков экологической проблемы и путей ее разрешения на разных этапах общественного развития;

- выдвижение научных, нравственных, экономических, технологических идей оптимизации взаимодействия общества и природы;

- привлечение теоретических концепций обществоведения, естествознания, искусства и техники в целях обеспечения экологически безопасного существования человека; характеристика реальных успехов в решении экологических проблем на международном, государственном и региональном уровнях;

- практическая деятельность учащихся по оценке окружающей среды своей местности, решению местных экологических проблем, освоение норм и правил ответственного отношения к природе.

В соответствии с этим этапами и спецификой экопроблем избираются соответствующие методы, средства и формы организации обучения. Например, на первых этапах наиболее целесообразны методы, которые актуализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологически ценностные ориентации, интересы и потребности, опыт экологической деятельности – беседа, общение на основе игры.

На этапе формулирования экологической проблемы, особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся по сбору и анализу фактов экологического характера; решения заданий, задач, связанных с выявлением противоречий во взаимодействии общества и природы; проведение учебных дискуссий, которые способствуют проявлению пристрастности и избирательности в отношении учащихся к различным сторонам экологических проблем. Решающее значение во всех этапах процесса формирования экологической культуры имеют приемы вовлечения школьников в практическую деятельность по защите, уходу, улучшению окружающей среды и пропаганде экологических знаний. В процессе такой деятельности происходит становление ответственности как черты личности.3

В соответствии с общей педагогической теорией и основными положениями комплексной экологии содержание экологической культуры должно раскрывать научные, ценностные, нормативные и деятельностные аспекты взаимодействия общества с природой, характеризовать глобальное значение экологических проблем и идей оптимизации природопользовании:

- научные аспекты представлены социальными, естественными и техническими закономерностями, теориями и понятиями, которые характеризуют человека, труд, природу, общество в их взаимодействии;

- ценностные ориентации как установки и мотивы деятельности предполагают осознание школьниками значения природы как универсальной ценности;

- нормативные аспекты включают систему моральных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера, непримиримость к любым проявлениям антиобщественного поведения в природной среде.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Особенности формирования экологической  культуры

 

Создание нового отношения человека к природе – задача, не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое образование.

Для того чтобы решить эту задачу, экологическое образование должно начинаться с самого раннего детства. Еще в семье и в дошкольные годы ребенок должен получить некоторые начальные сведения об окружающем мире, природе, о необходимости и целесообразности бережного отношения к растениям, животным, о сохранении чистоты воды, воздуха Земли. Эти знания должны быть развиты и закреплены в начальных классах средней школы. Одновременно должна быть создана атмосфера благожелательности по отношению к природе, чтобы у ребенка сформировалось миро представление, включающее его в окружающий мир не как хозяина, а как участника естественного процесса его развития.

Целью экологического образования является формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда - она включает в себя человека.

Отношение к природе тесно связано с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями человека, охватывает все сферы сознания: научную, политическую, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую, правовую.5

Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.

Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.

Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

- образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

- воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

- развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула школой задачу формирование у детей ответственного отношения к природе. Чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем больше педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны вступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей.

В настоящее время значительно возросло внимание ученых к исследованию проблем экологического воспитания и образования. Экологическая культура, по мнению А.Н. Захлебного – это утверждение в сознании и деятельности человека природопользования, обладание навыками и умениям социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья человека.6

Л.П. Печко; «экологическая культура включает:

- культуру познавательной  деятельности учащихся по освоению  опыта человечества в отношении  к природе как к источнику  материальных ценностей, основе  экологических условий жизни, объекту  эмоциональных, в том числе и  эстетических переживаний;

- культуру труда, формирующуюся  в процессе трудовой деятельности. При этом учитываются экологические, эстетические и социальные критерии  при выполнении конкретных дел  в различных областях природопользования;

- культуру духовного общения  с природой.

