Экологическое воспитание младших школьников во внеурочное время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 14:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования:
Определить и изучить возможности внеклассной работы в решении проблемы формирования экологически грамотной личности ребёнка.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Выявить сущность и основные составляющие экологической культуры.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 6 - 24
1.1. Необходимость экологического образования и воспитания 6
1.2. Сущность и задачи экологического воспитания. Пути
реализации задач экологического воспитания школьников 7
1.3. Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста 12
1.4. Основные условия эффективности экологического воспитания 16
1.5. Формы экологического воспитания 19
1.6. Внеклассная работа и её роль в формировании экологических понятий 22
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ 25 - 36
2.1. Методы и методология исследования. 25
2.2. Результаты и их анализ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

практическая Ю..docx

— 98.95 Кб (Скачать файл)

 

        Экологическое сознание выполняет важные функции.

    • Просветительная функция помогает школьникам осознать природу как среду обитания человека и как эстетически совершенную систему. 
    • Развивающая функция реализуется в процессе формирования у детей умения осмысливать экологические явления, устанавливать связи и зависимости, существующие в мире растений и животных; делать выводы, обобщения и заключения относительно состояния природы; давать рекомендации разумного взаимодействия с ней.
    • Воспитательная функция экологического сознания проявляется в формировании у учащихся нравственного и эстетического отношения к природе. Чувство долга и ответственности органично сливается с чувством восхищения величием и красотой реального мира. Это побуждает школьников к природоохранной деятельности. Углубленное познание ими родной природы, деятельная любовь к ней обогащают и укрепляют патриотизм.
    • Организующая функция состоит в стимулировании активной природоохранной деятельности учащихся.
    • Прогностическая функция экологического сознания заключается в развитии у детей умения предсказывать возможные последствия тех или иных действий человека к природе; к чему ведёт нарушение экологических процессов; какие действия являются экологически нейтральными, а какие мероприятия необходимо провести для пользы природы.

    

Эффективная реализация функций  экологического сознания ведёт к  формированию у школьников экологической  культуры, которая включает в себя экологические знания, глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное её осуществление, богатство  нравственно-эстетических чувств и  переживаний, порождаемых общением с природой. Цель формирования экологической  культуры школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения  к природе. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической  работы по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов  взаимодействия человека, общества и  природы; экологических ценностных ориентаций, норм и правил отношения к природе, умений и навыков её изучения и охраны.

      Экологическое  воспитание осуществляется в  результате целенаправленного обучения. Учащиеся в процессе изучения  различных предметов обогащаются  экологическими знаниями. Нравственное  и эстетическое воспитание сосредоточивают  внимание детей на бережном  отношении к природе, любви  к ней, умении наслаждаться  её красотой. Общественно полезный  труд приучает школьников к  природоохранной работе. Эта взаимосвязь  и обусловленность разнообразных  видов деятельности определяет  систему экологического воспитания.

      Цель системы  экологического воспитания –  в развитии экологического сознания  детей как совокупности знаний, мышления, чувств и воли; в формировании  у них экологической культуры; в готовности к активной природоохранной  деятельности. В формирование экологического  сознания детей вносят свой  вклад предметы гуманитарного  и эстетического цикла. В формировании  экологического сознания школьников  большую роль играет их общественно  полезный труд природоохранного  характера: школьные лесничества,  насаждение защитных полос,  лесопитомников  и садов и т.д. С природоохранной  деятельностью детей неразрывно  связана теристическо-краеведческая  работа. Она приучает школьников  соблюдать правила поведения  в местах отдыха, в лесах и  на реках, вести наблюдения  за состоянием природы, накапливать  впечатления для художественного  выражения в собственном литературном, музыкальном, изобразительном творчестве.

     Немалую помощь  школе в экологическом воспитании  детей оказывают средства массовой  информации. Детская и юношеская  литература, газеты и журналы  уделяют много внимания воспитанию  бережного отношения к природе.  Радио и телевидение организуют  детскую природоохранную деятельность: разъясняют, как зимой помогать  животным и птицам, как ухаживать за домашними животными и растениями, как следить за чистотой леса, парка, реки.

