Экологическое воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2015 в 07:48, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить роль тувинских природоохранительных традиций и обычаев в процессе экологического воспитания младших школьников.
Задачи исследования:
- определить сущность и основное содержание понятий экологическое воспитание и природоохранная деятельность;
- рассмотреть особенности формирования экологической культуры младших школьников;
- изучить концепцию экологического воспитания

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………… 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ………………………… 7
1.1 Характеристика экологической культуры …………………… 7
1.2 Особенности формирования экологической культуры ……… 12
1.3. Концепция экологического воспитания …………………….. 18
Глава 2. РОЛЬ ТУВИНСКИХ ПРИРОДООХРАНИТЕЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ
И ОБЫЧАЕВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ …………………………………………………………… 20
2.1 Экологическое воспитание в Республике Тыва ………………. 20
2.2 Роль тувинские природоохранительные традиции и обычаи в экологическом воспитании младших школьников ………………. 24
Заключение ………………………………………………………………… 27
Список литературы ………………………………………………………… 29

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ГОТОВАЯ 1.docx

— 63.87 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Концепция экологического  воспитания 

Если двадцать-тридцать лет назад экологические проблемы обсуждали только специалисты, то сейчас о том, что такое экология и что "экология" везде, знают даже дети.

Человечество прошло долгий путь в развитии своих отношений с природой и на каждом этапе складывалось особое, свойственное именно этому этапу, экологическое сознание.

Субъективные отношения выступают в роли своего рода костяка субъективного мира личности. Отражая реальные, объективные отношения личности с миром, они обусловливают характер ее предпочтений в различных сферах и через них влияют на все поведение в целом. Именно поэтому А.Н. Леонтьев считал, что " подлинно содержательная, а не формальная характеристика психического развития ребенка не может отвлекаться от развития его реальных отношений к миру, от содержания его отношений. Она должна исходить из их анализа, ибо иначе невозможно понять особенности его сознания".9

Миропонимание формируется на основе приобретенных знаний об окружающей действительности и, являясь составной частью мировоззрения человека, выражает отношение человека или общества к природе. Вследствие этого в процессе изучения окружающего мира необходимо учитывать не только образовательную функцию этой работы, но и воспитательную, как не менее важную.

Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании - экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости принципов устойчивого развития.

Целью экологического образования населения является создание условий, способствующих самореализации и личностному росту учащихся, становлению экологического сознания (эколого-гуманистической картины мира, основанной на принципах гуманистической этики); становлению такого отношения к окружающей среде, которое обеспечило бы мотивированное, основанное на осознанной необходимости стремление к овладению знаниями и навыками, необходимыми для личного участия в решении существующих и предупреждении новых экологических проблем, проявление заботы об окружающей среде в целом, повышение качества жизни.

Взаимоотношения человека с природой - актуальный вопрос современности. В публикациях последних лет отмечено экономическое неблагополучие в стране. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшиеся интенсивной производственной деятельности, угрожают здоровью и жизни людей, особенно детей. Публикации высветили другую сторону проблемы - невысокий уровень экологической культуры, экологического сознания. Это является следствием недостаточной недостаточной воспитательно-образовательной работы, призванной формировать у населения страны правильное отношение к природе. Формировать такое отношение надо начинать задолго до того, как человек становится взрослым - уже у детей.10

 

 

Глава 2. РОЛЬ ТУВИНСКИХ ПРИРОДООХРАНИТЕЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ И ОБЫЧАЕВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Экологическое воспитание  в Республике Тыва

 

