Экологическое воспитание младших школьников во внеурочное время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 14:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования:
Определить и изучить возможности внеклассной работы в решении проблемы формирования экологически грамотной личности ребёнка.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Выявить сущность и основные составляющие экологической культуры.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 6 - 24
1.1. Необходимость экологического образования и воспитания 6
1.2. Сущность и задачи экологического воспитания. Пути
реализации задач экологического воспитания школьников 7
1.3. Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста 12
1.4. Основные условия эффективности экологического воспитания 16
1.5. Формы экологического воспитания 19
1.6. Внеклассная работа и её роль в формировании экологических понятий 22
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ 25 - 36
2.1. Методы и методология исследования. 25
2.2. Результаты и их анализ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

практическая Ю..docx

— 98.95 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ                                                            6 - 24

    1. Необходимость экологического образования и воспитания 6
    2. Сущность и задачи экологического воспитания. Пути

реализации задач экологического воспитания школьников 7

    1. Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста 12
    2. Основные условия эффективности экологического воспитания 16
    3. Формы  экологического воспитания 19
    4. Внеклассная работа и её роль в формировании экологических понятий 22

   ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ                   

   ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ  ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ            25 - 36

   2.1. Методы и методология  исследования. 25

   2.2. Результаты и  их анализ 26

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37

   ЛИТЕРАТУРА 39

   ПРИЛОЖЕНИЕ 0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Ухудшение  экологической обстановки на  нашей планете создаёт угрозу  существования жизни на Земле.  Человек озабочен тем, чтобы  сохранить природу. А чтобы  сохранить природу, человек должен  знать основные её законы. Знание  основных законов базируется  в экологическом образовании.

     В настоящее  время экологическое образование  школьников становится приоритетным  направлением в педагогической  теории и практике. Это связано  с тяжёлой экологической ситуацией  на нашей планете: быстрый рост  народонаселения, а следовательно,  проблема его обеспечения пищевыми  продуктами, обеспечение промышленности  минеральным сырьём, проблема энергетики  и, конечно, загрязнение природной  среды – всё это создаёт  угрозу существования самой жизни  на Земле. Только к концу  ХХ века человечество осознало  всю пагубность своего бездумного  «хозяйствования» на Земле. Одной  из важнейших причин такого  положения дел является экологическая  неграмотность населения, неумение  предвидеть последствия своего  вмешательства в природу. Поэтому  в Минске создана городская  организация общественного объединения  «Белорусское общество охраны  природы».

    По мнению учёных (С.С.Кашлев, М.М.Ярмолинская), «Экологический  кризис» на планете, в конце  концов «победит» не деятельность  специалистов по охране окружающей  среды, а специальная система   экологического образования. Важным  принципом этой системы является  непрерывность экологического образования,  что означает взаимосвязанный  процесс обучения, воспитания и  развития человека на протяжении  всей его жизни: детский сад  – школа – вуз – послевузовское  образование.

    В системе непрерывного  экологического образования большое  значение имеет второе звено  – школа, а в школе – начальные  классы.

   Это объясняется  тем, что дети младшего школьного  возраста очень любознательны,  отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются  на тревоги и радости, искренне  сочувствуют и сопереживают. В  этом возрасте идёт активный  процесс целенаправленного формирования  знаний, чувств, оценок, эмоций, развитие  способностей и интересов. Современные  психолого-педагогические исследования  убедительно доказали, что возрастные  особенности младших школьников  способствуют формированию основ  экологической культуры, что и  является целью экологического  образования.

    История человечества  неразрывно связана с историей  природы. На современном этапе  вопросы традиционного взаимодействия  её с человеком выросли в  глобальную экологическую проблему. Если  люди в ближайшем будущем  не научатся бережно относиться  к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать  экологическую культуру и ответственность.  И начинать экологическое воспитание  надо с младшего школьного  возраста, так как в это время  приобретённые знания могут в  дальнейшем преобразоваться в   прочные убеждения.

Цель исследования:

Определить и изучить  возможности внеклассной работы в решении проблемы формирования экологически грамотной личности ребёнка.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.
  2. Выявить сущность и основные составляющие экологической культуры.
  3. Раскрыть пути формирования экологической культуры школьников во внеурочное время.
  4. Выявить условия, обеспечивающие эффективность формирования экологической культуры во внеклассной работе.
  5. Разработать научно-методические рекомендации по формированию экологической культуры младших школьников во внеурочное время.

Объект исследования: Экологическое воспитание.

Предмет исследования: Процесс формирования экологической культуры во внеклассной работе.

Гипотеза: формирование экологически грамотной личности ребёнка будет зависеть от форм и методов внеклассной работы.

Методы исследования:

  • изучение психолого-педагогической литературы,
  • анализ документации,
  • изучение продуктов деятельности,
  • наблюдение,
  • анализ результатов деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЫ

 

    1. . Необходимость экологического образования и воспитания

     Сегодняшние  выпускники школы слабо ориентированы  в глобальных, в том числе экологических,  проблемах сохранения здоровья  человека и биосферы. Преобладают  потребительские взгляды на природу.  Многие отождествляют охрану  окружающей среды и рациональное  природопользование с охраной  отдельных природных комплексов  и редких видов растений и  животных.

      Человеку  следует напомнить, что род  людской всего лишь один из  биологических видов, возникший  в результате эволюции биосферы, и все развитие человечества  подчинено тем же общим законом,  которым следует и все живое  вещество.

