Явления мобинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 06:12, реферат

Описание работы

В работе рассматриваются с примерами явления мобинга, а так же возможности противостояния ему.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Проблематика агрессивности в межличностных отношениях детей 6
1.1. Моббинг и буллинг 7
1.2. Теоретические подходы к обоснованию существования буллинга 10
1.3. Типология и течение буллинга. 14
1.4. Проблемы буллинга в Латвии и России 20
Глава 2. Профилактика при буллинге 22
Выводы 24
Испоьзованная литература 25

Файлы: 1 файл

мобинги.docx

— 38.95 Кб (Скачать файл)

 

Условия возникновения буллинга предполагают:

   * Предшествующие и  пред уготавливающие обстоятельства.  Например,  появление в благополучном  классе проблемного и агрессивного  второгодника.

   * Запускающие моменты. Например, острый конфликт между  двумя учениками.

   * Стигмы потенциальной  жертвы,  т.е.  внешние поводы,  исполняющие роль формальных  провокаторов для насильников. 

Таковыми могут выступать любые и «минимальные», и «максимальные» особенности детей – потенциальных жертв:

   * По внешнему виду:  полные,  худые,  высокие,  низкие,  имеющие веснушки и родимые  пятна,  аномалии –  неправильный  прикус,  косоглазие,  парезы,   костные деформации и т.д.

   * По манере речи  и поведению: шепелявость, заикание, косноязычие, эффект речевой каши; гиперактивные, заторможенные, замкнутые, провоцирующие.

   * По имиджу: нелепо  одевающиеся, пользующиеся старыми  вещами, не в контексте господствующей  молодежной моды и моды,  принятой  в данном детском сообществе;  выглядящие запущенные и грязные.

   * По наличию функциональных  недостатков:  приступов,  истерик,  страхов, навязчивостей,  затяжных  плачей («глаза на мокром месте»)  непроизвольное отхождение газов  при метеоризме, слабого зрения  («очкарик»).

   * По результатам  достижений:  слабый ученик,  двоечник, «тупица»,  неспособный к занятиям,  недисциплинированный, «вечно срывающий  занятия», «ботаник  -  заучка», «вечно  высовывающийся», «любимчик», «подлиза», «стукач», «маменькин сынок».

   * По социальному  происхождению:  богач -  бедняк,   из благополучной семьи или  неблагополучной,  из полной семьи  –  от матери-  одиночки,  семейный  ребенок – сирота и т.д.

   * По этнокультурным  особенностям: иной религии, иной  расы, иных возможностей в полноценном  владении языком и культурой  новой родины.

   * Мотивы насильника:   наказать,  отомстить,   удивить,   поразить,  разрядиться, «приколоться», показать преимущество, специально  унизить, запугать.

   * Мотивы поддержания  буллинга: «Теперь он мой раб», «Я могу его использовать».

   * Дополнительные факторы:  образовательная,  коммуникативная,  дисциплинарная и общая не  адаптивность в школе,  сложная  семейная ситуация и воспитательская  неадекватность,  обремененность  поведенческими нарушениями,  психическими  расстройствами и соматическими  заболеваниями,  положение инвалида, потребность в особых нуждах.

Что    необходимо для окончательного становления буллинга как процесса и поляризации ролей насильника и жертвы: 

   * Принудительное определение  жертвы по Олвеусу-  жертва  неспособна к сопротивлению, она  полностью беззащитна, она принуждаема 

   * Поддерживающие роль  сторонних наблюдателей.  Взрослые  не вмешиваются в ситуацию  буллинга или по незнанию,  или от неумения,  или по  идейным соображениям. Или плохо  вмешиваются, имитируют деятельность.

   * Дети –  пассивные  наблюдатели.  В душе сочувствуют  жертве,  но одновременно радуются,  что  «слава богу,  это не  со мной!».  Часто наблюдатели  боятся вмешиваться из страха  оказаться на месте жертвы.