Тува является одной из трех республик, в составе Российской Федерации, где этнические тувинцы придерживаются идей буддистской философии, проповедующие гармоничное сосуществование человека и природы, их взаимосвязь, стремление сберечь и сохранить духовное и материальное наследие человечества. Культ священного дерева Почитание священных деревьев было широко распространенным у тувинцев. Многие путешественники, посетившие Туву в конце XIX - нач. XX вв. отмечали, что на дорогах всюду попадались священные деревья, разукрашенные разноцветными   лоскутками   материи  -  чалама.   Развешивание   на   ветвях священного дерева можно рассматривать как своеобразное жертвоприношение. Вырубать или ломать такое дерево строжайше запрещено. Выделяют несколько видов священного дерева; во-первых - это деревья, растущие на горных перевалах и хорошо видимые издалека. По древнему обычаю, каждый путник непременно должен остановиться возле такого дерева и сделать жертвоприношение, оказать внимание духу-хозяину местности, задобрить его и получит от него помощь и поддержку, во-вторых, особым вниманием окружались деревья, растущие возле минеральных источников - аржаанов и арыков. Издавна аржааны и арыки считалось священными местами, наделенными живительной силон и магической энергией, следовательно, окружавшие их деревья были также священными и неприкосновенными, в-третьих - особую роль в жизни тувинцев играли «хам ыяш» или «хам дыт» («дерево шаман») отличительном признаком такого дерева была его необычайная, причудливая форма Обычно это было очень густое ветвистое дерево. Наиболее предпочтительны были сросшиеся вместе тополь и лиственница. Другим обязательным условием было то, что такое дерево должно было стоять как бы лицом к солнцу, а это мог определить только шаман. Категорически запрещалось ломать ветви шаманского дерева, рубить рядом с ним растущие деревья и кустарники, стоять или сидеть к нему спиной, привязывать к нему коня. Даже в случае сильного ливня нельзя было прятаться под ним. Если путник на своем пути встречал шаманское дерево, то он останавливался возле него, привязывал к его веткам чалама и делал жертвоприношения. Почитание животного мира. Экологические традиции связаны и с традиционным отношением тувинцев к животным, учет возраста, физиологического состояния и количества. Тувинское язычество регламентировало и ограничивало охоту Запрещается: Заливать воду, разрушать и класть яды у нор сурков, мышей, тушканчиков, барсуков, сурков-тарбаганов (потому, что эти животные могут предсказывать своим поведением предстоящие землетрясения и другие стихийные бедствия). Нельзя убивать бурундуков, так как по поверью он предупреждает о грозе, ветре и является защитником всех животных на земле. Отлавливать рыбу осенью и весной во время их сезонного перемещения. Омуты и ямы, где собирается рыба, священны. Рыбу, перегороженную или застрявшую между льдами, рекомендуется переносить на основное русло реки. Отстреливать животных с детенышами и не беспокоить их во время «отдыха», обходя стороной. Трогать и разорять птичьи гнезда. Отстреливать орлов и птиц, живущих парами (лебеди, журавли, ангыр). Цвета оперенья ангыр, красный и желтый, напоминают одеяния буддийский лам. Особым образом почитают кукушку, она предвещает цветение, воспевает лето, приносит в кочевье много молока и веселье детям. Действует запрет и на животных альбиносов, белых, черных и красных волков, старых горных козлов. Верят в то, что животные альбиносы приносят счастье. Цвет шерсти волка является определенной приметой. Нельзя охотиться на животных, забредших на территорию поселения людей. Не препятствовать и пропускать преследуемое волками животное. Особое значение в жизни кочевых народов имели экологические традиции и обычаи. Экологические традиции и обычаи - это, прежде всего, кочевания, адаптация к среде обитания, традиции, связанные с использованием биологических, водных и почвенных ресурсов. Древние люди, поземельные группы, обитавшие, в различных экосистемах приводимы, свои хозяйственную деятельность в соподчинение природно-ландшафтным особенностям среды обитания. В зависимости от сезона год, кочевники совершали перекочевки и выпасали скот на родовых землях-кочевьях (кыштаг, чазаг, чайлаг, кузег), система кочевок рассматривается как исключительный пример приспособленности кочевникам к экосистемам. Кочевки способствовали сохранению и восстановлению растительного покрова пастбищ источника кочевого источника. Таким образом, кочевание не носило ущерба среде обитания, порядок кочевок сложился в течение многих столетий и представляет собой отрегулированную систему. Ресурсосберегающими традициями охотопользования служили традиционно сменяемые охотничьи территории, существование священных гор и урочищ, аржаанов. Родовые земли священной горой сыграли роль заповедных территорий, они в наши дни-резерваты редких и исчезающих видов растений и животных, Наличие во флоре и фауне Тыва видов с относительно высокой нас в традиционно бережном отношении тувинцев к живой природе Культ природы наших предков заключался не только в проведении культовых обрядов, но и в воспитании особой природоохранном мировоззрении. Познаний этих традиций и обычаев дети получали в семье, где воспитывалось экологическое понятие малой родины (этика поведения), устанавливалась органическая связь с природой. Экологическое образование. Осуществление конституционных прав человека и гражданина в нашей стране на благоприятную окружающую среду и конституционные обязанности каждого по сохранению природы и окружающей среды в целях обеспечения экологической безопасности как важнейшей государственной задачи требует высокой экологической культуры граждан достигаемой в процессе непрерывного экологического образования. Система непрерывного экологического образования в Республике Тыва формируется с 1998 г. с принятием Республиканской Программы экологического образования населения на 1998-2000 гг. Каждая ступень системы, воплощает принципы вариативности, обеспечения многообразия организационных форм и педагогических технологий. Система экологического образования в республике может быть кратко представлена следующим образом: Дошкольное воспитание. Охватывает около 220 дошкольных учреждений, которые работают по программам экологического воспитания дошкольников. В них создана особая развивающая среда -уголки живой природы, зимние сады, кабинеты экологии. Педагоги дошкольных учреждений используют в работе различные формы и методы: наблюдения, экскурсии, труд в природе, творческие игры экологического содержания, викторины. Средняя школа. В 171 школах республики идет экологизация базовых учебных дисциплин. В школах гимназиях № 5, 9 г. Кызыла учащиеся обучаются по программе «Экология и диалектика» (Л В Тарасов), в Моренской средней школе Эрзинского района по программе «Экологическое образование на основе народных традиций и обычаев» (Л.К. Аракчаа). Группой учителей школы №5 г. Кызыла разработан и выпущен учебник по экологии для начальных классов «Родная природа». Послевузовская переподготовка учителей организована на базе Института развития народного образования. На курсах организуемых кафедрами института ежегодно читаются лекции по экологическому образованию Дополнительное образование. Имеет давние традиции и огромный опыт. Работой республиканского эколого-биологического Центра, Центра детско-юношеского туризма охвачено 1260 учащихся разных возрастов. Накоплен огромный практический опыт работы со школами в Сут-Хольском районом Центре экологии и туризма. Формы работы этих объединений разнообразны, однако особое внимание уделяется практической исследовательской и природоохранной деятельности Участие в организации системы экологического образования в республике, является одним из главных задач Комитета природных ресурсов, куда будет ориентирована дальнейшая работа по этому направлению.11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Тувинские природоохранительные  традиции и обычаи в  экологическом воспитании младших школьников