     Экологическое  воспитание как часть мировоззрения,  общего познания мира осуществляется  в неразрывной связи с умственным  воспитанием, с трудовым, помогающим  реализовать экологические убеждения  детей в действительности; с эстетическим, развивающим ощущением красоты  природы и стимулирующим природоохранную  деятельность учащихся с нравственным, формирующим чувство ответственности  по отношению к природе и  людям. Основными показателями  экологической воспитанности является  понимание школьников современных  экологических проблем, осознание  ответственности за сохранение  природы, активная природоохранная  деятельность, развитое чувство  любви к природе, умение видеть  красоту, любоваться и наслаждаться  ею. [15, с. 120 - 124 ]

 

    1. . Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст  является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической  культуры, так как в этом период развития ребёнка, характеризующийся  преобладанием эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и  качества личности, которые определяют её сущность в будущем. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и  нравственно-экологической позиции  личности, которая определяет отношение  ребёнка к природному и социальному  окружению и к самому себе. Яркость  и чистота эмоциональных реакций  обуславливают глубину и устойчивость впечатлений, получаемых ребёнком. Отсюда преимущественно умозрительное, без  предметной раздробленности. Ребёнок  младшего школьного возраста начинает также проявлять интерес к  миру человеческих отношений и находить своё место в системе этих отношений, его деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиций законов, принятых в обществе.

     Однако традиционное  ознакомление учащихся начальных  классов с окружающей действительностью  долгие годы строилось на искусственном  разъединении представлений о  природе и социуме. Игнорирование  способности детей младшего школьного  возраста воспринимать окружающий  мир целостно, нерасчлененно ведёт  к формированию неполного представления  о развитии природы и общества.

      Для учащихся  начальных классов наиболее значимыми  видами деятельности признаются  игровая и учебная, причём в  младшем школьном возрасте происходит  переход от игровой к учебной  деятельности и целостное формирование  после дней. В туристско-краеведческой  деятельности учащихся также  присутствуют элементы игры. Каждый  из участников этой деятельности  имеет свою роль, являясь штурманом,  экологом, знатоком тех или иных  явлений природы. Однако в процессе  туристско-краеведческой деятельности  дети овладевают реальными орудиями  труда (термометр, компас, карта  и т.п.), выполняют реальные действия  соответственно своим возможностям  и овладевают комплексом отношений  с окружающей природной и социальной  средой и самими собой в  реальной деятельности. Таким образом,  туристско-краеведческая деятельность  хотя и близка к игровой,  но отличается от неё реальностью,  естественностью всего происходящего,  присутствием мотивированного результата  действия.

       Занимаясь  туризмом и краеведением, дети  удовлетворяют свою потребность  в физической активности, получают  возможность знакомиться с предметами  и явлениями окружающего мира  непосредственно в природе, где  можно не только увидеть, но  и потрогать, понюхать, попробовать  на вкус, удовлетворяют потребность  в общении и сотрудничестве  со сверстниками, в самоутверждении  и положительной самооценке.

     Структурной  единицей в системе туристско-краеведческой  деятельности учащихся является  цикл,  состоящий из подготовки, проведения и подведения итогов  путешествия (экскурсии, прогулки, похода), который, повторяясь со  все более усложняющимися содержанием  и формами, создаёт непрерывность,  последовательность и постепенность  наращивания знаний, умений, навыков  и формирования качеств личности. Основной части цикла – путешествию  предшествуют теоритические занятия  в помещении и на местности,  наблюдения в природе, игровые  задания. Завершается цикл комплексом  разнообразных мероприятий по  подведению итогов работы.

      Освоение  различных социальных ролей в  процессе туристско-краеведческой  деятельности осуществляется через  должностную систему организации  детского самоуправления туристско-краеведческой  группы. На каждый новый туристско-краеведческий  цикл каждый его участник получает  новую туристскую и краеведческую  должность, которую он защищает  перед экскурсией или походом,  доказывая, что хорошо знает  его функционал, и отчитывается  о проделанной работе после  экскурсии, похода или экспедиции. Такая организация позволяет  не дублировать деятельность  другого, совершенствовать свое  туристско-краеведческое мастерство, самореализоваться и самоутвердиться  в группе,  а также целостно  изучить определённый объект  или район путешествия.