А. Н. Захлебный считает, что целью экологического образования и воспитания являются формирование системы научных взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, во всех видах их деятельности, формирование экологической культуры.7

Экологически культурная образованная личность со сформированным экологическим сознанием, с собственными убеждениями и правильным поведением по отношению к окружающей среде будет только тогда, когда будут учитываться условия экологического воспитания. Первое важнейшее условие- системность подачи материала, преемственность и доступность. Второе непременное условие - активное вовлечение младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел много: озеленение школы, класса, уход за цветниками, сбор лекарственных трав, охрана и подкормка птиц и т. д.

Формированию экологической культуры личности способствует сочетание знания и сознания. Сочетание различных форм (беседы, игры, и т.д.) дает огромный эффект. Ребята приводят примеры экологических связей, играют в «Поле чудес», составляют цепи питания различных живых организмов, рисуют экологические знаки, эмблемы, выбирают экологические правила, подходящие к ним и знакомятся с некоторыми «жителями» Красной книги.

Теоретические знания, полученные учениками на уроках должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, умения обобщить результаты наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасного для природы и собственного здоровья поведению. Вот здесь на помощь сухому изложению учебного материала на уроке приходят на помощь различные формы проведения уроков- путешествий, дидактических л-беседы, утренники эко-проекты, которые способствуют глубокому и прочному расширению экологических знаний.

Часто дети изучают природу только по книгам, могут определить названия животных, растений, изображённых только на иллюстрациях, но не узнают их в природе. Частному решению проблемы может помочь исследовательская работа в рамках экологических проектов. Существует большое многообразие проектов: «Чистое утро», «Мы нашли своих хозяев!», «Возвращённый лес», «Жалобная книга природы», «Уголок хорошего настроения», «Очаровательный сорняк», «Моё дерево» и т. д. Эти проекты подразумевают выполнение детьми исследовательской работы, проведения наблюдений, обобщения результатов, исследований в самой разнообразной форме и составления рекомендаций по проблеме.

Важной задачей работы в рамках проекта - воспитание эмоционального отношения к природе, общение с ней на равных.

Формирование экологически культурной личности невозможно без такой формы работы как экскурсия, в которой осуществляется наблюдение за природой. Экологическая экскурсия - это форма экологического образования, представляют; собой групповое посещение природных комплексов или учреждений культуры в образовательных целях. Учащимся можно поручить работу, направленную на выявление нарушений в природе. Это выявление загрязнения территорий, состояние растительного покрова, следы человеческой деятельности, и т. д. Предварительная беседа перед экскурсией поможет заинтересовать учащихся, раскроет необходимость личного участия в деле охраны природы.

В формировании экологической культуры школьника велика роль массовых экологических кампаний, знаменательных дней («День Земли», «День птиц»). Традиционно - игровые методы широко используются в практике экологического образования и воспитана Экологические игры — это форма экологического образования, основанная на особой игровой деятельности участников стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса эмоциональной включённости. (Игры - соревнования, ролевые экологические игры, имитационные экологические игры.)

Формирование бережного отношения к природе продолжается других уроках, раскрывая многообразную роль природы в жизни человека. Так, при обучении чтению подчеркивается эстетическая сторона охраны природы родного края, развивается умение учащихся эстетически воспринимать красоту природы. Эта же задача решается при обучении изобразительному искусству. В то же время, на уроках трудового обучения часть вопросов по охране природы рассматривается только с позиции «полезности», что при одностороннем воздействии на детей может привести к формированию у них утилитарно-потребительского отношения к природе. В связи с этим очевидна необходимость использования в экологическом образовании и воспитании младших школьников межпредметных связей.

Таким образом, важнейший компонент формирования экологической культуры личности – деятельность младших школьников. Разные ее виды дополняют друг друга: учебная способствует теории и практике взаимодействия общества и природы, овладению приемами причинного мышления в области экологии; игра формирует опыт понятия экологически целесообразных решений, общественно-полезная деятельность служит приобретению опыта принятия экологических решений, позволяет внести реальный вклад в изучение и охрану местных экосистем, пропаганду экологических идей.8

Информация о работе Экологическое воспитание младших школьников