   * Мотивация насильника  должна сохраняться продолжительное  время и подпитываться    достаточным количеством энергии.  Предложенная  «скетч – теория»  Олвеусом и в дальнейшем развиваемая  Таггулом, была призвана создать  универсальный портрет потенциальной  жертвы буллинга.   В дальнейшем  она не получила своего подтверждения.  Равно как и не состоялись  традиционные представления о  насильниках, как об исключительно  девиантах, «отмороженных», поведенческих  проблемных,  с плохой    наследственностью    и родословной детях.

Наоборот, по мнению Босворта, Эслелаге и Симона (2001) «Большинство   булли – популярные,  часто спортивные мальчики,  обладающие хорошими социальными навыками, способностью привлекать к себе внимание и манипулировать другими, но высокий статус у сверстников действует на них подобно наркотику,  и они им часто злоупотребляют. Нередко, но необязательно, такое поведение компенсаторно и связано с семейными и социальными трудностями.

Дэвид Лейн предлагает концепцию комплексного,  одновременного воздействия 4-х основных факторов:

1)  Текущее поведение  позволяет во многом спрогнозировать  отношения между жертвой и  насильником в будущем;

2) Излюбленный стиль поведения, связанный с особенностями личности. В частности, такое качество как  расчётливость детей – экстравертов  во многом связано с повышенной  активностью к буллингу;

3)  Множественный стресс-  обременённость различными социальными,

семейными, образовательными и медицинскими проблемами;

4) Потворствующая или беспомощная  позиция школы.

Психоаналитическое обоснование буллинга основано на объяснении этого феномена вымещением нереализованной агрессии в детском возрасте.

Социально –  психологические и социологические теории склонны видеть причины буллинга в переживании детьми очевидного    экономического неравенства.  В результате дети –  выходцы из низших слоёв общества,  как правило,  не имеют равных возможностей для успешного обучения и ассимиляции традиционной культуры. В результате,  они прокладывают себе путь к успеху и завоевывают власть кулаками,  драками и криминальным поведением.  Об этой проблеме в последнее время много говорят, популяризируют и пишут представители,  так называемой,  марксистской и критической педагогики.   Канадский педагог,  живущий в США,  много времени посвятивший    школьной работе с детьми,  проживающими в районах гетто обоих стран,  Питер Мак – Ларен   прямо указывает на взаимосвязь насильственного поведения у своих учеников и их идейного,  выстраданного отрицания традиционной американской культуры,  декларирующий,  в частности,  взаимное уважение и добродетельную заботу всех граждан друг о друге (  ……..  ).

Теории поведенческой психологии и,  в первую очередь,  Альберта Бандуры, одного из лидеров этого направления.  Буллингу можно научиться.  Можно научиться стать обидчиком, можно научиться стать жертвой.

 

1.3. Типология и течение  буллинга.

   * По частоте эксцессов.

   * По массивности  воздействия.

   * По продолжительности  процесса.

Для насильников некоторые исследователи  (Босворт и соавторы, 2001) предлагают следующее разделение:

1.  Агрессивные булли. Истинные  насильники, очень жестокие, с пониженным  самоконтролем и вопреки доводам  психоанализа с высоким самоуважением. Это самая многочисленная категория  булли.

2.  Тревожные булли. Их  поведение компенсаторно. Они во  многом подобны по характеристикам  своим жертвам.  Именно нежелание  стать жертвой и побуждают  их жить в атмосфере насильственных  контратак и делает их булли.  Их поведение во многом    провокативно,  что уже само  по себе значительно осложняет  их жизнь.

3.  Наконец,  пассивные  булли,  являющиеся,  по нашему  мнению,  вариантом тревожных,  напрямую используют насилие  для самозащиты и подъема престижа  в классе.  Это самая печальная  разновидность булли.  Они лишь  внешне воспринимаются своими  жертвами как сильные и могучие.  На самом деле,   по результатам  исследования,  от 30-ти до 40 %  этих  детей страдают от депрессии.  Их поведение -  скорее крик о помощи или SOS-поведение в терминологии отечественного подросткового психиатра Ю.А.Скроцкого (1983).

