Экологическое воспитание младших школьников во внеурочное время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 14:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования:
Определить и изучить возможности внеклассной работы в решении проблемы формирования экологически грамотной личности ребёнка.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Выявить сущность и основные составляющие экологической культуры.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 6 - 24
1.1. Необходимость экологического образования и воспитания 6
1.2. Сущность и задачи экологического воспитания. Пути
реализации задач экологического воспитания школьников 7
1.3. Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста 12
1.4. Основные условия эффективности экологического воспитания 16
1.5. Формы экологического воспитания 19
1.6. Внеклассная работа и её роль в формировании экологических понятий 22
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ 25 - 36
2.1. Методы и методология исследования. 25
2.2. Результаты и их анализ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

практическая Ю..docx

— 98.95 Кб (Скачать файл)

На внеклассном мероприятии  атмосфера была доброжелательная, сотрудничество было в общении между учителем и учениками.

      Время распределено рационально. Всё мероприятие было направлено на достижение главной цели: формирование экологических качеств.

        Формирующая  часть эксперимента показала, что   уровень экологического воспитания  зависит от подбора и содержания, методов и форм внеклассной  работы. Можно подобрать интересный  и занимательный материал, но  неправильно или неинтересно  его преподнести, тогда это  мероприятие не вызовет никакого  чувства долга перед природой. Поэтому необходимо правильно  это содержание преподнести, используя  различные методы и формы, и  чтобы правильно их подобрать,  надо знать интересы детей,  уровень их знаний по теме  которую вы хотите преподнести.

 

       Контрольный этап эксперимента позволил подвести итог работе, и ставил своей целью выявить, как повлияли данные разработанные  внеклассные мероприятия на понимание ранее указанных экологических норм.

Для реализации этой цели проводилось  наблюдение с целью выявления у учащихся соблюдения в повседневной жизни и поведении наличия экологических качеств.

Наблюдение проводилось  в независимых условиях, когда  учащиеся были задействованы в различные  виды деятельности, т.к. именно в такое  время можно выявить наличие  в их поведении экологических  качеств. Результаты наблюдения отражены в таблице №3.

Таблица №3. «Экологические качества, определяющие поведение и  деятельность личности»

 Ф.И.

учащегося

Понимание школьниками современных  экологических проблем

осознание ответственности  за сохранение природы

Активная природоохранная  деятельность

Развитое чувство любви  к природе

Умение видеть красоту, любоваться и наслаждаться ею

Настя В.

+

+

 

+

+

 Олег Д.

+

+

+

 

+

Андрей Б.

+

+

+

 

+

Юля Т

+

+

+

+

+

 Настя С.

+

 

+

+

+

 Вика М.

+

+

 

+

+

 Валерий В.

+

+

 

+

 

 Женя Ф.

+

 

+

+

+

Яна Д.

 

+

 

+

 

 Виталик Ж.

+

+

+

 

+

Павел Б

+

+

 

+

 

 Сергей Ж.

+

+

 

+

+


 

В результате проведенного наблюдения удалось установить, что  уровень  сформированности экологических  качеств в поведении учащихся возрос в процентном соотношении. Данные можно увидеть в диаграмме  №2.

 

Диаграмма №2. «Экологические качества, преобладающие в поведении учащихся»

 

Как видно из диаграммы, процент  экологических качеств значительно  вырос и составляет: понимание  школьниками современных экологических  проблем 91%,  умение видеть красоту, любоваться и наслаждаться ею – 75%,  осознание ответственности за сохранение природы – 83%, развитое чувство любви  к природе – 75%,  а активная природоохранная деятельность – 50%.

Из данной диаграммы также  видно, что в результате проведенных  внеклассных мероприятий  учащиеся стали больше задумываться над своим поведением и поступками по отношению к окружающей среде, что говорит о наличии в поведении экологических норм.

Данные наглядно представлены в диаграмме №3

Диаграмма №3. «Результаты  наблюдения на двух этапах эксперимента»

 

 

Сравнив эти данные  видно, что коэффициент экологичности класса на контрольном этапе эксперимента выше, чем на констатирующем этапе.

Из вышесказанного следует, что от выбора форм, методов и приёмов внеклассной работы зависит уровень экологической воспитанности учащихся, что подтверждает выдвинутую нами в начале гипотезу.