     На исходе 20-го  века человечество в своём  развитии столкнулось с необходимостью  формирования новой модели развития  цивилизации, которая смогла бы  противостоять надвигающемуся глобальному  экологическому кризису. В наши  дни не вызывает сомнений утверждение  о том, что достижение целей  устойчивого развития невозможно  без коренного изменения всего  мироощущения человека, без формирования  экологической культуры. Однако  то, что воспитывалось веками  – потребительский подход  к  природе – очень трудно изменить. Это процесс долгий и сложный.  И здесь особое значение приобретает  экологическое образование, которое  призвано создавать нравственную  и интеллектуальную основу нашего  будущего.

     Экологическая  культура должна стать ведущим  компонентом общей культуры человека  и новым способом соединения  примирения человека с природой, более глубокого её познания. Формирование ответственного отношения  к природе; осознание и утверждение  приоритета всех форм жизни;  обеспечение всестороннего развития  человека, его склонностей, творческих способностей. Необходима психологическая перестройка людей в отношениях с природой.

     Экологические  знания должны включаться практически  вол все учебные программы,  от философии и социологии  до географии и этики. Уже  с самого раннего возраста  каждый живущий на Земле человек  должен знать о заболеваниях, вызываемых загрязнением среды;  о генетических отклонениях; о  гибели животных и растений; об  уменьшении плодородия почвы;  об исчерпаемости запасов питьевой  воды и других негативных изменениях  среды обитания. И не только  знать, но и ощущать личную  ответственность за её состояние.  Современному учителю особенно  необходимо проникнуть в сущность  актуальных проблем взаимосвязи,  взаимодействия природы и общества, увидеть их социальную основу, конкретно представить, какими  средствами и способами решать  задачи воспитания ответственного  отношения школьников к природной  среде. [6, с. 6 - 7]

 

1.2. Сущность и  задачи экологического воспитания. Пути реализации задач экологического  воспитания школьников

      Стремительно  развивающиеся движение по охране  природы охватило весь мир.  Вопрос о том, как должен  относиться человек к окружающей  среде, волнует каждого жителя  планеты. В современной науке  понятие «экология» характеризуется  единством биологического, социального,  экономического, технического, гигиенического  факторов жизни людей.

      Экология  как форма общественного сознания  является частью биологической  науки, изучающей закономерности  взаимодействия и взаимоотношений  внутри фауны и флоры.

     Мир природы  – среда обитания человека. Он  заинтересован в сохранении целостности,  чистоты, гармонии в природе  и предотвращении нарушений биологического  взаимодействия и равновесия. Вместе  с тем своей активной преобразующей  деятельностью человек вмешивается  в естественные процессы, нарушает их, использует богатства природы в своих интересах. Если эта деятельность протекает бесконтрольно, без учёта экологических закономерностей и возобновления восстановимых ресурсов, биологическому балансу в природе может быть нанесён непоправимый ущерб, порождающий процессы, угрожающие жизни человека.

      Природа  является для людей объектом  познания и эстетического познания. Её явления эстетически совершенны  и доставляют эстетически развитому  человеку глубокое душевное наслаждение.  Проникновение в её тайны способствуют  формированию научного мировоззрения.  Этим обусловлена необходимость  осуществления всеобщего, обязательного,  начального экологического воспитания, закладывающего основы экологической  культуры человека.

      Экологическое  воспитание представляет собой  систематическую педагогическую  деятельности, направленную на развитие  экологической образованности и  воспитанности детей; накопление  экологических знаний, формирование  умений и навыков деятельности  в природе, пробуждение высоких  нравственно-эстетических чувств, приобретение  высоконравственных личностных  качеств и твёрдой воли в  осуществлении природоохранной  работы.

     В процессе  экологического воспитания формируется  экологическое сознание как важная  составная часть мировоззрения  школьников.

     Экологическое  сознание включает в себя экологические  знания: факты, сведения, выводы, обобщения  о взаимоотношениях и обмене, происходящих в мире животных  и растений, а также в сфере  их обитания и в целом в  окружающей среде. Его составной  частью являются эстетические  чувства и экологическая ответственность.  Они побуждают человека соблюдать  осторожность в отношении к  природе, заранее предусматривать  и предотвращать возможные отрицательные  последствия промышленного освоения  природных вод, земли, атмосферы,  леса. Использование человеком природы  требует от него развитой способности  экологического мышления. Оно проявляется в умении эффективно использовать экологические знания при создании промышленных и сельскохозяйственных объектов, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для природы последствий некоторых технологических процессов производства. В состав экологического сознания входят волевые устремления человека, направленные на охрану природы, на активную борьбу с нарушителями законодательства об охране окружающей среды.

Содержание воспитательной работы включает: усвоение ведущих  мировоззренческих идей и формирование ценностных ориентаций экологического характера; усвоение системы научных  и эмпирических знаний о природных  процессах и явлениях;  прогнозирование  последствий воздействия человека и общества на окружающую среду и  свою жизнедеятельность.

Критерии сформированности экологической культуры:

    • Наличие представлений о взаимодействии в системе «человек – общество - природа», знаний о природе родного края, локальных, региональных и глобальных экологических проблемах;
    •   Участие в разнообразных видах деятельности в области природопользования и охраны окружающей среды;
    • Сформированность ответственности за сохранение природного окружения, определяющего условия жизни людей;
    • Соблюдение норм экологически безопасного поведения [9, с.46 - 67]

Информация о работе Экологическое воспитание младших школьников во внеурочное время