 

Исследование этнопсихологических особенностей воспитания тувинских детей на основе традиций и обычаев является одной из основных проблем этнографической науки. Изучение этой проблемы дает возможность проследить процесс развития народа. С развитием социально-экономических отношений и сопутствующих им изменений в общественном сознании изменяется и семья, в свою очередь отношение к воспитанию и в настоящее время у всех слоев населения нашей страны, в том числе и у тувинцев пробудился интерес к вопросам исторических корней и путей развития нации, возросла тяга к познанию утраченных за последние десятилетия – ценностей своей этнической культуры, традиций и обычаев.

Без официальной педагогики и школы тувинцы умели по своему воспитывать и обучать детей, прививая им качества, необходимые в жизни. И в этом воспитательном процессе большая роль принадлежала семье, так как семья является первоэлементом народной педагогики, важнейшей хранительницей традиций и обычаев народного воспитания. Опыт семейного воспитания, передаваясь из поколения в поколение, становился педагогическим наследием народа. Воспитание личности в семье во многом опирается на традиции и обычаи, которые отражают устойчивые, повторяющиеся требования и нормы поведения в отношениях с взрослыми и сверстниками, в труде и досуге, в отношении к природе. В передаче подрастающему поколению накопленных ценностей, в подготовке его и практической жизни решающую роль играли народные воспитательные традиции и обычаи.