Поэтому можем рекомендовать                               (Приложение 5)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   В настоящее время нет, наверное, человека на земле, который не задумывался о происхождении нашей планеты, её экологическом неблагополучии и будущем. Учёные всего мира изучают эту проблему, однако результаты их исследования не радуют.

  По мере развития общества понятие «культура» уточнялось, наполнялось новым содержанием. Начиная с 17-18 века, культурой стали понимать всё преобразованное, обработанное человеком. В другом содержательном значении культура понималась как совершенствование, главным образом, духовных сил человека и общества, иначе говоря – как процесс и результат образования и воспитания.

  Экологическая культура является составной частью общечеловеческой культуры, а поэтому она связана со всеми другими её видами.

  Под экологическим воспитанием детей мы понимаем прежде всего воспитание человечности, ответственного отношения к окружающему миру, умение анализировать происходящее, правильно вести себя в природе и обществе.

Исходя из этого мною было  проведено эксперементальное исследование, в результате которого удалось установить, что на констатирующем этапе эксперимента уровень сформированности экологических  качеств детей различен и зависит  от направлений в деятельности учителя, что отражается в плане воспитательной работы. Поэтому внеклассные занятия, информационные и классные часы должны быть разнообразного характера, вовлекать  ребят в различные виды деятельности, где и происходит формирование экологических  качеств, что дает возможность перейти  к формирующему этапу эксперимента.

Формирующая часть эксперимента показала, что  уровень экологического воспитания зависит от подбора и  содержания, методов и форм внеклассной  работы. Можно подобрать интересный и занимательный материал, но неправильно  или неинтересно его преподнести, тогда это мероприятие не вызовет никакого чувства долга перед природой. Поэтому необходимо правильно это содержание преподнести, используя различные методы и формы, и чтобы правильно их подобрать, надо знать интересы детей, уровень их знаний по теме.

Сравнив данные на констатирующем и контрольном этапах эксперемента можно сделать вывод, что коэффициент экологичности класса на контрольном этапе эксперимента выше, чем на констатирующем этапе.

Из вышесказанного следует, что от выбора форм, методов и приёмов внеклассной работы зависит уровень экологической воспитанности учащихся, что подтверждает выдвинутую нами в начале гипотезу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Барышева Ю. А. Из опыта организации экологической работы. // Начальная школа. – 1998. №6.
  2. Бесова М.А. Воспитательная работа в начальной школе: теория, методика, технология. Мозырь, «Белый ветер», 2005.
  3. Воспитание экологической культуры младших школьников в процессе внеклассной работы. Игнатьева С. С., Ноговицына М. П., Шапошникова М. Г. / Издательский дом «Первое сентября»/ http://festival.1september.ru/subjects/15/
  1. Горелова  О.В. Экологическое воспитание младших  школьников, или Один день из школьной жизни./ Издательский дом «Первое сентября»/ http://festival.1september.ru/subjects/15/

  1. Жукова И. В помощь экологическому воспитанию учащихся. // Начальная школа.. – 1998. №6.
  2. Зверев И.Д. Организация экологического образования в школе. М., 1990.
  3. Климцова Т. А. Экология в начальной школе. // Начальная школа.. – 2000. №6.
  4. Кучер Т.В.  Экологическое воспитание учащихся.- М.:Просвещение, 1990.
  5. Мухамедьярова Р. Р. О работе экологической школы. // Начальная школа. – 1999. №3.
  1. Овчелупова  Ю.А. Экологическое воспитание младших  школьников (из опыта работы). / Издательский дом «Первое сентября»/ http://festival.1september.ru/subjects/15/

  1. Пахомов А. П. Методические рекомендации к овладению экологическими знаниями. // Начальная школа.. – 1998. №6.
  2. Педагогика. / Под ред. Харламова И.Ф.-М.: Педагогика, 1987.
  3. Педагогика: Большая современная энциклопедия /Сост. Е. С. Рапацевич – Мн., «Современное слово», 2005.
  4. Подласый И.П. Педагогика. 2 ч<span class="Normal__Char" style=" font-family: 'Times

Информация о работе Экологическое воспитание младших школьников во внеурочное время