 Для жертв буллинга  в России И.Бердышевым и М.Нечаевой (2005)  была предложена классификация  типов адаптации к буллингу, основанная  на концепции проблемно-совладающего  поведения Лазаруса.

Первый тип.  Активное сопротивление.

Второй тип. Пассивное сопротивление.

Третий тип. Отказ от сопротивления.

Четвертый тип.  Бегство от травли.

Пятый тип. Усугубляющее сопротивление.

Ряд исследователей указывают на разные периоды,  пики и сезонность буллинга.  В частности, по данным Пеллегринн и Бартини (2011), у 10-12 –ти летних мальчиков пикбуллинговой активности приходится на начало учебного года,  когда между детьми идет интенсивная борьба за власть и статус в классе.  Эта борьба значительно ослабевает к концу учебного года.

•  Переживания участников буллингового процесса.

   * Жертвы.

Нарастают:  беспомощность,  отчаяние,  бессильная злоба,  генерализованный стыд.  Стремительно падает самооценка.   Дети на сознательном и неосознанном уровнях пытаются справиться с этими разрушительными переживаниями.  Включаются выше перечисленные механизмы совладения и психологической защиты.  В частности,  ряд детей начинают «понимать» и  оправдывать такое негативное отношение к себе, считая, что они это «действительно заслужили». 

В более тяжелых случаях они начинают восхищаться своими мучителями и хотят походить на них.  Срабатывает один из механизмов    психологической защиты – идентификация с агрессором. «Чтобы мне не страдать от насилия и бессмысленно не убегать от насильника, от него всё равно никуда не убежишь,  надо подчиниться его воле, полюбить его, принять всё как данное и заслуженное и попытаться стать таким,  как он».  В результате у таких детей могут возникать мазохистические переживания.  В своей крайней форме такие переживания у жертв насилия известны как «стокгольмский синдром».

   *  Насильники, обидчики, преследователи. 

Как мы уже упоминали,  отсутствие своевременной блокады их буллинговой активности существенно деформирует их личностную структуру и способно благоприятствовать появлению садистических переживаний.

   *  Свидетели буллинга  дети.

1.  Уже упомянутые нами  страх совершения подобного с  тобой, злорадство по этому поводу («Слава богу, не я»), беспомощность, что не можешь оказать помощь  ближнему, т.е. сам боишься последствий.

2.  Переживания настоятельных  (императивных)  потребностей к  бегству от ситуации буллинга, чтобы ты в неё не втягивался, чтобы она не разрушила твой  душевный комфорт.

3.  Переживание побуждений  присоединиться к травле.

   * Свидетели буллинга  взрослые.

Речь идет о естественных реакциях взрослых лиц на факты буллинга.

1.  Возмущение, негодование, желание немедленно вмешаться.

2. Страх, отчаяние, бессилие, что может быть ещё хуже, и  ты не знаешь, как это прекратить.

3.  Защитное игнорирование  фактов. «Я это не вижу», «Меня  это не касается», «Пусть разбираются  сами и отвечают за них те, кому это положено».

4.  Присоединение к агрессору.  Переживание чувств  «праведного  возмездия»  и «торжества справедливости». «Наконец,  ему  (ей)  воздалось  по заслугам». Как правило, к подобным  реакциям, могут быть склонны  педагоги, травмированные длительным  проблемным поведением   своих  учеников. При условии,  что у  них выработалось отчётливо негативное  к ним отношение.  В подобных  случаях – это опасный симптом  для самих педагогов,  поскольку  подобные чувства у профессионалов  являются деструктивными.  Злорадство  педагога по поводу «коллективной  проработки»  в классе проблемного  ученика –  повод к немедленному  обращению за психологической  или психотерапевтической помощью.  Одновременно и повод для приостановки  своей педагогической деятельности. Аналогичные переживания происходят  и у некоторой категории родителей.