      Формированию  у детей  отношения к природе  как высшей ценности, желания  заботиться о ней помогает  включение в каждый туристско-краеведческий  цикл труда на благо природы,  являющегося наиболее естественной  формой взаимодействия человека  с окружающим миром, многие  виды которого бескорыстны, а  по своей мотивации приближаются  к общественно значимой деятельности.

      Экологическое  воспитание  учащихся реализуется  в рамках программы-системы «Чистая  Земля – XX век». Эта программа имеет три ступени, соответствующие психовозрастным особенностям детей, и предполагает использование новых и уже апробированных отечественными и зарубежными специалистами педагогических методов и приёмов, которые в своей совокупности, в определённой системе дают высокий воспитательный эффект.

      Во внеурочное  время у младших школьников  развиваются свои представления  о природных сообществах как  совокупности совместно обитающих  и находящихся в тесной взаимосвязи  организмов. Знакомство с экологическими  законами является основой представления  о природном равновесии и роли  человека в его сохранении.

     На втором  году обучения предполагается  создание образовательной среды,  позволяющей детям освоить определённый  объём информации по краеведению,  экологии, наукам о Земле, овладеть  простыми приёмами художественного  творчества, приобрести навыки межличностного  общения, освоить некоторые туристские  навыки.

     Задача третьего  года обучения заключается в  том, чтобы помочь детям на  основе расширяющихся и углубляющихся  знаний формировать восприятие  мира как единого целого, как  системы, в которой взаимодействуют  все объекты, осознать роль  человека как сына природы  и её главной преобразующей  силы, способствовать формированию  понимания того, что усилия каждого  человека значимы для микро-  и макросоциальных процессов,  научить выражать своё отношение  к изучаемой природной системе  через изобразительную и практическую  деятельность.  

     Таким образом,  процесс познания, начинаясь с  простого созерцания, сенсорного  восприятия окружающего мира, расширяется  и углубляется до выяснения  причинно-следственных связей и  взаимосвязей во взаимоотношениях  людей с социо-природной средой.

      Реализация  принципа экологизации краеведо-туристской  деятельности помогает подвести  младших школьников к пониманию  того, что от состояния окружающей  среды зависит состояние физического  и духовного здоровья человека, а потому оберегать эстетические, экологические и санитарно-гигиенические  качества окружающей среды - значит, заботиться о духовном и физическом здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности

     Формированию  представлений о взаимосвязях  в обществе способствует также  построение отношений в группах  на основе должностной  системы.

      Познанию  природы и самих себя помогают  социализирующие игры, игровые задания,  проведение простейших опытов. Эффективным  средством формирования нравственных  основ экологической культуры  является Кодекс чести юного  эколога. Важно разрабатывать  содержание этого кодекса совместно  с детьми, использующими свой  опыт взаимодействия с окружающим  миром и самим собой. [20, с.67 - 98]

 

1.4. Основные условия  эффективности экологического

воспитания

     Успех экологического  воспитания зависит не только  от того, как учитель понимает  его цели и задачи, но и от  создания необходимых условий  для воплощения их в учебно-воспитательном  процессе.

     Основные условия:

  • учёт возрастных и психологических особенностей восприятия и познания природы школьниками;
  • усиление межпредметных связей; реализация краеведческого подхода;
  • тесная связь с жизнью и трудом;
  • взаимосвязь учебной и внеклассной работы;
  • использование примеров положительного отношения к природе учителя, взрослых и детей;
  • формирование знаний о взаимосвязях и взаимоотношениях между природными компонентами.

     В младшем  школьном возрасте идёт активный  процесс целенаправленного формирования  знаний, чувств, оценок, переживаний,  развития способностей и интересов.  Отзывчивость и восприимчивость  является важнейшей особенностью  учащихся. Отсутствие собственного  социального опыта делает их весьма податливыми на воспитательные воздействия.

Информация о работе Экологическое воспитание младших школьников во внеурочное время