Жизнь кочевника тувинца проходила в постоянном общении с природой, неповторимой степной ковыльной красотой. Она давала ему жизнь, уверенность в благополучном будущем. Жизнь кочевника постоянно сопровождали смертельные опасности, он полностью зависел от стихий природы. У детей с малого возраста воспитывали бережное отношение к природе. Так, тувинский эпос весь пронизан чувством любви к природе, восхищению ею. Это самостоятельное действующее лицо повествования то помогает герою, то выступает как враждебная сила, подвергая его нелегким испытаниям. Это, прежде всего Земля, Вода, небесные светила, дерево с целебными листьями, Небо.

Экологическая мудрость является замечательной особенностью национального характера тувинцев. Существовала целая система правил – запретов. «Закон на земле один: поступай по совести», – говорил старый чабан Мерген. «Не делай зла ни траве, ни дереву, ни человеку». Тяга к миру природы, стремление чувствовать себя свободно, как птица, брать не разрушая, – в крови бывших кочевников. Экологическое воспитание было сутью педагогики этого этноса. Оно органически вплетено в поэтическую ткань почти всех сказок, песен, исторических повествований, народных примет, наблюдений за сменой времен года, природных явлений; важное направление этого воспитания – приручение и уход за животными, определение растений, используемых в народной медицине, посильная трудовая деятельность с раннего возраста.

Дети в тувинской семье должны были знать систему запретов и предписаний, что являлось стержнем их воспитания и мировоззрения в целом. Запреты и предписания играли значительную роль в деле формирования из них воспитанных, заботливых, послушных людей.

Особые предписания были и в отношении воды. Нельзя было черпать воду грязным и черным котлом. Нужно избегать употребления проточной воды зимой, когда есть снег, чтобы не беспокоить водяного духа. «Запрет осквернить воду, считавшуюся священной, является одним из древнейших в верованиях народов Центральной Азии». Культ природы – понятие чрезвычайно широкое и сложное оно охватывает такие культы, которые связаны с освещением деревьев, источников, тайги, почитание гор. К культу гор следует отнести обычай, распространенный у народов Центральной Азии – «обряд освещение оваа – оваа дагыыры».

Священные родовые горы почитались тувинцами как старшие родственники, также как у алтайцев и хакасов. Многочисленные этнографические материалы свидетельствуют, что представление о плодородии почвы и богатом урожае тувинцев связаны с культом животворящего источника. Воспитательное значение этого обряда заключалось в том, чтобы малые дети не играли у источников, не загрязняли их, не кидали в источник, предметы быта. Почетными старейшинами аала запрещалось вокруг источника без надобности создавать шум, игры, заходить в источник босиком и т. д. Говорили, что источник может «уйти» иссякнуть. В этом воспитательное значение обряда. По сравнению с нынешними школьниками в то время дети очень соблюдали эти правила. Современные младшие школьники особенно городские не знают назначения этих обрядов. О традициях и обычаях своих предков они узнают только от своих учителей в школе, от старшего поколения, к сожалению очень мало т. к. в школах не отведены специальные уроки, по традициям и обычаям, а современные бабушки и дедушки работают и мало общаются с детьми.12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Экология наука относительно молодая, и возникла она из потребности человека сохранить природу и самих себя. Аспекты изучения данной науки достаточно обширны. В ней широко изучается человек, его среда обитания, взаимосвязь с природой, его влияние на среду обитания и природу. Этот повышенный интерес к человеку, как к объекту науки, сложился из-за существующих экологических проблем. В скором времени людям нужно будет предотвращать эти проблемы или ликвидировать их последствия.

Сущность экологического воспитания можно определить следующими категориями: мировоззрение - ценности - отношение - поведение, которые являются основными компонентами всей системы. Каждое звено представляется в последовательности и выполняет определенную функцию, но все они взаимосвязаны и взаимодействуют в процессе организации экологического воспитания.

В результате экологического воспитания должно быть сформированное экологическое мировоззрение, основанное на естественнонаучных и гуманитарных знаниях, отражающее его глубокую убежденность личности в понимании единства человека и природы. Справедливо высказывание И.В. Цветковой о том, что формировавшееся понятие о гармонии и целостности взаимоотношений природы и общества в результате экологического воспитания может способствовать установлению социального порядка.