Каждый раз,  говоря о процессе буллинга,  нужно помнить,  что обычно речь не идёт о единственных детях,  пострадавших от школьного насилия.  Они могут очень быстро перевестись родителями в другие школы,  и для них этот процесс будет прерван.  Но буллинг -  это система,  это своеобразная социально-  психологическая  «зараза»  в детском сообществе. И на место ушедшей жертвы обязательно, рано или поздно, станет другая. И это будет происходить столько времени,  сколько не будут предприниматься реальные меры в отношении буллинга взрослыми.  Равно как и не может быть гарантий полного благополучия в  «больном»  детском коллективе,  если будет из него устранен главный виновник, инициатор школьной травли, а сам коллектив не будет подвергнут «лечению».

 

Последствия для участников буллинга.

1. Буллинг проходит без  последствий для всех его участников, что бывает крайне редко.

2. Буллинг оставляет след  для его участников, который незначительный, и с которым при своевременно  начатой работе  можно быстро  справиться.

3. Буллинг оставляет длительные  неизгладимые последствия для  его участников, поражая практически  все жизненно важные сферы  человеческого бытия:

   *  Психологические, негативные трансформации личности.

   *  Посттравматические  стрессовые нарушения.

   *  Ухудшение психического  и физического здоровья.

   *  Снижение образовательного  и профессионального функционирования.

   *  Проблемы в  коммуникации или их дальнейшее  усугубление.

   * Прогрессирующее  расстройство адаптации и потеря  социальных достижений.

   * Криминализация поведения.

Естественно,  для разных участников буллинга есть свои прогнозируемые  «наборы последствий».

   * Так для жертв  чаще всего речь идёт о последствиях  для личности,  здоровья и социального  функционирования.

   * Для самих насильников  –  о негативных последствиях  для личности и криминальной  трансформации поведения.

   * Для свидетелей  –  детей и взрослых –  последствия  для личности и снижение профессиональной (родительской) компетенции соответственно.

Однако известны и иные, мало прогнозируемые негативные последствия для участников буллинга. В частности, жертвы при неудачном выведении их из процесса буллинга или его отсутствии,   могут перестать обучаться,  развивать грубые нарушения поведения,  вплоть до криминальных,  обычно за пределами школы;  убегать в виртуальный мир компьютерной зависимости или начинать употреблять алкоголь и наркотики.  В свою очередь, сами насильники могут тяжело переживать свое поведение, искренне желать от него избавиться, испытывать при этом неудачу за неудачей и в итоге срываться в тяжёлый стресс и проблемы зависимого поведения  (компьютер,  психоактивные вещества, обжорство).

Взрослые всегда должны быть готовы к самым неожиданным исходам буллинга. И среди них самое главное не пропустить наиболее опасные:  покушение на убийство,   убийство, доведение до суицида и суицид.

Медико-психологические аспекты буллинга. Во-первых,  это посттравматические  (стрессовые)  переживания:  кризисная психология и кризисная психотерапия.  Большинство жертв,  реже насильников,  ещё реже свидетелей попадают в ситуацию  неконтролируемого стресса, т.е. в ситуацию, когда, как  не пытайся,  изменить ничего невозможно. В таких случаях речь идет о так   называемой    выученной беспомощности -  феномене, высоко распространенным в наши дни и проявляющим себя опять же в наиболее  социально напряженных областях: перспективах выбиться в люди из низов,  найти престижную и достойнейшую работу,   прокормить большую многодетную семью и адекватно получать образование. США была первой страной, где, начиная с 70-хгодов прошлого столетия,  такими исследователями,  как М.Селигманн началось систематическое изучения этого феномена.  В результате люди с выученной   беспомощностью на неразрешимою ситуацию начинают реагировать депрессией, которая, в свою очередь,  модифицирует всё их последующее поведение.  Существуют и другие механизмы развития пост стрессовых последствий буллинга  (И.Бердышев,  М.Нечаева, 2005 год).

Информация о работе Явления мобинга