Экологическое мировоззрение составляет основу принципов и методов познания в экологическом воспитании. Процесс формирования экологического мировоззрения является сложной задачей педагогики. Оно определяет систему ценностей, соответствующее им отношение и поведение к природе, человеку, обществу. 

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Постановка цели и задач экологического воспитания позволила определить содержание воспитательного процесса. Выделены основные этапы сущности процесса воспитания, тенденции и формы экологического воспитания. Для каждой формы выделены основные критерии эффективности: массовость, стабильность, умение применять экологические знания. Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы. Наиболее популярными средствами обучения экологии являются экскурсии. Они позволяют выявить природные связи и основные этапы изучения природы.

Таким образом, можно сделать вывод что тувинские этноэкологические традиции, обычаи, обряды в то время имели большое влияние на воспитание детей. Их учили почитать природу, бережно относится к ней и любить. По сравнению с настоящим временем популярность и значимость их утрачивает былое влияние, теряет власть над воспитанием в связи с изменением мышления общества его развития и исторических событий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Биологический энциклопедический словарь /Под ред. Гилярова В.Н. М.: Советская энциклопедия, 1986. – 378 с.
  2. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. - М.: Просвещение, 1980. – 284 с.
  3. Боровская Л.А. Экологическая направленность натуралистической экскурсии в условиях города//Начальная школа. - 1991, N8, С. 46-48.
  4. Букин. А.П. В дружбе с людьми и природой. – М.: Просвещение, 1991-135с.
  5. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М.: Высшая школа, 1999. - 308с.
  6. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М.: Высшая школа, 1999. - 167с.
  7. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Из опыта работы. Пособие для учителя /Составитель Мельчаков Л.Ф. - М.: Просвещение, 1981. – 215 с.
  8. Горшеков С.П. – Экология и географические основы охраны природы. М. 2008.
  9. Дерим-Оглу Е.Н., Томилина Н.Г. Материалы к проведению экскурсии в смешанный лес //Начальная школа. -1990.– N5. – С. 28-34.
  10. Дерябо С.Д., Ясвин В.П. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996. - С36-38.
  11. Дмитриев Ю.Д. – «Большая книга леса» - М. Детская литература, 1974.
  12. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. - М.: Просвещение, 1984.
  13. Измайлов И.В., Михлин В.Е., Шубкина Л.С. Биологические экскурсии. - М.: Просвещение, 1983. – 163с.
  14. Клепинина З.А., Мельчаков Л.Ф. Природоведение. Учебник для 2 и 3 классов. - М.: Просвещение, 1987. – 169 с.
  15. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. - М.: Педагогика, 1989. – 347с.
  16. Минаев В.М. Внеклассная работа по природоведению. Минск, 2009.
  17. Мои первые научные опыты – издательская группа «Контэнi» - при содействии ЗАО «Издательство Кристина-новый век», 2007.
  18. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения. - М.: Просвещение, 1990. – 256с.
  19. Петросова Р.А., Голов В.П. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. М. «Академия», 2007.
  20. Плешаков А.А. Учебники с 1 по 4 кл. – М. Просвещение, 2000.
  21. Популярный экологический словарь. Под. ред. A.M. Гилярова.– М.: Устойчивый мир, 1999.-186 с.
  22. Рабочая тетрадь по естествознанию – НПО – «Школа» Издательство «Открытый мир», 2006.
  23. Старостин В.И. Природа в системе эстетического воспитания. - М.. Просвещение, 1990. - 56с.
  24. Экологическое образование и воспитание. Метод. рекомендации. – Улан – Удэ, 1990. – 29с.
  25. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Кн. для учителя /Н.И. Кнященко, Н.Л. Лейзеров, М.С. Каган и др. – М.: Просвещение, 1983. – 303с.
  26. Юшков А.Н. – Необычное в обычном. 2009.
  27. Электронный источник - http://reftrend.ru/571709.html
  28. Электронный источник - http://tuvapravda.ru/?q=content/zhivy-drevnie-obychai

Информация о работе Экологическое воспитание младших школьников